Покупка автомобиля организацией у физического лица
Что необходимо составить при покупке авто юридическим лицом у физического и как оформить сделку?
Случается, что юридическое лицо принимает решение совершить покупку не новой машины, а б/у. Причины, в рамках вопроса, не так важны.
Такая процедура купли-продажи между физ. и юрлицами имеет много нюансов, связанных с принятием транспортного средства на баланс юридического лица. Акцентируем внимание на особенностях процедуры. Как избежать риска потерять всю выгоду от сделки, расскажем в этой статье.
Какие документы составляются?
В силу п. 1 ч. 1 ст. 161 Гражданского кодекса РФ, сделка купли-продажи транспортного средства, стороной которой выступает юридическое лицо, заключается, как минимум, в простой письменной форме. То есть, должен быть составлен:
По желанию сторон, документ может быть удостоверен нотариусом. Нотариальная форма сделки не является обязательной. Но, если документ подписан указанным должностным лицом, то гарантий, что лишних проблем со сделкой не возникнет, будет больше.
Какие бумаги потребуются для оформления купли продажи?
Закупочный акт
Это документ, который свидетельствует, что организация (юр. лицо), от имени которой действует её представитель, приобрела у физ. лица некий товар, к примеру, совершила покупку авто. В данном случае – автомобиль. Практика идет по следующему пути: стороны заключают закупочный акт, содержащий все существенные условия купли-продажи ТС, и не составляют сам ДКП.
Почему так происходит:
- Дело в том, что ДКП не может являться первичным бухгалтерским документом, в соответствии с ФЗ «О бухучете».
- Закупочный акт соответствует всем необходимым требованиям, касающимся ведения отчетности. Если в нем содержится информация, которая должна быть в ДКП, то акт, по сути, и становится договором. Как минимум, простая письменная форма считается соблюденной.
- Если в закупочном акте содержится информация о передачи ТС покупателю, денег – продавцу, то и дополнительный документ приема-передачи составлять не нужно.
Таким образом, закупочный акт становится тем основным документом, который свидетельствует о совершении сделки.
Договор
Как отмечалось договор купли-продажи подготавливать вовсе не обязательно, если имеется грамотно составленный закупочный акт. Если ДКП оформляется, то в нем должны содержаться сведения, о которых речь идет в ст. 454 ГК РФ:
- о продавце и покупателе;
- о товаре;
- о стоимости.
Договор – консенсуальный. То есть, действует не с момента обмена ценностями, а со времени достижения сторонами договоренностей об условиях сделки.
Подробнее о правилах составления ДКП при покупке автомобиля юридическим лицом у физического читайте здесь.
Акт приема-передачи имущества
Элементы этого документа могут содержаться в закупочном акте. Если стороны не позаботились об этом, то в передаточном акте указывают:
- информацию о сторонах;
- о предмете договора и цене товара;
- об оговоренных недостатках, если таковые имеются;
- о принадлежностях и документах, которые передаются вместе с ТС.
Расходный кассовый ордер
Документ по форме № КО-2 оформляется, если деньги выплачиваются продавцу наличными. Форма утверждена постановлением Госкомстата № 88, вступившим в силу в 1998 году.
Проще говоря, продавцу выдается данный ордер, который он имеет право обменять на деньги. Размер суммы будет соответствовать цене авто.
Платежное поручение и банковская выписка
Эти бумаги нужны, чтобы подтвердить факт оплаты стоимости ТС по безналичному расчету.
- Поручение является распоряжением, исходящим от имени организации, банку перевести некую сумму средств продавцу автомобиля.
- Выписка по банковскому счету будет свидетельствовать о том, что деньги списаны со счета покупателя.
Это не все документы, которые понадобятся для сделки. Нужны будут и следующие бумаги:
- ПТС – паспорт транспортного средства. Это бумага, содержащая основные сведения об автомобиле и его узлах, агрегатах. Из ПТС можно узнать: какая у машины марка и модель, какой цвет, какой VIN-номер и государственный регистрационный знак. В ПТС содержится информация и о том, какие регистрационные действия с автомобилем производились ранее.
- СТС – свидетельство о регистрации авто. Документ подтверждает, что машина зарегистрирована в органах ГИБДД на некого собственника. Без этой бумаги вполне можно обойтись при заключении сделки.
- Диагностическая карта – бумага, свидетельствующая о том, что машина прошла техосмотр, находится в исправном состоянии. Документ необходим, чтобы оформить полис ОСАГО.
При постановке на учет машины понадобятся еще кое-какие бумаги, но об этом далее.
Схема покупки автомобиля организацией у обычного автомобилиста
Как же купить авто для организации у физического лица? Чтобы купить авто необходимо найти покупателя. Самый простой способ – открыть популярную доску объявлений в интернете. Далее нужно осмотреть машину, можно поторговаться. Но это все моменты, которые почти не относятся к правовой стороне вопроса. Что нужно сделать с точки зрения юриспруденции?
Заключение сделки
Стороны договариваются об условиях сделки. Подготавливается один из указанных выше документов.
Как отмечалось, закупочный акт может содержать все существенные условия сделки, тогда ДКП оформлять нет необходимости.
Продавец, являясь физическим лицом, ставит под документом свою подпись. Представитель юр. лица – свой автограф и оттиск печати компании.
Более подробно все этапы сделки при покупке автомобиля юридическим лицом у физического мы рассматривали в отдельном материале.
Денежный расчет
Как отмечалось, средства могут быть переданы:
- наличными;
- путем перевода на банковский счет продавца.
Есть ли юридическое ограничение размера суммы наличными
ЦБ РФ в своих указаниях № 3073-У (п. 5) разъясняет, что, если речь идет о сделке по покупке между юр. и физ. лицами, то расчет может быть осуществлен наличными при любой стоимости товара. То есть, никаких юридических ограничений нет. Если, к примеру, авто стоит, 1 млн рублей, то продавец получит, при желании, всю эту сумму наличными.
Если в сделке участвует ИП, то расчет обязан быть осуществлен безналичными средствами при стоимости товара свыше 100 тыс. рублей.
Принятие ТС на баланс предприятия
Важное действие, поскольку непостановка машины на баланс – серьезное нарушение законодательства. Госкомстатом разработаны специальные документы для оформления такой процедуры. Это:
- форма ОС-1 – акт приема-передачи основных средств производства;
- форма ОС-6 – инвентаризационная карта.
Авто причисляют к основным средствам производства. Основываются на следующих признаках:
- Длительный срок использования – более 1 года.
- Высокая стоимость – более 40 тыс. российских рублей.
Процедура осуществляется следующим образом:
- Подготавливается передаточный акт, к которому прилагается ПТС.
- Акт подписывается членами комиссии, которую формирует руководитель компании.
- Далее ответственное лицо заполняет инвентаризационную карту.
Не всегда имеется возможность сформировать комиссию. Например, компания настолько мала, что ИТР-сотрудников у неё меньше трех. Закон разрешает в таком случае ограничиться оттиском штампа на документе, являющимся правоустанавливающим – это, в большинстве ситуаций, закупочный акт.
Регистрация ТС в ГИБДД
От имени юридического лица, при постановке его на учет в МРЭО, действует представитель, имеющий на руках доверенность. Документ должен наделять поверенного следующими правами:
- представление интересов в органах МРЭО ГИБДД;
- подписание и подача заявления на постановку ТС на учет;
- получение нового ПТС или старого паспорта с внесенными в него изменениями, СТС, государственных регистрационных знаков.
Алгоритм действий следующий:
-
Представитель юридического лица отправляется в МРЭО со всеми необходимыми бумагами:
- ДКП или закупочный акт;
- доверенность;
- паспорт;
- ПТС;
- полис ОСАГО;
- квитанция об оплате госпошлины, если плата в пользу государства еще не внесена.
В МРЭО представляются и учредительные документы компании:
- устав;
- свидетельства ИНН, ОГРН (если выдавались);
- приказ о назначении руководителя;
- выписка из ЕГРЮЛ.
Машина предоставляется инспектору для осмотра.
Представитель компании передает заявление о постановке на учет и другие бумаги на регистрацию.
Далее все необходимые документы выдаются поверенному, который обязан передать их руководству организации.
Срок полезного использования – показатель, который дает возможность понять, на протяжении какого времени основное средство производства будет приносить доход. СПИ необходим для осуществления бухгалтерских проводок.
Проблема заключается в том, что, для определения срока полезного использования, необходимы документы, дающие возможность понять, сколько машина «была в употреблении» ранее. Без этого нельзя установить СПИ.
Казалось бы нет ничего проще: нужно открыть ПТС и посмотреть на даты регистрации ТС в ГИБДД. Но Минфин считает иначе. По этому поводу имеется ряд писем. Например:
Причина проста: факт проставления в ПТС каких-либо дат не свидетельствует о том, что именно в этих числах началась производственная амортизация авто.
Практика пошла по следующему пути: СПИ для автомобилей, приобретенных на имя организаций у физ. лиц не определяется. То есть, машины проходят по бумагам, как новые. Это не совсем правильно, но другого выхода не найдено.
Исключения (ст. 154 НК РФ):
- Транспорт, купленный для перепродажи.
- Сельскохозяйственная техника, содержащаяся в перечне, утвержденном правительством (Постановление № 383 от 16.05.2001 г.).
Ставка НДС будет составлять 10 или 18% (с 2019 года – 20%).
Расчет налога на прибыль
При расчете налога учитывается стоимость средств производства. О проблеме в этой сфере уже шла речь: сложно установить СПИ. Сделать это можно только в том случае, если есть документы, содержащие дату начала эксплуатации ТС. Но ПТС, как считает Минфин, для этих целей не подойдет.
НДФЛ и страховые взносы
В этой сфере организация полностью освобождена от каких либо обязанностей. Подробнее:
- Страховые взносы не совершаются, потому что речь идет о сделке купли-продажи, а не о трудовых правоотношениях.
- Организация не является налоговым агентом по сделке. Физ. лицо обязано самостоятельно отчитаться о факте продажи ТС и размере полученной прибыли; уплатить налог, который составляет 13%. Нужно помнить, что предусмотрены определенные вычеты.
Более того, у компании нет обязанности сообщать о том, что сделка, в принципе, была совершена. Это должен делать продавец.
Как отразить проводки?
Это нужно делать следующим образом:
- ДЕБЕТ 10 (41) КРЕДИТ 60 – товары приняты к учету.
- ДЕБЕТ 08.4 КРЕДИТ 60 – отражается задолженность перед продавцом за приобретенный товар.
- ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08.4 – основное средство производство принято к учету.
- ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 50 (51) – приобретенное имущество оплачено.
Если машину приобрели для перепродажи
Многое зависит от того, занимается ли организация продажей выкупленных машин. Если да, то проводка:
- Проводка: ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 71 – товар оприходован.
- Счет-кредит – продажи и перепродажи – 90.
Если компания не является «перекупом», то нужно указывать, что транспорт продан по иным причинам:
- Дебет-счет – 91. Это «Прочие доходы».
- Проводка: Дебет 91 Кредит 41 – излишек, непредвиденные обстоятельства и т. п.
Таким образом, процедура купли-продажи авто организацией у физического лица сложна, потому что требуется большое количество бумаг. Кроме того, нужно грамотно осуществить бухгалтерские проводки. В остальном, все довольно стандартно.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
НДФЛ при покупке автомобиля у физического лица
Нужно ли удерживать НДФЛ при покупке автомобиля у физического лица? Компания (юридическое лицо) планирует приобрести машину на вторичном рынке. Причем продавцом выступает не автосалон, а непосредственный владелец. В связи с этим перед бухгалтером встал вопрос о налогообложении данной сделки. Стоит ли выполнять обязанности налогового агента по НДФЛ при покупке автомобиля у физического лица юридическим лицом, расскажем в статье.
Проблемы не нужны
Почему у бухгалтеров возникают подобные вопросы? Все очевидно. Организации и индивидуальные предприниматели по умолчанию являются налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц. Что это означает на практике?
С доходов, которые компания или ИП выплачивает «физикам» нужно рассчитать, удержать и перечислить в государственный бюджет НДФЛ. Покупка авто у физического лица является основанием для подобных действий? Давайте разбираться.
К сведению
За неисполнение обязанностей налогового агента по НДФЛ предусмотрена ответственность. Так, за неуплату налога инспекция может взыскать с агента штраф в размере 20% от суммы налога, при условии что (п. 1 ст. 123 НК РФ):
- налоговый агент не произвел своевременного удержания налога из денежных средств, выплаченных физлицу;
- налоговый агент не перечислил или не полностью перечислил в установленный срок удержанную у «физика» сумму налога.
Уплата штрафа не освободит компанию от необходимости перечислить в бюджет удержанную сумму налога. Также налоговая инспекция сможет взыскать налог в бесспорном порядке (п. 1 ст. 46, п. ст. 47, п. 5 ст. 108 НК РФ).
Оснований нет
Если речь идет о покупке машины у физического лица, НДФЛ удерживать не нужно. Объясняется это следующим. В соответствии с нормами Налогового кодекса организация (юрлицо) или индивидуальный предприниматель, которые купили имущество, в том числе, автотранспортное средство, у физического лица, налоговыми агентами по НДФЛ не признаются. Значит, удерживать и перечислять в бюджет налог не нужно (п. 2 ст. 226 НК РФ).
Физлица, реализующие имущество должны сами рассчитать сумму налога к уплате в бюджет, задекларировать ее и уплатить в установленный действующим законодательством срок (ст. 228 НК РФ, письмо Минфина от 28.03.2008 № 03-04-05-01/89).
Однако не всякая продажа автомобиля образует для ее бывшего собственника доход, облагаемый НДФЛ. Так, если гражданин продал машину, которой владел больше 3 лет, то стоимость ее продажи не облагается НДФЛ (п. 17.1 ст. 217 НК РФ). А если облагаемого дохода у физического лица нет, то и подавать декларацию 3-НДФЛ не нужно (Письмо Минфина от 30.05.2018 N 03-04-05/36698).
Отметим, что при продаже транспортных средств, которым более 3 лет, дохода не возникает у граждан, которые (п. 17.1 ст. 217 НК РФ):
- являются налоговыми резидентами РФ, т. е. фактически находились в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ);
- не использовали проданное авто в предпринимательской деятельности.
Если же будет продана машина, которой гражданин владел менее 3 лет, то доход у физлица возникнет. А значит, по нему нужно будет отчитаться в ИФНС.
НДФЛ с продажи автомобиля менее 3 лет
Чтобы не платить НДФЛ со всей продажной цены авто, продавец может воспользоваться вычетом:
- или в сумме расходов, потраченных на приобретение данного транспортного средства, при наличии документов, подтверждающих эти расходы;
- или в сумме 250 тыс. руб. (пп. 1,2 п. 2 ст. 220 НК РФ).
К примеру физическое лицо продало автомобиль за 750 тыс. руб. Но у него есть документы, подтверждающие, что эту самую машину вы купили 2 года назад за 1,2 млн. руб. Тогда база по НДФЛ у вас получится отрицательной (750 тыс. руб. – 1,2 млн. руб.), и платить НДФЛ вам не придется. А вот если документы, подтверждающие ваши расходы 2-хлетней давности, не сохранились, то вы сможете воспользоваться вычетом только в размере 250 тыс. руб. Соответственно, база по НДФЛ составит 500 тыс. руб. (750 тыс. руб. – 250 тыс. руб.), а сумма налога – 65 тыс. руб. (500 тыс. руб. х 13%). Поскольку доходы налоговых резидентов РФ облагаются по ставке 13%. Уплатить налог нужно не позднее 15 июля года, следующего за годом продажи авто (п. 4 ст. 228 НК РФ).
Продажа автомобиля организацией физическому лицу
Юридическое лицо имеет возможность и право продажи принадлежащего ему автомобиля не только фирмам, но и частным лицам. Соответственно, частное лицо имеют право этот автомобиль приобрести в собственность. Такие сделки имеют существенные нюансы. Как правильно подготовить пакет документов, какую стоимость авто отразить в договоре купли-продажи, что о таких сделках говорит Налоговый кодекс, состав бухгалтерских проводок по сделке – вот далеко не полный перечень вопросов, которые приходится решать бухгалтеру организации-продавца.
Договор и другие документы
Основным документом, подтверждающим сделку продажи автомобиля между юрлицом и физлицом, является договор купли-продажи. Каких-то особенностей или нововведений, по сравнению с прошлыми периодами, договор в настоящее время не содержит. Вместе с тем его содержание должно отвечать нормам гражданского законодательства РФ.
Стандартный договор купли-продажи авто составляется по нормам ГК РФ, ст. 161, 454, 458, 130, 224, 223. Он должен включать:
- число и место, где заключался;
- реквизиты сторон (данные паспорта физлица и реквизиты продавца-юрлица);
- содержание сделки и обязанности сторон;
- детальное описание автомобиля;
- стоимость (цифрами и прописью);
- как будут исполняться обязанности по договору: порядок передачи товара, передачи средств, дата передачи;
- аксессуары, дополнения к автомобилю (при наличии);
- пакет передаваемых документов.
На заметку! Несмотря на то что автомобиль – движимое имущество и при продаже в общем случае регистрация прав не требуется (ст. 130 ГК РФ), его необходимо переоформить на нового владельца в ГИБДД. Один экземпляр договора необходимо оставить в инспекции.
Продажа основного средства в организации осуществляется приказом руководителя. При заключении договора и переоформлении потребуются документы на автомобиль, прежде всего ПТС. Выбытие ОС оформляется пакетом бухгалтерских документов. При внесении наличных денег через кассу физлица на руки покупателю выдаются подтверждающий кассовый документ и вторые экземпляры бухгалтерских документов. О них мы будем говорить более подробно дальше.
Стоимость автомобиля и его цена
При определении продажной цены стороны могут договориться на любую сумму. Об этом говорит ст. 40 НК РФ п. 1. Пока не доказано обратное, любая цена сделки считается рыночной и законной. Проверять сделку налоговики имеют право, только если в ней есть признаки взаимозависимости продавца и покупателя, а значит, по логике фискальных органов, и корысти (п. 2 той же статьи).
Согласно ст. 421 ГК РФ участники сделки свободны при заключении договора, в том числе и в части установления цены на товар. Если автомобиль продается по низкой цене, малой остаточной стоимости либо значительно ниже рыночной, целесообразно составить акт, в котором нужно указать все технические характеристики подержаного авто, в том числе его дефекты как обоснование цены.
Списанный автомобиль тоже можно реализовать частному лицу. В этом случае логично будет к пакету документов и акту приложить справку бухгалтерии о том, что автомобиль списан и числится за балансом. Привлекают также независимых оценщиков.
Отражение сделки в учете организации
Доходы признаются организацией по договорной рыночной стоимости. Кроме договора купли-продажи, необходимо зафиксировать сделку в первичных документах. Унифицированные формы по учету ОС отвечают особенностям передачи транспортного средства по договору между гражданином и фирмой не в полной мере.
Товарная накладная ТОРГ-12 также не может быть использована. Документ, регламентирующий ее применение, касается только юрлиц (пост. Госкомстата №132 от 25/12/98 г.) и ТМЦ, а не основных средств, к которым относится автомобиль. Для подобных случаев в организации должен быть разработан собственный бланк акта приема-передачи автомобиля. Его форма фиксируется в учетной политике фирмы. Согласно акту, делается соответствующая запись в карточке ОС-6 по выбывшему авто.
Выписывать ли покупателю счет-фактуру? Очевидно, нет, поскольку граждане НДС не платят и к вычету его не предъявляют. Это подтверждается и позицией фискальных органов. Так, ст. 168-7 НК утверждает, что для выполнения требований, касающихся НДС, если речь идет об услугах и товарах в розницу, достаточно выдать покупателю кассовый чек. Ст. 169-3 (1) НК освобождает фирму от обязанности выдавать счет-фактуру гражданину, если стороны письменно согласились с таким вариантом. Рекомендуется прописывать указанный нюанс в договоре купли-продажи.
Наконец, оформлять лишь один экземпляр документа по НДС считает возможным Минфин (письмо №03-07-09/14 от 25/05/11 и ряд других).
Корреспонденции счетов по договору такие:
- Дт 62 Кт 91/1 – зафиксирован доход от реализации.
- Дт 91/2 Кт 68 – начислен НДС.
- Дт 01/выбытие ОС Кт 01 – зафиксирована первоначальная стоимость транспорта.
- Дт 02 Кт 01/выбытие ОС – зафиксирована начисленная амортизация реализуемого ОС.
- Дт 91/2 Кт 01/выбытие ОС – зафиксирована в прочих расходах остаточная стоимость выбывающего автомобиля.
- Дт 50, 51 Кт 62 – автомобиль оплачен физлицом.
Оплату производят через кассу, с вручением покупателю кассовых документов, подтверждающих внесение денег, либо фиксируют внесение денег на расчетный счет юрлица от физлица.
При этом обязательно использовать ККТ, как и при любой сделке, в которой фигурируют наличные. Лимит расчетов наличными через кассу соблюдать в данном случае не нужно – он не касается расчетов с физическими лицами.
В НУ доход по сделке признается облагаемым налогами при ОСНО, УСН, ЕНВД, совмещенном с одним из названых режимов. При совмещении с ЕНВД необходим четкий раздельный учет. Если автомобиль использовался в деятельности, облагаемой «вмененным» доходом, выручка по нему налогом облагаться не будет, в ином случае – облагается. При проверке ФНС особенно обращают внимание на этот момент. Некоторые налогоплательщики, во избежание проблемных ситуаций при совмещении режимов, по умолчанию относят доход от продажи авто к налогооблагаемым. Согласно ст. 268 п. 1 НК, если продается амортизируемое имущество, доход можно уменьшить на его остаточную стоимость.
«Подводные камни», о которых лучше знать заранее
Как показывает практика указанных сделок, некоторые моменты могут вызывать споры с контролирующими органами, проблемы при сдаче налоговой отчетности, в которой отражается купля-продажа. Об отсутствии сторонних претензий лучше позаботиться заранее.
Чтобы у налоговой не возникало вопросов по стоимости продажи, указанной в договоре, целесообразно приложить к нему заключение независимого эксперта, оценивающего продаваемый автомобиль. Это особенно касается авто с пробегом, частично или полностью изношенных. Срок оплаты не должен быть более поздним, нежели дата, указанная в акте приёма-передачи.
Может ли организация продавать своим сотрудникам принадлежащие ей автомобили? Между налогоплательщиками и ФНС по многим аспектам таких сделок идет дискуссия. Суть ее в том, что существует понятие «взаимозависимых лиц», или лиц, экономически связанных между собой, интересы которых могут пересекаться, и одно из таких лиц может оказывать влияние на другое (ст. 105.1 НК РФ). Чиновники фискальных органов, ссылаясь на ст. 212 НК РФ, могут признать заниженную цену сделки материальной выгодой покупателя и доначислить НДФЛ на эту гипотетическую «выгоду».
Организации может быть доначислен налог на прибыль. Налоговую базу они определяют, сравнивая аналогичные сделки между взаимозависимыми и невзаимозависимыми контрагентами. Прямых указаний на то, являются ли работники и работодатели взаимозависимыми, в законодательстве нет. Иная ситуация возникает, если автомобиль продается руководителю этой же фирмы как частному лицу. Исходя из норм ст. 105.1 НК РФ, оснований считать стороны сделки взаимозависимыми здесь больше (например, если доля участия руководства более 25%).
К сведению! Однако чтобы иметь основание для доначисления налогов, необходимо как минимум доказать факт взаимозависимости и факт продажи по ценам, не имеющим отношения к рыночным, определить цены как безосновательно заниженные. В ином случае цена сделки автоматически считается законной и рыночной.
При наличии соответствующих ресурсов у организации продажу автомобиля лучше проводить через аукцион.
Как купить списанный автомобиль у юридического лица
Банки, учреждения, компании и прочие юридические лица избавляются от автомобилей, стоящих на балансе, по нескольким причинам. Самая безобидная — амортизационный износ, когда по бухгалтерским документам машина уже отработала свое и ею нельзя пользоваться. Иногда компании распродают основные фонды (именно к этому виду имущества относятся автомобили), чтобы получить деньги на другие цели и снизить затраты. И практически никогда на балансе не остаются машины, побывавшие в аварии.
Очень важно, чтобы списанный автомобиль не был утилизирован. Иначе после покупки его нельзя будет поставить на учет без участия прежнего владельца и без посещения того подразделения ГИБДД, где была прекращена регистрация автомобиля. Поэтому, прежде чем заключать сделку, нужно проверить машину по базе ГИБДД. Либо заранее проговаривать участие руководителя организации продавца в восстановлении регистрации транспортного средства или выдаче доверенности на эти действия.
Вне зависимости от того, кто продает машину, сделка регулируется нормами гражданского права, в частности, главами 27 (Понятие и условия договора) и 28 (Заключение договора) Гражданского Кодекса РФ. Но, несмотря на это, при покупке автомобиля у разных продавцов могут быть различные нюансы.
Сделка с обычной компанией
Покупка машины у небольших ООО, ЗАО или у индивидуального предпринимателя по сути ничем не отличается от сделки между физическими лицами. Основанием для перехода собственности является договор купли-продажи, в котором указаны все обычные условия (стороны и их реквизиты, данные автомобиля, сумма и др.). Скорее всего нужно будет оформить акт приема-передачи машины, на основании которого бухгалтерия продавца сможет списать автомобиль.
При таких сделках хорошо бы проверить род деятельности продавца. Если он занимался перевозками, оказывал услуги такси или каршеринга, сдавал машины в аренду и т. п., что сильно снижает ресурс автомобиля, то перед покупкой технику лучше не просто осмотреть, а провести диагностику.
Сделка с банком или крупной компанией
Большие корпорации, холдинги, банки и промышленные группы с организационными формами открытых или публичных акционерных обществ имеют достаточно обширные автопарки, которые нужно обновлять. Чаще всего они продают специализированную технику, хотя встречаются и обычные «гражданские» автомобили, на которых ездили специалисты или руководство. О продаже таких машин чаще всего можно узнать на сайте самих компаний либо на сайтах специальных торговых площадок/аукционов. С точки зрения юридической чистоты как самой сделки, так и автомобиля, эта покупка, скорее всего, будет идеальна. Но вот состояние автомобиля может быть не очень хорошим. При выборе такого транспорта важно внимательно изучить техническое описание (оно, как правило, прилагается к документам для сделки).
Сделка с госучреждением
Давать разрешение на продажу любого имущества, стоящее на балансе госучреждения, должен его собственник. Для автомобилей это чаще всего Росимущество и его территориальные подразделения как на уровне субъектов, так и на уровне муниципалитетов, а также различные «автодоры» и «транс-чего-нибудь». Некоторые организации реализуют машины на основе системы своих внутренних документов, некоторые — выставляют на аукцион. Но и в том, и в другом случае поймать достойный автомобиль достаточно сложно.
Из больших гаражей, обслуживающих МВД, ГИБДД, медучреждения и т. п., техника обычно переходит «по наследству» в более удаленные подразделения. И чем старше машины становятся, тем дальше они оказываются от нормальных сервисов и запчастей, пока не превратятся в груду металлолома. А автомобили из-под местного начальства расходятся по «своим». Причем, этому не могут помешать даже аукционы, устроители которых создают такие условия, что сторонним покупателям их невозможно выполнить.
Если чудо произошло и на торги выставили приличный автомобиль, то для подачи заявки на участие обычно нужно зарегистрироваться на площадке и выполнить ряд условий, которые подробно расписаны в каждом информационном сообщении о реализации конкретного имущества. Среди них перечислены сумма залога, который нужно внести для участия в торгах, способ ценообразования лота и другие подробности. Если удалось выиграть в аукционе, то проходит стандартное оформление сделки с договором купли-продажи (залог засчитывается в счет оплаты товара). Если нет — залог возвращается участнику торгов.
Покупка автомобиля сотрудником компании
Чаще всего о продаже автомобиля компании узнают ее сотрудники. И если машина в хорошем состоянии, то желающие ее приобрести находятся быстро. Такие сделки не возбраняются, но за ними устанавливается чуть больший контроль, поскольку организация и ее работники «взаимосвязаны». Для того, чтобы избежать проблем после сделки, нужно подстраховаться получением экспертной оценки. Заключение о рыночной стоимости машины обезопасит в будущем от возможных претензий к сумме сделки как со стороны налоговой, так и со стороны собственников компании. Причем это касается не только компании, но и сотрудника, которому разницу между ценой покупки и рыночной стоимостью могут засчитать как прибыль и попросить заплатить с нее НДФЛ. Особенно важно подтвердить адекватность цены в случаях, когда машину покупает руководитель. Для обычных сотрудников достаточно приказа генерального директора, подписанного еще двумя ответственными лицами, например, главным бухгалтером и заместителем директора.
Ценообразование
В «правильных» компаниях цену продаваемого автомобиля обычно устанавливает бухгалтерия на основе своих расчетов амортизации. И чаще всего это самый выгодный вариант. Если сумма сделки будет уменьшена или завышена, то со стороны налоговой могут возникнуть серьезные вопросы, а процесс продажи обрастет массой дополнительных документов.
Но достаточно часто юрлица продают свои автомобили по совершенно рыночным ценам. Им выгоднее заплатить налог, чем реализовать машину по остаточной стоимости. Тогда сделка не будет ничем отличаться от обычной и даже может принести некоторые неприятности.
Какие могут быть проблемы
Поскольку деятельность юридических лиц подлежит большему контролю со стороны различных служб и ведомств, то и проблем у компаний больше, чем у частных лиц. В связи с ними могут возникать сложности как при совершении сделки, так и после покупки машины. Причем это уже напрямую коснется покупателя. Если нет желания ходить по судам и доказывать свою добросовестность, то лучше подстраховаться.
Любую сделку с юридическим лицом нужно начинать с его проверки. Для этого у продавца нужно узнать точное название компании, ее ИНН и ОГРН (если эти данные не предоставляются, то это уже сигнал к отмене покупки). Можно просто забить полное название в интернет и получить данные о компании из множества электронных справочников. Если уже на этой стадии появилась информация о том, что такой организации не существует, то от покупки следует отказаться. Но если на этом этапе все в порядке, то следует обратить внимание на следующие моменты.
Срок существования компании — чем больше, тем лучше, поскольку это означает, что вы столкнулись не с фирмой-однодневкой, а серьезной организацией.
Имя генерального директора — персона, которая должна подписать договор купли-продажи или доверенность представителя. Руководителя и учредителей также имеет смысл проверить отдельно, на участие в других действующих ООО и ЗАО. Если таких компаний на одних и тех же людях слишком много, то это значит, что они используют не совсем прозрачные схемы расчетов, что может сказаться на их благонадежности. Хотя так работает большинство мелких фирм в России, и это не является решающим фактором.
Уставный капитал — если он минимальный (10 000 руб.) или близкий к минимальному, то скорее всего для продажи автомобиля, стоимость которого явно выше, нужно обязательное согласование сделки по отчуждению имущества участниками юридического лица (собственниками).
Чтобы быть более уверенным в полученных из интернета данных, их лучше проверить на сайте налоговой службы, получив выписку из ЕГРН. Она предоставляется бесплатно.
Еще одна обязательная проверка — по единому федеральному реестру банкротств (ЕФРСБ). Если юридическое лицо находится в состоянии банкротства или у него введено внешнее управление, значит, на все его имущество претендуют кредиторы. И даже если полученные от продажи машины деньги пойдут в счет погашения задолженности, то сделку все равно могут оспорить и признать недействительной. Поэтому покупать автомобиль у банкрота не рекомендуется. Но вот если в этом же реестре есть сообщение о проведении торгов, а лотом выступает интересующий автомобиль, то такая сделка проходит через арбитражного управляющего и не несет рисков.
Также имеет смысл проверить организацию на предмет незакрытых арбитражных дел. Это можно сделать на сайте «электронное правосудие». Если открытых дел нет, то автомобиль можно покупать. Если есть, то лучше подождать завершения имущественного спора или отказаться от покупки, поскольку может быть вынесено взыскание.
Помимо это имеет смысл провести стандартную проверку автомобиля на наличие обременений и ограничений.
Подводя итог, нужно отметить, что речь шла о добровольной продаже транспортных средств юридическими лицами. О том, как купить конфискованные, арестованные и залоговые автомобили, мы рассказывали в других статьях.
Чем опасна покупка авто у юридического лица
Содержание
Среди объявлений о продаже авто корреспонденту avtocod.ru попалась Scoda Octavia 3. Все бы ничего, но машина долгое время принадлежала юрлицу и только месяц назад была переоформлена на физлицо, после чего ее выставили на продажу. «Может ли быть такое, что фирма обанкротилась и избавляется от имущества? Или таким образом прикрываются мошеннические схемы. » — начал рассуждать журналист.
На все эти вопросы мы решили дать ответы в отдельном материале. Мы спросили у экспертов, чем может быть опасна покупка автомобиля у юридического лица.
Чем опасна покупка авто у физлица после юрлица
Итак, вот объявление о продаже той самой «Шкоды»:
А вот сам отчет, из которого мы видим наличие проблем — скрученный пробег и 2 расчета ремонтных работ.
Но речь не об этих проблемах. В разделе «Периоды владения» указано, что автомобиль более 5 лет принадлежал юридическим лицам.
И только месяц и 18 дней назад, а именно 12 июля, стал принадлежать физлицу. Обратите внимание, что дата подачи объявления о продаже – 12 июля. Совпадение? Мы задали этот вопрос юристу со стажем.
Владимир Крахмалев, автоюрист, руководитель компании «Автоюрист СПб»
«Может случиться такое, что фирма, которая продает машину, стала банкротом. Тогда реализация ее имущества осуществляется с помощью конкурсного производства. Как это происходит? Суд назначает специального конкурсного (финансового) управляющего, отвечающего за весь процесс реализации. Если при реализации имущества нарушается законодательство, то кредиторы могут оспорить сделку. В таком случае физлицо, которое приобрело машину, имеет все шансы остаться и без денег, и без авто.
Не исключено, что физлицо, которому принадлежит указанная машина марки Skoda, подставное. Но надо узнать, на какой стадии банкротства ему был продан автомобиль. Если продажей занимался конкурсный управляющий, то тут проблем быть не должно. Если продажа состоялась без конкурсного управляющего, то могут изъять машину у того, кому она принадлежит в настоящее время. Все зависит от ситуации. И немаловажно понимать, в какую цену был продан автомобиль. Если за копейки, то сразу ясно, что схема серая, и где-то кроется подвох».
Другими словами, от такой машины лучше отказаться. Велик риск нарваться на неприятности. Либо при особом желании можно уточнить у продавца название юрлица, которому принадлежало авто и проверить его по базе Единого государственного реестра юридических лиц. По выписке из реестра вы узнаете, введена ли какая-нибудь процедура по данной фирме или нет.
Чем опасна покупка авто у юрлица
Правила при покупке автомобиля у организации и у физического лица одинаковы и регламентированы одними положениями Гражданского кодекса. Однако, как утверждает автоюрист Дмитрий Пестерев, на практике есть несколько существенных различий.
Дмитрий Пестерев, автоюрист, управляющий партнер юридической фирмы «Пестерев и партнеры», ранее – «ЮРАВТО»
«Во-первых, при приобретении автомобиля у физического лица не может возникнуть вопроса, имеет ли право данное лицо подписывать договор или нет. Собственник автомобиля может распоряжаться им по своему усмотрению. Что касается организаций, на деле возникает множество вопросов к правомочиям подписанта договора.
Самое безопасное заключение договора непосредственно с руководителем организации, имеющим право без доверенности действовать от ее имени. Уточнить данные руководителя юридического лица можно на сайте Федеральной налоговой службы.
Но даже здесь могут возникнуть проблемы. Большинство организаций прописывают в своих уставах обязательное согласование сделок по отчуждению имущества, превышающего размер уставного капитала, с участниками юридического лица (собственниками). Обязательно ознакомьтесь с правилами согласования крупных сделок, предусмотренных учредительными документами продавца. В идеале — получить такое письменное согласие вне зависимости от положений устава.
Во-вторых, предпринимательская деятельность, как правило, ведется на заемные деньги. Высок риск наличия залогового обязательства. Проверить наличие залога можно на сайте официального реестра. В реестре содержатся сведения о залогах, возникших после 1 июля 2014 года. Если автомобиль был приобретен организацией до этой даты, о залоге вы не узнаете. Частично обезопасить себя можно, получив гарантийное обязательство об отсутствии правопритязаний третьих лиц от продавца.
В-третьих, ответственность организации ограничена размером ее активов, включая уставный капитал. 97% организаций России имеют уставный капитал в размере 10 тыс. рублей, минимальный. То есть при расторжении договора шансы получить назад уплаченные деньги существенно меньше. Теневой характер экономики также существенно повышает риск неплатежеспособности продавца.
В-четвертых, никогда не покупайте автомобили у страховых компаний. В 80% случаев это восстановленные после полной гибели машины».
Распространенные в судебной практике неудачные попытки покупки автомобилей у организаций
Автоюрист Дмитрий Пестерев рассказал Автокоду по своему опыту примеры покупок авто у юрлиц, которые могут закончиться неудачно.
Покупка авто у «серых» дилеров
«Бич нынешнего времени – покупка автомобиля у «серых» дилеров. Татьяна решила сэкономить. Нашла в Интернете самое дешевое предложение автомобиля своей мечты и поехала за ним в Москву. По телефону подтвердили наличие автомобиля нужного цвета и комплектации.
Каково же было удивление Татьяны, когда, проехав 250 км до столицы, нужного автомобиля в наличии уже не оказалось. У «серых» дилеров схема отработана. Вы приезжаете. Вас изматывают морально. Затем вы соглашаетесь на немного другой автомобиль по несколько завышенной цене. Не стала исключением и Татьяна, которая вместо «Рено Сандеро Степвей» приобрела «Рено Каптюр» и по уши влезла в кредит.
Но это полбеды. Автомобиль оказался не той комплектации и без допов. Его стоимость была завышена на 500 тыс. рублей. Договор, конечно, суд расторг, но, как Татьяна будет получать деньги с номинальной организации, пока проблема».
Приобретая автомобиль у организации, четко понимайте, что организации создаются для ограничения ответственности ее владельцев. Деньги от них получить в разы сложнее, чем с физических лиц.
Приобретение залогового автомобиля
«Незарегистрированные залоги – вторая по объему категория споров. Залоги стали регистрировать с 1 июля 2014 года. До этой даты залоговые обязательства никак не проверить.
Сергей купил фургон-рефрижератор в Вологде. Техническое состояние его полностью устроило. Продавец предоставил все документы, подтверждающие приобретение фургона в лизинг. Все платежи были исполнены.
Приехав домой, Сергей обратился в ГИБДД для регистрации автомобиля, но ему было отказано. На автомобиле появились ограничения по линии судебных приставов. Проверить их можно на сайте ГИБДД или с помощью сервиса avtocod.ru. Но Сергей этого не сделал.
Суд снимать обременения отказался, так как были правовые основания – залоговое обязательство. Теперь фургон просто пылится во дворе. Деньги с продавца не вернуть. В отношении него инициирована процедура банкротства.
Перед покупкой автомобиля внимательно изучите реестры всех обязательств, в том числе залоговых. При наличии вопросов от спорного варианта лучше отказаться».
Что нужно проверить перед покупкой автомобиля у организации
Несмотря на множество «страшных» историй из юридической практики, купить хороший автомобиль у юрлица реально. Но перед этим обязательно проверьте:
- Полномочия лица, подписывающего договор. Наличие согласия собственников организации на отчуждение имущества.
- Репутацию продавца на сайте арбитражных судов. Если организация имеет историю судебных споров, велика вероятность столкнуться с недобросовестным контрагентом.
- Техническое состояние автомобиля. Организации эксплуатируют автомобили «на износ». Техническое состояние таких машин существенно хуже среднерыночных.
- Отсутствие залогового обязательства в отношении конкретного автомобиля.
- Отсутствие долгов перед Службой судебных приставов.
- Отсутствие ограничений по регистрации.