Что должны выдать при ДТП?
Перечень документов от ГИБДД после ДТП
Первое в мире ДТП произошло в 1896 году, спустя 10 лет после создания первого автомобиля. И если тогда это событие вызвало небывалую шумиху в общественности, то сегодня аварией на дороге не удивишь никого.
Ежедневно в России происходят десятки ДТП, и свидетельством тому выступают специальные документы, которые сотрудники ГИБДД должны выдать участникам происшествия.
Действия водителя в случае ДТП
Очень важно при попадании в аварию вызвать сотрудников ГИБДД.
Во-первых, это позволит с большей точностью разрешить спорные ситуации.
Во-вторых, будь Вы пострадавшей или виновной стороной, официальное освидетельствование аварии позволит получить или произвести компенсационные выплаты за счет обязательного страхования.
И в-третьих, скрытие с места ДТП грозит административной ответственностью в виде лишения прав и виновнику, и пострадавшему .
Попав в дорожное происшествие, водителю необходимо:
- при необходимости оказать первую медицинскую помощь пострадавшим и вызвать скорую;
- включить аварийный световой сигнал и выставить знак аварийной остановки;
- вызвать автоинспекторов, вкратце описав ситуацию;
- сделать фото происшествия с разных ракурсов, постараться найти очевидцев, записать их данные и контакты;
- позвонить в страховую компанию и сообщить номер полиса, ФИО владельца или название организации (для юр. лиц), место происшествия и краткое описание ситуации.
Страховой агент сообщит, какие действия нужно предпринять дальше и какие документы потребуются компании в данной ситуации. В некоторых случаях, условием произведения страховых выплат является присутствие штатного страхового офицера на месте ДТП.
Это касается и решения дорожного конфликта водителями посредством Европротокола. В таком случае сотрудники ГИБДД могут не участвовать, поэтому очень важно следовать всем инструкциям страховщика.
До приезда автоинспекторов также запрещено перемещать ТС с места происшествия без особой причины (когда автомобиль сильно препятствует транспортному потоку).
Убрать автомобиль с проезжей части можно будет только после документального освидетельствования сотрудниками ГИБДД места ДТП.
Как вести себя с сотрудниками ГИБДД
Перед тем, как давать показания сотрудникам ГИБДД, нужно детально вспомнить каждое действие в непосредственном временном отрезке до ДТП.
В стрессовом состоянии это довольно сложно сделать, да и можно попросту не вспомнить некоторые важные факты. Поэтому, не оправившись от аварии, не рекомендуется давать какие-либо письменные обязательства и заполнять неизвестные документы.
Ясная, на первый взгляд, ситуация может иметь массу нюансов, и, при детальном разбирательстве, сделать виновника потерпевшим, и наоборот.
К примеру, автомобиль X резко затормозил, из-за чего в него сзади врезался автомобиль Y. На первый взгляд, вина первого водителя очевидна. Но при рассмотрении аварии было выяснено, что автомобиль X остановился, чтобы избежать наезда на внезапно выбежавшего в неположенном месте пешехода.
Он поступил правильно, а водитель автомобиля Y был признан виновником за то, что не соблюдал должную дистанцию. Поэтому заявлений о своей вине или правоте, до заключения экспертов, лучше не давать.
По закону свидетели – любые очевидцы произошедшего, в том числе и пассажиры всех автомобилей, попавших в ДТП. Они имеют право дать показания в письменной форме, и эти документы будут играть роль при рассмотрении дела в ГИБДД, а при необходимости будут переданы в суд.
Ни в коем случае нельзя подписывать чистые листы бумаги. Это может мотивироваться сотрудником, как ускорение бумажной волокиты, однако такая просьба противозаконна и может привести к дальнейшим вымогательствам или к вынесению несправедливого приговора.
Какие документы выдают автоинспекторы на месте происшествия
Если в произошедшем ДТП не оказалось серьезно пострадавших людей, и не было причинено крупного ущерба имуществу, то сотрудники ГИБДД составляют схему ДТП и, при необходимости, протокол об административном нарушении.
Схема ДТП, базируется на результатах измерительных работ автоинспектора, его подробном описании всех элементов аварии, а также на показаниях свидетелей. Она представляет собой графический рисунок с детальным расположением ТС, вектором их движения и тормозного пути, дорожными особенностями, знаками, разметкой, светофорами и т.п.
- документы, описывающие повреждения транспортных средств всех участников;
- документы, содержащие трактовку ситуации и перечень действий на момент аварии участников ДТП.
Копию протокола выдают под расписку: виновнику – в обязательном порядке, потерпевшему – по требованию.
Если сотрудник ГИБДД игнорирует требование, нужно записать номер его нагрудного знака для дальнейшей подачи жалобы. В происшествиях с несколькими нарушителями, протокол составляется на каждого.
Ранее, сотрудники ГИБДД на месте ДТП должны были выдать справку, подтверждающую факт произошедшего, которую требовали страховые компании. Однако, приказом МВД России от 23.08.2017 она отменена.
Если происшествие повлекло за собой средний или тяжелый ущерб здоровью, гибель человека и/или крупный материальный ущерб, то вышеперечисленные документы дополняют:
- протокол осмотра автомобиля, в котором указываются возможные неисправности, послужившие причиной аварии, степень повреждения автомобиля и деформированные его участки;
- медицинское заключение о наличии в крови участников ДТП алкогольных или наркотических веществ. Предварительно инспекторами ГИБДД может быть проведен тест на трезвость при помощи “трубок трезвости”. Тест должен проводиться при двух свидетелях.
Все документы, кроме освидетельствования участников, должны оформляться под наблюдением водителя. Он должен внимательно следить и при необходимости вносить свои коррективы и замечания. Важно проверить, чтобы все графы документов были заполнены.
Будучи потерпевшей стороной, застрахованной по ОСАГО, нужно помнить, что ремонт ТС можно осуществлять только после проведения аварийной экспертизы и получения официального акта осмотра.
В заключение
В большинстве СК для таких случаев функционирует круглосуточная горячая линия.
В случае ДТП с тяжелыми последствиями, страховой офицер выедет на место аварии, где будет самостоятельно проводить осмотр и решать, какие возможны варианты для урегулирования данного финансового вопроса.
Важно знать, что для открытия дела, страховая компания должна быть оповещена о ДТП не позже, чем через 24 часа после того, как оно произошло. Официальное подтверждение об аварии должно поступить в офис СК в течение 5 дней.
Что делать в случае ДТП
1. Что делать в первые минуты?
Если вы попали в дорожно-транспортное происшествие, в первую очередь вы обязаны:
- остановить транспортное средство, включить аварийку, выставить знак аварийной остановки, чтобы предупредить других водителей об опасности. Знак устанавливается на расстоянии не менее 15 метров от ДТП в населенных пунктах и не менее 30 метров за их пределами. Неисполнение этих требований влечет административное наказание — предупреждение или штраф в размере 1000 рублей (часть 1 статьи 12.27 КоАП РФ);
- проверить, имеются ли пострадавшие среди остальных участников происшествия.
Если ДТП произошло за городом, в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости, находиться на проезжей части или обочине нужно в куртке, жилете или жилет-накидке с полосами световозвращающего материала.
Ни в коем случае не покидайте место ДТП. Если вы уедете с места происшествия, вас могут лишить водительских прав на срок от года до полутора лет или арестовать на 15 суток (часть 2 статьи 12.27 КоАП), а если ДТП привело к тяжким последствиям или смерти, вам грозит уголовная ответственность — принудительные работы или лишение свободы до 15 лет (статья 264 УК РФ).
2. Что делать, если в ДТП есть пострадавшие?
Если в дорожно-транспортном происшествии есть пострадавшие, вам нужно:
1. Вызвать скорую медицинскую помощь. В экстренных ситуациях (например, когда нет возможности вызвать скорую или скорая не может приехать) вы обязаны отправить пострадавших в медицинскую организацию на попутном транспорте. Если по каким-то причинам это сделать невозможно, вы обязаны доставить пострадавших в ближайшую медицинскую организацию на своем транспорте. Там нужно показать паспорт или права и СТС. После — вернуться на место происшествия.
За оставление пострадавшего без помощи вам грозит уголовная ответственность — вплоть до лишения свободы на срок до года (статья 125 УК РФ).
2. Вызвать сотрудников Госавтоинспекции:
- скорая помощь — 03 или 103 с мобильного номера;
- ГИБДД — 02 или 102 с мобильного номера;
- единый номер экстренных служб — 112.
3. Подробно сфотографировать место ДТП или снять его на видео (привязка к геолокации не обязательна).
4. Если ваши транспортные средства не дают проехать другим участникам дорожного движения, вам нужно принять все возможные меры для организации объезда места происшествия, в том числе убрать ТС с проезжей части (пункт 2.6 ПДД РФ). Невыполнение этого требования может грозить штрафом в размере 1000 рублей (статья 12.27 КоАП РФ).
5. Предъявить свой полис ОСАГО другим участникам ДТП, проверить их полис ОСАГО. Для проверки действительности полиса ОСАГО можно воспользоваться сервисом на сайте Российского союза автостраховщиков.
6. Записать контакты свидетелей.
7. Позвонить в свою страховую компанию и сообщить о страховом случае. Если остальные водители, попавшие в ДТП, в состоянии, они тоже должны позвонить в свои страховые компании.
8. Заполнить извещение о ДТП (выдается страховщиком вместе с полисом ОСАГО. Заполняется всегда, а не только при оформлении ДТП без участия сотрудников полиции).
9. Дождаться приезда сотрудников ГИБДД для выяснения обстоятельств и оформления ДТП. После оформления ДТП вам должны выдать определение о возбуждении дела об административном правонарушении.
3. Что делать, если в ДТП нет пострадавших?
Если в ДТП нет пострадавших, вы можете:
- оформить ДТП, обратившись в ГИБДД, — в этом случае сотрудники ГИБДД либо выезжают на место, либо просят обратиться на ближайший пост ДПС или в ближайшее отделение полиции;
- оформить ДТП самостоятельно и зафиксировать его на ближайшем посту ДПС или в подразделении полиции — такой способ оформления ДТП возможен, если у вас и остальных участников ДТП нет разногласий по поводу обстоятельств произошедшего и по каким-то причинам вы не можете оформить ДТП по европротоколу (нет бланков извещения о ДТП, нет полисов ОСАГО, столкнулись более двух автомобилей и тому подобное);
- оформить ДТП по европротоколу — этим способом можно воспользоваться, если вы столкнулись только с одним транспортным средством, вы и второй участник ДТП «вписаны» в полисы ОСАГО, выданные на участвующие в ДТП ТС;
- не оформлять ДТП и разъехаться — если у всех участников ДТП нет необходимости в оформлении документов. Например, если в ДТП не пострадало имущество, у участников ДТП нет страховки, ущерб возмещается не по страховому полису и тому подобное. Если ущерб возмещается на месте, не забудьте оставить друг другу расписки: об отсутствии претензий в отношении оценки материального ущерба в связи с ДТП и о возмещении причиненного ущерба.
4. Как оформить ДТП по европротоколу?
Вы можете оформить ДТП в упрощенном порядке, в том числе онлайн (по европротоколу, не вызывая сотрудников ГИБДД), если:
- в ДТП нет потерпевших;
- в ДТП участвуют только два транспортных средства;
- повреждения получили только участвовавшие в ДТП автомобили;
- и вы, и второй водитель вписаны в действующие полисы ОСАГО или «Зеленая карта» , выданные на участвующие в ДТП автомобили;
- вы и второй водитель согласны оформить ДТП без вызова сотрудников ГИБДД.
5. Как оформить ДТП самостоятельно и зафиксировать его на ближайшем посту ДПС или в подразделении полиции?
Оформить ДТП самостоятельно, а потом зафиксировать его на ближайшем посту ДПС или в подразделении полиции можно, если у вас и остальных участников дорожно-транспортного происшествия нет разногласий по поводу обстоятельств произошедшего. Для этого вам нужно:
1. Снять место ДТП на фото- или видеокамеру.
2. Записать фамилии, имена, отчества и контакты свидетелей (если такие есть).
3. Заполнить извещение о ДТП (обычно выдается страховщиком вместе с полисом ОСАГО. Заполняется всегда, а не только при оформлении ДТП по европротоколу).
4. Связаться со своей страховой компанией и сообщить о страховом случае. Проследить, чтобы остальные водители, если их автогражданская ответственность застрахована, также связались со своими страховыми компаниями.
5. Доехать вместе с остальными участниками происшествия до ближайшего поста ДПС или в подразделение полиции и зафиксировать ДТП. После оформления ДТП вам должны выдать протокол об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
6. Как заполнить извещение о ДТП?
Правила заполнения извещения о ДТП:
- извещение о ДТП выдается страховой компанией при оформлении полиса ОСАГО. Заполнять его нужно не только при оформлении ДТП по упрощенной схеме, но и в любых других случаях;
- извещение о ДТП состоит из двух листов, каждый из которых нужно заполнить с двух сторон. Лицевая сторона самокопирующаяся. Данные (обстоятельства происшествия, сведения о ТС, страховых компаниях, схема ДТП и тому подобное) в нее нужно внести совместно со вторым участником ДТП. Необходимо заполнить все графы и поля, имеющиеся на лицевой стороне;
- если в ДТП попали несколько автомобилей, вам нужно заполнить одно извещение о ДТП с водителем ТС, находящегося перед вами, второй — с водителем, находящимся за вами. При этом необходимо помнить о том, что водитель имеет право отказаться оформлять извещение о ДТП совместно с вами;
- после заполнения листы нужно разъединить и проставить подписи, подтверждающие в том числе отсутствие разногласий между водителями. Оборотная сторона извещения о ДТП заполняется каждым водителем самостоятельно. Оригинал и самокопир имеют одинаковую юридическую силу;
- заполняйте извещение о ДТП шариковой ручкой с достаточным давлением, чтобы качество копии было хорошим. Записи, сделанные гелевой ручкой или карандашом, могут смазаться или стереться;
- если вам не хватило места для записей на извещении о ДТП, вы можете дополнительно оформить приложение, используя для этого чистый лист бумаги. На извещении о ДТП сделайте пометку «С приложением», на дополнительном листе — пометку «Приложение», укажите, к чему это приложение и кем оно составлено. На приложениях должны стоять подписи обоих водителей. Приложение оформляется в двух экземплярах;
- если извещение о ДТП порвано, испорчено или трудно-читаемо, нужно заполнить новое;
- обратите внимание на то, что, если после подписания и разъединения извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения, они должны быть заверены подписями обоих участников ДТП;
- если по какой-то причине у вас нет извещений о ДТП, вы можете обратиться за ними в страховую компанию. Также вы можете скачать извещение на странице Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры (но в этом случае второй лист не будет самокопирующимся, его придется заполнять отдельно);
- в новых извещениях о ДТП есть поле, в котором нужно проставить отметку о наличии или отсутствии разногласий по поводу обстоятельств ДТП. Если у вас старое извещение, внесите эту информацию в поле для примечаний.
7. Что делать после того, как оформлено ДТП?
Неважно, потерпевший вы или виновник ДТП, после оформления происшествия, вы должны в течение пяти дней передать (лично или по электронной почте — по договоренности со страховщиком) в свою страховую компанию свой экземпляр извещения о ДТП.
Если вы планируете получить от страховой компании возмещение ущерба, вам также нужно будет представить заявление о страховом возмещении.
Ремонтировать и утилизировать ТС без письменного согласия страховой компании нельзя до истечения 15 календарных дней со дня ДТП (за исключением нерабочих праздничных дней).
8. Какой ущерб может покрыть страховая компания?
Если вы виновник ДТП и у вас оформлен полис ОСАГО, ваша страховая может возместить пострадавшему ущерб имуществу на сумму до 400 тысяч рублей, жизни и здоровью — до 500 тысяч рублей. Если нанесенный вами ущерб превышает эти суммы, пострадавший может обратиться в суд и взыскать недостающую сумму.
Если вы виновник ДТП и у вас оформлен полис ДОСАГО, лимит страхового возмещения пострадавшему может быть выше — в зависимости от условий договора.
Для возмещения ущерба собственному транспортному средству вы можете оформить договор каско. В этом случае страховая возмещает ущерб на ту сумму, которая указана в договоре.
При оформлении ДТП по европротоколу максимальный лимит страхового возмещения составляет 100 тысяч рублей. Если авария произошла в Москве или Московской области, Санкт-Петербурге или Ленинградской области и у вас и второго участника ДТП нет разногласий по поводу обстоятельств происшествия и наличия повреждений, вы можете рассчитывать на выплаты (или ремонт) до 400 тысяч рублей.
Какие документы при ДТП нужны для получения страховки по ОСАГО
Если вы попали в ДТП и не виноваты в причинах аварии, то можете рассчитывать на компенсацию ущерба по договору ОСАГО. В теории все просто – в течение пяти дней подаете документы для получения страховки по ОСАГО, а страховая компания максимум через 20 дней перечисляет деньги. На деле же часто между пострадавшим и страховой компанией возникают споры о сумме ущерба. Юристы Хонеста проанализировали практику по таким делам. Рассказываем, какие нужны документы для получения страховки по ОСАГО и как верно их оформить.
Основной пакет документов при ДТП
Давайте разбираться, какие документы нужны для выплат по ОСАГО. Основной перечень выглядит так:
- Копия вашего паспорта – главный разворот и страница с пропиской.
- Если вы не собственник авто – то копия паспорта собственника.
- Заявление о требовании страховой выплаты.
- Извещение или постановление ДТП – нужно предоставлять оригинал, который вы получили от сотрудников ГИБДД.
- Если авария оформлялась без привлечения полиции – то извещение о ДТП (европротокол). В нем должны быть подписи всех участников ДТП.
- Если есть – постановление по административному делу. Или отказ в возбуждении такого дела. Такой документ можно получить от сотрудника ГИБДД, если полиция выезжала на место аварии.
- Копия ПТС.
- Копия прав.
- Среди документов для выплаты по ОСАГО должны быть платежные квитанции о расходах из-за ДТП. Это может быть чек со штрафстоянки, чек за эвакуацию авто.
Документы предоставляются в страховую компанию в течение 5 дней с момента аварии!
Правила оформления документов
Итак, мы разобрались, какие документы нужны для выплат страховки ОСАГО. Но есть риск, что страховая откажет вам в выполнении требований на основании неверного заполнения извещения или заявления в компанию. На практике такое случается нередко, поэтому все же лучше не тратить время зря. Давайте разберемся подробнее, как верно оформляются эти бумаги.
Извещение о ДТП
Если участники аварии единогласны в решении о виновнике ДТП, и вред здоровью не был нанесен, то привлекать полицию к оформлению не обязательно. Достаточно заполнить извещение о ДТП, бланк которого выдается в страховой компании – вам должны были выдать несколько экземпляров при оформлении документов для получения ОСАГО.
Лицевая часть заполняется максимально подробно обоими участниками ДТП. Оборотная сторона содержит индивидуальные данные участников аварии.
Заявление о требовании выплаты
В числе обязательных документов после ДТП для страховой по полису ОСАГО числится заявление о требовании выплаты страховки. Закон не установил обязательный образец заполнения, поэтому стоит руководствоваться требованиями гражданского законодательства.
- Укажите точное название страховой компании – если оформлялся европротокол, то документы подаем в свою страховую компанию. Если привлекалась полиция – то обращаемся в страховую виновника аварии.
- Укажите свои ФИО и адрес регистрации.
- В предметной части заявления укажите место аварии, время и дату.
- Уточните, какой нанесен ущерб – вред здоровью или ущерб имуществу.
- Добавьте данные о виновнике аварии – нужны его ФИО и данные об его автомобиле – марка, модель, номера.
- Перечислите данные о пострадавшем имуществе подробно – данные своего автомобиля, включая номер VIN.
- Если таковые есть, то укажите дополнительные расходы на стоянку и эвакуацию.
- Добавьте реквизиты счета, на который нужно сделать выплату.
Если страховая компания отказывается принять заявление при очной встрече в офисе, направьте его заказным письмо – так вы сможете доказать факт обращения в суде.
Проблемы со страховой компанией
Даже если вы соберете все нужные документы при ДТП в страховую, то не факт, что платеж вам поступит вовремя. Потерпевшие в аварии сталкиваются с двумя проблемами – либо страховая вовсе отказывается платить (происходит сравнительно редко), либо занижает озвученную вами сумму ущерба, предлагая собственную оценку повреждений.
Затягивание процесса
Страховая компания после получения от вас документов на выплату по ОСАГО должна подтвердить передачу бумаг специальным свидетельством о получении документов. Но некоторые страховые пытаются оттянуть выплату, и начинается бюрократическая волокита – вам сообщают, что тот или иной документ оформлен неправильно, или вовсе отсутствует.
Конечно, всегда может случиться такое, что вы ошиблись в заявлении или в оформлении извещения. Но если процесс затягивается, а вы уверены в своей правоте, звоните в Хонест – мы расскажем, как действовать в такой ситуации.
Отказ в оплате
Такое бывает редко, но страховая компания может отказываться выплачивать нужную сумму потерпевшему. Иногда объяснения не звучат вовсе, иногда начинает оспариваться вина другого участника ДТП, в некоторых случаях утверждается, что документы для страховой после ДТП собраны не в полном объеме.
В такой ситуации вам потребуется юридическая помощь и независимая экспертиза, которая исследует все факты аварии и установит виновного. В дальнейшем заключение экспертов пригодится для отстаивания своих прав в суде.
Снижение суммы выплаты
Если страховая предлагает меньшую сумму выплаты, чем та, на которую вы рассчитывали то важнейшим документом для получения страховки по ОСАГО станет заключение эксперта об установлении суммы ущерба. С этим документом нужно обращаться в суд. Давайте разберемся, как верно действовать в такой ситуации.
Получаем заключение эксперта
В Хонесте эксперт подготовит заключение в течение 3-5 рабочих дней после получения всей официальной документации. В заключении будет указана сумма ущерба с обоснованием и калькуляцией.
Цель независимой экспертизы – проведение объективной оценки полученных в ДТП повреждений.
Практика показывает, что страховые компании соглашаются с мнением квалифицированных экспертов, установивших реальную сумму ущерба. С отчетом эксперта вы сможете аргументированно вести диалог со страховой компанией и скорее всего решить спор в досудебном порядке.
Претензия до суда
Если страховая продолжает настаивать на том, что предъявленная сумма слишком велика (что случается довольно редко), нужно решить – или согласиться с предлагаемой выплатой, или попытаться взыскать оставшиеся деньги через суд.
Составляем досудебную претензию – указываем в ней обстоятельства ДТП и прикладываем копию отчета эксперта. Направляем в компанию заказным письмом. В Хонесте юристы помогают составить досуденую претензию на основании полученного отчета эксперта.
Если страховая компания не отреагировала на претензию – готовим иск в суд. Если сумма, которую вы хотите взыскать, меньше 50 тыс. рублей – то обращаемся в мировой суд. Если больше – то в районный суд по месту регистрации ответчика. Вы можете как вести процесс самостоятельно, так и обратиться за помощью в Хонест.
В суде будут исследоваться доказательства ваших требований, в том числе заключение эксперта. Если ваши требования действительно завышены, то суд снизит их до суммы, которую посчитает объективной. Поэтому важно обратиться в компанию, которая проведет действительно объективную независимую оценку ущерба для получения выплат по ОСАГО – и выдаст заключение с калькуляцией. Выдаст экспертный отчет, который примет суд любой инстанции.
Судья вынесет решение или о частичной компенсации ваших требований, или же о полной. Если вы решали проблему с помощью юристов Хонест, то можно рассчитывать и на возмещение расходов на экспертизу и услуги специалистов компании – эти траты будут учитываться как судебные издержки.
Что делать при ДТП. Алгоритм действий
К сожалению, вождение машины — это не только приятные эмоции. Ежегодно на российских дорогах происходит более 150 тысяч дорожно-транспортных происшествий. Статистика неумолима: если вы активно пользуетесь автомобилем, рано или поздно вы попадёте в аварию. Аккуратность и хорошие водительские навыки, конечно, снижают риск, но не исключают его полностью: как говорится, не ты — так в тебя. И лучше заранее знать, как правильно действовать при ДТП, чтобы избежать ошибок.
Первые действия при ДТП
Как говорил старик Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие». Если вы попали в аварию, не нервничайте и не позволяйте эмоциям брать верх. Нередко из-за стресса водители делают глупости: например, просто уезжают (рефлекторная реакция — бегство от опасности). Ответственность за оставление места ДТП довольно суровая: лишение прав от года до полутора лет или административный арест до пятнадцати суток.
Также законом предусмотрена ответственность за употребление алкоголя после ДТП — такая же, как и за управление машиной в состоянии опьянения. Снимать стресс глотком горячительного, как иногда советуют «доброжелатели», запрещено до окончания всех формальностей, даже если вы не собираетесь садиться за руль после аварии. По тем же причинам воздержитесь и от лекарств, содержащих спирт.
При ДТП Правила дорожного движения предписывают водителю полностью остановить машину и заглушить двигатель, нажать кнопку аварийной сигнализации и выставить знак аварийной остановки. Далее, в зависимости от тяжести аварии, возможны варианты.
Два сценария: мелкое ДТП и серьёзное
Если вы попали в лёгкое «городское» ДТП, выйдите из машины и оглядитесь по сторонам в поисках очевидцев. Другие водители и пешеходы разбегутся по своим делам очень быстро, так что времени мало: попросите у людей, видевших момент аварии, номера телефонов и запишите их имена. В соседних автомобилях могут быть видеорегистраторы, заснявшие ДТП — возьмите контакты у их владельцев. Возможно, всё это не понадобится, но в спорной ситуации сторонние свидетельства очень помогут. А собрать их возможно лишь в первые минуты после аварии.
Если же ДТП серьёзное (сработали подушки безопасности), то очевидцы, вероятно, сами поспешат к вам на помощь. А вы будьте готовы ответить оператору системы «ЭРА-ГЛОНАСС», если она установлена в машине — звонок происходит автоматически при срабатывании подушек. Не отказывайтесь от вызова экстренных служб: в первые секунды вы можете неверно оценить ситуацию, решив, что помощь вам не требуется, о чём пожалеете впоследствии.
Если модуль «ЭРА-ГЛОНАСС» не сработал автоматически, вы можете вызвать помощь вручную с помощью экстренной кнопки SOS.
Убедитесь, что в ДТП нет пострадавших. Автомобиль, каким бы он ни был дорогим и любимым, вторичен по сравнению со здоровьем и жизнями людей. Не нужно начинать разглядывать повреждения железа — вместо этого проверьте, как себя чувствуют люди.
Первая помощь пострадавшим в ДТП
Если в ДТП есть пострадавшие — не медлите, скорее вызывайте медиков. Многие, особенно в стрессовой ситуации, пытаются набирать знакомый с детства номер 03. Запомните: с мобильного телефона скорая помощь в России вызывается по номеру 103 или 112. Если вы не можете позвонить самостоятельно (например, вы тоже пострадали, или телефон разбился при ударе), попросите кого-то из окружающих сделать это.
Как оказать пострадавшим первую доврачебную помощь? Вот мнение Алексея Водовозова, врача-терапевта высшей категории и научного журналиста:
Главный принцип доврачебной помощи: не навреди. Если вы не медик и не знакомы с техникой оказания первой помощи, не пытайтесь активно помогать пострадавшим: велик риск сделать только хуже. Особенно это касается силового вызволения из машины людей с переломами — этим должны заниматься только профессиональные спасатели.
С менее серьёзными травмами, характерными для автомобильных аварий (рассечениями, порезами от стёкол) можно справиться своими силами с помощью штатной автомобильной аптечки.
Как выставить аварийный знак
Очень важно сделать место ДТП заметным для других водителей: массовые аварии, к которым в процессе добавляются всё новые участники — не редкость.
Бортовую аварийную сигнализацию (мигающие «поворотники») мы включили сразу — кстати, убедитесь, что ваш визави тоже сделал это. Теперь нужно выставить на дороге аварийный знак, который обязательно должен быть в каждой машине. В населённом пункте знак нужно установить на расстоянии 15 метров (18–20 шагов) от автомобиля. При ДТП на трассе — 30 метров (37–40 шагов).
Выставляйте знак аварийной остановки в любом случае, даже если кажется, что в этом нет необходимости (например, вы столкнулись на парковке и никому не мешаете). Прибывшие на вызов сотрудники ГИБДД первым делом оштрафуют вас за отсутствие знака, и лишь затем приступят к оформлению ДТП.
Если авария произошла ночью или в тумане — сделайте всё, чтобы стать более заметными. Наденьте светоотражающий жилет, зажгите фальшфейер. И не стойте на дороге: отойдите на безопасное расстояние или оставайтесь в машине, пристегнув ремни.
Оценка ситуации
После того, как выполнены все обязательные процедуры, описанные выше, самое время оценить повреждения машин. Если из них вытекают горючие жидкости — заранее достаньте из багажника огнетушитель и вызывайте пожарных: даже если возгорания нет, огнеборцам предстоит смыть с асфальта горючее топливо и масло. А чтобы точно не пришлось ничего тушить, обесточьте машины, сняв клеммы с аккумуляторов. И, разумеется, не курите вблизи места ДТП.
В процессе оценки потерь поговорите с вашим визави. Не предъявляйте претензий и избегайте конфликтов: в стрессовой ситуации многие люди действуют неадекватно — учитывайте это. Милейший в обычных условиях человек под действием адреналина может вести себя агрессивно и не воспринимать аргументы. Если диалог не складывается, не вступайте в разбирательства — запритесь в своей машине и вызывайте полицию.
Самостоятельное оформление ДТП («европротокол»)
Если столкнулись только две машины, нет пострадавших людей, и вы сошлись в оценке ситуации со вторым водителем (определились, кто из вас виноват) — вы можете оформить так называемый европротокол, не вызывая сотрудников автоинспекции. Но сперва убедитесь, что у обоих участников есть действующие страховые полисы ОСАГО, а автомобилями управляли вписанные в них люди.
На сайте Российского союза автостраховщиков (РСА) есть несколько сервисов для онлайн-проверки полиса ОСАГО:
- Проверка наличия полиса ОСАГО по госномеру, VIN-номеру или номеру кузова автомобиля. Также по номеру удостоверения здесь можно проверить, вписан ли в полис конкретный водитель.
- Проверка застрахованного автомобиля по номеру полиса ОСАГО. Убедитесь, что вы попали в ДТП именно с этой машиной.
- Проверка срока действия полиса ОСАГО по его номеру.
Лишь удостоверившись, что страховка в порядке, можно приступать к заполнению бумаг.
Учитывайте, что лимит выплат по «европротоколу» при ДТП в 2019 году составляет 100 000 рублей (400 000 рублей в отдельных регионах: Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской области). Если вы не можете оценить стоимость ущерба на первый взгляд, или сомневаетесь, что уложитесь в 100 тысяч рублей при ремонте (не забывайте о возможных скрытых повреждениях) — вызывайте для оформления ДТП сотрудников дорожно-патрульной службы по номеру 102 или 112, чтобы рассчитывать на полную страховую выплату.
Существует способ самостоятельного оформления «европротокола» и при разногласиях между водителями. Для этого ДТП нужно зарегистрировать с помощью мобильного приложения от РСА «ДТП Европротокол» (доступно для iOS и Android). Но отзывы автомобилистов о работе приложения пока не очень восторженные, и при разногласиях надёжнее всё-таки вызвать сотрудников ГИБДД.
Заполнение извещения о ДТП
Для оформления «европротокола» оба водителя должны заполнить специальный документ — извещение о ДТП. Обычно его выдают в офисе страховой компании при продаже ОСАГО. Если вы получали полис онлайн, скачайте бланк извещения на сайте РСА. Распечатайте несколько копий с двух сторон и всегда возите с собой в машине.
Внимательно заполните два экземпляра извещения, не оставляя пустых граф. Отсутствие разногласий между водителями должно быть отмечено в соответствующем пункте. Также виновник должен собственноручно написать в примечаниях: «С повреждениями согласен, вину признаю». Без этой фразы в выплате могут отказать.
Если вы сомневаетесь, как правильно заполнить извещение о ДТП (что не редкость в стрессовой ситуации) — вызовите аварийного комиссара. Как правило, выезжают они бесплатно, но помощь в оформлении документов оказывают за деньги.
Нужно ли освобождать проезжую часть
Среди водителей распространено много домыслов, можно (и нужно) ли при ДТП освобождать проезжую часть, убирая машины к обочине. Многие трактуют любое движение транспортных средств как оставление места ДТП, что строго запрещено. Приведём дословно пункт 2.6.1 Правил дорожного движения:
«Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств».
Таким образом, освобождение проезжей части при создании помех движению — не только право, но и обязанность водителей. Но при соблюдении соответствующих условий и процедур: отсутствие пострадавших людей и фиксация положения автомобилей при аварии.
Памятка: порядок действий при ДТП
- Остановить машину, заглушить двигатель.
- Включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки. При необходимости (ночью, в тумане) надеть светоотражающий жилет и зажечь фальшфейер.
- Убедиться, что в ДТП не пострадали люди. При необходимости вызвать экстренные службы.
- Записать имена и телефоны очевидцев аварии.
- Оценить повреждения машин, обсудить ситуацию со вторым водителем.
- При ущербе до 100 000 рублей, отсутствии пострадавших людей и разногласий между водителями заполнить извещение о ДТП в рамках «европротокола» (предварительно проверив документы и полис ОСАГО второго водителя).
- При более крупном ущербе, наличии пострадавших или разногласий вызвать инспекторов ГИБДД.
- Предоставить извещение о ДТП в страховую компанию в течение 5 рабочих дней.
Что делать после ДТП
После оформления ДТП очень важно обратиться в страховую копанию в установленный законом срок — в течение 5 рабочих дней. Причём сделать это должен не только пострадавший водитель, претендующий на страховую выплату, но и виновник ДТП — если не хочет получить регрессный иск от страховщика. Оба водителя должны предоставить свои экземпляры совместно заполненного извещения о ДТП.
Также закон запрещает водителям, оформившим «европротокол», приступать к ремонту машины в течение 15 календарных дней без письменного согласия страховщика. Пострадавший автомобиль будет направлен на экспертизу в любом случае, но при возникновении сомнений страховая компания может осмотреть и автомобиль виновника.
В целом, дорожно-транспортное происшествие не является чем-то из ряда вон выходящим, особенно на российских дорогах. Будьте взаимно вежливыми, внимательно проверяйте и заполняйте документы, и самостоятельное оформление ДТП не составит проблемы.
ГИБДД больше не выдает справки о ДТП. Как это работает, кто виноват и что делать?
С 20 октября ГИБДД не оформляет справки о дорожно-транспортных происшествиях, и уже есть первые вполне прогнозируемые результаты: споры водителей с инспекторами, конфликты со страховыми компаниями, неразбериха в общении МВД и Российского союза страховщиков. А главное — вполне реальный риск для автовладельцев остаться без страхового возмещения.
За прошедшее время набралось немало сообщений о случаях, когда инспекторы, оформляя ДТП по-новому, выдают водителям на руки только оригиналы или копии постановления об административном правонарушении (или протокола), в котором, как обычно, указан виновник, но не приведены необходимые для страховщиков данные о других участниках происшествия, о повреждениях автомобилей, о собственниках и об их страховых полисах. Представители ГИБДД уверяют водителей, что всю информацию страховщики получат «в электронном виде», — и умывают руки, а страховые компании, в свою очередь, напоминают автомобилистам, что закон об ОСАГО никто не отменял, а его статья 11 по-прежнему требует представить в страховую «документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции», — именно таким документом и была справка о ДТП. Исключением для закона остаются лишь случаи, подпадающие под европротокол (только имущественный вред и отсутствие споров по поводу виновника), но его оформляют далеко не все, рассчитывая как раз на то, что документы от ГИБДД надежнее.
Наглядный пример, когда сотрудники ГИБДД оформили документы вроде бы по новым требованиям, но «для галочки». Постановления об административном правонарушении дополнены некоторыми сведениями для страховой компании, но среди них не хватает VIN-номеров автомобилей, даты рождения водителей, данных о собственниках, телефонных номеров и данных об освидетельствовании. Такие документы от ГИБДД в страховой скорее всего не примут и попросят дооформить извещение с полным набором данных
Ну а дальше — вполне логичный замкнутый круг, в котором страховщики и полиция по очереди отфутболивают автомобилистов. Хотя на самом деле все должно было работать иначе.
Почему отменили справку и что вместо нее?
О своем желании избавиться от лишних хлопот по оформлению ДТП полицейское ведомство предупреждало еще два года назад, ссылаясь на то, что извещение о ДТП, которое водители заполняют самостоятельно, и так дает страховщикам сведения обо всех обстоятельствах аварии. При этом Госавтоинспекцию явно не заботила необходимость внести поправки в закон об ОСАГО: МВД ожидало, что Центробанк (а на него в России возложено регулирование страхового рынка) и Российский союз страховщиков решат эту проблему сами, разработав новые правила ОСАГО. Но при этом никто, включая рядовых сотрудников ГИБДД, не верил, что справки все-таки отменят. Так что 20 октября гром грянул почти для всех.
С этой даты в МВД действует новый внутренний регламент* работы инспекторов ГИБДД, и в нем появилось немало новшеств — например, теперь разрешается размещать камеры фотовидеофиксации в местах действия временных дорожных знаков, а инспекторы получили право останавливать водителей вне стационарных постов без объяснения оснований. Но отмена «справки по форме 154» (так ее называли, потому что образец утверждался приказом МВД России от 01.04.2011 №154) — самое резонансное новшество.
При этом ГИБДД формально не снимала с инспекторов обязанности собрать информацию об участниках ДТП и повреждениях автомобилей, и 18 октября в региональные подразделения Госавтоинспекции было направлено внутреннее разъяснение, в котором говорится, что после 20 октября инспекторы должны вместо оформления «справки по форме 154» вносить дополнительные сведения в протокол или постановление об административном правонарушении, либо в определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Этих документов по замыслу МВД будет достаточно для обращения в страховую компанию. Но на практике, как обычно, все работает по-другому.
Еще один пример того, что краткость — не всегда добродетель, особенно если дело касается заполнения документов о ДТП. Описывая обстоятельства происшествия инспектор «пояснил», что «транспортные средства получили механические повреждения правая задняя дверь с накладкой осаго EEEXXXXXXXXXX согласие, осаго бмв: ЕЕЕХХХХХХХХХХ Росгосстрах повр: пербампер. лев угол». Судя по всему, пострадавшему автомобилисту предстоят незабываемые минуты общения со страховой компанией
Наши вопросы о том, как водитель и инспектор должны теперь общаться при оформлении ДТП, в пресс-службе МВД оставили без ответа. Однако Российский союз страховщиков и службы аварийных комиссаров смогли немного прояснить ситуацию и помогли составить эту шпаргалку, хотя РСА и оговорился, что детали нового механизма оформления аварий до конца не ясны, поэтому не исключены задержки в рассмотрении страховых случаев.
Какие документы и кому теперь выдает инспектор?
Если прежде справку о ДТП получал каждый участник происшествия и в ней были сведения обо всех других участниках, включая прямое указание на тех, кто именно нарушил Правила дорожного движения, то протокол об административном правонарушении (так же как и постановление), по сути, адресован только водителю-виновнику. Все остальные «действующие лица» ДТП тоже имеют право получить копии документов, но для этого сами должны обратиться к инспектору.
В Москве и в регионах ГИБДД уже выдает протоколы и постановления об административном правонарушении, заполненные по новым правилам. На них в графе «Обстоятельства» или в приложенной специальной форме указаны дополнительные сведения, которые условно можно разделить на четыре группы:
а) имена и даты рождения всех участников ДТП;
б) данные обо всех транспортных средствах;
в) номера полисов ОСАГО и названия страховых компаний;
г) описание повреждений.
Однако спектр информации в упраздненной справке о ДТП был несравнимо шире: там в отдельных графах указывались данные о VIN-кодах автомобилей, координаты места аварии, телефоны участников и результаты медицинского освидетельствования. При этом в РСА нам ответили, что в случае оформления процессуальных документов сотрудниками полиции необходимо настаивать на том, что эти документы должны содержать сведения о:
— транспортных средствах всех участников ДТП (марки, модели, государственные регистрационные знаки, VIN-коды);
— ФИО водителей — участников ДТП с указанием места жительства и даты рождения;
— ФИО собственников транспортных средств участников ДТП;
— страховых полисах ОСАГО участников ДТП (серия, номер, наименование страховщика);
— нарушениях Правил дорожного движения со стороны участников ДТП;
— направлении участников ДТП на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Хотя что значит настаивать? Понятно, что если инспектор не горит желанием вносить в документы все эти данные, то способов заставить его это сделать у водителя почти нет. Необходимо брать дело в свои руки, а единственным документом, который может содержать всю эту информацию, отныне остается извещение о ДТП.
Почему отныне необходимо всегда заполнять извещение о ДТП?
Представители РСА и служб аварийных комиссаров пояснили нам, что в новых условиях «участникам ДТП необходимо во всех случаях происшествий в обязательном порядке заполнять все поля извещения о ДТП».
Главное — проверить записанные в извещение данные и помнить, что на каждом из заполненных бланков должны стоять подписи всех участников ДТП! А если транспортных средств больше двух, то нужно заполнить несколько комплектов извещений — по одному на «контакт» между машинами, но при этом в каждом извещении на обороте в описании происшествия должны быть указаны все участники.
«На месте происшествия стоит собрать как можно больше информации об аварии, сделать фотографии с использованием геотегов, снять видео, записать данные о других водителях и автомобилях, а если нет уверенности в своих навыках, то лучше вызвать аварийного комиссара», — советует Глеб Виленский, заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи пострадавшим в ДТП.
Что делать, если ГИБДД не определила виновных в аварии?
Еще один случай, когда роль извещения о ДТП выходит на первый план. Дело в том, что по российским законам формально возможен такой нонсенс, как «ДТП без виновника». Точнее, ДТП всегда происходит из-за того, что кто-то нарушил Правила дорожного движения, но не всегда за это нарушение предусмотрена административная ответственность — примером может быть пункт 10.1 ПДД, когда водитель не справился с управлением без превышения скорости. А если нет административного наказания, то не возникает и гражданской ответственности, а вместе с ней — и формального повода для выплаты по ОСАГО. Иными словами, у ДТП может быть и виновник-нарушитель, и пострадавший с полным набором документов от ГИБДД, но, если в них отсутствует факт административного наказания, страховая получит повод отказать в выплате по ОСАГО, и тогда возмещать ущерб придется через суд.
Однако если происшествие оформлено в рамках европротокола без участия ГИБДД, то выплата возможна и без наступления административной ответственности — главное, чтобы в извещении все участники удостоверили отсутствие разногласий между собой.
Ну а в случае, если по представленным в страховую компанию документам невозможно установить распределение ответственности за причинение вреда между участниками ДТП, то страховщик осуществляет выплату в размере доли ущерба, определенной как отношение размера ущерба к числу участников ДТП.
Какую бумагу выдаст ГИБДД, если виновник аварии скрылся?
В этом вопросе тоже почти ничего не меняется по сути: вместо справки о ДТП водитель поврежденного автомобиля должен получить от ГИБДД копию определения о возбуждении дела об административном правонарушении с описанием обстоятельств происшествия, а дальше все будет зависеть от результатов расследования. Если полиция найдет скрывшегося участника и у того будет полис ОСАГО, то ущерб, скорее всего, возместят, а если виновник не обнаружится — не будет и выплаты.
Какой документ от ГИБДД теперь нужен для выплаты по К аско?
Так как Каско — добровольный вид страхования, его правила определяет каждый страховщик самостоятельно, и в новых условиях оформления документов от ГИБДД эти правила могут измениться. Но скорее всего, как и в случае с ОСАГО, роль отмененной «справки по форме 154» должны сыграть протокол об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. А если авария оформляется по европротоколу, то требования к обращению за выплатой будут такими же, как и в случае с ОСАГО, иными словами — нужно оформлять извещение и собирать максимум документов от ГИБДД.
Что , если инспектор не указал нужных данных в документах?
Допустим, инспектор, будучи в курсе нововведений, справку о ДТП по старой форме выдавать отказался, но при этом описание происшествия ни в какие другие документы не внес — то ли намеренно, то ли по рассеянности. Сами водители тоже ничего не заполняли. Что дальше? Это, возможно, самый неприятный случай. При наиболее благоприятном исходе страховщик попросит дооформить извещение вместе с другими участниками ДТП, ну а если сделать это невозможно и нет шансов получить от полиции документ, в котором содержалось бы указание на виновника аварии и на ее последствия, то дело пахнет отказом в выплате и необходимостью добиваться возмещения через суд.
* Официально он называется «Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения»