Что надо спрашивать при покупке автомобиля
Avtodoks.ru

Автомобильный юрист

Что надо спрашивать при покупке автомобиля

Что спросить у продавца автомобиля?

1. «Здравствуйте, я по поводу машины. Скажите, а вы – сам владелец, или просто занимаетесь продажей?»

Ответ на этот вопрос покажет, что можно будет выяснить о машине по телефону, а что – нет. Владелец прекрасно знает историю автомобиля, а посредник – лишь в общих чертах.

Некоторые мелкие автосалоны сажают на телефон девушку из Молдовы, которая отвечает, что машина принадлежит именно ей, и на все вопросы (которые будут расписаны дальше) дает ответы в положительном ключе. По приезде на место вас встретит не хозяйка авто, а площадка, и продавцом-консультантом на ней будет горячий кавказский парень. Он скажет вам, что машину хозяйка поставила к ним на комиссию.

ПОКУПАТЬ АВТОМОБИЛЬ ЗДЕСЬ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ НАДО. Цены на таких площадках завышены, а если цена рыночная – то с вероятностью 95% вам пытаются продать машину, восстановленную после сильного ДТП. В лучшем случае вы потеряете время на осмотр, в худшем – купите плохой автомобиль, потеряете много денег и нервов. Поэтому если тётка-диспетчер развела вас на приехать – без сожалений разворачивайтесь и уезжайте оттуда куда-нибудь ещё.

Тётку-диспетчера иногда можно распознать по телефону:

Во-первых, они отвечают на все вопросы однообразно и механически.

Во-вторых, есть машины, на которых женщины не ездят – например Форд Мондео на механике.

В третьих, если она сразу дает адрес, куда приехать – то Яндекс.карты могут показать, что там находится автосалон.

В четвертых, она может сказать, что машина ее, но она «поставила ее на продажу в салон», а объявление дала, потому что «так быстрее». Поставьте тётку в затруднительное положение вопросом – почему же тогда салон не дает объявление сам? Сегодня в Сети представлены ВСЕ салоны, ни один не работает иначе, как через сайты объявлений. Поудивляйтесь, что же за странный салон такой, в котором тот, кто выставил машину на комиссию, должен еще и сам на нее рекламу давать. Пусть выкручивается, как умеет.

Нормальной фирме нет нужды мимикрировать под частного продавца, чтобы заманить к себе клиента: по телефону сразу скажут, что вы звоните в автосалон.

Далее. Частный перекуп может представиться родственником, или знакомым продавца. Так он пытается увеличить число потенциальных покупателей, потому что некоторые хотят купить машину непосредственно у владельца. Я в своей практике с самого начала отказался от такой «хитрости» – потому что принципиальных покупателей «от хозяина» примерно 10%, и подобное вранье ради одного человека из десяти просто ни к чему. КАЧЕСТВА МАШИНЫ НИКАК НЕ СВЯЗАНЫ С ТЕМ, КТО ЕЕ ПРОДАЕТ – хозяин, или посредник. Поэтому я считаю излишним стремление некоторых купить машину именно у того, кто указан в ПТС– это по большому счету ничего не дает.

Исключение из этого правила – вышеупомянутые нехорошие автосалоны. Основа бизнеса большинства из них – продажа плохих машин по завышенным ценам тем, кто в автомобилях не разбирается. Эта же схема лежит в основе работы большинства компаний, арендующих площадь в АТЦ «Москва». Я лично знаю несколько человек, работавших там, и они признавались мне, что сами никогда не стали бы покупать машину в этом месте.

Если вам отвечают, что машина (например) дяди, или сестры – ваш следующий вопрос касается оформления сделки купли-продажи:

1.2 «То есть у вас имеется нотариально заверенная генеральная доверенность на право продажи этой машины, или же, если мы договоримся, и дело дойдет до сделки – то я буду оформлять договор с непосредственным владельцем, который вписан в ПТС?»

Правильный ответ – один из этих двух вариантов. Неправильный – «у меня есть копия паспорта владельца, договор оформим в фирме». Это значит, что перекуп выкупил этот авто, взяв с бывшего владельца расписку в получении денег и копию паспорта. Сделку он предлагает оформить в магазине, где его знают и доверяют ему. В договоре продавцом будет указан бывший собственник, а перекуп за него распишется. Это не законно, однако так работает большинство частных перекупов. Юридически правильно заключать сделку купли-продажи с тем лицом, которое имеет на это право. Это сам владелец автомобиля, либо комитент (в случае оформления через договор комиссии), либо доверенное лицо хозяина, которое имеет на руках нотариально заверенную доверенность на данный автомобиль с правом его продажи.

ОК, выяснили, кто продает автомобиль – салон, перекуп, знакомый-родственник, или сам хозяин. Следующий вопрос:

2. «Скажите, а она по ПТС именно (к примеру) 2010 года выпуска, И ВЫПУЩЕНА, И ПРИОБРЕТЕНА В ЭТОМ ЖЕ ГОДУ?»

Бывает так, что машина выпущена, например, в 2009 году, а куплена в январе 2010. Это влияет на ее цену (среди машин 2010 г.в.) в сторону понижения. В объявлении продавец такой машины часто указывает не год выпуска по ПТС, а год покупки машины, не утруждаясь написать в поле «дополнительная информация» этот важный нюанс. Но вас может ждать и приятный сюрприз в виде честного человека, который купил ее в салоне в феврале 2011, хотя по ПТС она 2010 года. Опять же, не все догадываются указать этот момент в объявлении.

Если машина старше 1 года, а в объявлении указано, что у машины 1 хозяин по ПТС, то уместно спросить:

3. «Скажите, а вы ее единственный владелец по ПТС?» (если продает хозяин), или «Скажите, а по ПТС у нее один хозяин?» — если продает не сам владелец.

Потому что иногда в объявлении пишут, что владелец один, а на деле оказывается, что это не так. Если продавец – второй (и далее) владелец по ПТС, то надо еще задать вопрос:

3.1 «Скажите, а у вас она как давно?»

Если машине три года, у продавца она два года во владении, и до него был один владелец – это вполне нормально. Если же он ее оформил на себя месяц назад и сразу продает – то почему он так быстро решил избавиться от машины? И если потом все же поедете смотреть машину со странной историей смены владельцев по ПТС – отнеситесь к проверке более тщательно, чем в первом случае.

Если продает хозяин, и он – единственный владелец, то следующий вопрос звучит так:

4. «Скажите, а за время ее жизни что происходило с ней в плане кузовных работ, какие детали менялись, красились, какие аварии были?»

Вопрос задается доброжелательным, позитивным тоном – это важно, потому что создает впечатление, будто для вас кузовные работы не являются принципиальным моментом, и побуждает продавца более подробно рассказать историю машины, чем если бы вопрос был задан с ноткой подозрительности и недоверия.

Вопрос касательно кузовного ремонта второму (и далее владельцу) звучит так:

4.2 «Скажите, а при вас, и при предыдущем(их) владельце(ах) что происходило с ней за время ее жизни в плане аварий, какие детали менялись, красились?»

Если продавец вообще не был ее владельцем, то вопрос звучит так:

4.3 «Скажите, а вы знаете историю ее кузовных работ, что с ней было в плане ДТП за время ее жизни, какие кузовные детали менялись, красились?»

Многие не говорят, что с машиной было серьезное ДТП (если оно было), надеясь, что при осмотре человек этого не заметит. Однако сказать, что с машиной совсем ничего не происходило, им тоже совесть не позволяет. Если же по телефону задать правильные вопросы – в ряде случаев человек приходит к подсознательному заключению, что общается с профи, и рассказывает больше, чем планировал изначально. Например, если продавец отвечает, что «там красился только капот и крыло переднее левое», то уместно уточнить: «…и, наверное бампер тоже менялся, и фара, так?» Если ответ утвердительный, то дальше можно спросить: «а подушки стреляли, когда была эта авария, и если да – то там сейчас заглушки просто стоят, или новые подушки вставили?» И если подушки безопасности не ставились после “отстрела” (стоят заглушки), то цена машины должна быть существенно ниже рынка, потому что это дорогая деталь. А для большинства автовладельцев наличие подушек – принципиальный момент.

Если по телефону выяснится, что авария была, то надо спросить, была ли во время аварии задета геометрия кузова, проводились ли стапельные работы. В сущности, это самая главная опасность, которая может поджидать покупателя подержанного авто. В машине все поддается ремонту, или замене – были бы деньги. Все, кроме кузова, пострадавшего в серьезной аварии. В ряде случаев с ним ничего сделать нельзя.

После того, как продавец перечислит, какие детали красились (например «только передний бампер», уместно уточнить:

5. «То есть я правильно понимаю, что если другие детали посмотреть толщиномером, то он покажет, что они не крашены?»

Ответ может дать много дополнительной информации по машине.

6. «Скажите, а ТО у нее делались по сервисной книжке, у официального дилера, или так, своими силами?»

Если сервисная книжка имеет все отметки – то пробег машины документально подтвержден. Если сервисной книжки нет – то пробег может быть какой угодно, услуги по коррекции спидометра сегодня стоят от 500 до 15000 рублей, в зависимости от модели. На пробег не стоит особо заморачиваться – более важно техническое состояние машины. Можно накатать 100.000 км и содержать машину в идеале, а можно и за 40.000 превратить ее в ушаток. Для хорошей иномарки 100.000 все равно еще маленький пробег, так что это не очень важно.

7. «Скажите, а вот на данный момент, по кузову и по технической части – какие вложения требуются в машину, что там прямо сейчас по ней надо делать?»

Ответ позволит сразу приблизительно оценить общую сумму затрат на покупку с учетом устранения важных для вас недостатков.

8. «А резина к ней – два комплекта – и зима, и лето?»

Если комплект один – прибавляйте к затратам на покупку стоимость второй резины, если с ней идет два комплекта и каждый на отдельных дисках – это хороший бонус, потому что на шиномонтаже вы дважды в год будете хорошо экономить.

9. «А цена – ХХХ тысяч – она предполагает еще какой-то торг на месте?»

Задавая этот вопрос, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОИЗНЕСИТЕ ЧЁТКО И РАЗБОРЧИВО ЦЕНУ, УКАЗАННУЮ В ОБЪЯВЛЕНИИ. Человек может опечататься, размещая рекламу, и указать не ту цену, которую он хочет получить. Лучше выяснить недоразумение по телефону, чем при осмотре, после «двух часов по пробкам».

9.1 Если в объявлении указан автомобиль с автоматической коробкой передач, но нет фотографии салона машины изнутри, на которой отчетливо видно рычаг коробки – обязательно задайте уточняющий вопрос: «А коробка-«автомат у нее – нормально работает?» Дело в том, что часто при размещении объявления продавец ошибается, и ставит отметку не в том месте. Из-за этого машина с механической коробкой передач публикуется в Сети, как машина с АКПП. Чтобы не прокататься зря – уточняйте это по телефону.

10. «А где ее можно посмотреть, если что, и в какое время?»

Если машина вам очень нравится, цена ниже рынка, продает сам хозяин – лучше всего ехать и смотреть ее сразу же после созвона – хорошие машины уходят быстро.

В этом случае надо спросить хозяина, может ли он показать машину прямо сейчас? Затем – есть ли уже у него сейчас договоренность с кем-то о просмотре, едет ли кто-нибудь к нему прямо сейчас, или пока нет?

Если нет, то надо представиться, сказать, вы готовы сейчас подъехать и посмотреть машину, сказать, что ехать вам до него примерно Х минут, и попросить его договариваться с другими потенциальными покупателями о просмотре хотя бы на Х+60 минут, чтобы вам зря не скататься. Тогда у вас будет гарантия, что машину не перехватят у вас перед носом.

В последнее время на авто.ру распространилась такая мошенническая схема: публикуется объявление машины по цене существенно ниже рынка. Когда вы туда звоните, человек в разговоре сообщает, что сейчас показать машину не может, а может, например, только завтра. В некоторых случаях так оно и есть. Однако во многих – нет. «Продавец» врет очень убедительно, упоминает множество мелочей, делая рассказ о несуществующем автомобиле максимально достоверным. Расчет строится на том, что человек, желающий «застолбить» авто, перечислит задаток за него на мобильный телефон «продавца». Как вы уже наверное догадались, ДЕЛАТЬ ЭТОГО НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ НАДО. Если получится посмотреть машину – хорошо. Если нет – ничего страшного. Процент мошенников среди таких объявлений слишком высок, чтобы идти на риск и высылать задаток. Отличительный признак таких объявлений – номера машин на них закрыты в графическом редакторе, или машина сфоткана так, что номеров не видно. Обычному продавцу нет смысла скрывать номер своей машины. Еще вариант – фотография в объявлении вообще не публикуется.

Все вопросы из этой статьи для удобства вот здесь сведены в один краткий список.

Для вашего удобства я так же записал такой разговор по телефону на диктофон. Вы можете прослушать его вот тут:

Автомобили, привезенные в РФ из Канады и США, можно проверить по базе данных Carfax, где содержится вся история автомобилей, эксплуатировавшихся на территории этих двух государств. Подробнее – вот здесь.

Какие вопросы задать продавцу б/у авто

Покупка авто с пробегом – ответственный шаг, и, чтобы не купить привлекательный кузов с умирающим мотором и разлагающимися порогами, важно грамотно задавать вопросы продавцу авто. Владелец, имеющий за плечами не одну сделку купли-продажи б/у авто, быстро распознает новичка, поэтому на встречу следует приходить подготовленным.

Екатерина Липатова, редактор автомобильного портала Careta.info:

«Во-первых, досконально изучите модель, которую собираетесь покупать – вам должны быть известны ее «болячки». Узнать о них можно с помощью сервиса «Автокод». По гос. номеру или VIN вы получите полную историю автомобиля: данные ПТС, пробег, участие в ДТП, наличие ограничений ГИБДД, данные ОСАГО, таможенную историю, историю штрафов, тех. осмотры и другое.

Внимательно изучите комплектацию, дополнительное оборудование, отзывы и характеристики. Например, если в комплектацию модели входили кожаные кресла в салоне, а вы перед собой видите ткань – это повод задать вопрос продавцу автомобиля: ему неудобно ездить на коже (зачем тогда покупал?) или новыми креслами он скрывает возраст автомобиля?

Если в Сети, на автопорталах и в блогах пишут, что выбранная вами модель «жрет» масло, а владелец уверяет, что заливает новое каждые 15 000 км, то задумайтесь: что не так с машиной, пробегом или продавцом.

Во-вторых, при покупке б/у автомобиля знайте, что продавец будет вам врать. Ответы на большинство вопросов, скорее всего, будут не достоверными, но вы сможете распознать это, если будете подготовлены и подкованы».

Что спросить у продавца автомобиля с пробегом

Используйте подготовленный сервисом «Автокод» список вопросов при покупке б/у машины:

    • Продавец – первый владелец автомобиля? Если это так, то на руках у него должны оказаться подтверждающие документы и сервисная книжка (пусть даже не заполненная в последние годы эксплуатации).
    • Какой год выпуска машины? Часто автомобили, выпущенные с конвейера еще летом, продаются в салонах уже в начале следующего года. Например, автомобиль, у которого дата производства согласно ПТС – август 2008 года, может быть продан в феврале 2009. Нечестные продавцы могут спекулировать этой разницей в свою пользу, указав в объявлении дату покупки машины, а не фактический год производства. При покупке авто с пробегом сверьте дату производства и продажи. Это позволит узнать больше информации о машине: отзывы производителя из-за конструктивных недоработок, усовершенствования по сравнению с предыдущими поколениями, комплектации, особенности, которые могут меняться у автомобильных марок ежегодно. Подробнее о том, как узнать год выпуска автомобиля.
    • Как эксплуатировалась машина? Продавец перемещался между домом, детским садом, магазином и работой? Или владелец ежедневно проезжал на ней несколько сотен километров, живя в пригороде, а работая в черте города? Эта информация поможет определить реальный пробег автомобиля.
    • Где обслуживался автомобиль? У официальных дилеров (не все официальные центры «чисты на руку», часто работы выполняются не добросовестно или не выполняются вовсе – узнайте всю информацию о дилере заранее, до покупки машины) или самостоятельно, у гаражных мастеров или в специализированных центрах. Уточните название СТО, и почитайте отзывы о нем.

  • Бывала ли машина в ДТП? Если да, то в каких? Любое столкновение (даже с клумбой) оставляет след на автомобиле – будь то погнутый номерной знак или нарушенная геометрия кузова. Сложно поверить, если 10-летний автомобиль ни разу не попадал даже в мелкие ДТП, даже не по вине продавца. Дотошно расспросите владельца о каждой неровности. Безобидное на первый взгляд столкновение в пробке на малых скоростях без видимых повреждений снаружи может таить внутри серьезные проблемы: сломанный механизм открывания и закрывания багажника или сломанный щуп под капотом. Читайте в отдельном материале, как узнать, битая машина или нет.
  • Какие ремонтные работы производились? Во-первых, спросите – регулярно ли проводились ТО? А во-вторых, какие крупные поломки и замены уже пережил автомобиль? Может быть, производилась замена лобового стекла из-за прилетевшего камня из-под колес впереди едущей фуры. Тогда будет понятно, почему год производства стекла не совпадает с годом производства машины.
  • Что в машине не работает? Попросите продавца сразу честно рассказать о том, что требует ремонта и замены. Возможно, кондиционер не холодит или не работает печка, перегорела лампочка в габарите.

Екатерина Липатова, редактор автомобильного портала Careta.info:

«Задавать вопросы о том, почему продается автомобиль – бесполезно. Какой ответ вы хотите услышать — срочно нужны деньги, потому что в семье владельца родился ребенок, или пришлось взять кредит или ипотеку? Не всегда машина продается по этому поводу. Более того, я, как владелец, не стала бы отвечать ничего про заемы или пополнение в семье, потому что это повод покупателю выпрашивать скидку. О реальных проблемах, о том, что машина надоела ломаться и не охота проводить свободное время в сервисах, или о том, что пришел период сменить авто, пока оно не начало сыпаться, никто честно не скажет. Поэтому спрашивать о причине продаже я считаю глупым и бесполезным».

Борис Игнашин, автоэксперт из Петербурга:

«Обязательно узнайте у продавца VIN-номер автомобиля, чтобы проверить подлинность ответов. Спросите, есть ли второй комплект резины. Будьте хитрым покупателем, узнайте – успевает ли зимой машина прогреться, пока владелец счищает снег, позволяет ли мотор уйти первым со светофора, можно ли на машине погонять? Ответы на эти каверзные вопросы расскажут вам куда больше, чем стандартные отговорки, и помогут сделать хорошую покупку».

Осмотрите внимательно кузов, визуально проверьте соответствие состояния машины с показаниями одометра, задайте вопросы продавцу авто, уточните любые мелочи, которые кажутся вам сомнительными. Ответы на вопросы из нашего списка могут спровоцировать появление других вопросов. Обязательно предложите поехать в независимый автосервис и проверить честность ответов у мастера.

Если вы уже нашли подходящий вариант автомобиля, проверьте его с помощью сервиса «Автокод». В отчете об авто собрана информация более чем из 11 источников, в том числе ГИБДД, ЕАИСТО, РСА, ФНС, ФТС, ФНП. Стоимость полного отчета – 349 рублей.

Больше информации о покупке и проверке бу автомобиля, читайте в нашей бесплатной книге!

О чем спросить продавца подержанного авто

Задайте эти вопросы продавцу автомобиля по телефону. Ответы на них помогут вам быстрее найти подходящую машину и не тратить время на бесполезные встречи.

Какой год выпуска автомобиля?

Уточните год выпуска автомобиля. В объявлении продавец мог указать не дату производства машины, а дату ее продажи. Например, автомобиль могли выпустить с конвейера в августе, а начать продавать в автосалоне только в январе следующего года. Если вы купите это авто, через несколько месяцев у вас на руках будет двухлетняя машина. За год автомобиль теряет 20% от первоначальной стоимости, а за два — 30–35%. Разница большая, поэтому имеет смысл поторговаться.

При встрече спросите у владельца ПТС, какой в нем указан год производства и какой год продажи автомобиля. Если хотите проверить год выпуска до встречи, попросите продавца продиктовать VIN-номер и государственный номер автомобиля. По этим данным специальные онлайн сервисы предоставят отчет с датами выпуска и продажи машины.

Какой пробег автомобиля?

Не рассчитывайте получить честный ответ. Иногда автовладельцы или перекупщики скручивают пробег с одометра при помощи простого шуруповерта. Сервисная книжка и ПТС помогут прикинуть настоящий километраж автомобиля.

Попросите сфотографировать ПТС и посмотрите год выпуска автомобиля. В городе-миллионнике при режиме «дом-офис-дом» машина за год проезжает около 15–16 тысяч километров. Сопоставьте эти данные со словами продавца и возрастом авто.

Уточните, как использовался автомобиль. Владелец мог перемещаться между домом, супермаркетом и офисом, ездить каждый день на дачу в пригород или работать с утра до ночи в такси. Эта информация позволит прикинуть реальный пробег машины и износ ходовой и других частей.

Проставлены ли в сервисной книжке ТО?

Чтобы при встрече продавец не показал пустую сервисную книжку, заранее спросите, проставлены ли в ней техосмотры. Уточните, кто обслуживал автомобиль — официальный дилер или сторонний автосервис.

Попросите сфотографировать записи в сервисной книжке. Возможно, мастер из автосервиса указал, какой был пробег машины перед последней заменой масла. Если в сервисной книжке написано, что масло меняли при пробеге 120 тысяч километров, а сейчас одометр показывает 60 тысяч километров — вывод очевиден. Если отметок много, а пробег автомобиля небольшой, значит владелец часто ездил на ТО и следил за машиной.

Будьте осторожны. Не судите о владельце и его автомобиле только по сервисной книжке. Ее можно подделать. Этим занимаются не только перекупщики, но и простые автовладельцы. Если владелец не вызывает доверия, свяжитесь с организацией, которая вносила отметки в сервисную книжку.

Сколько владельцев было у автомобиля?

Чем меньше у автомобиля было владельцев, тем лучше. Если у машины было два хозяина, ее можно смотреть. Если у автомобиля было пять владельцев, а продавец купил его месяц назад и уже продает — это подозрительно.

Лучшая покупка — автомобиль, у которого был только один владелец.

Если вам понравился автомобиль с большой историей смены владельцев, перед покупкой проведите диагностику у официального дилера или в автосервисе, который специализируется на этой марке машины. Мастера проверят техническое состояние автомобиля, кузов и толщину лака. Вы узнаете, попадала ли машина в серьезные аварии, красили ли ее. Стоимость диагностики в автосервисе от 500 рублей, у дилера — от 1000 рублей.

Были ли аварии, если да, то какие?

Задавайте вопрос доброжелательным тоном. Если вы покажете, что для вас не принципиально, попадала ли машина в аварию, владелец будет более откровенен с вами. Вы узнаете нужную информацию до встречи.

Если авария была, уточните, пострадала ли геометрия кузова — изменились ли форма и размер деталей. Спросите, восстанавливали ли кузов на стапеле. Если да, от такого автомобиля лучше отказаться.

Все остальное в машине можно отремонтировать или заменить, но с разбитым и восстановленным кузовом ничего не сделать. Кузов автомобиля рассчитан только на одну крупную аварию. Да, внешний вид автомобиля можно восстановить, но не его материал. Это то же самое, что смять листок бумаги, а потом расправить его.

Спросите, остались ли после аварии вмятины на кузове или трещины на лобовом стекле. Ремонт вмятины стоит от 500 рублей, трещины — от 50 рублей за сантиметр.

Если вы готовы вкладывать деньги в ремонт автомобиля, можно встретиться с владельцем. Если нет — откажитесь от покупки этой машины и рассмотрите другие варианты.

Кузов в пленке?

Перед продажей перекупщики или продавцы иногда покрывают автомобиль дешевой виниловой пленкой. Ею можно замаскировать даже плохую покраску кузова — потеки и волны. Пленка сглаживает неровности, под ней не увидишь сколы и царапины.

Не покупайте автомобиль в пленке. Под ней может оказаться перекрашенный или испорченный кузов. Если пленка некачественная, вы снимете ее только вместе с лаком.

Если в пленке только кузов и бампер автомобиля, присмотритесь к нему. Возможно, продавец просто заботливый автолюбитель. Уточните, какой пленкой оклеена машина — виниловой или полиуретановой. Вряд ли перекупщик будет тратиться на пленку из полиуретана — она слишком дорогая. Машину, оклеенную полиуретановой пленкой, стоит посмотреть вживую.

Есть ли полный комплект резины?

Если продавец предлагает один комплект резины, прибавляйте к тратам несколько тысяч рублей. Комплект зимней резины для Toyota RAV4 будет стоить примерно 48 тысяч рублей, для Лады Гранты — 8 тысяч рублей.

Идеальный вариант — два комплекта резины на отдельных дисках. В таком случае вы сможете ежегодно экономить около трех тысяч рублей на шиномонтаже.

Если владелец продает автомобиль без зимней резины, а ваш бюджет ограничен, не отказывайтесь от покупки: б/у комплекты зимней резины стоят в два раза дешевле новых.

В объявлении указана окончательная цена?

Многие автовладельцы указывают в объявлениях завышенную цену — накидывают сверху 5–10%. Они делают это для того, чтобы сторговаться при встрече с покупателем.

Когда будете задавать этот вопрос, произнесите цену, которую продавец указал в объявлении. Он мог опечататься. Лучше заранее выяснить точную стоимость по телефону, чем при осмотре после двухчасовой пробки.

Где можно посмотреть автомобиль и в какое время?

Чтобы подобрать идеальный вариант автомобиля, выберете критерии, важные для вас. Составьте таблицу по этим критериям: один критерий — один столбец. Заносите в таблицу информацию по каждой машине. С таблицей проще сравнить варианты и понять, какой автомобиль вас устроит.

Если машина нравится и цена на нее ниже среднего, не тяните время. Спросите владельца, может ли он показать автомобиль сегодня. Договоритесь об осмотре автомобиля днем на улице: если на кузове нет пленки, вы сможете верно оценить состояние лака.

Какие вопросы надо задавать при покупке б/у авто?

Бывалые покупатели утверждают, что в общении с продавцом большое значение имеют правильно заданные вопросы. Ведь если не спросить об изъяне, то можно о нем банально даже не узнать. Автомобиль с пробегом – это всегда «кот в мешке» в большей или меньшей степени.

Чтобы снизить возможные риски, следует правильно с психологической и юридической точек зрения общаться с продавцом, расставлять акценты и настаивать на предоставлении нужной информации.

Перед тем как выходить на контакт с продавцом понравившегося автомобиля, советуем прочитать наш материал. Вы узнаете, как определить перекупщика, каким образом вычислить настоящее состояние авто и какие вопросы задавать для проверки юридической чистоты.

Как нужно правильно звонить по объявлению о продаже б/у авто?

В процессе покупки автомобиля важна каждая деталь, поэтому с умом необходимо подходить уже к процессу выбора объявлений для первого контакта. Даже если автомобиль и цена вам нравятся и на первый взгляд все хорошо, надо проанализировать личность продавца. Рассказываем, как это сделать.

На какие номера надо обратить особое внимание?

Посмотрите на код номера телефона и определите, из какого региона родом покупатель. Имеет смысл звонить только по номерам в вашем населенном пункте. Ехать за 100-200 километров смотреть автомобиль, как минимум, нецелесообразно.

Если по номеру телефона определить населенный пункт нельзя, то первым делом задайте этот вопрос по телефону.

Помните, что завлечь покупателя приехать и посмотреть на автомобиль – в интересах продавца. Понимая, что клиент не может проверить сказанное, пока не приедет и не увидит своими глазами, продавцы иногда искажают информацию. А на деле машина получается не такой привлекательной. Что же в итоге? И время потратите, и ничего не купите.

Как определить перекупщика?

Обратите внимание на количество объявлений продавца, зачастую автомобильные дилеры не особо не «шифруются» и выкладывают на одном сайте все свои объявления по продаже транспортных средств. Стоит кликнуть на имя продавца и вы узнаете, является ли он перекупщиком.

Перекупщик – не синоним «плохо», но сами понимаете, человек, купивший автомобиль, не может знать всю его подноготную, историю, слабые места. Он не являлся его эксплуататором и, скорее всего, сделает все возможное, чтобы скрыть выявленные дефекты и не потерять в прибыли при продаже.

Выявить перекупщика, если у вас остались сомнения, можно при помощи вопроса «автомобиль продали?» В чем подвох? Не стоит уточнять первым делом, по какому автомобилю вы звоните, ведь у владельца машина-то одна. А вот перекупщик растеряется и спросить, по какой конкретно машине вы звоните.

Какую информацию надо узнать?

Перед тем как набирать номер владельца, советуем сформировать, а то и даже записать себе перечень вопросов, которые следует задать в обязательном порядке. По ним вы сможете с легкостью вычислить истинное состояние транспортного средства.

Задавать вопросы можно как по телефону, так и при личной встрече. Список поможет вам не растеряться и ничего не забыть.

10 основных вопросов

Продавец – первый владелец по ПТС?

Очень важный вопрос, который нужно задавать сразу же. Во-первых, вы поймете роль текущего владельца в «жизни» автомобиля, во-вторых, скорректируйте свое общение с учетом того, что машина была или не была в собственности другого человека.

Обратите внимание, что юридическая чистота зависит от того, сколько владельцев было у автомобиля и как они оформляли свое право на машину. Если авто было куплено в салоне и пробыло в эксплуатации 5 лет у хозяина, то юридическая чистота такого ТС близка к 100%. Подробно о том, как проверить ТС на юридическую чистоту по госномеру, читайте тут, а как осуществить проверку по VIN-номеру, можно узнать здесь.

Но если автомобиль несколько раз менял своего хозяина и последний владелец купил ее несколько месяцев назад, ситуация выглядит совсем иначе. Вы должны, как минимум, без стеснения спросить, почему спустя всего несколько месяцев автомобиль продается.

Который год выпуска?

Казалось бы, с таким объективным критерием, как год выпуска, а иногда тоже возникают проблемы. Например, некоторые автолюбители указывают в объявлении не год выпуска, а год приобретения в салоне – то ли не различая эти понятия, то ли намеренно вводя в заблуждение потенциального владельца.

Конечно, год выпуска можно с легкостью проверить по VIN, но зачем вам тратить время на проверку машины, которая по итогу вам не подойдет?

Как эксплуатировалось авто с пробегом?

Как машина ездила, по каким дорогам, как много, с кем и так далее. Даже если продавец будет говорить, что это была очень бережная эксплуатация, покупатель получит некоторые важные сведения. Если диалог совсем не ладится и продавец продолжает настаивать, что машина «в идеальном состоянии», можно начать задавать ему вопросы в лоб, про состояние обивки, царапины и прочее – чтобы заставить говорить правду.

Где обслуживалась машина?

Вопрос поможет, опять-таки, быстро выяснить, не перекупщик ли вам попался (очень хорошо замаскировавшийся), и проанализировать отношение водителя к автомобилю.

Обычно, на такой запрос настоящие владельцы отвечают без заминки, называя адрес официальной СТО по данной марке.

Если же машина старенькая, то он может сказать, что ремонтировал самостоятельно. Таким образом вы получите возможность проследить историю ремонтов.

Бывала ли она в ДТП?

Это такой нюанс, который часто относится к сфере: «не спросили, вот я и не сказал», поэтому спрашивать обязательно нужно. ДТП не проходит для автомобиля даром, даже если его потом полностью обновили.

Какие ремонтные работы производились?

Вопрос, в который может плавно перетечь предыдущей – о том, где машина обслуживалась. Попросите у продавца документы о том, что проводился ремонт на СТО или чеки на купленные самостоятельно запчасти.

Также уточните, насколько дорогостоящая машина в обслуживании. Но не полагайтесь только на слова, требуйте подтверждающих бумаг.

В конце концов, даже если у владельца ничего нет, он должен помнить магазины, где покупал комплектующие.

Есть ли изъяны, неполадки?

Если машина была в эксплуатации 3 и более года, в ней в любом случае что-то не работает, барахлит или не работает так как нужно. Ответственный владелец автомобиля должен прекрасно помнить о всех изъянах транспортного средства. Внимательно отнеситесь к тому, каким будет ответ на данный вопрос.

Задать наводящие вопросы, например, «неужели за 3/5/8 лет эксплуатации у вас ничего не ломалось?», «что вы за это время ремонтировали?», «с какими проблемами обращались на СТО?».

Не исключено, что в итоге хотя бы окольными путями продавец укажет вам на проблемные участки. Впрочем, полное отрицание дефектов у авто должно стать поводом задуматься для потенциального владельца.

Не дубликат ли ПТС?

Здесь владельцу также нет смысла врать, ведь на дубликате проставляется специальная отметка, что это не оригинальный документ. Но уточнить этот нюанс советуем сразу, чтобы не возникло проблем в будущем.

Итак, насколько плох дубликат ПТС? Он несет в себе дополнительные риски. Иногда мошенники используют эту схему, чтобы скрыть многочисленных предыдущих владельцев.

Не находится ли транспортное средство в залоге?

Продавать залоговый автомобиль нельзя, но находятся те, которые пытаются таким образом нажиться на других гражданах. И подобные сделки очень печально заканчиваются для новых владельцев, ведь обремененный автомобиль остается в залоге и после смены владельца.

В России действуют электронные ресурсы, которыми можно воспользоваться для поиска потенциальной покупки среди залогового имущества – но они не дают 100% гарантию.

Больше о том, как проверить перед покупкой не находится ли автомобиль в аресте, в угоне или под залогом, мы рассказывали в этом материале.

Куплена машина в кредит или нет?

В продолжение темы залога следует спросить, не использовался ли кредит при покупке данного авто. Если использовался, то он скорее всего и был залоговым имуществом. А значит к обязательному перечню документов следует добавить справку о том, что кредит был полностью оплачен.

Как быть, если ответы на вопросы вас устроили?

Если по телефонному разговору вас все устраивает, договоритесь о встречи для осмотра автомобиля (о том, как самостоятельно провести осмотр автомобиля перед покупкой, читайте тут). Важно выбрать время и место, которые бы давали возможность потенциальному покупателю осмотреть авто так подробно, как ему хочется. Также стоит предупредить покупателя, что вам потребуется тест-драйв.

Как видите, от того какие вопросы вы будете задавать владельцу многое зависит. Правильный разговор по телефону поможет избежать или снизить многие риски. Советуем придерживаться вышеуказанных правил и всегда задавать 10 обязательных вопросов, а также требовать полный пакет документов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Что нужно спрашивать у продавца автомобиля по телефону?

Допустим, что пересмотрев огромное множество объявлений о продаже автомобилей, Вы наконец-то нашли ту самую, единственную понравившуюся машину. Остается самая малость – посмотреть телефон продавца, позвонить ему и все хорошенько расспросить. И здесь возникает вопрос, а что же нужно спрашивать у продавца по телефону?

На самом деле, тема важная. Ведь при удачном построении первого контакта можно многое узнать как об автомобиле, так и о продавце, что тоже немаловажно. При правильно построенных вопросах, и вразумительных ответах на них, мы смоем выяснить, кто именно продает автомобиль: сам владелец, или перекупщик. Узнаем примерное состояние машины, и стоит ли вообще к ней присматриваться.

Так можно сэкономить кучу времени и отсеять множество неподходящих вариантов. Согласитесь, что поездка для осмотра авто в крупных городах, а то и вовсе по всему региону, может сильно затянуться. А потому, нужно постараться научиться определять по телефону, хорошее ли состояние у авто, или это ведро с болтами. Ведь грамотные вопросы и ответы на них сберегут Вам время, нервы и деньги.

Что спросить у продавца авто по телефону?

Начнем! Находим понравившееся объявление, набираем телефон и звоним. Поприветствуем человека и сразу же задаем вопрос: «Я по объявлению, вы не продали еще машину?», однако не говорим какую. Это важно, так как если человек сразу понял, о какой машине идет речь, значит она у него одна и он, скорее всего, не перекуп. Если же Вас просили, о каком авто идет речь, вероятно, у него висит несколько объявлений. Возможно, человек занимается перепродажей, или работает менеджером в автосалоне. Но может быть он, вместе со своей машиной, продает и авто родителей, родственников или друзей.

В конце концов, можно напрямую спросить: «А вы сами владелец, который вписан в ПТС, или просто занимаетесь продажей?». Вопрос полностью покажет, о чем спрашивать далее. Ведь настоящий владелец знает о своей ласточке все, а перекупщик только в общих чертах.

Вам могут сказать, что продают авто жены, родителей, друга… тогда спрашиваем, будет ли присутствовать сам хозяин, при составлении договора купли-продажи, и если нет, имеется ли у продавца нотариально заверенная доверенность на право продажи. Любой положительный ответ будет правильным, так как юридически правильно оформлять сделку непосредственно с владельцем, или с его доверенным лицом. Другие варианты лучше не рассматривать, во избежание проблем.

Продавец может сказать, что у него есть копия паспорта владельца, а договор можно оформить в фирме. Скорее всего, он купил машину и взял с владельца расписку в получении денег и копию паспорта. Оформление же будет происходить в какой-то конторе, где его хорошо знают. Это не совсем законно. Есть и такие перекупщики, которые могут представиться другом или родственником владельца и сделать вид, что авто «железно» проверено и в нем нет никаких дефектов.

Стоит сразу сказать, что если автомобиль хороший, то не важно, кто его продает, владелец, вписанный в ПТС, или перекупщик. Да, с посредниками нужно держать ухо востро, но совсем уж отказываться от покупки тоже не надо. Авто может быть хорошим, но перепроверить все необходимо обязательно. Исключением могут быть те люди, которые выдают себя за родственников. Нормальные автосалоны и успешные перекупщики так представляться уж точно не будут.

Что же, мы постарались выяснить, кто продает машину: владелец, родственник, автосалон или перекуп. Идем далее.

Когда куплена машина и сколько было владельцев?

Теперь нам нужно узнать год изготовления ПТС и как давно машина во владении у хозяина. Для примера, авто 2014 года выпуска, спрашиваем: «Машина выпущена и куплена в этом же году?». Так как бывают случаи, что владельцы указывают в объявлениях не год выпуска, а год покупки. Скажем, автомобиль выпущен все в том же 2014 году, а куплен в 2015-м. Разница может быть и в год, и даже в два. Это сильно повлияет на цену, в сторону ее уменьшения.

В объявлениях часто пишут, что у авто был всего лишь один хозяин. На деле же их оказывается двое, а то и еще больше. Потому обязательно нужно спрашивать у владельца, единственный ли он хозяин по ПТС, или нет. Если машина побывала в нескольких руках за пару лет, это должно настораживать, почему же ее так часто продавали?

Если мы сможем выяснить, что продавец – второй владелец, то спрашиваем, как давно у него эта машина. Опять же, если автомобилю четыре года, а прежний хозяин владел им три года – это нормально. Но если он является собственников всего несколько месяцев, то почему он так быстро его продает? Если решитесь на осмотр агрегата с такой странной историей, будьте очень внимательны.

Не битая ли?

Если разговор пока Вас устраивает, продолжаем его. Переходим к самому интересному, чего продавцы боятся больше всего на свете. Аварийное прошлое автомобиля многие стараются скрыть. А чтобы выяснить, имело ли это место быть, нужно показать, что Вам не так уж и важны битые и крашеные детали кузова, и спрашиваете об этом только лишь интереса ради.

Если машина старше четырех лет, то можно спросить: «Скажите, ведь за такой срок все равно что-то делалось по кузову? Может, проводился небольшой косметический ремонт, после небольшой аварии, или был покрашен какой-нибудь элемент?». Так, ненавязчиво, Вы покажете, что крашеные элементы не так уж и важны. Продавцу, после этого, будет легче признаться, что они есть. Главное – задавать вопрос доброжелательным, позитивным тоном, где нет и намека на подозрительность.

Далее можно спросить: «А вы не будете против, если я приеду с толщинометром?». Предположим, что он признался, что перекрашен капот и одно из крыльев. Можно еще уточнить: «И, наверное, заменяли бампер и фару?». Если признается и в этом, то есть смысл спросить, выстреливали ли подушки безопасности. Деталь эта очень дорогая, и многие, после их «отстрела», ставят простые заглушки. Если подушек нет, то цена авто должна быть существенно ниже.

Что же касается элементов кузова, то совершенно не страшно, были ли заменены или покрашены капот и крылья. Главное – чтобы не была нарушена геометрия кузова. При наличии денег отремонтировать можно все, а вот сам «скелет» уже не получится. Поэтому, автомобили с нарушенной геометрией кузова лучше не рассматривать в качестве покупки.

Узнаем об автомобиле еще больше.

Если продавец не указал в объявлении комплектацию автомобиля, нужно уточнить, какой объем двигателя и тип коробки передач. Есть ли подушки безопасности, климатическая система, кожаный или тканевый салон, а также другие дополнительные опции. Все ли они в рабочем состоянии. Некоторые владельцы, для поднятия цены авто, указывают как можно больше «допов», а по факту либо их нет, либо половина в нерабочем состоянии.

Спросите, хорошо ли работает двигатель, производился ли капремонт или его замена, не жрет ли масло. Узнайте про состояние салона, все ли работает на приборной панели. Расспросите про ходовую, как машина ведет себя по плохой дороге, на поворотах, и нет ли шума в салоне. Какие детали были заменены. При этом, можно примерно даже узнать был ли скручен пробег, ведь у каждой детали есть свой ресурс. И если подвеска была заменена, а автомобиль прошел всего лишь 50-60 тысяч километров, возможно, что его скрутили. Разузнайте и про коробку передач, был ли ремонт, когда заменялось масло, Не вылетают ли передачи на «механике», и нет ли шумов и толчков на «автомате».

И, конечно, узнайте, ТО проводилось у официального дилера, или самостоятельно. Если в сервисной книжке есть все отметки, то пробег однозначно честный. Если книжки нет, то пробег может быть любой, так как услуги по его скручиванию стоят не так уж и дорого. Но и на пробеге тоже зацикливаться не нужно, гораздо важнее техническое состояние. Некоторые владельцы убивают свои машины уже на 30 тысячах пробега, тогда как у других ласточка прошла все 200 тысяч, а выглядит как новенькая.

Далее спросим, требуются ли какие-то вложения в машину по кузову или технической части, нужна ли покупка зимней резины и так далее. Это позволит Вам прикинуть примерные расходы на покупку вещей, которые будут необходимы. Некоторые продавцы, в качестве бонуса, отдают комплект резины, причем даже на дисках. Это было бы прекрасным подарком.

И, в конце концов, переходим к цене. Спросите: «А цена в столько-то тысяч, она окончательная? Или возможен торг у капота?». Цену произнесите разборчиво, так как бывает, что человек мог ошибиться, и указать совершенно не ту стоимость, которую планировал изначально. Лучше сразу все выяснить, чем разруливать неловкую ситуацию уже при личной встрече. И если Вас устроят все ответы, то остается лишь договориться о личном осмотре авто, где и когда. Если машина хорошая, ее продает сам хозяин и цена выгодная, лучше ехать сразу, так как хорошие машины уходят быстро.

Подведем итоги.

После прочтения этой статьи Вы можете сказать, что это как-то слишком, задавать столько вопросов по телефону. Но ведь мы выбираем не просто какую-то вещицу, а автомобиль – транспортное средство повышенной опасности. И Вы имеете право знать о потенциальной покупке абсолютно все. Тем более, если хозяин честный, а машине не хлам, рассказать обо всем не составит большого труда.

А уже исходя из полученных ответов можно решать, ехать осматривать машину, или нет. Ведь никакая фотография не даст должного представления. А если же продавец не может дать вразумительного ответа на то, что подвергалось ремонту при нем, или при прежнем хозяине, то и авто лучше не смотреть. За ним вряд ли хорошо следили, и может найтись множество дефектов, о которых прежний владелец мог даже не знать. Потому не ленитесь, обзванивайте понравившиеся объявления и отсеивайте ненужные, не стесняйтесь уточнять и спрашивать. Лучше потратить время у телефона, чем на бессмысленный осмотр на другом конце города. Удачных Вам покупок!

Читать еще:  Что нужно знать при покупке бу автомобиля
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector