Надо ли заполнять европротокол если вызывали ГИБДД?
Avtodoks.ru

Автомобильный юрист

Надо ли заполнять европротокол если вызывали ГИБДД?

Как оформить ДТП по европротоколу

1. В каких случаях можно оформить ДТП по европротоколу?

Вы можете оформить незначительное дорожно-транспортное происшествие в упрощенном порядке — по европротоколу , если соблюдаются условия:

  • в ДТП нет потерпевших;
  • в ДТП участвуют только два ТС;
  • повреждения получили только участвовавшие в ДТП автомобили;
  • и вы, и второй водитель вписаны в действующие полисы ОСАГО или международный полис «Зеленая карта» , выданные на участвующие в ДТП автомобили;
  • по предварительной оценке нанесенный ТС ущерб не превышает максимальную сумму страховой выплаты;
  • вы и второй водитель согласны оформить ДТП без вызова сотрудников ГИБДД и подписать европротокол.

Если вы не уверены в обстоятельствах аварии, оценке нанесенного ущерба, конструктивном настрое второго участника ДТП, то оформляйте аварию в обычном порядке.

2. Что возместит страховая компания, если оформить ДТП по европротоколу?

В случае оформления ДТП по европротоколу, страховая компания возмещает ущерб в размере:

  • до 100 тысяч рублей — это стандартный лимит выплат при оформлении ДТП по европротоколу, если ДТП не зафиксировано с помощью технических средств* либо зафиксировано, но у участников ДТП есть разногласия;
  • до 400 тысяч рублей — это максимальный лимит выплат, при оформлении ДТП по европротоколу, если у участников ДТП нет разногласий по поводу обстоятельств происшествия, и ДТП зафиксировано с помощью технических средств*.

Установленные законом лимиты и условия страхового возмещения действуют как по договорам ОСАГО, так и по договорам каско.

Убытки возмещаются независимо от количества ДТП в течение срока действия страхового полиса.

Такими средствами могут быть устройство вызова экстренных служб — «ЭРА-ГЛОНАСС » или мобильное приложение, интегрированное с порталом государственных услуг РФ.

3. Как оформить ДТП по европротоколу?

1. Обязательно выполните требования ПДД сразу после столкновения — включите аварийку и выставьте знак аварийной остановки, чтобы предупредить других участников движения об опасности. Знак устанавливается на расстоянии не менее 15 метров от ДТП в населенных пунктах и не менее 30 метров за их пределами. Неисполнение этих требований влечет административное наказание: предупреждение или штраф в размере 1000 рублей (часть 1 статьи 12.27 КоАП РФ ). Если ДТП произошло за городом, в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости, находиться на проезжей части или обочине нужно в куртке, жилете или жилет-накидке с полосами световозвращающего материала.

2. Пообщайтесь со вторым участником ДТП и покажите ему свой полис обязательного страхования, проверьте действительность его полиса ОСАГО.

3. Вместе со вторым участником ДТП оповестите свои страховые компании о ДТП одним из способов:

  • онлайн, через интегрированные с порталом госуслуг РФ мобильные приложения (понадобится авторизация обоих участников ДТП на портале) — в течение 60 минут после ДТП;
  • через устройство вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС» (при наличии в автомобиле) — нажав на кнопку SOS в течение 10 минут после ДТП.

Обратите внимание! Эти способы подходят, если потерпевший рассчитывает на возмещение ущерба на сумму до 100 тысяч рублей, но у вас и второго участника ДТП есть разногласия по поводу обстоятельств ДТП, либо если нет разногласий и потерпевший рассчитывает на страховое возмещение до 400 тысяч рублей.

Если нет разногласий, но сообщить о ДТП указанными выше способами невозможно, потерпевшая сторона вправе рассчитывать на возмещение ущерба на сумму до 100 тысяч рублей. В таком случае уведомить страховую компанию о ДТП можно по телефону. Проследите, чтобы второй участник ДТП сделал то же самое.

4. Если транспортные средства, участвующие в ДТП, создают препятствия движению других транспортных средств, освободите проезжую часть. В противном случае вам и второму участнику ДТП грозит административное наказание за нарушение ПДД (пункт 2.6 ПДД РФ) — штраф 1000 рублей (статья 12.27 КоАП РФ).

5. Вместе со вторым участником ДТП заполните извещение о ДТП (европротокол) в мобильном приложении или бумажном виде. В первом случае детали ДТП внесите в электронную форму, во втором — в бумажную.

4. Как заполнить бумажный европротокол?

Правила заполнения европротокола (извещения о ДТП):

  • в случае ДТП, в котором участвуют два транспортных средства, оформляется одно извещение о ДТП. Кому оно будет принадлежать — вам или второму водителю — не имеет значения;
  • извещение о ДТП состоит из двух листов, каждый из которых нужно заполнить с двух сторон . Лицевая сторона — самокопирующаяся. Данные (обстоятельства происшествия, сведения о ТС, страховых компаниях, схема ДТП и тому подобное) в нее нужно внести совместно со вторым участником ДТП;
  • необходимо заполнить все графы и поля, имеющиеся на лицевой стороне. После заполнения листы нужно разъединить и проставить подписи, подтверждающие в том числе отсутствие разногласий между водителями;
  • оборотная сторона извещения о ДТП заполняется каждым водителем самостоятельно. Оригинал и самокопир имеют одинаковую юридическую силу;
  • заполняйте извещение о ДТП шариковой ручкой с достаточным давлением, чтобы качество копии было хорошим. Записи, сделанные гелевой ручкой или карандашом, могут смазаться или стереться;
  • если вам не хватило места для записей на извещении о ДТП, вы можете дополнительно оформить приложение, используя для этого чистый лист бумаги. На извещении о ДТП сделайте пометку «С приложением», на дополнительном листе — пометку «Приложение», укажите, к чему это приложение и кем оно составлено. На приложениях должны стоять подписи обоих водителей. Приложение оформляется в двух экземплярах;
  • если извещение о ДТП порвано, испорчено или трудно читаемо, нужно заполнить новое;
  • обратите внимание на то, что, если после подписания и разъединения извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения, они должны быть заверены подписями обоих участников ДТП;
  • извещения о ДТП обязаны выдавать страховщики. Если по какой-то причине у вас их нет, вы можете обратиться за ними в страховую компанию. Также вы можете скачать извещение со страницы Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры (но в этом случае второй лист не будет самокопирующимся, его придется заполнять отдельно);
  • в новых извещениях о ДТП есть поле, в котором нужно проставить отметку о наличии или отсутствии разногласий по поводу обстоятельств ДТП. Если у вас старый бланк, внесите эту информацию в поле для примечаний.

5. Нужно ли после оформления ДТП по европротоколу ехать на ближайший пост ГИБДД?

Для получения страхового возмещения как по договору ОСАГО, так и по договору каско при оформлении ДТП по европротоколу ни вам, ни второму участнику ДТП к сотрудникам ГИБДД обращаться не нужно.

6. Что делать после того, как ДТП оформлено?

Неважно, потерпевший вы или виновник ДТП, после оформления происшествия по европротоколу, вы должны в течение пяти дней передать (лично или по электронной почте — по договоренности со страховщиком) в свою страховую компанию свой экземпляр извещения о ДТП.

Если вы планируете получить от страховой компании возмещение ущерба, вам также нужно будет представить заявление о страховом возмещении.

Ремонтировать и утилизировать ТС без письменного согласия страховой компании нельзя до истечения 15 календарных дней со дня ДТП (за исключением нерабочих праздничных дней).

Сложное упрощение: надо ли оформлять ДТП по Европротоколу?

Водители, особенно с солидным стажем, хорошо знают, что при дорожно-транспортном происшествии нужно немедленно остановить транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Кроме того, нельзя перемещать ни автомобиль, ни предметы, имеющие отношение к происшествию.

О днако уже целый год действуют исключения из этого правила, которые озадачивают многих автолюбителей. С 1 июля 2015 года вступили в силу изменения Правил дорожного движения, упрощающие оформление мелких аварий. В некоторых случаях можно не обращаться не только к инспекторам ГИБДД, но и в страховую компанию. Но именно в самых простых ДТП водители умудряются допускать нарушения, от которых сами же потом страдают.

Общие правила поведения

Начнем с самых тяжелых, но и самых однозначных случаев. Если в ДТП пострадали люди, то нужно принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию. Убирать транспортные средства с проезжей части в данном случае не следует. При этом никак не оговаривается, при каких именно травмах человек считается пострадавшим.

Читать еще:  Неоплаченный штраф ГИБДД передан судебным приставам

Вам не стоит озадачивать себя этим вопросом, так что при любых повреждениях участников аварии вызывайте ГИБДД без лишних сомнений.

Если же в ДТП пострадавших нет, то следует убрать автомобили с проезжей части, так как в подавляющем большинстве случаев они создают препятствие для движения других транспортных средств.

Предварительно нужно зафиксировать, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств. Уже после этого участники ДТП должны обсудить между собой обстоятельства происшествия и понять, могут ли они сойтись во мнении относительно того, по чьей вине произошла авария.

записать имена и телефоны свидетелей аварии, позвонить в полицию и получить дальнейшие инструкции по оформлению ДТП. При этом сотрудники ГИБДД либо сами приедут на место аварии, либо предложат водителям проехать в отделение для оформления документов.

Согласие предполагает ответственность

Если у участников происшествия разногласий нет, то начиная с 1 июля 2015 года полицию на место ДТП можно не вызывать. Водители могут разобраться на месте, если повреждения незначительные и виновник ДТП согласен немедленно оплатить стоимость ремонта. Теперь это можно сделать на вполне законных основаниях.

Если есть желание оформить документы для страховой самостоятельно, то можно воспользоваться Европротоколом. Такой вариант допустим только в том случае, если произошло столкновение двух автомобилей, причем у каждого из водителей есть действующий полис ОСАГО.

Наконец, можно оформить ДТП на ближайшем посту или в отделении ГИБДД с помощью сотрудников полиции. Для этого необходимо зафиксировать на фото или видео положение транспортных средств, их повреждения, расположение относящихся к ДТП предметов.

Принятые в ПДД нововведения направлены в первую очередь на экономию времени водителей и сотрудников ГИБДД. Слишком долго порой приходилось ждать приезда инспекторов, а потом тратить еще время на оформление происшествия. Вся эта процедура вполне может растянуться на несколько часов. Но экономия времени тоже чревата нежелательными последствиями.

Во-первых, самостоятельное заполнение извещения о ДТП, которое прилагается к страховому полису, без привлечения сотрудников ГИБДД чревато ошибками, которые приводят к отказу страховой компании выплачивать страховку.

Во-вторых, если водители решили разъехаться, вообще не привлекая страховщиков, то они должны обменяться расписками об отсутствии взаимных претензий. А если этого не сделать, один из участников ДТП может обвинить другого в бегстве с места аварии.

Заполняя извещение о ДТП, уделите особое внимание пунктам 14 и 17 данного документа. В них нужно занести все видимые повреждения авто, а также составить схему ДТП, прорисовав контуры проезжей части с названиями улиц, положение машин-участников аварии, направление движения транспорта, знаки и светофоры, указатели, дорожную разметку, а также другие важные предметы, имеющие отношение к случившемуся происшествию.

Когда оба экземпляра извещения будут заполнены, надо убедиться в том, что они полностью совпадают. Оба участника должны подписать документы, причем в двух местах, а затем в пятидневный срок извещения следует передать в страховые компании, которые вправе предъявить требование осмотреть автомобиль. Ремонтировать машину при этом водитель не имеет права 15 дней, за исключением случаев, когда он получил письменное согласие своего страховщика.

Не уверен – включай голову

Автолюбителей, неискушенных в правовых материях, все эти инструкции порой пугают. Они начинают нервничать, допускают «детские» ошибки, доходят порой до истерики. И в результате частенько остаются без компенсации материального ущерба. Более того, иногда им самим приходится платить по ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ за то, что они не освободили проезжую часть.

Так, например, в деле, которое рассматривал в июне Ленинский районный суд г. Тамбова, водитель Ш. была привлечена к административной ответственности за то, что она, являясь участником ДТП, «не выполнила обязанностей водителя и не освободила проезжую часть после ДТП, создав помехи для движения других транспортных средств, предварительно не зафиксировав положение транспортных средств, чем нарушила п. 2.6.1 Правил дорожного движения РФ». Наказание за это – штраф в размере 1 000 рублей.

Ш. обжаловала это решение в Тамбовский областной суд, прося отменить его в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Однако суд указал, что оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может быть осуществлено без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, поскольку в результате ДТП с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована, вред причинен только имуществу. Жалоба Ш. признана несостоятельной. И таких случаев уже немало.

Поэтому многие водители, даже когда обстоятельства ДТП очевидны, предпочитают не признавать свою вину. К тому же у них иногда есть основания полагать, что опытный адвокат может помочь им выйти «сухим из воды».

Но разногласия, как говорилось выше, не лишают водителей обязанности освободить проезжую часть. А вот травмы – другое дело.

Не хотящим экономить время, опасающимся неверных действий и нежелательных последствий эксперты рекомендуют сыграть роль «потерпевших». Если даже на теле нет никаких видимых повреждений, водитель все равно может сослаться на плохое самочувствие, головную боль или головокружение, тошноту и другие симптомы, которые могут свидетельствовать о возможном сотрясении мозга. Даже если диагноз потом не подтвердится, наказывать человека, у которого тоже могут быть «скрытые повреждения», нет никаких оснований.

Европротокол: стоит ли оформлять происшествие без ГИБДД?

Автомобилисты редко оформляют дорожно-транспортные происшествия без участия компетентных органов. «Европротокол» не сильно популярен ещё и потому, что страхователи не понимают, когда могут использовать данный инструмент. В каких случаях стоит оформлять происшествие без ГИБДД, а когда лучше не рисковать?

«Европротокол» возможен, если выполнены все пять условий:

  1. В столкновении участвовало только два транспортных средства.
  2. Не причинён вред жизни и/или здоровью водителей, пассажиров или пешеходов.
  3. Отсутствуют разногласия касательно полученных повреждений и обстоятельств происшествия.
  4. Оба водителя застрахованы по ОСАГО и «вписаны» в свои полисы.
  5. Полученный ущерб не превышает пятидесяти тысяч рублей. Для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей данный лимит увеличен до четырёхсот тысяч. Но чтобы воспользоваться этой «опцией», на момент ДТП автомобиль должен быть оборудован «глобальными навигационными спутниковыми системами» (ГЛОНАСС). Пока подобная практика не распространена.

Впрочем последний пункт не мешает упрощённому оформлению ДТП, а лишь ограничивает размер выплаты. Когда все перечисленные позиции соблюдаются, водители не обязаны сообщать о происшествии в ГИБДД. Они имеют право совместно заполнить бланк «Извещения о ДТП», и впоследствии каждый передаёт экземпляр этого документа своему страховщику. Важно помнить, что в случае пренебрежения виновником аварии этой обязанностью с него могут взыскать страховую выплату пострадавшему в порядке регресса.

Для упрощения процесса оформления ДТП в соответствии с «Европротоколом» рекомендуется использовать мобильное приложение Российского Союза Автостраховщиков «ДТП. Европротокол».

Если водители не хотят использовать данный инструмент, без определённых самостоятельных действий всё равно не обойтись. Да, участники ДТП могут обратиться за оформлением дорожного инцидента в полицию, но для этого необходимо:

  • Зафиксировать обстоятельства ДТП на фото/видео: расположение транспортных средств и их повреждения, а так же следы и предметы, связанные с происшествием.
  • Прибыть на пост дорожно-патрульной службы или в подразделение полиции.

Вариант выезда сотрудников ГИБДД на место ДТП в рассматриваемой ситуации «Правилами дорожного движения» (ПДД) не предусмотрен. Причём, даже «надуманное» разногласие касательно происшествия не даёт соответствующей гарантии. При телефонном обращении в полицию водителям может быть вполне законно указан аналогичный алгоритм действий.

К тому же заполнять «Извещение о ДТП» в соответствии с Правилами ОСАГО придётся в любом случае. С той лишь альтернативной, что делать это можно отдельно друг от друга.

Например, если один из участников инцидента не хочет совместно оформлять документ. Также происходит при разногласиях относительно обстоятельств ДТП или участии в нём более двух авто. При этом в «Извещении» должна быть указана конкретная причина.

Оформление и использование Европротокола

Комплект «Извещения о ДТП» состоит из двух идентичных листов – лицевая сторона комплекта самокопирующаяся. Совместное оформление «Извещения» состоит из следующих этапов:

  1. Каждый водитель выбирает и заполняет свою колонку лицевой части (любую – слева или справа). Вносятся общие данные по дорожному происшествию и составляется схема ДТП:
    • Обозначаются улицы с названиями и прилегающие объекты.
    • Указываются знаки и светофоры, разметка.
    • Фиксируется расположение машин – «А» и «Б», в соответствии с выбранной колонкой.
    • Отмечаются направления движения автомобилей.
Читать еще:  За какое время нужно оплатить штраф ГИБДД?

Далее листы разъединяются и подписываются водителями с заполненной стороны в соответствующих графах нижней части формы. Каждый ставит в сумме четыре подписи: по две на каждом из разъединённых бланков.

  1. После этого участники ДТП заполняют по отдельности каждый свою часть комплекта с оборотной стороны. Основным разделом здесь остаётся описание обстоятельств происшествия. Также отмечается:
    • Кто из водителей заполняет оборотную сторону данного листа («А» или «Б»)?
    • Кто управлял авто – собственник или иное лицо?
    • Может ли машина двигаться самостоятельно? Если нет – то где она находится.

При «Европротоколе» заведомо не актуальны позиции относительно участия в ДТП более двух транспортных средств и повреждения иного имущества. В них ставятся прочерки как и в «Примечании», если оно остаётся не заполненным. Ставится дата, подпись, имя и фамилия.

Далее в течение пяти рабочих дней каждый водитель направляет своему страховщику оформленный экземпляр бланка «Извещения». Потерпевший делает это вместе с подачей заявления о выплате.

Страховая компания, желающая произвести осмотр повреждённого транспортного средства, обязана уведомить об этом собственника в 15-дневный срок. Данный период не учитывает выходные праздничные дни и исчисляется со дня ДТП.

Собственник в ответ должен предоставить автомобиль в течение пяти рабочих дней. Понятно, что до осмотра (или до истечения оговорённых пятнадцати дней) нельзя приступать к ремонту машины. Во всяком случае, без письменного согласия страховщика.

«За» и «против»

«Против»

В стрессовой ситуации после дорожного инцидента непросто заполнить бланк «Извещения» без ошибок. Тем более, если впервые с этим сталкиваешься. В числе наиболее распространённых недочётов оформления, в частности, отмечаются:

  • Отсутствие отметки об общем количестве заполненных полей (клеток) в п. 16 лицевой стороны бланка (обстоятельства ДТП).
  • Незаполнение п. 16 лицевой стороны бланка.
  • Неполный перечень внешних повреждений авто.
  • Отсутствие подписей, подтверждающих согласие участников с указанной информацией (п. 18 лицевой стороны).

Помимо этого, существуют и некоторые нормативные особенности, затрудняющие использование «Европротокола». К таковым, например, можно отнести:

  1. Отсутствие чётко регламентированного указания на виновность одной из сторон. На практике страховщики часто требуют соответствующую отметку от виновника в «Замечаниях» на лицевой стороне бланка или в «Обстоятельствах ДТП» (иногда в «Примечаниях») на оборотной. Хотя формально подобные требования ничем не подкреплены. Данная ситуация влечёт возможные злоупотребления как со стороны виновника ДТП, так и со стороны страховых компаний.
  2. При «Европротоколе» потерпевший не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении имущественного вреда после получения выплаты. Законодательно не оговаривается, относится ли это только к «неучтённым» первоначально повреждениям, или позиция фактически запрещает оспаривать размер возмещения. Наличие подобного «подводного камня» закономерно настораживает автолюбителей.

Тем не менее, самостоятельное оформление ДТП связано с двумя значительными преимуществами:

  • Экономия времени. Как правило, заполнить «Извещение» получается гораздо быстрее, чем оформить происшествие в ГИБДД.
  • Отсутствие санкций полиции. Для виновной стороны данный аспект может означать экономию заметной суммы денежных средств. А иногда позволяет избежать и более неприятных последствий нарушения.

Указанные обстоятельства порой оказываются весьма актуальны, «перевешивая» решение водителей в пользу «упрощёнки».

Порядок оформления ДТП: с сотрудниками ГИБДД и без них

ДТП в России признается любое событие, произошедшее на дороге с участием транспортного средства, при котором был нанесен материальный ущерб, а также вред здоровью людей. В большинстве случаев дорожный инцидент порождает правовые последствия для его участников. Как водитель транспортного средства, я несколько раз была в подобных ситуациях. Поэтому в этой статье я расскажу вам на своей практике, как надо правильно оформлять ДТП. А также мы разберем, в каких ситуациях надо вызывать сотрудников ГИБДД, а когда можно оформить документы без их участия.

Обстоятельства, влияющие на оформление

Российское законодательство предусматривает необходимость оформления каждого ДТП для того, чтобы его участники смогли компенсировать понесенные ими убытки, а также с целью наказания виновного участника дорожного инцидента. Оформление может происходить двумя вариантами:

  • при участии ГИБДД;
  • без участия сотрудников ГИБДД.

С 1 июня текущего 2019 года вступили в действие поправки в законодательство, на основании которых участники могут оформить ДТП без вызова ГИБДД при следующих обстоятельствах:

  • в результате аварии не был причинен вред здоровью людей;
  • размер ущерба по предварительному осмотру не превысил 100 тысяч рублей;
  • в происшествии участвовали только 2 участника;
  • у каждого водителя имеется действующий полис ОСАГО;
  • виновный участник признает свою вину, а между участниками нет разногласий относительно обстоятельств происшествия.

Важно знать, что некоторые регионы предусматривают возможность оформить ДТП даже при наличии разногласий. К ним относятся города федерального значения, Ленинградская и Московская области.

Но участники могут вызвать сотрудников ГИБДД в следующих случаях:

  • если они не уверены, что стоимость ремонта будет менее 100 тысяч рублей;
  • если один из участников желает воспользоваться полисом КАСКО, а страховая компания имеет обязательно требование по регистрации ДТП сотрудниками ГИБДД;
  • если один из участников сомневается в желании второй стороны самостоятельно оформлять все документы;
  • если одна сторона сомневается в наличии всех необходимых документов у второго водителя, а также в его дееспособности.

Таким образом, после ДТП оба водителя должны принять решение о том, каким способом они желают оформить это происшествие.

С участием ГИБДД

Если стороны имеют основания для вызова сотрудников ГИБДД, либо хотят просто воспользоваться своим правом на регистрацию ДТП при помощи данных сотрудников, они должны позвонить по дежурному номер телефону. Порядок действий в этом случае будет таким:

  1. Проверяем состояние здоровья каждого участника ДТП.
  2. Транспортные средства должны оставаться на своих местах. А само место ДТП надо обозначить знаком аварийной остановке. Он должен быть выставлен на расстоянии 15 м в населенном пункте и не менее 30 м для ненаселенных пунктов.
  3. На транспортных средствах должна быть включена аварийная сигнализация, предупреждающая других участников движения об аварии.
  4. Попытаться найти свидетелей происшествия, сохранить видеозапись с регистратора, а также подготовить другие доказательства, подтверждающие обстоятельства произошедшего события.
  5. Составить схему инцидента и подписать ее со свидетелями ДТП. Заснять расположение транспортных средств на видео или фотосъемку.
  6. Освободить проезжую часть от автомобилей.
  7. Дождаться полиции или приехать в любое ближайшее отделение ГИБДД для регистрации ДТП и оформления всех документов.

Если в происшествии есть пострадавшие, то вызов полиции и скорой помощи обязателен. Пока карета скорой помощи едет, необходимо попытаться оказать первую помощь.

Если есть пострадавшие

В этом случае требуется вызвать скорую помощь по телефону «030» или «112» с мобильного телефона. Вместе с медицинскими сотрудниками обязательно выезжают сотрудники полиции, а также следственных органов.

В этом случае нельзя покидать место ДТП и убирать транспортные средства с проезжей части. Порядок действий будет следующий:

  1. Проверка состояния здоровья всех участников.
  2. Вызов скорой помощи и сотрудников ГИБДД.
  3. Оказание первой помощи тем, кто в ней нуждается.
  4. Постановка аварийного знака на установленном законодательством расстоянии от места происшествия (также 15 или 30 метров).
  5. Включение аварийной сигнализации.
  6. Поиск свидетелей, подготовка всех доказательств о произошедшем.

После прибытия сотрудников составляют следующие документы:

  • протоколы места осмотра;
  • объяснительные записки участников и свидетелей произошедшей аварии;
  • справка об инциденте;
  • акты о проведении тестирования дееспособного состояния водителя (проверка на трезвость и прием наркотических средств).

На основании этого материалы дознаватель выносит постановление о признании человека виновным, а также о назначении административного или уголовного наказания.

После проведения расследования происшествия и оценке причиненного ущерба здоровью человека медицинскими работниками назначается суд. Пострадавшая сторона может подать ходатайство о прекращении уголовного дела по своему желанию.

Без ГИБДД

Если обстоятельства произошедшего случая на дороге позволяют сторонам обойтись без оформления ДТП с участием ГИБДД, то они могут самостоятельно запротоколировать этот инцидент. Для этого они должны заполнить Европротокол. Это стандартная форма извещения страховой компании о ДТП. Такой бланк можно найти в любом страховой компании, которая страхует по договорам ОСАГО. Возможность оформить этот бланк есть у всех жителей России, независимо от регионов. А страховые компании обязаны производить выплаты в установленных законодательством пределах пострадавшим застрахованным лицам.

Данное извещение состоит из основного листа и вкладыша в него. На вкладыше копируются все сведения, которые были внесены в основной документ. После заполнения бланки разделяют, но каждый из них имеет юридическую силу, при этом она равная.

Европротокол должен быть заполнен по обязательным правилам. Тогда это минимизирует риск возникновения возможных разногласий со страховой компанией. Придерживаться надо простых правил:

  1. Заполнять обычной шариковой ручкой синей или черной пастой.
  2. Почерк должен быть понятным, слова читаемыми и написаны печатными буквами.
  3. Помарки и исправления не допускаются.
  4. Все графы и поля должны быть заполнены.
Читать еще:  Как обжаловать постановление об административном правонарушении ГИБДД?

На лицевой стороне надо указать:

  1. Информацию о месте происшествия, дате и времени события.
  2. Далее указывается количество транспортных средств, которые стали участниками ДТП и отсутствие пострадавших людей.
  3. Сведения о свидетелях, если они присутствовали при ДТП.
  4. Информация о каждом автовладельце, самом транспортном средстве и водителе, управлявшим им в момент ДТП.
  5. Перечень повреждений автомобиля.
  6. Схема аварии.

Определенных правил составления схемы нет. Поэтому она изображается в свободном формате. Но рисунок должен быть понятен всем людям. Необходимо подписать название улиц, домов и других опознавательных объектов. Оба автомобиля помечаются буквами «А» и «В». Место удара «Х».

При заполнении перечня повреждений надо оценить только те, которые были причинены этим ДТП. Все маневры должны прописываться правильно. Не стоит путать «стоянку» с «остановкой», «обгон» с «перестроением в другую полосу».

На оборотной стороне заполняется индивидуальное объяснение каждого водителя о произошедшем. Также в пункте «Примечания» можно написать дополнительную информацию, которая была сохранена на видео или фотосъемке.

Оба бланка должны быть подписаны обоими участниками ДТП. Если при заполнении этого документа между участниками возникли разногласия, то они должны вызвать ГИБДД. Так как при невозможности точно определить виновника, страховая компания вправе отказать в выплате страхового возмещения пострадавшей стороне.

После составления такого извещения стороны разъезжаются по разным сторонам. Пострадавший должен обратиться в страховую компанию, в которой он имеет полис ОСАГО. Он должен сделать это в течение 15 рабочих дней. При этом транспортное средство нельзя ремонтировать первые 15 дней. Это время потребуется для проведения экспертизы повреждений.

Каждый водитель должен знать, как действовать при ДТП, тогда он не растеряется на дороге и сделает все правильно. А я желаю вам не попадать в такие неприятные ситуации.

Почему теперь не рекомендуется оформлять европротокол?

О том, какие лазейки нашли страховые компании, чтобы отказывать в выплатах по ОСАГО, и как правильно оформлять европротокол, рассказывает, член Ассоциации юристов России, зам. председателя Общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Алексей Румянцев.

Европротокол — это народное название упрощенного способа оформления аварии без вызова ГИБДД. Если между участниками ДТП отсутствуют разногласия по поводу обстоятельств происшествия, степени вины, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, то виновник и потерпевший могут совместно заполнить бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, который входит в комплект документов ОСАГО. В таком случае, водители, причастные к ДТП, не обязаны сообщать о случившемся в полицию, и могут оставить место ДТП после совместного его оформления.

Большой риск

В оформлении ДТП по европротоколу есть как свои плюсы, так и минусы. Плюс в том, что можно не ждать часами сотрудников ГИБДД. На мелкие ДТП они выезжают в последнюю очередь. Кроме того, оформление небольших ДТП по европротоколу приносит пользу и для других участников дорожного движения. Возникает меньше километровых пробок из-за столкнувшихся и перекрывших движения автомобилей, т. к. участники аварии, самостоятельно оформив ДТП, быстро освобождают проезжую часть.

Есть в европротоколе и минусы.

В законе об ОСАГО указано, что нельзя начинать ремонт автомобиля в течение первых 15 суток после аварии. Этот срок необходимо для того, чтобы страховщики могли при необходимости лично удостовериться в полученных автомобилем повреждениях.

Ну и самое главное, новые поправки в закон теперь обязывают виновника в течении 5 дней после происшествия предоставить копию извещения о ДТП в свою страховую компанию.

За невыполнение данных требований у страховой компании возникает право регресса к виновнику, т.е. страховая компания вправе взыскать полную сумму страхового возмещения, выплаченную потерпевшему, непосредственно с виновника.

«Первое требование еще как-то можно объяснить тем, что страховщик таким образом может проверить не является ли данное ДТП „подставным“, если на этот счет возникли сомнения. Касаемо же второго требования, то оно никоим образом на сумму страхового возмещения не влияет, каких —либо прав страховщика не затрагивает и не нарушает, — утверждает Алексей Румянцев. — На мой взгляд, это лишь повод страховой компании минимизировать расходы, необоснованно повесив их на причинителя вреда».

К сожалению, количество подобных исков увеличилось и в большинстве случаев суды заканчиваются не в пользу водителя, который явно непреднамеренно не подал копию извещения о ДТП в страховую компанию. Имеются случаи, когда виновник уведомлял свою страховую компанию о произошедшем ДТП, звонил им. Его заверяли, что информация принята, а спустя год с него через суд в порядке регресса взыскивалась вся страховая сумма, выплаченная потерпевшему, т. к. он оказывается, бланк извещения страховщику не передал. От подобных ситуаций безосновательно пострадали многие автомобилисты.

Как не попасть на деньги?

В целом, невнимательное оформление всех документов и допущение ошибок при их подаче может привести к отказу в страховом возмещении или к длительным судебным тяжбам. При оформлении европротокола следует быть внимательными и досконально выполнять нехитрые правила, чтобы в результате не попасть на деньги.

Кроме отсутствия спора по вине и разногласий по размеру ущерба для оформления аварии по европротоколу должен быть соблюден ряд условий:

В результате ДТП вред причинен только транспортным средствам. Столкновение произошло в результате столкновения только двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.

При оформлении документов о ДТП без участия сотрудников ГИБДД размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его автомобилю, не может превышать 100 000 руб.

Если эти критерии присутствуют, то дальше необходимо действовать по следующему алгоритму:

Нужно установить очевидцев ДТП и при их наличии зафиксировать их данные.

Внимательно осмотреть повреждения на автомобилях и подробно записать их в бланк извещения о ДТП. Все повреждения необходимо тщательно заснять на фотоаппарат. Делайте как можно больше фотографий. При этом это должно быть не селфи на фоне разбитого автомобиля, а фото места происшествия, чтобы можно было его идентифицировать на местности, а также расположение ТС на проезжей части дороги по отношению друг к другу и ширине проезжей части дороги. Фотографировать автомобили необходимо, чтобы на них были видны государственные регистрационные номера.

Необходимо сфотографировать участника аварии, VIN номер его автомобиля, его водительское удостоверение, техпаспорт, страховой полис, а также проверить, не просрочен ли полис и записан ли водитель в полис, как лицо, допущенное к управлению ТС.

Если в бланке извещения сделали исправления, то обязательно закрепите их подписями.

Важно, чтобы виновник аварии в извещении написал собственноручно о том, что он признает свою вину в произошедшем, а также не оспаривает характер и размер повреждений на автомобиле потерпевшего.

В целом, оформлять ДТП по европротоколу это право, а не обязанность. Если есть хоть малейшие в чем-то сомнения, то лучше действовать по старинке, и вызвать на место происшествия наряд ДПС. За это вас никто не накажет. В крайнем случае, если инспектор ГИБДД, определит, что возможно оформить ДТП и без его участия, то он как минимум подскажет дальнейшей алгоритм действий.

Оформление ДТП инспектором ГИБДД не гарантирует, что и в этом случае не могут быть допущены ошибки. Однако они будут минимизированы.

За страховым возмещением потерпевший должен обращаться в рамках ПВУ (прямого возмещения убытков) в страховую компанию, где застрахована его гражданская ответственность.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector