Падение с велосипеда является ли ДТП?
Avtodoks.ru

Автомобильный юрист

Падение с велосипеда является ли ДТП?

Что делать, если попал в ДТП на велосипеде

Велосипедистам в нашей стране приходится постоянно взаимодействовать с другими участниками дорожного движения, передвигаясь по определённому элементу дорог (тротуар или проезжая часть). Вызвано это отсутствием логической транспортной сети велодорожек, а в большей степени даже отсутствием самих велодорожек. Наверняка многие сталкивались с неприятными ситуациями, когда водители автотранспорта просто не замечают велосипедистов, не считают нужным их пропустить, игнорируют ПДД. Хорошо, если с реакцией у велосипедиста всё в порядке и ему удаётся избегать столкновений, но невозможно предусмотреть все ситуации, поэтому ДТП с участием велосипедистов периодически возникают (не только по вине автомобилистов). Рассмотрим модели поведения при различных ситуациях.

1. Состояние здоровья

Здесь есть несколько вариантов развития событий, зависящих от тяжести столкновения

1.1. Лёгкое столкновение

Например, когда водитель заметил вас в последний момент и не успел оттормозиться. Либо выехал перед вами и уже вы не смогли вовремя среагировать.

Оцените своё состояние

1. Если вы не упали или слегка поцарапались, то можно попросить у водителя средство для обработки ран.

2. Если было падение, то не спешите вставать, сначала осмотрите свои конечности – всё ли в порядке.

3. Если всё в порядке, то можно встать и какое-то время подождать, чтобы организм дал вам сигнал о боли, поскольку благодаря выбросу адреналина в экстренной ситуации, непосредственно после неё боль либо не ощущается, либо заметно притупляется.

1.2. Среднее столкновение

Например, произошло падение на небольшой скорости.

1. Ни в коем случае не вставайте! Особенно, если чувствуете, что сильно ударились какой-либо частью тела.

2. Если вас пытаются поднять, скажите, чтобы вас оставили в покое и вызвали скорую помощь.

!Попытки поднять вас после падения могут нанести ещё больший ущерб здровью

3. Обязательно вызовите скорую помощь или убедитесь, что её вызвали свидетели.

4. Если дело происходит в холодное время года, попросите водителей поискать в машине старую куртку, покрывало либо плед. Нужно это для того, чтобы организм не переохладился до приезда скорой.

Несмотря на малую скорость, падение с высоты велосипеда может быть по последствиям серьёзнее, чем падение на большой скорости. Вызвано это тем, что вы просто падаете на твёрдую поверхность с определённой высоты, и удар получается не по касательной.

1.3. Сильное столкновение

Например, вы двигались со скоростью 30-40 км/ч и вас либо подрезали, из-за чего произошло падение, либо не пропустили при выезде с прилегающей территории, в результате чего произошло столкновение и падение.

1. Не двигайтесь! Осознайте, что произошло, попытайтесь понять, какими частями тела ударились.

2. Хорошо, если вы были в шлеме, ведь благодаря ему вы сохранили голову в порядке, а конечности «чинятся». Если вы думаете, стоит ли покупать шлем, то прочитайте нашу статью “Стоит ли надевать велосипедный шлем”. Также вам будет полезна статья по выбору шлема “Как выбрать велосипедный шлем”

3. В случае если вы чувствуете боль, а вас пытаются поднять, давайте всячески понять, что не стоит этого делать. Вам оказывают «медвежью услугу».

4. В случае если у вас из-за скольжения по асфальту ободралась кожа, попросите водителя обработать раны.

5. Убедитесь, что скорую помощь уже вызвали. А если никто этого не сделал, вызовите сами.

2. Взаимодействия с водителем, сотрудниками ГИБДД

По умолчанию рассмотрим ситуации, когда велосипедист точно уверен, что прав.

!Дальнейшие действия возможны только при условии отсутствия вреда здоровью!

Водитель спокоен, поинтересовался, всё ли с вами в порядке, признал свою вину и готов помочь

1. Если ущерб небольшой, а с вашим здоровьем всё в порядке, то можно разойтись мирно.

2. После ДТП вместе съездите в ближайшую веломастерскую, чтобы там оценили ущерб велосипеду.

3. Пусть водитель (в случае его вины) оплатит вам ремонт и запчасти

4. Если никаких претензий с вашей стороны к нему нет, напишите расписки, что претензий друг к другу не имеете.

!Важно. В расписку включите такую формулировку: «на данный момент (дата, время) претензий не имею». Нужно это для того, чтобы в случае дальнейших возможных последствий по состоянию здоровья, которые не выявились сразу, можно было предъявить претензию.

Водитель спокоен, но не признаёт вину, отказывается возмещать ущерб

1. Если никакие ваши объяснения в свою пользу на водителя не действуют, то вызывайте ГИБДД. Пусть в ДТП разбираются компетентные службы.

2. До приезда ГИБДД найдите свидетелей и либо попросите их подождать сотрудников, либо возьмите номер телефона и спросите их имена и фамилии.

3. Не перемещайте велосипед! Если он затрудняет движение, можно сфотографировать его со всех ракурсов, чтобы было понятно местоположение транспортных средств, а также чтобы были видны знаки и была понятна окружающая место аварии местность. Только после этого велосипед можно убрать.

4. Сотрудники ГИБДД по прибытию обязаны составить протокол, схему ДТП.

5. Если после прибытия сотрудников водитель понял, что совершил ошибку, они предложат вам разойтись мирно.

6. Если вы согласны с этим, сошлись в стоимости ущерба, условиях устранения ущерба, то напишите друг другу расписки:

– С вашей стороны, что в случае выплаты определённой суммы не имеете претензий.

– Со стороны водителя, что он обязуется выплатить вам определённую сумму в обозначенный вами период времени.

Водитель агрессивен, не признаёт вину, обвиняет вас и заставляет оплачивать ущерб, всячески угрожает вам

1. Найдите свидетелей, которые подтвердят подобное поведение водителя, попросите подождать сотрудников ГИБДД или возьмите у свидетелей номера телефонов, а также их ФИО.

2. Вызовите сотрудников ГИБДД.

3. По их прибытию, проследите, как они составят схему ДТП, дайте показания, где всё подробно расскажите. Следите за тем, чтобы ваши слова в точности заносились в протокол. Все пустые строки протокола должны быть перечёркнуты, чтобы в дальнейшем в него невозможно было внести правки.

4. Далее, в случае незначительного ущерба, вам могут предложить разойтись мирно, но в случае неадекватного поведения водителя, а также если он в состоянии алкогольного опьянения, делать этого не стоит.

5. Сотрудники ГИБДД после оформления протокола и справки о ДТП должны будут выдать вам заверенные копии данных документов. В дальнейшем начинается административное делопроизводство, после чего состоится административное разбирательство, на которое вас вызовут письмом.

6. До этого времени заручитесь поддержкой грамотного юриста, соберите все справки о причинении вам материального вреда, расскажите о моральном вреде, если такой имеется, а также предоставьте документы о стоимости ремонта или замены велосипеда.

3. Действия при нанесении ущерба здоровью

Здесь вариантов всё уладить без административного разбирательства нет, особенно если вред здоровью средний или тяжкий.

1. Даже если водитель всячески старается вам помочь, признаёт вину, всё равно вызывайте сотрудников ГИБДД, а главное, скорую помощь.

2. Врачам скорой расскажите о своём состоянии, о болях, повреждениях – всё это должно быть занесено в соответствующий документ.

3. Сотрудникам ГИБДД расскажите всё, как было, проследите, чтобы в протокол было всё занесено верно, только тогда подписывайте.

4. Узнайте у сотрудников о времени и месте административного разбирательства по вашему делу. Сразу это будет неизвестно, поэтому вас должны будут вызвать письменно.

5. Заручитесь поддержкой грамотного юриста, а также сформулируйте требования, которые вы предъявляете водителю. Возможно, он будет стараться всячески сгладить свою вину выплатами, моральной поддержкой, и это хорошо. Обязательно скажите об этом на разбирательстве, чтобы он не понёс серьёзного наказания, ведь с его стороны умысла могло и не быть.

Видео по обозначенной теме отлично дополнит статью

Что делать, если попал в ДТП на велосипеде

Велосипедистам в нашей стране приходится постоянно взаимодействовать с другими участниками дорожного движения, передвигаясь по определённому элементу дорог (тротуар или проезжая часть). Вызвано это отсутствием логической транспортной сети велодорожек, а в большей степени даже отсутствием самих велодорожек. Наверняка многие сталкивались с неприятными ситуациями, когда водители автотранспорта просто не замечают велосипедистов, не считают нужным их пропустить, игнорируют ПДД. Хорошо, если с реакцией у велосипедиста всё в порядке и ему удаётся избегать столкновений, но невозможно предусмотреть все ситуации, поэтому ДТП с участием велосипедистов периодически возникают (не только по вине автомобилистов). Рассмотрим модели поведения при различных ситуациях.

1. Состояние здоровья

Здесь есть несколько вариантов развития событий, зависящих от тяжести столкновения

1.1. Лёгкое столкновение

Например, когда водитель заметил вас в последний момент и не успел оттормозиться. Либо выехал перед вами и уже вы не смогли вовремя среагировать.

Оцените своё состояние

1. Если вы не упали или слегка поцарапались, то можно попросить у водителя средство для обработки ран.

2. Если было падение, то не спешите вставать, сначала осмотрите свои конечности – всё ли в порядке.

3. Если всё в порядке, то можно встать и какое-то время подождать, чтобы организм дал вам сигнал о боли, поскольку благодаря выбросу адреналина в экстренной ситуации, непосредственно после неё боль либо не ощущается, либо заметно притупляется.

Читать еще:  Как составить европротокол при ДТП образец

1.2. Среднее столкновение

Например, произошло падение на небольшой скорости.

1. Ни в коем случае не вставайте! Особенно, если чувствуете, что сильно ударились какой-либо частью тела.

2. Если вас пытаются поднять, скажите, чтобы вас оставили в покое и вызвали скорую помощь.

!Попытки поднять вас после падения могут нанести ещё больший ущерб здровью

3. Обязательно вызовите скорую помощь или убедитесь, что её вызвали свидетели.

4. Если дело происходит в холодное время года, попросите водителей поискать в машине старую куртку, покрывало либо плед. Нужно это для того, чтобы организм не переохладился до приезда скорой.

Несмотря на малую скорость, падение с высоты велосипеда может быть по последствиям серьёзнее, чем падение на большой скорости. Вызвано это тем, что вы просто падаете на твёрдую поверхность с определённой высоты, и удар получается не по касательной.

1.3. Сильное столкновение

Например, вы двигались со скоростью 30-40 км/ч и вас либо подрезали, из-за чего произошло падение, либо не пропустили при выезде с прилегающей территории, в результате чего произошло столкновение и падение.

1. Не двигайтесь! Осознайте, что произошло, попытайтесь понять, какими частями тела ударились.

2. Хорошо, если вы были в шлеме, ведь благодаря ему вы сохранили голову в порядке, а конечности «чинятся». Если вы думаете, стоит ли покупать шлем, то прочитайте нашу статью “Стоит ли надевать велосипедный шлем”. Также вам будет полезна статья по выбору шлема “Как выбрать велосипедный шлем”

3. В случае если вы чувствуете боль, а вас пытаются поднять, давайте всячески понять, что не стоит этого делать. Вам оказывают «медвежью услугу».

4. В случае если у вас из-за скольжения по асфальту ободралась кожа, попросите водителя обработать раны.

5. Убедитесь, что скорую помощь уже вызвали. А если никто этого не сделал, вызовите сами.

2. Взаимодействия с водителем, сотрудниками ГИБДД

По умолчанию рассмотрим ситуации, когда велосипедист точно уверен, что прав.

!Дальнейшие действия возможны только при условии отсутствия вреда здоровью!

Водитель спокоен, поинтересовался, всё ли с вами в порядке, признал свою вину и готов помочь

1. Если ущерб небольшой, а с вашим здоровьем всё в порядке, то можно разойтись мирно.

2. После ДТП вместе съездите в ближайшую веломастерскую, чтобы там оценили ущерб велосипеду.

3. Пусть водитель (в случае его вины) оплатит вам ремонт и запчасти

4. Если никаких претензий с вашей стороны к нему нет, напишите расписки, что претензий друг к другу не имеете.

!Важно. В расписку включите такую формулировку: «на данный момент (дата, время) претензий не имею». Нужно это для того, чтобы в случае дальнейших возможных последствий по состоянию здоровья, которые не выявились сразу, можно было предъявить претензию.

Водитель спокоен, но не признаёт вину, отказывается возмещать ущерб

1. Если никакие ваши объяснения в свою пользу на водителя не действуют, то вызывайте ГИБДД. Пусть в ДТП разбираются компетентные службы.

2. До приезда ГИБДД найдите свидетелей и либо попросите их подождать сотрудников, либо возьмите номер телефона и спросите их имена и фамилии.

3. Не перемещайте велосипед! Если он затрудняет движение, можно сфотографировать его со всех ракурсов, чтобы было понятно местоположение транспортных средств, а также чтобы были видны знаки и была понятна окружающая место аварии местность. Только после этого велосипед можно убрать.

4. Сотрудники ГИБДД по прибытию обязаны составить протокол, схему ДТП.

5. Если после прибытия сотрудников водитель понял, что совершил ошибку, они предложат вам разойтись мирно.

6. Если вы согласны с этим, сошлись в стоимости ущерба, условиях устранения ущерба, то напишите друг другу расписки:

– С вашей стороны, что в случае выплаты определённой суммы не имеете претензий.

– Со стороны водителя, что он обязуется выплатить вам определённую сумму в обозначенный вами период времени.

Водитель агрессивен, не признаёт вину, обвиняет вас и заставляет оплачивать ущерб, всячески угрожает вам

1. Найдите свидетелей, которые подтвердят подобное поведение водителя, попросите подождать сотрудников ГИБДД или возьмите у свидетелей номера телефонов, а также их ФИО.

2. Вызовите сотрудников ГИБДД.

3. По их прибытию, проследите, как они составят схему ДТП, дайте показания, где всё подробно расскажите. Следите за тем, чтобы ваши слова в точности заносились в протокол. Все пустые строки протокола должны быть перечёркнуты, чтобы в дальнейшем в него невозможно было внести правки.

4. Далее, в случае незначительного ущерба, вам могут предложить разойтись мирно, но в случае неадекватного поведения водителя, а также если он в состоянии алкогольного опьянения, делать этого не стоит.

5. Сотрудники ГИБДД после оформления протокола и справки о ДТП должны будут выдать вам заверенные копии данных документов. В дальнейшем начинается административное делопроизводство, после чего состоится административное разбирательство, на которое вас вызовут письмом.

6. До этого времени заручитесь поддержкой грамотного юриста, соберите все справки о причинении вам материального вреда, расскажите о моральном вреде, если такой имеется, а также предоставьте документы о стоимости ремонта или замены велосипеда.

3. Действия при нанесении ущерба здоровью

Здесь вариантов всё уладить без административного разбирательства нет, особенно если вред здоровью средний или тяжкий.

1. Даже если водитель всячески старается вам помочь, признаёт вину, всё равно вызывайте сотрудников ГИБДД, а главное, скорую помощь.

2. Врачам скорой расскажите о своём состоянии, о болях, повреждениях – всё это должно быть занесено в соответствующий документ.

3. Сотрудникам ГИБДД расскажите всё, как было, проследите, чтобы в протокол было всё занесено верно, только тогда подписывайте.

4. Узнайте у сотрудников о времени и месте административного разбирательства по вашему делу. Сразу это будет неизвестно, поэтому вас должны будут вызвать письменно.

5. Заручитесь поддержкой грамотного юриста, а также сформулируйте требования, которые вы предъявляете водителю. Возможно, он будет стараться всячески сгладить свою вину выплатами, моральной поддержкой, и это хорошо. Обязательно скажите об этом на разбирательстве, чтобы он не понёс серьёзного наказания, ведь с его стороны умысла могло и не быть.

Видео по обозначенной теме отлично дополнит статью

Юридические новости, советы юристов и адвокатов

С наступлением весны и открытием велосезона на дорогах и тротуарах города все чаще можно встретить людей, предпочитающих велосипед как средство передвижения, отдыха или занятий спортом

Отдавая должное всем преимуществам велотранспорта, необходимо отметить что с ростом популярности пропорционально увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов на дорогах города

Каждый участник дорожного движения, будь то автомобилист, пешеход или велосипедист должен знать, что предпринять в случае ДТП

Правила оформления ДТП с участием велотранспорта

На месте ДТП участники происшествия обязаны освободить проезжую часть или организовать пути объезда, если положение столкнувшихся автомобиля и велосипеда препятствует движению других транспортных средств. В этом случае участникам происшествия следует принять меры для сохранения положения осколков, следов торможения и грязи, а также других предметов, которые могут быть отнесены к ДТП. Перед этим следует произвести фото и видео-фиксацию положения автомобиля и велосипеда по отношению к друг другу и объектам дорожной инфраструктуры

После происшествия водитель автомобиля обязан сообщить второму участнику происшествия данные о своем полисе ОСАГО: телефон, адрес, наименование страховой компании и номер страхового полиса

Если в результате ДТП нет пострадавших, а ущерб причинен только имуществу, участники происшествия обязаны действовать в соответствии с требованиями п.2.6.1 ПДД: оформление ДТП должно осуществляться при участии сотрудников полиции

По статистике, ДТП с участием автомобиля и велотранспорта нередко влечет причинение вреда здоровью велосипедиста. В этом случае водителю автомобиля следует руководствоваться требованиями п.2.6 Правил дорожного движения, которые требуют оказать пострадавшему первую медицинскую помощь и в обязательном порядке вызвать на место ДТП службу скорой помощи и сотрудников полиции. В экстренной ситуации пострадавшему должна быть организована транспортировка в ближайшее медицинское учреждение на попутном транспорте, или, если это не представляется возможным, водитель автомобиля обязан самостоятельно доставить пострадавшего в больницу, сообщив сотрудникам медицинского учреждения данные о себе и транспортном средстве. После чего водитель обязан вернуться к месту происшествия для его оформления

Оформление ДТП с участием велосипедиста по европротоколу

Наиболее распространённой ошибкой является оформление происшествия с участием велотранспорта по европротоколу, оформить такое ДТП без участия сотрудников полиции нельзя, даже если в результате ДТП вред причинен только имуществу

Данное ограничение вызвано отсутствием у велосипедиста полиса ОСАГО, в то время как одним из обязательных условий оформления ДТП по европротоколу является наличие у всех участников происшествия полисов обязательного страхования ответственности

Возмещение ущерба при ДТП по вине автомобилиста

При наличии у автомобилиста полиса ОСАГО ущерб от ДТП возмещается страховой компанией виновника. Для получения компенсации ущерба велосипедист должен обратиться в страховую компанию с требованием выплаты предоставив необходимые документы:

  • справку о дорожно-транспортном происшествии;
  • копию протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
  • извещение о дорожно-транспортном происшествии;
  • документ удостоверяющий личность;
  • банковские реквизиты для получения страхового возмещения (если выплата будет производиться в безналичном порядке)
Читать еще:  Ремонт автомобиля после ДТП по ОСАГО

В случае причинения вреда здоровью велосипедиста необходимо будет предоставить подтверждающие документы, предусмотренные пунктами 4.1, 4.2, 4.4 – 4.7 и (или) 4.13 Положения Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

При получении отказа в выплате от страховой компании, велосипедист вправе требовать выплаты страхового возмещения через суд, при этом необходимо соблюсти досудебную процедуру получение компенсации

При возникновении ситуации, когда у водителя отсутствует полис ОСАГО, размер страховой премии не покрывает величину ущерба или если велосипедист решает взыскать с виновника ДТП компенсацию морального вреда, виновник происшествия обязан компенсировать причиненный ущерб из собственных средств. Если автомобилист отказывается от возмещения ущерба в добровольном порядке, то пострадавший в ДТП велосипедист вправе обратиться с исковым заявлением в суд

Возмещение ущерба при ДТП по вине велосипедиста

Ответственность владельцев велотранспорта не подлежит обязательному страхованию, и если действия велосипедиста стали причиной ДТП, то ущерб должен быть возмещен в соответствии с гражданским законодательством. При этом, так как велосипед не относится к средствам повышенной опасности, то ответственность владельца наступает по ст.1064 ГК РФ и причиненный действиями велосипедиста ущерб должен быть возмещен добровольно или принудительно в судебном порядке

Необходимо отметить, что в отличии от велотранспорта автомобиль причисляется к источникам повышенной опасности, и согласно ст.1079 Гражданского кодекса РФ, при ДТП с велосипедистом ответственность водителя автотранспорта наступает вне зависимости от его вины

Старший юридический консультант

При этом суд может частично или в полном объеме освободить автовладельца от ответственности, если будет доказано, что вред был причинен вследствие умысла потерпевшего или в виду обстоятельств непреодолимой силы.

Если в ходе судебного заседания будет доказано, что причиной ДТП стала грубая неосторожность потерпевшего велосипедиста, то решающее значение играет вид причиненного потерпевшему велосипедисту вреда:

  • в случае, если вред причинен только имуществу потерпевшего, то на основании п.2 ст.1083 ГК РФ автомобилист может быть частично или полностью освобождён от ответственности;
  • если вред причинен жизни или здоровью велосипедиста, то возможно только частичное освобождение владельца автомобиля от ответственности
  • Назад
  • Вперёд

Кто виноват в ДТП с велосипедистом?

Определить, кто виноват в ДТП с велосипедистом, нужно для последующего возмещения вреда и привлечения нарушителя к ответственности. Хотя гражданин на велосипеде является самостоятельным участников дорожного движения, условия его ответственности за вину в ДТП носят специальный характер. В этой статье рассмотрим, как происходит возмещение ущерба при ДТП с участием велосипедиста, и в каких случаях водитель авто сможет избежать наказания.

Общие правила участия велосипедистов в дорожном движении

Приоритетным вариантом передвижения велосипедистов является использование специально отмеченных дорожек. При движении в пределах такой дорожки, гражданин на велосипеде имеет безусловный приоритет перед остальными участниками. В остальных случаях на велосипедиста распространяются все основные правила дорожного движения, в том числе при нахождении на тротуаре, обочине, автомагистрали или на пешеходном переходе. Отметим наиболее важные моменты, связанные с участием такой категории граждан в дорожном движении:

  1. велосипед, в отличие от автомобиля, не рассматривается законом как источник повышенной опасности – следовательно, при отсутствии вины в ДТП, гражданин на велосипеде полностью освобождается от ответственности;
  2. для управления велосипедом не предусмотрено страхование по программе ОСАГО, поэтому для возмещения с него причиненного ущерба придется обращаться в суд;
  3. установление вины велосипедиста в ДТП происходит по общим правилам, в том числе с составлением процессуального протокола.

На управление таким транспортным средством не требуется получать специальное разрешение в виде водительских прав. Однако это не освобождает велосипедиста от соблюдения ПДД, а выявленные факты нарушения будут предметом административного разбирательства.

Что делать при ДТП с велосипедистом

Порядок действия автовладельца, попавшего в ДТП с участием велосипеда, будут незначительно отличаться от общих правил. Необходимо выполнить следующие требования закона:

  • убедиться, что в результате аварии не пострадали граждане (пешеходы, велосипедист, иные участники движения);
  • если имеются пострадавшие, нужно вызвать медицинскую помощь – если выезд врачей невозможен, либо требуется немедленное оказание медицинской помощи, допускается покинуть место аварии и доставить жертву в ближайшую больницу;
  • на месте ДТП нужно выставить знак аварийной остановки и уведомить сотрудников ГИБДД о случившемся инциденте.

Перемещать транспортные средства с места аварии разрешается только для освобождения проезда другим машинам, либо для доставления пострадавших в медучреждение.

Дальнейший порядок действий будет зависеть от характера столкновения, а также от иных факторов. Велосипедист не имеет полиса ОСАГО, поэтому оформление европротокола будет невозможно, даже при отсутствии пострадавших или ущербе менее 100 тыс. руб. Целесообразно вызвать инспектора ГИБДД, так как попытка мирного урегулирования спора может обернуться обвинением в оставлении места столкновения.

Должностное лицо ГИБДД обязано зафиксировать все обстоятельства аварии, а также установить возможные нарушения ПДД. В частности, возможны следующие варианты дальнейших действий:

  1. если водитель нарушил правила и является виновником наезда, в отношении него составляется процессуальный протокол (точный состав КоАП РФ или УК РФ, по которому последует наказание, будет зависеть от обстоятельства инцидента);
  2. если авария произошла по причине нарушения правил велосипедистом, будет составлен протокол по ст. 12.29 КоАП РФ;
  3. для возмещения причиненного ущерба с виновного водителя велосипедист сможет обратиться в страховую компанию, которой был выдан полис ОСАГО;
  4. при установлении вины велосипедиста, для возмещения ущерба и морального вреда нужно подавать иск в порядке гражданского судопроизводства.

Как определить, чьи действия привели к аварии, и как правильно зафиксировать виновность одного из участников дорожного инцидента? При составлении протокола, сотрудник ГИБДД зафиксирует все обстоятельства столкновения. В частности, на схеме места происшествия будет указана траектория движения транспортных средств, наличие дорожной разметки, знаков и светофоров. По возможности, будут записаны данные о свидетелях конфликта, получены записи с видеорегистратора машины или камер видеофиксации.

В большинстве случаев, виновником таких инцидентов признают автовладельца, который управлял источником повышенной опасности. В отношении велосипедиста вина может устанавливаться при следующих обстоятельствах:

  • создание аварийной обстановки в результате маневрирования или перестроения по проезжей части, без соответствующих предупреждающих сигналов руками;
  • проезд на запрещающие дорожные знаки или красный свет светофора, если водитель был лишен объективной возможности предвидеть такой вариант развития событий;
  • выезд на скоростную проезжую часть при наличии велосипедной дорожки;
  • проезд через пешеходный переход на велосипеде;
  • иные аварийные ситуации.

В ДТП на пешеходном переходе с велосипедистом будет учитываться, как именно происходит переход через зебру. Хотя водитель обязан пропускать граждан, переходящих дорогу по специальной разметке, его вина может отсутствовать, если велосипедист решил проехать без спешивания. На пешеходных переходах действует запрет передвижения на велосипеде, так как это не дает возможность водителю предвидеть неожиданное появление помехи.

При установлении признаков опьянения у водителя и/или велосипедиста, сотрудник ГИБДД обязан выдать направление на медосвидетельствование. Если по результатам обследования факт опьянения подтвердится, наказание для указанных участников аварии будет существенно строже. Отказ от прохождения освидетельствования повлечет наказание только для автовладельца. Если такой отказ заявит велосипедист, этот факт будет учтен при определении размера штрафа, однако дополнительного наказания не последует.

После составления протокола, сторонам предстоит возместить причиненный по их вине ущерб.

Ущерб по вине велосипедиста

Если в действиях велосипедиста выявлено нарушение ПДД, санкции последуют по ст. 12.29 КоАП РФ (если в ДТП отсутствуют пострадавшие граждане):

  1. при отсутствии факта опьянения – денежный штраф в сумме 800 руб.;
  2. если медучреждение подтвердило состояние опьянения – штраф составит от 1000 до 1500 руб.;
  3. при любом варианте административных санкций, велосипедист будет обязан компенсировать имущественный и моральный вред, причиненный по его вине.

Процедура возмещения ущерба и морального вреда будет проходить по правилам ГК РФ и ГПК РФ. Для доказывания виновности велосипедиста будет использован процессуальный протокол, либо постановление о назначении штрафа по ст. 12.29 КоАП РФ.

Для оценки имущественного ущерба нужно обратиться к независимому оценщику. О месте и времени проведения диагностики велосипедиста нужно уведомить в письменной форме. По итогам обследования, фиксируется характер и объем повреждений машины, составляется экспертное заключение с расчетом стоимости ремонтно-восстановительных работ.

Сумма компенсации морального вреда является оценочным показателем. Хотя истец обязан указать размер компенсации при подаче иска, точную сумму определит суд при оценке всех обстоятельств дела.

Ущерб по вине водителя авто

Если протоколом подтверждается виновность автовладельца, точный размер наказания по КоАП РФ будет зависеть от обстоятельств ДТП, нарушенного пункта правил, наступивших последствий. Возместить имущественный и моральный вред велосипедист сможет по следующим правилам:

  • при составлении процессуального протокола обязательно указываются реквизиты полиса ОСАГО и страховой компании – эти сведения пострадавший может использовать для обращения за компенсацией;
  • при отсутствии у водителя действующего полиса ОСАГО, он понесет дополнительную административную ответственность, а возмещение ущерба будет проходить в судебном порядке;
  • компенсацию морального вреда можно взыскать только через суд, так как данная выплата не подпадает под программу ОСАГО.

Полисом ОСАГО предусмотрен максимально возможный размер выплат для возмещения имущественного ущерба и вреда здоровью граждан. Для возмещения ущерба, причиненного велосипеду или иному имуществу, указанный лимит установлен в 400 тыс. руб. Для компенсации вреда здоровью граждан эта сумма составляет 500 тыс. руб., и определяется затратами на лечение и восстановление потерпевшего.

При отсутствии полиса ОСАГО, а также для компенсации морального вреда, велосипедисту придется обращаться в суд. Для расчета имущественного ущерба нужно представить поврежденный велосипед, либо иные предметы и вещи, независимому оценщику. Заключение этого специалиста будет являться надлежащим доказательством в суде. Сумма компенсации морального вреда рассчитывается по общим правилам, а судебный акт будет принудительно исполнен через службу ФССП.

Возможен и вариант возмещения ущерба при обоюдной вине автовладельца и велосипедиста. В этом случае взыскать ущерб можно только через суд, который определит точную степень вины каждого участника аварии. В преимущественном положении будет находиться велосипедист, так как автомобиль относится к источникам повышенной опасности – владельца такого объекта могут обязать возместить ущерб даже при отсутствии вины.

10 причин ДТП с участием велосипедистов

1. Невнимательность водителя при повороте направо

По статистике, около 12% смертельных ДТП в России происходят из-за того, что автомобиль, поворачивая направо, не замечает велосипедиста, который двигается параллельно или прямо. Виновным в таких случаях всегда признают водителя.

Как избежать аварий: водителям – обозначать маневры поворотниками и следить за ситуацией на дороге по зеркалам, веллерам – быть внутренне готовыми к тому, что машина из крайнего ряда может резко уйти направо.

2. Езда по тротуарам

На тротуаре велосипеду не место – это напрямую прописано в пункте 9.9 ПДД. Несмотря на то, что к велосипедистам на тротуаре относятся достаточно снисходительно, столкновение велосипедиста с пешеходами может привести к травмам посерьезнее, чем синяки и ссадины.

Как избежать аварий: велосипеды должны двигаться по велосипедной дорожке, а при её отсутствии — по крайней правой полосе проезжей части в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создаёт помех пешеходам.

3. Водители не уступают дорогу велосипедисту на перекрестках.

При наличии знака «уступи дорогу» водитель должен пропустить не только автомобили, которые движутся по главной дороге, но и велосипедистов!

Как избежать аварий: быть внимательными на перекрестках.

4. Пренебрежение светоотражателями и фонарями

Велосипедистам необходимо оборудовать свой транспорт фонарями и всегда включать их при движении по дорогам общего пользования! Днем и ночью в населенных пунктах и на трассе велосипед должен быть обозначен светом белой фары спереди и красного фонаря сзади. Пренебрежение этим правилом нередко приводит к ДТП, особенно при движении по загородным трассам.

Как избежать аварий: велосипедистам следует сделать себя максимально заметными на дорогах.

5. Велосипедисты переезжают пешеходные переходы на колесах

Велосипедисты в массовом порядке форсируют «зебры», не слезая с седла. Велосипедист, неожиданно выруливший на дорогу в зоне перехода, рискует очень быстро попасть под колеса и получить тяжелые травмы или даже погибнуть, а водитель вынужден будет нести за это ответственность. Доказать, что велосипедист был верхом и появился неожиданно, довольно трудно.

Как избежать аварий: спешиться с железного коня на пешеходном переходе.

6. Водители не могут оценить скорость и тормозной путь велосипеда.

Среди автомобилистов бытует ошибочное мнение, что велосипед не может разгоняться до приличной скорости, зато способен практически мгновенно останавливаться. На самом же деле средняя городская скорость велосипедиста составляет от 25 до 30 км/ч . При желании байк можно разогнать и до 40 – 45 км/ч . Да и тормозной путь у велосипеда тоже достаточно длинный, хотя и несколько короче автомобильного. Так, двигаясь на скорости 20 км/ч , велосипедист может остановиться через 3 – 4 метра , а с 40 км/ч – уже за 7 – 8 метров .

Как избежать аварий: данные о скорости и тормозном пути велосипеда необходимо учитывать водителям автомобилей при перестроении и других маневрах вблизи велосипедистов.

7. Водители сбивают велосипедистов открытой дверью

Частенько водители, остановившись на обочине, беспечно открывают дверь, не глядя по сторонам. Если в этот момент мимо поедет велосипедист, то он рискует получить тяжелые травмы.

Как избежать аварий: быть внимательными при открытии двери.

9. Велосипедисты совершают непредсказуемые маневры

Оборудовать велосипед стоп-сигналами и поворотниками невозможно. Поэтому действия велосипедиста часто становятся сюрпризом для остальных участников движения.

Как избежать аварий: объезды препятствий, замедления и перестроения двухколесным следует совершать максимально осторожно, по возможности – информируя автомобилистов об этом специальными жестами.

Для обозначения маневра Правилами предусмотрены следующие знаки (ПДД 8.1-8.2).

Остановка – поднятая вверх рука (любая).

Поворот или перестроение направо – вытянутая правая рука, либо вытянутая и согнутая в локте левая.

Поворот или перестроение налево – вытянутая левая рука, либо вытянутая и согнутая в локте правая.

Однако не рекомендуется пользоваться альтернативными способами (там, где согнутая рука), так как они рассчитаны на автомобилистов.

Сигнал левого поворота также рекомендуется подавать при огибании припаркованного у правого края полосы механического транспортного средства.

10. Велосипедисты поворачивают налево на общих основаниях

На улицах, имеющих больше двух полос движения в обе стороны, велосипедисты не имеют права поворачивать налево вместе с машинами – это совершенно недвусмысленно прописано в пункте 3 раздела 24 ПДД. Велосипеды, поворачивающие налево с общим потоком, сильно мешают окружающим и подвергают себя опасности.

Как избежать аварий: крупные перекрестки безопаснее форсировать через пешеходные переходы.

ГИБДД: «Виноваты обе стороны»

«В случае ДТП водители винят в нарушениях, приводящих к автоавариям велосипедистов, последние, напротив, убеждены, что это водители не хотят замечать на дороге двухколесный транспорт. Статистика показывает, что доля вины и тех, и других примерно одинакова, – сообщает отдел Пропаганды УГИБДД МВД по РС (Якутия). – К сожалению, в столице республики, как, впрочем, и в других ее населенных пунктах, нет велодорожек, где велосипедистам было бы безопаснее. Но с учетом дорожных реалий внимательными должны быть все участники дорожного движения».

За примерами далеко ходить не надо. 22 июня на перекрестке улиц Дзержинского и Пояркова водитель автомашины «Тойота Фан Карго» совершил наезд на велосипедиста, который переезжал пешеходный переход на разрешающий сигнал светофора. Водитель пояснил, что, убедившись, что пешеходов на переходном переходе нет, продолжил движение, но неожиданно на «зебру» выехал велосипедист. В результате наезда 18-летний молодой человек получил травмы в виде множественных ушибов.

ГИБДД напоминает: в любом случае велосипедисту нужны средства защиты – шлем, налокотники, наколенники, а само транспортное средство должно быть исправно, иметь звонок и быть оборудовано световозвращателями (катафотами) или фонарями спереди и сзади для безопасного движения в темное время.

Водителям велосипеда запрещается:

– ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

– перевозить пассажиров, кроме ребёнка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками;

– перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

– двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

– поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (в этом случае нужно слезть с велосипеда и перейти дорогу по пешеходному переходу);

– двигаться по автомагистралям;

– двигаться по дороге в тёмное время суток без включенного переднего белого фонаря;

– запрещается буксировка велосипедов, а также велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом;

– управлять своим транспортным средством в состоянии опьянения, пользоваться мобильными телефонами (ПДД 2.7).

Ответственность велосипедиста за нарушение ПДД

За нарушение ПДД велосипедистами предусмотрена административная ответственность.

Ответственность регламентирована Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях:

Статья 12.29 ч. 2 — Нарушение ПДД лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи (то есть пешеходов и пассажиров ТС), а также водителя механического ТС), предусматривает наказание в виде предупреждения или штрафа в размере 800 рублей.

Статья 12.29 ч. 3 — Нарушение ПДД лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector