Как ездить на автоматической коробке передач
Avtodoks.ru

Автомобильный юрист

Как ездить на автоматической коробке передач

Как правильное ездить на автомате

Как ездить на автомате, чтобы избежать поломок и продлить ресурс агрегата? Вы покупаете машину с автоматической коробкой, думая, что жизнь в дороге станет сказкой, ведь надо только нажимать педали газа и тормоза. Но потом узнаете, что АКПП не так проста: чтобы ездить с комфортом долгие годы, нужно правильно эксплуатировать трансмиссию.

Как ездить на авто с коробкой передач автомат

С 1980-х годов АКПП перешла с гидравлического управления на электронное, и чем современнее модель, тем сложнее и капризнее трансмиссия, хотя и ездить становится «интереснее». Для начинающих водителей будет полезным не только узнать правила управления автоматической КПП, но и разобраться в её устройстве и работе.

Рассмотрим, как научиться ездить на автомате, используя две педали и селектор переключения режимов.

Запуск автомобиля с АКПП

Перед тем, как начать ездить на автомате, нужно научиться заводить автомобиль с ключа:

  1. Перед запуском двигателя проверьте, чтобы селектор находился в положении «Р» или «N». Электроника блокирует включение двигателя в других режимах в целях безопасности, чтобы машина самопроизвольно не покатилась.
  2. Весь процесс вождения автомобиля с АКПП происходит одной ногой. Левую ногу поставьте на площадку, правую на педаль тормоза. Это также нужно для разблокировки в некоторых моделях машин.
  3. Вставьте и проверните ключ зажигания. На панели загорятся лампочки. Подождите несколько секунд, пока насос включится и подаст масло в двигатель.
  4. Запустите стартер двигателя.

Как трогаться на автомате

Перед началом движения прогревают двигатель, чтобы его детали и рабочие жидкости достигли рабочих температур. По этой же причине греют АКПП: при температуре ниже 75 — 95℃, жидкость меняет вязкость и не способно полноценно смазывать, охлаждать и защищать механизмы. Поэтому ездить «на холодную» вредно: АКПП испытывает высокие нагрузки, а водители жалуются на пинки, толчки и т.п.

После прогрева автомобиля можно начинать движение. Как трогаться на автомате:

  1. Проверьте, чтобы селектор находился в положении «Р»: перед троганием автомобиль должен быть заторможен.
  2. Нажмите на тормоз.
  3. Переведите рычаг на «D» для движения вперед или «R» для заднего хода.
  4. Дождитесь лёгкого толчка — АКПП нужна секунда для переключения режима.
  5. Отпустите педаль тормоза и машина поедет.
  6. Для разгона плавно нажимайте педаль газа.

Трогайтесь с места и разгоняйтесь на автомате плавно. Электронике АКПП требуется время, чтобы получить сигнал о действии водителя и послать команду исполнительным механизмам. Ездить агрессивно в целом вредно: коробка испытывает большую нагрузку, поскольку АКПП работает при недостаточной смазке.

Как тормозить

Торможение можно разделить на виды:

  • нормальное;
  • экстренное;
  • торможение двигателем.

Чтобы затормозить машину с АКПП, нажмите на тормоз, перекинув ногу с педали газа. Остановите автомобиль и переведите рычаг в положение «Р». Использовать нейтральный режим не рекомендуется, т.к. в этом случае колёса не блокируются, и машина может покатиться.

Обратите внимание, как правильно водить машину с автоматом в сложных ситуациях:

  1. По скользкой дороге ездить опасно — во время торможения колёса могут буксовать. Для АКПП это не страшно. Больший вред нанесёт долгая пробуксовка ведущих колёс на снегу, на льду, в грязи. Чтобы выбраться из глубокой колеи, включите пониженную передачу и работайте тормозом, как сцеплением, «раскачивая» машину. Каждые 2 минуты давайте АКПП минут 5 остыть.

Для передачи большого крутящего момента гидротрансформатор выбрасывает в АКПП избыточное тепло, и если масло старое или радиатор грязный, то коробка перегреется. А чем вреден перегрев, мы рассказывали ранее.

Как (не) ездить на “автомате”: полное руководство по АКПП

27 августа 2018 Категория: Секреты автомобилей.

После «механики», водить машину с автоматической трансмиссией – чистое удовольствие, особенно по городу. Но из-за более “нежного” и требовательного устройства гидравлических коробок, нужно знать, как ездить на АКПП, чтобы не сломать и не убить ее раньше срока.

Правильная эксплуатация АКПП

Перед поездкой на автомобиле с “автоматом”, заведите мотор и подождите минуту, чтобы трансмиссионное масло распределилось по коробке. В холода прогрейте таким образом коробку минут 10-12. Начав движение, первые 500-1000 м преодолейте так, чтобы не пришлось нагружать коробку.

Важно: заводите двигатель только в положении Р. Затем выжмите тормоз и переведите рычаг в положение D или R: завист от того, как вам нужно выехать со стоянки.

Режим движения – D

Это основной режим, в котором вам предстоит ездить. Когда будете останавливаться на светофорах, просто удерживайте педаль тормоза. Помимо основного режима Drive, на отдельных моделях коробки предусмотрены дополнительные:

  • 2 – использует только первую и вторую передача. Помогает при езде в горах и на крутых спусках. Ограничивает скорость до 40-60 км/ч.
  • L – аналог понижающей передачи для внедорожников. Используется в тяжелых условиях: бездорожье и тп. Не использовать, если скорость больше 15 км/ч.

Важно: когда выбирете на коробке режим D, дождитесь легкого толчка, только после него выжимайте газ. В среднем, АКПП нужно порядка 1 секунды, чтобы прийти в полную готовность к движению. В противном случае, внутренние механизмы коробки могут не справиться с нагрузкой.

Не вздумайте пользоваться второй ногой при движении на “автомате”. Если впереди у вас возникнет препятствие и вы резко выжмете тормоз, сила инерции потащит ваше тело вперед – включая ногу на педали газа. Поэтому: левую ногу на подставку. Привыкайте.

Режим нейтральной передачи – N

Важно: режим N в АКПП предусмотрен только для обслуживания в сервисе и при буксировке.

Пивычка “переходить на нейтралочку” при движении с уклона может вылиться в преждевременный ремонт коробки. Тем более не имеет смысла ждать зеленого сигнала светофора, включая режим N.

Буксировка в режиме N

Конечно, лучше вообще не буксировать автомобиль с АКПП. И уж тем более, тянуть автомобилем с АКПП другое авто.

Но если доставить ваш авто с “автоматом” нужно недалеко – 50 км предел – а двигатель заводится, включайте режим N и ползите, не превышая 50 км/ч.

Важно: Использовать буксировку как способ завести двигатель «с толкача», если у вас АКПП, категорически нельзя. Это убивает коробку на раз-два. Как и буксировка в снегу, песке.

Режим заднего (реверсивного) хода – R

Режим заднего хода, как и отальные режимы на “автомате”, включается только после полной остановки. Выжав педаль тормоза, переведите селектор коробки в положение R.

Важно: никогда не включайте режим R, пока автомобиль не остановлен ПОЛНОСТЬЮ. Это чревато поломками внутри самой коробки и снаружи – элементов трансмиссии, ДВС.

Часто такую ошибку совершают при попытке вписаться в небольшое парковочное место постоянно переключаясь с D на R и обратно, кажется небольшой и допустимой ошибкой не остановить автомобиль полностью. Даже если не с первого раза, такая ошибка приведет вас к капитальному ремонту АКПП. Ее нужно избегать любой ценой. Для этого – контролировать свои действия.

Режим паркинга – P

Режим паркинга, который подразумевает заблокированный вал и ведущие колеса, используют при длительных остановках и стоянках. Некоторые предпочитают ставить АКПП в режим P при длительном ожидании светофора.

Важно: Режим Р можно включать только после полной (!) остановки автомобиля. Переход из режима паркинга в режим D или R – только через выжатую педаль тормоза.

Остановка на уклоне в режиме P

В условиях ровной площадки для стоянки или на незначительном уклоне достаточно просто перейти в режим паркинга. Но если машину нужно поставить на хорошую такую горочку, задействуйте ручник.

А именно: удерживая тормоз, затяните ручник, отпустите педаль. Автомобиль немного откатится, скорее всего. Затем выберите положение P селектором. Готово, вы восхитительны.

Снимаем машину с ручника в той же последовательности: выбираем режим D, выжимаем педаль тормоза, опускаем ручник. Поехали.

Важно: если постоянно пренебрегать стояночным тормозом и сохранять неподвижность машины за счет режима паркинга, это большая нагрузка на коробку. В конечном счете шестерня блокиратора АКПП (металлическая лапка) быстро износится и сломается – и автомобиль будет скатываться с уклона при включении положения Р.

Дополнительные режимы работы АКПП

OD OverDrive

Эта кнопка по умолчанию “утоплена” в рычаг тех АКПП, где больше чем 3 ступени передач. Соответственно, нажатой эта кнопка “дозволяет” переходить на 4,5..и т.д. передачу.

Чтобы активировать режим Овердрайв, кнопку нужно выключить. Тогда коробка перестает переключаться выше, чем на третью передачу. На приборной панели загорается лампочка “O/D OFF”.

Проделывать такое полезно, когда нужно быстро разогнать автомобиль. Обороты двигателя остаются высокими, а передача – низкой. А еще Овердрайв полезен на затяжных подъемах, за счет придания тяги мотору.

Кроме того, отжав кнопку O/D, вы вызовете мягкое торможение двигателем.

Важно: не практикуйте включение O/D, если скорость движения выше 120 км/ч.

Kickdown

Кик-даун активирует сама коробка, когда водитель резко выжимает газ. АКПП автоматически переходит на пониженную передачу. В результате – интенсивный разгон при высоких оборотах. Очень полезно при маневрировании на трассах и в экстремальных ситуациях, когда нужно быстро “убраться”.

Важно: Нельзя пользоваться кик-дауном «по приколу»: он сильно нагружает коробку. И не стоит активировать этот режим, чтобы красиво умчать с места, особенно, если скорость ниже 20 км/.ч.

PWR/Sport

Это программный режим автоматической трансмиссии для более “спортивной” езды. Позволяет осуществлять переключения на оборотах выше ,чем обычно. Динамика улучшается, а вот расход топлива возрастает. Для самой же коробки постоянную езду в таком режиме щадящей не назовешь.

Читать еще:  Можно ли ездить с КАСКО без ОСАГО

Snow

“Снежный” режим позволяет разгонять автомобиль, минуя первую передачу. Риск, что колеса начнут буксовать в снегу, таким образом снижается. А еще в этом режиме передачи сменяются в более узком диапазоне оборотов – движение становится безопаснее.

Важно: некоторые “умельцы” включают Snow для экономии топлива круглогодично. Но если зимой гидротрансформатор коробки переносит отсутствие первой передачи нормально, то летом это может вызывать перегрев механизма. И привет, капремонт.

Как продлить жизнь “автомату”

1. Самый простой и быстрый способ угробить АКПП – посадить за руль человека с агрессивной манерой вождения, который привык «рвать» с места в карьер, тормозить «в пол» и совершать резкие маневры. Манера вождения – один из ключевых факторов ресурса коробки-«автомата». Обслуживание АКПП – лишь второй по значимости фактор.

2. Известны «народные» рекомендации, что зимой перед началом движения коробку-автомат нужно прогреть, включая все передачи на АКПП и останавливаясь на каждой по 10-15 секунд (выжав педаль тормоза), ничем не обоснованы.

Пользу от такого «прогревания» не подтверждают специалисты автосервисов. В некоторых руководствах по эксплуатации прямо указано – оставляйте селектор и положении P.

Для выхода АКПП в рабочий режим достаточно, как только температура снаружи опустилась ниже +5, прежде чем ехать, включить двигатель и дать ему поработать несколько минут.

3. Чтобы продлить жизнь «автомата», важно следить за уровнем масла (маслом называют трансмиссионную жидкость ATF – Automatic Transmission Fluid) в коробке.

Для этого использовать масляный щуп из двигателя, не допускать утечек и менять масло с фильтром каждые 40-60 тыс. км (первая замена – спустя 80-100 тыс. км. и далее каждые 60, а лучше – 30-40 тыс. км). Использовать только оригинальное масло для замены.

Несмотря на заверения производителей о «необслуживаемости» коробки, менять жидкость ATF в автомобиле нужно регулярно.

Это подтверждают и сервисмены, которые регулярно ремонтируют последствия такой вот «необслуживаемости», и владельцы, которые хоть раз сливали трансмиссионное масло самостоятельно и видели, как вместо залитой ярко-красной жидкости из коробки течет грязно-коричневая жижа.

Помимо предупреждения потенциальных проблем с износом трущихся деталей внутри коробки, свежее масло положительно сказывается на характеристиках работы АКПП – режимы переключаются плавно, без пинков.

Многие специалисты при жалобах владельцев на работу «автомата» первым делом рекомендуют менять трансмиссионную жидкость.

Но есть тут тонкий момент.

Если пробег автомобиля очень солидный, а предыдущая замена жидкости ATF неизвестно, когда проводилась (и проводилась ли вообще), нужно быть готовым к неприятным последствиям обслуживания коробки. А именно: что после замены трансмиссионного масла она попросится на ремонт.

Этому есть две причины.

Во-первых, при эксплуатации АКПП внутри коробки накапливается вода. Она поступает туда через сапун вместе с воздухом в периоды стоянок автомобиля. Влагой напитываются накладки фрикционов: чем дольше не менялось масло, тем больше внутри «автомата» влаги.

Значит, тем больше и риск того, что накладка фрикционов отслоится от диска фрикциона – и новое масло поможет этому процессу.

Во-вторых, из-за того, что новое масло эффективнее вымывает грязь, оно может поднять отложения металлической стружки и пыли, и эти комья грязи забьют масляные каналы – и привет, ремонт.

Поэтому обслуживание коробки автомобиля с пробегом выше 150 тыс. км или с неизвестной историей обслуживания – вопрос неоднозначный.

14 способов угробить автомат: не повторяйте этих ошибок!

Испортить автоматическую коробку передач можно двумя основными способами — неправильно обслуживать и неправильно эксплуатировать. «За рулем» знает, как избежать неприятностей.

Автоматические коробки передач становятся все более и более популярными среди россиян. Агрегат считается достаточно надежным, но недостатки обслуживания и особенно неправильная эксплуатация довольно быстро могут вывести такую коробку передач из строя. Речь дальше пойдет в основном о классических гидромеханических автоматах. У вариаторов присутствуют некоторые особенности, но в целом очень много общего. А вот роботы с одним и двумя сцеплениями — это отдельный мир, который мы сегодня рассматривать не будем.

Неправильное обслуживание

1. Несвоевременная замена рабочей жидкости

Хотя часть производителей автомобилей с целью снижения стоимости владения не требуют замены жидкости в автомате, на самом деле это крайне необходимая процедура. Недаром сами производители коробок рекомендуют менять смазку не реже, чем через 60 тыс. км пробега. Масло утрачивает свойства, меняется его вязкость, растет количество продуктов износа, забиваются фильтры — все это негативно влияет на ресурс автомата.

2. Контроль за уровнем жидкости в АКП

Конечно, АКП — это не двигатель, «нормального угара» жидкости у нее не должно быть, но на немолодых коробках уровень масла может быть низким как из-за негерметичности уплотнений, так и вследствие неправильной оценки уровня при замене жидкости. Обратите внимание, что перелив так же опасен, как и недолив: высокий уровень вызывает вспенивание жидкости и сбои в работе гидроблока.

3. Смешивание несовместимых жидкостей или использование нерекомендованной жидкости

В случае с коробками передач доливать можно только совместимые жидкости. Если дело дойдет до замены и вы попытаетесь залить что-то неправильное, то смешивание жидкостей произойдет в пропорции один к одному, потому что очень большая часть старой жидкости останется в коробке и гидротрансформаторе. И все это даст осадок, коагулирует… Вам это надо?

4. Чистота радиатора АКП

Некоторые коробки передач настолько нагружены, что не могут обходиться без дополнительного радиатора охлаждения для рабочей жидкости. Залепленный грязью радиатор приводит к перегреву и быстрой деградации жидкости вплоть до полной потери ее рабочих свойств.

5. Излишнее увлечение защитой моторного отсека

Защита силового агрегата, если она имеет неудачную конструкцию, может не только предотвратить неприятности от дорожных неровностей, но и лишить АКП обдува во время движения, что непременно приведет к перегреву.

Неправильная эксплуатация

1. Неправильная парковка

Если автомобиль постоянно парковать на большом уклоне, то жертвой масляного голодания после запуска может стать не только двигатель, но и коробка передач.

А еще важно при парковке на уклоне пользоваться ручным тормозом. Замечали, что если этого не сделать, бывает очень трудно перевести селектор АКП из положения «паркинг» в любое другое? Фиксатор в коробке закусывает всей силой скатывания автомобиля с уклона, вытягивается тросик привода управления коробкой — и здравствуй, проблемы с электрикой, вроде невключения фонарей заднего хода и несрабатывающего стартера.

2. С места в карьер

Некоторые модели автоматических коробок передач более чувствительны к нагрузкам в непрогретом состоянии, чем даже двигатели. Недопустимо сильно нагружать автомат до прогрева рабочей жидкости: выдавить может не только сальники, но и уплотнения в гидроблоке.

3. Пуск двигателя с буксира

Если попытаетесь завести машину с автоматом, что называется, «с толкача», разогнав машину в положении селектора N, а затем включив D, то с большой долей вероятности погубите коробку. Ведь в этот момент первичный вал не вращается, насос не создал давления масла. В результате все пойдет самым нерасчетным образом. Неизвестно, как включатся соленоиды, куда направится жидкость, какие фрикционы сработают…

4. Нарушение правил буксировки

Еще со времен первой волны подержанных автомобилей, хлынувшей в нашу страну в самом начале 90-х, было известно правило буксировки автомобилей с автоматическими коробками передач «50 на 50». То есть скорость при буксировке выбираем скорость не выше 50 км/ч и едем не дальше чем на 50 км. Иначе из-за отсутствия смазки (насос-то не вращается) возможны задиры на трущихся поверхностях. Но, как и все в нашем мире, АКП становятся все более одноразовыми, так что правило смещается в сторону «30 на 30», а то и полного запрета буксировки. Все чаще производитель допускает только погрузку неисправной машины с автоматом на эвакуатор.

5. «Паркинг» в движении

Если передвинуть селектор в положение Р, когда автомобиль движется, можно сломать фиксатор положения «паркинг». Или, по крайней мере, стальная стружка от работы зуба фиксатора по шестерне блокировки пойдет в полость коробки.

6. Длительное буксование в грязи

Длительные пробуксовки, когда автомобиль десятки минут не может вырваться из грязевого, песчаного или снегового плена, приведут к перегреву жидкости, подгоранию фрикционов и переходу коробки в аварийный режим. Крайне вредно, если вы при этом попытаетесь выехать враскачку, быстро переводя селектор из D в R и наоборот. Этот прием, пришедший из мира механических коробок передач, быстро угробит ваш автомат. Нужно обеспечивать паузу между переключениями, но тогда и раскачки не видать.

7. Использование коробки передач на пределе крутящего момента

Буксировка тяжелого прицепа — это еще цветочки по сравнению с буксировкой другого автомобиля. Еще более пагубным для здоровья АКП может быть только вытягивание из грязи/снега застрявшего автомобиля.

8. Спортивные наклонности

Дрифт на автомобиле с АКП — прямой путь отправить коробку передач на свалку. Некоторые водители-«спортсмены» любят также зажать педаль тормоза в режиме D, наращивая одновременно обороты двигателя. Затем, отпустив тормоз, резко сорваться с места под дым, идущий из-под колес. Удачи вам, ребята!

9. Механическое повреждение

При езде по буеракам на неподготовленном автомобиле повредить картер АКП проще, чем корпус механической коробки передач. При этом даже небольшая вмятина на поддоне может привести к перебоям в подаче жидкости. Исход понятен?

Читать еще:  Где запрещено ездить задним ходом

Комментарий специалиста

1. Своевременно менять масло в АКП, причем в тяжелых условиях эксплуатации даже чаще, чем предписано.

2. Следить за уровнем рабочей жидкости. Проверять его перед дальними путешествиями и смотреть, нет ли пятен под автомобилем.

3. Понимать, что классический автомат не любит спортивной езды.

Выводы

Автоматическая коробка передач незаменима в современном мегаполисе, да и в других условиях эксплуатации помогает водителю. Но, будучи сложным устройством, она нуждается в заботливом отношении — правильном обслуживании и эксплуатации. Тогда она долго сможет радовать владельца плавными переключениями и спорой работой.

Вождение на автомате

Многие водители по-прежнему отдают предпочтение автомобилям с механической КПП – она более надежна, проще в обслуживании и позволяет получить драйв от вождения. Вдобавок, если в автошколе учиться на «механике», то в водительском удостоверении не ставится отметка «АТ». То есть, ездить можно на машине с любым типом трансмиссии. Однако, несмотря на все эти особенности, все большее количество россиян пересаживается на модели с АКПП. В том числе и потому, что у нас растет количество водителей-женщин – а именно они во многом формируют «пятую колонну» любителей автоматической КПП.

Однако вождение автомобиля с автоматической коробкой передач имеет массу особенностей из-за того, что в нем отсутствует педаль сцепления. Его заменил гидротрансформатор, а выбор передаточного числа зависит от характера езды, скоростного режима и других факторов. И даже при том, что участие водителя в процессе переключения передач сведено до минимума, нужно прислушиваться к советам, которые позволят продлить срок эксплуатации этого дорогого агрегата.

Основные режимы

Любой режим в АКПП помечен буквенным обозначением на рычаге переключения скоростей.

Нейтральная передача (N). Езда на «нейтралке» строго ограничена – ее допускается использовать разве что во время буксировки или для перемещения машины на небольшое расстояние в пределах автосервиса. Причем двигатель должен быть обязательно включен, потому что именно от него АКПП получает положенную ей порцию масла. Некоторые водители, пересевшие с моделей на «механике», по привычке ставят АКПП в режим N на время коротких остановок, светофоре и в пробках. Также они полагают, что движение накатом на нейтрали помогает экономить топливо. Это абсолютно не так – было проведено немало экспериментов, опровергших данный тезис. Вдобавок после спуска водителю все равно приходится переходить на основной режим D, что провоцирует дополнительную нагрузку на «автомат».

Вообще, производителями автомобилей закладывают режим N определенное количество включений-выключений, и если превысить этот лимит, постепенно начинают выходить из строя отдельные узлы коробки. Конечно, агрегат не «посыплется», но совокупность мелких и средних ремонтов влетит в копеечку.

Основной режим (D). Вождение на автомате осуществляется именно на нем. Скорости переключаются автоматически, здесь все понятно.

Задний ход (R) допускается активировать только после полной остановки автомобиля. Как и в случае с МКПП, включать данный режим во время движения вперед строго запрещено – иначе может выйти из строя не только сама коробка, но и отдельные элементы двигателя с трансмиссией.

Только первая передача (L). Режим, используемый для движения по плохой дороге или бездорожью. Причем, если машина едет со скоростью более 15 км/ч, переключаться на L недопустимо.

Только первые 2 передачи (2). Используется при скоростном режиме до 80 км/ч для буксировки другого автомобиля или езды по горной извилистой трассе.

Режим парковки (Р) блокирует ведущие колеса, поэтому применяется при длительных остановках или когда шофер покидает машину. Чтобы деактивировать этот режим на ровной дороге, нужно нажать на педаль тормоза и передвинуть рычаг АКПП. Если машина стоит под уклоном, задействуется ручной тормоз. Для включения режима удерживается педаль тормоза, затягивается ручник, отпускается педаль тормоза и активируется «Р». Снятие происходит путем передвижения рычага в режим движения, удерживания тормозной педали и отпускания ручника.

Трогаемся!

Если вы только начинаете вождение, коробка-автомат сразу же преподносит сюрприз: начинать движение с непрогретым двигателем категорически запрещено. Чтобы выйти на рабочий режим, этому агрегату требуется равномерное распределение масла. И чем холоднее на улице, тем дольше требуется прогрев – даже при небольшом морозе на это уйдет как минимум 10 минут.

«N» или «P» – только на этих режимах допускается запуск мотора. Причем «Р» более предпочтителен. Для старта нужно передвинуть рычаг в нужное положения и дождаться легкого толчка. До этого момента нажимать на педаль газа, особенно резко, крайне не рекомендуется.

Тормозим

Правил в данном случае немного, а чтобы остановиться, нужно просто нажать на педаль тормоза. Также вождение автомобиля (автомат) предполагает, что:

включать «нейтралку» рекомендуется при стоянке длительностью от полуминуты. При этом нельзя отпускать тормоз, иначе рискуете задеть другие машины;

при длительной остановке на шоссе нужно переключиться на режим «Р» – это позволит расслабить правую ногу;

для остановки перед перекрестком, пешеходным переходом или светофором нужно просто нажать на педаль тормоза при езде в режиме «D».

Буксируем

Автомобиль, имеющий автомат, вождение которого связано со многими ограничениями по сравнению с машинами на МКПП, способен выступать в качестве транспортного средства, буксируемого другим. Однако такая буксировка ограничена дальностью в 50 км, как и скоростью до 50 км/ч. То есть час работы под нагрузкой – это предел технических способностей АКПП. И обязательным условием является заведенный двигатель и режим «нейтралки».

Если автомобиль выступает в роли ведущего, нужно учитывать, что:

если есть возможность отказаться от буксировки, то лучше ею воспользоваться;

буксируемая машина по своей снаряженной массе должна быть легче ведущего автомобиля;

автомат хорошо справляется с буксировкой не очень тяжелых прицепов.

Запуск с «буксира»

Способен ли причинить коробке-автомату запуск двигателя с буксира, доподлинно не известно. Однако помните: если завести двигатель «с ключа» не получается, услуги эвакуатора будут гораздо более дешевыми по сравнению с ремонтом АКПП.
А чтобы на свой страх и риск воспользоваться такой манипуляцией, следуйте инструкции.

Поставьте рычаг в положение «N» и запустите мотор.

Если буксировка осуществляется в холодную погоду, нажмите один раз на газ и начинайте движение на сцепке.

На холодной трансмиссии достигните скорости в 30 км/ч (для прогретой – под 50 км/ч) и несколько минут не предпринимайте никаких действий. За это время давление масла в АКПП приблизится к нужной отметке.

Активируйте режим только двух передач «2».

Если почувствовали, что двигатель пытается завестись, однократно нажмите на газ.

Когда мотор завелся, верните рычаг в положение «нейтраль».

Если спустя несколько секунд после нажатия на педаль газа двигатель не завелся, повторную попытку предпринимать не рекомендуется, так как из-за подобного вождения на автомате коробка перегреется. В первую очередь потому, что вы все еще будете ехать в режиме «2». Лучше еще раз «прогнать» агрегат на нейтральном режиме, и только тогда повторить действия.

Когда использовать «ручник»?

Чрезмерно доверять автоматике машины и отказываться от ручного тормоза просто нельзя. Особенно во время затяжной остановки. Кроме того, «ручник» рекомендован при:

остановке с работающим мотором;

замене колес;

остановке под уклоном.

Возможные ошибки

Несмотря на большой ресурс эксплуатации, АКПП нужно по возможности беречь. Поэтому прислушайтесь к советам.

Езда с тяжелым прицепом запрещена, а легкие допускается транспортировать.

Пока трансмиссия не прогрелась, нужно без ускорений двигаться на невысокой скорости. Как правило, прогрев происходит после 6-10 км.

Глушить мотор допускается только в режиме «Р».

Запускать машину «с толкача» недопустимо.

Движение накатом со склона в положении рычага «N» тоже запрещено. Этот режим подходит лишь при буксировке.

Напоследок

В этой статье не упомянуты дополнительные режимы АКПП, обозначенные на рычаге – спорт-режим, OverDrive, кик-даун и пр. Дело в том, что вождение на автомате для начинающих не предполагает их использование. Во-вторых, кнопку OverDrive можно увидеть не на всех автоматических коробках. Наконец, освоение дополнительных режимов лучше делать под руководством опытного водителя. Если среди знакомых таких нет, воспользуйтесь услугами частных инструкторов, которые обучат не только данным навыкам, но и уверенному вождению в любых условиях.

Как правильно пользоваться АКПП

Статья о том, как правильно пользоваться коробкой «автомат» — символы на панели АКПП, запуск мотора, движение и остановка, возможные ошибки. В конце статьи — видео об использовании автоматической коробки.

На данный момент различают три вида автоматических трансмиссий: «классическая», с «бесступенчатым вариатором», с «роботизированной механикой». В зависимости от модификации и производителя указанные виды трансмиссий могут незначительно отличаться (разное число передач, немного другой ход рычага – прямой или зигзагообразный, обозначения и др.), но основные функции будут одинаковы для всех.

Растущая популярность АКПП вполне объяснима – она более удобна в эксплуатации (чем «механика» — МКПП) особенно для новичков, надежна и предохраняет двигатель от перегрузок. Вроде бы все просто! Однако ошибки водители все же допускают, и даже самый надежный механизм может выйти из строя, если его неправильно эксплуатировать. Далее мы рассмотрим, как правильно пользоваться АКПП и как грамотно ее эксплуатировать.

Обозначения (символы) на панели АКПП

Чтобы научиться правильно пользоваться «автоматом», сначала нужно разобраться, что же означают буквенные символы (английские буквы) и цифры на панели АКПП с рукояткой переключения передач. Сразу отметим, что в зависимости от марки машины цифры и буквы могут различаться.

  • «P» – «паркинг». Включается при парковке автомобиля на стоянке. Некий аналог стояночного тормоза, только с блокировкой вала, а не с прижатием тормозных колодок.
  • «R» – «реверс». Включается для движения назад. Обычно его называют – «задняя скорость».
  • «N» – «нейтральный». Нейтральная передача. Часто называют – «нейтралка». В отличие от режима паркинга «P», в нейтральном режиме «N» колеса разблокированы, поэтому машина может двигаться накатом. Соответственно, машина также может самопроизвольно покатиться под уклон на парковке, если колеса не зафиксированы ручным тормозом.
  • «D» – «драйв». Режим движения вперед.
  • «A» – «автомат». Автоматический режим (практически, то же самое, что и режим «D»).
  • «L» – «лоу» (низкий). Режим пониженной передачи.
  • «B» – Такой же режим, как и «L».
  • «2» – режим движения не выше второй передачи.
  • «3» – режим движения не выше третьей передачи.
  • «M» – «мануал». Режим ручного управления с повышением/понижением передачи через знаки «+» и «–». Данный режим имитирует механический режим переключения с МКПП, только в более простом варианте.
  • «S» – «спорт». Спортивный режим движения.
  • «OD» – «овердрайв». Повышение передачи (ускоренный режим).
  • «W» – «винтер». Режим движения для зимнего периода, при котором трогание с места начинается со второй передачи.
  • «E» – «экономик». Движение в экономичном режиме.
  • «HOLD» – «удержание». Используется совместно с «D», «L», «S», как правило, на машинах марки «Мазда». (Читать руководство).
Читать еще:  Можно ли ездить по копии страхового полиса

При эксплуатации АКПП особое внимание следует уделить изучению руководства по эксплуатации конкретного автомобиля, так как некоторые обозначения могут функционально отличаться.

А если в полноприводном автомобиле присутствуют обозначения «1» и «L», то буква «L» может означать не «Low» (понижение), а «Lock» (замок) – что также обозначает блокировку дифференциала.

Запуск двигателя с АКПП

Запуск двигателя с автоматической коробкой имеет следующие особенности:

    В машине с АКПП всего две педали: «тормоз» и «газ». Поэтому левая нога водителя практически не используется. При запуске двигателя педаль «газа» не нажимается, а вот педаль тормоза в некоторых марках автомобилей нажимать обязательно, иначе двигатель не заведется (читать руководство по эксплуатации).

Однако инструкторы по вождению советуют взять за правило – перед запуском двигателя с АКПП нажимать педаль тормоза всегда. Это предотвратит самопроизвольное движение машины при нейтральном режиме «N», а также позволит быстро перейти в режимы движения «D» или «R». (Без нажатия тормозной педали переключиться в указанные режимы и тронуться с места не получится).

В автомобилях с АКПП предусмотрена защита – автоматическая блокировка запуска двигателя при неправильном положении рычага переключения передач. Это значит, что двигатель с АКПП можно завести только при условии, что рычаг переключения передач находится в одном из двух положений: или «P» (паркинг), или «N» (нейтралка). Если рычаг ПП будет находиться в любом другом положении, предназначенном для движения, будет срабатывать блокировочная защита от неправильного запуска.

Данная защитная функция очень полезна, особенно для новичков, и особенно в городах с большой «автомобильной плотностью», где на парковках и в потоках автомобили стоят плотно друг к другу. Ведь даже опытные водители иногда забывают «снять автомобиль со скорости» перед запуском двигателя, в результате чего при запуске машина сразу начинает ехать и врезается в ближайшее авто или препятствие.

Запускать двигатель с АКПП можно как в режиме «P» (паркинг), так и в режиме «N» (нейтральный), однако производители рекомендуют использовать только режим «P». Поэтому лучше установить для себя еще одно правило – парковаться и запускать двигатель только в режиме «паркинг».

  • После поворота ключа в замке зажигания перед запуском стартера рекомендуется подождать несколько секунд, чтобы дать время включиться бензонасосу и подкачать компрессию.
  • Следует помнить, что на некоторых марках автомобилей с АКПП переключение передач невозможно без вставки и поворота ключа в замке зажигания (разблокировки коробки передач). Также, на некоторых марках невозможно вытащить ключ из замка зажигания, если рычаг ПП находится в положении «D». (Читайте руководство по эксплуатации).

    Начало движения и остановка с АКПП

    Большинство водителей, которые пересаживаются с «механики» на «автомат», первое время машинально выполняют действия, которые они привыкли многократно выполнять при езде на автомобиле с механической коробкой передач. Поэтому таким водителям, прежде чем начинать ездить с АКПП по дороге в общем автомобильном потоке, рекомендуется предварительно потренироваться в одиночестве.

    Итак, стандартный порядок действий для трогания с места на автомобиле с АКПП выглядит следующим образом:

    • Вставить ключ в замок зажигания.
    • Выжать педаль тормоза правой ногой (левая нога при езде с АКПП не задействуется).
    • Проверить положение рычага переключения передач — он должен находиться в положении «P» – «паркинг».
    • Запустить двигатель (при нажатой педали тормоза).
    • Также при нажатой педали тормоза переключить рычаг ПП в положение «D» – «драйв» (движение вперед).
    • Полностью отпустить педаль тормоза, после чего автомобиль тронется с места и начнет движение вперед с небольшой скоростью — около 5 км/час.
    • Для увеличения скорости движения нужно нажать на педаль «газа». Чем сильнее вы будете нажимать на педаль «газа», тем выше будут передачи и скорость.
    • Для остановки автомобиля нужно убрать правую ногу с педали «газа» и выжать (ей же) педаль тормоза. Автомобиль остановится.
    • Если вы планируете покинуть автомобиль после остановки, то при нажатой педали тормоза переместите рычаг переключения передач в режим «P» – «паркинг». Если же остановка потребовалась в пробке, у светофора или пешеходного перехода, то, естественно, рычаг ПП переключать в «паркинг» не нужно. После того, как вы решите опять продолжить движение, отпустите педаль тормоза и нажмите на педаль «газа» для увеличения скорости.

    Многие современные АКПП имеют имитацию механического режима переключения передач «M» (как на МКПП) для повышения/понижения передач с помощью кнопок «+» и «–» на рычаге ПП. То есть, водителю предоставляется возможность самому вручную повышать или понижать передачи, забирая эту функцию у «автомата». При этом переход на механический режим переключения передач может производиться в движении, когда машина уже едет в режиме «D».

    Для предотвращения повреждения двигателя при переходе в ручной режим «M» на ходу у всех АКПП предусмотрена специальная защита. Переход на ручное управление «M» актуален в следующих ситуациях:

    • При движении по бездорожью на пониженной передаче, чтобы избежать пробуксовки.
    • При движении накатом с горки, с торможением двигателем. Использовать для движения накатом нейтральный режим «N» не рекомендуется, так как он вреден для АКПП. А накат в режиме «D» не совсем удобен, так как происходит постепенное снижение скорости.
    • Для удобного прохождения поворотов и других маневров, в том числе и для резкого ускорения при обгоне.

    Распространенные ошибки при использовании АКПП

      Самой распространенной ошибкой, приводящей к поломке АКПП, является включение режима «D» – «драйв» (движение вперед) без полной остановки при движении задним ходом. И, то же самое, только наоборот – включение режима «R» (задний ход) без полной остановки при движении вперед.

    Вторая распространенная ошибка (скорее, заблуждение) связана с режимом «N» (нейтралка). Дело в том, что данный режим является экстренным, чтобы разблокировать колеса для кратковременной буксировки или перестановки машины в случае какой-либо неисправности. И только для этого!

    Но многие неопытные водители используют нейтральный режим «N» в пробках при кратковременных остановках, что приводит к гидравлическому удару и преждевременному износу АКПП. В пробках при частых остановках нужно использовать режим «D» вместе с педалью тормоза. Если нужно остановиться – нажимается педаль тормоза, если нужно медленно продвинуться вперед – педаль тормоза просто отпускается, и машина медленно катится вперед. И так можно ездить целый день.

    Третья ошибка – переход в нейтральный режим «N» из режима «D» на ходу, в движении по трассе. Это опасно (особенно на большой скорости), так как может заглохнуть двигатель, в результате чего отключится гидроусиление руля и усиление тормозов, и автомобиль станет почти неуправляемым.

    Еще одна ошибка – буксировка машины с АКПП на расстояние больше 40 км и на скорости более 50 км/час. В коробке «автомат», в отличие от МКПП, система подачи масла работает под давлением, но при буксировке она не работает. Соответственно, детали «автомата» вращаются «на сухую», без смазки, в результате чего происходит их очень быстрый износ.

  • Нередкой ошибкой является попытка завести машину с АКПП «с толкача». И хотя такие попытки часто приводят к желаемому результату (двигатель запускается), все равно на механизм АКПП это действует разрушающе, и при такой частой эксплуатации «автомат» может не выработать и половины заложенного ресурса.
  • Заключение

    Вполне возможно, что для кого-то АКПП покажется сложным и привередливым механизмом, несмотря на простоту и удобство его использования. Но это только на первый взгляд. На самом деле «автоматы» зарекомендовали себя как вполне надежные агрегаты, но, конечно же, при условии их правильной и грамотной эксплуатации. Особенно удобно пользоваться АКПП в больших городах, где часто приходится стоять в пробках.

    Видео о том, как пользоваться «автоматом»:

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector