Аварии с участием велосипедистов
ДТП с участием велосипедиста
Добрый день, уважаемый читатель.
С каждым годом на отечественных дорогах становится все больше и больше двухколесных транспортных средств. В том числе и велосипедов.
Особенно активны велосипедисты в период с мая по сентябрь, и именно в это время увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий с их участием.
Причем причины возникновения ДТП могут быть различными. Начиная с того, что водитель велосипеда не выполнил требования ПДД и заканчивая тем, что участники дорожного движения друг друга просто не заметили.
Правила дорожного движения для велосипедистов рассмотрены в отдельной статье на pddmater.ru:
Сегодня же речь пойдет про популярные аварии с участием велосипедистов:
В начале данной статьи расскажу об одном факте, который не известен многим водителям автомобилей. Практически любой взрослый велосипедист при движении по ровному участку дороги способен разогнаться до скорости 30-35 км/ч. При этом речь не идет о специальных шоссейных велосипедах, которые могут развить куда большие скорости.
Следовательно, при движении в плотном городском потоке велосипедисты часто имеют скорость, сравнимую со скоростями автомобилей. В некоторых случаях велосипедисты могут обгонять автомобили. Эта информация поможет нам в дальнейшем при рассмотрении типовых ДТП.
Столкновение с велосипедистом на тротуаре
Ни для кого не секрет, что многие велосипедисты предпочитают ездить по тротуарам, а не по проезжей части. Связано это с тем, что движение по тротуару является более безопасным. Тем более ПДД в некоторых случаях разрешают движение по тротуару.
Рассмотрим типовое дорожно-транспортное происшествие на тротуаре:
В данном примере белый автомобиль выезжает с прилегающей территории, а велосипедист движется по тротуару. На первый взгляд кажется, что оба участника дорожного движения заметят друг друга и без проблем разъедутся. Однако на практике так происходит далеко не всегда.
Причинами столкновения могут послужить:
- Высокая скорость велосипедиста (25-30 км/ч).
- Высокая скорость автомобиля (30-40 км/ч).
- Наличие зеленых насаждений (кустов, деревьев), а также искусственных сооружений (палатки, арки домов, заборы, ворота), которые не позволяют заметить опасность заранее.
ДТП с велосипедистом при выезде из двора является одним из самых распространенных. Последствиями его обычно являются разбитые крыло и капот автомобиля, испорченное переднее колесо велосипеда, травмы велосипедиста. Разберемся, кто же виноват в данном ДТП.
С одной стороны, выезжая с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу велосипедистам, путь движения которых он пересекает (пункт 8.3 ПДД):
8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
С другой стороны, велосипедист едет по тротуару:
24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.
Теоретически сотрудники ГИБДД могут принять сторону любого из участников ДТП. На практике же грамотному водителю при помощи адвоката скорее всего удастся склонить чашу весов в свою сторону. Согласитесь, даже сохраняя минимальную скорость автомобиля невозможно заранее заметить велосипед, вылетающий из-за угла на скорости 40 км/ч.
На практике ремонт велосипеда после подобного ДТП стоит 5-15 тысяч рублей, ремонт автомобиля 20 и более тысяч рублей. Если виновником признают велосипедиста, то он заплатит за ремонт автомобиля из собственного кармана, если владельца автомобиля, то велосипед отремонтируют по ОСАГО.
Итак, если Вы попали в похожую ситуацию за рулем автомобиля, то в документах о ДТП укажите пункты 9.9 и 24.6, которые нарушил велосипедист.
Что касается велосипедистов, то им я порекомендую быть особенно внимательными в тех местах, где возможен выезд на дорогу других транспортных средств. Заранее снизьте скорость и посмотрите в обе стороны, прежде чем выехать из-за угла.
ДТП с велосипедистом при выезде из двора
Рассмотрим схему еще одного популярного столкновения с велосипедистом:
В данном случае велосипедист едет по проезжей части вдоль припаркованных автомобилей, т.е. не нарушает правил дорожного движения. Белый автомобиль выезжает с прилегающей территории и должен уступить дорогу велосипедисту (пункт 8.3 ПДД). В случае ДТП его виновником однозначно будет водитель автомобиля.
На практике у велосипедиста есть возможность избежать столкновения и это в любом случае выгоднее, чем бегать по страховым компаниям для получения выплат по ОСАГО и ремонтировать велосипед. Дело в том, что посадка велосипедиста значительно выше, чем посадка водителя легкового автомобиля. Поэтому велосипедист заранее видит автомобиль и может вовремя сбросить скорость. У водителя автомобиля подобной возможности нет.
Примечание. Точно также велосипедисту следует поступить и при движении по главной дороге на перекрестке. Велосипедист имеет преимущество, однако водитель более низкого легкового автомобиля может его попросту не заметить. Виноват в ДТП будет водитель, однако велосипедисту от этого легче не будет.
Движение велосипеда навстречу автомобилям
Еще одно типичное ДТП – столкновение при движении навстречу автомобилям. При этом виновником аварии является велосипедист.
В данном случае велосипедист нарушает пункт 24.2 ПДД, который допускает движение только по правому краю проезжей части и не допускает – по левой:
24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
по правому краю проезжей части – в следующих случаях:
При встречном столкновении последствия как для автомобиля, так и для велосипедиста, могут быть довольно плачевными. Скорость автомобиля – 60 км/ч, скорость велосипеда – 30 км/ч. В сумме – 90 км/ч. Удар о встречную машину может привести к гибели велосипедиста.
При управлении автомобилем следует помнить о том, что на дороге можно встретить неадекватного велосипедиста, который едет по встречной полосе. Его лучше объехать, чем допустить столкновение.
Наезд на велосипедиста на пешеходном переходе
Причиной еще одного распространенного ДТП является движение велосипедиста по пешеходному переходу:
В данном случае в ДТП виноват велосипедист, нарушающий требования пункта 24.8:
24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
- пересекать дорогу по пешеходным переходам.
Вполне естественно, что суды обычно принимают сторону водителя и это не противоречит здравому смыслу. Ведь водитель не может своевременно отреагировать на велосипед, движущийся поперек дороги со скоростью 20-30 км/ч, и не успевает затормозить.
ДТП на остановке общественного транспорта
Еще одна неприятная для велосипедиста ситуация – объезд общественного транспорта на остановке:
Ситуация развивается следующим образом. На остановке общественного транспорта останавливаются один или несколько автобусов (на рисунке выше – желтый). Велосипедист пытается его объехать и перестаивается левее. Однако автобус начинает движение до того, как велосипедист завершил маневр. Если водитель автобуса не заметил велосипедиста, то он начинает перестроение на левую полосу. Велосипедист оказывается зажат между автобусом (справа) и автомобилями (слева).
Виновник ДТП будет зависеть от того, с кем столкнулся велосипедист: с автобусом или с автомобилем. Если велосипедист врезался в автобус, то в соответствии с пунктом 18.3 ПДД виновниками будут являться оба водителя. Если же велосипедист перестроился влево и задел автомобиль, движущийся без изменения направления, то в ДТП виноват будет только он сам.
В общем, объезд автобусов и троллейбусов, остановившихся для высадки пассажиров, является достаточно опасным маневром для велосипедиста. Причем однозначно сказать, как лучше поступить в сложившейся ситуации, невозможно.
Подводя итоги данной статьи хочу отметить, что в теплое время года и водителям, и велосипедистам нужно быть предельно внимательными и избегать лишнего риска.
Дорожно-транспортное происшествие с велосипедистом
С каждым годом на дорогах нашей страны появляется все больше транспортных средств, как четырехколесных, так и двухколесных. Активность их появления присутствует в теплое время года, особенно это касается велосипедистов. Однако в этот период и увеличивается количество ДТП, так же связанных с водителями велосипедов. Велосипед признан экологичным и недорогим транспортом, который все набирает свою популярность среди населения. Велосипедистов не обязывают сдавать на права, однако они так же являются полноценными участниками дорожного движения и несут полную ответственность за свои действия. Водитель велосипеда не тратит свое время в пробках и ему не нужны специальные парковки, но он так же, зачастую попадает в аварии и причины могут быть абсолютно разными, начиная от игнорирования приоритета и нарушения ПДД, заканчивая банальными ситуациями, когда водители просто не заметили друг друга.
Действия
При возникновении ДТП с велосипедистом стоит сначала разобраться, нет ли пострадавших. Если есть травмированные люди, либо ДТП со смертельным исходом, то следует незамедлительно вызвать скорую помощь и ГИБДД, а до их приезда следует оказать первую медицинскую помощь, если есть такая необходимость. В случае, когда вред причинен только имуществу, участники дорожно-транспортного происшествия с участия волосипедиста должны руководствоваться следующими действиями:
Далее участники дожидаются приезда сотрудников ДПС, составляют протокол и приступают к обсуждению урегулирования убытков. Хоть и водитель велосипеда является полноправным участником дорожного движения, у него отсутствует полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), поэтому возмещение ущерба возможно только через суд или добровольно. В случае, если расположение транспорта мешает другим транспортным средствам проехать, то проезжую часть следует освободить, сохранив при этом осколки и зафиксировав тормозной путь, если таковой был.
Кто виноват в ДТП с велосипедистом?
Почему-то в широких массах, в случае ДТП с велосипедистом, принято считать виноватым водителя автомобиля, однако это не так и чтобы в такой ситуации защитить себя, нельзя покидать места происшествия. Меры наказания для водителя указаны в КоАП ст. 12.27 или УКРФ. Взыскания могут быть следующие:
- административный арест на 15 суток;
- лишение водительского удостоверения на срок от 1 до 1,5 лет.
Если в ДТП были пострадавшие, а водитель скрылся, то наказания могут быть следующие:
В случае, если велосипедист скрылся с места аварии, то к нему применяются следующие меры:
- лишение свободы;
- штрафы;
- расходы на ремонт и моральный ущерб.
Если видно, что водитель автотранспорта пытается скрыться, в этом случае нужно максимально собраться и запомнить госзнак, а так же опросить очевидцев и взять их контактные данные.
Сегодня большая часть ДТП оформляется по европротоколу, но с водителями велосипедов так делать нельзя из-за отсутствия у них страхового полиса. Обязательным условием при оформлении европротокола является наличие действующего полиса осаго у обеих сторон. Так что найти виновного могут только сотрудники ГИБДД или автотехническая экспертиза.
Дорожно-транспортное происшествие на пешеходном переходе
В случае ДТП с велосипедистом на пешеходном переходе ситуация более понятна. Велосипедисты обязаны пересекать пешеходный переход пешком при этом везти велосипед рядом с собой. Если нарушения со стороны двухколесного транспорта нет, то вина полностью лежит на водителе автомобиля. В том случае, если человек пересекал переход не слезая с велосипеда, то вина в ДТП лежит на нем, однако и полная ответственность с водителя не снимается.
Вина велосипедиста на пешеходном переходе зависит от соблюдения им ПДД и если он проезжает дорогу на красный сигнал, то заведомо нарушает и становится виновником.
Выплаты по страховке при ДТП с велосипедистом
Разберем ситуацию, в которой виновник ДТП с велосипедистом – водитель автомобиля. При условии, что машина застрахована по ОСАГО, потерпевший вправе обратиться в страховую компанию виновника для получения выплат, предоставив при этом все необходимые документы. В случае, когда страховка не покрывает полученный вред, либо предъявлен иск компенсации морального ущерба, владелец транспортного средства возмещает все из собственных средств добровольно или в порядке судебного урегулирования.
Если страховщик отказывает в выплате, либо удовлетворяет ее частично, гражданин имеет право потребовать страховое возмещение через суд. Иногда водитель может быть освобожден от ответственности полностью или частично, если доказано, что авария произошла по умыслу самого потерпевшего, либо вследствие непреодолимой силы. Когда вина в ДТП возлагается на водителя велосипеда, возмещение ущерба происходит по нормам гражданского законодательства, так как наличие страхового полиса у них не предусмотрено.
Компенсация ущерба осуществляется добровольно либо в судебном порядке. Если установлена вина обоих сторон, то судом определяется размер ответственности на основе степени вины каждого участника. Еще один случай, когда автомобиль застрахован по полису КАСКО, то потерпевший имеет право получить выплату со страховщика, который в порядке суброгации может взыскать уплаченные средства с велосипедиста.
Дорожно-транспортное происшествие с велосипедистом во дворе
Для полноценного понимания вопроса ДТП с велосипедистом во дворе разберем ситуацию. Водитель легкового автомобиля выезжает со двора на проезжую часть, при этом велосипедист передвигается по проезжей части в сторону машины, автомобилист не замечает велосипед и начинает выезжать. Исход ситуации зависит от реакции обоих и их дальнейших действий. Если произошло столкновение, то вина лежит на владельце ТС. Хотя по факту виноваты оба, потому что по сравнению с автомобилем у велосипеда высокая посадка и ему проще заметить помеху и предотвратить ДТП.
Практически во всех авариях во дворах виновником признается именно водитель машины, потому что автомобиль считается средством повышенной опасности, лишь изредка удается доказать свою невиновность.
Авария при движении по тротуару
Вообще езда по тротуару велосипедисту разрешается, но не приветствуется, веллеры должны передвигаться по отведенным дорожкам, либо по крайней правой полосе, так же допускается езда по обочине, если не создается помех пешеходам. Связаны такие правила с высоким травматизмом при наезде велосипедов на пешеходов. Но как быть в случае с автомобилем? Допустим, автовладелец выезжает с прилегающей территории, в то время как двухколесный транспорт едет по тротуару и чаще всего видимость затруднена из-за зеленых насаждений, технических установок и т.д. На первый взгляд уступить дорогу обязан автомобилист, так как он пересекает движение велосипеда, но с другой стороны, руководствуясь правилами, велосипедист обязан спешиться и действовать по правилам ПДД. При совершении такого вида ДТП, где велосипед протаранил автомобиль сбоку при движении по тротуару, сотрудники ГИБДД могут принять любую сторону. Вина с владельца автомобиля будет снята, если он докажет что заранее не мог предугадать появление помехи.
Ответственность велосипедиста при ДТП
При нарушении правил дорожного движения для водителей велосипедов применяется административное наказание. А именно:
- статья 12.29ч.2 – нарушение ПДД в процессе движения, предусматривает штраф 800 рублей или предупреждение
- статья 12.29ч.3 – нарушение в состоянии алкогольного опьянения со штрафом от 1000 до 1500 рублей, а так же штраф в размере 1500 рублей, если нанесен вред легкой или средней тяжести.
Ущерб по ремонту автомобиля, либо моральный ущерб при ДТП взыскиваются с водителя велосипеда в судебном или добровольном порядке.
Статистика ДТП с велосипедистами
По данным Госавтоинспекции за 2015 год с января по декабрь всего произошло 184000 ДТП из них аварий с велосипедистами 5094, при этом погибло 414 человек и 4830 ранены. Более свежие данные за 2016 год гласят о 173500 ДТП в целом по стране, из них 5063 с участием велосипеда, 384 человека погибло и 4813 получили ранения. Глядя на показатели, можно сказать, что количество аварий заметно снизилось, но цифры все равно приводят в ужас. Статистика так же гласит о том, что самый пик аварийности приходит на пятницу-субботу в период времени с 17:00 до 20:00.
Действия водителя, если водитель велосипеда скрылся с места аварии
Нередко встречаются случаи, когда после ДТП велосипедист попросту скрывается с места аварии, чаще всего это происходит, если он сам и виноват. В этом случае водителю необходимо как можно лучше запомнить какие-нибудь приметы, опросить очевидцев, взяв у них координаты. Хорошо, если у кого-то есть видеорегистратор с записью аварии и в самом автомобиле он так же установлен. Обязательно вызвать ГИБДД, подробно составить протокол и зафиксировать такие данные:
- Точное время аварии;
- Место ДТП с велосипедистом и расположение ТС;
- Дорожную разметку, знаки, светофоры;
- Повреждения авто;
- Контакты свидетелей и их показания;
- Приметы велосипеда и его водителя;
- Наличие записи с регистратора.
К сожалению, когда оформлен только полис ОСАГО, ремонт автомобиля осуществляет сам владелец. Если «беглеца» найдут, то ему присваивается штраф в размере 1500 рублей и возможен арест на 15 суток, помимо того, что водитель автомобиля будет взыскивать моральный и материальный ущерб.
Судебная практика ДТП с велосипедистами
Автомобиль двигался по проезжей части по правой полосе между населенными пунктами со скоростью 50 км/ч, такая манера езды обуславливалась плохим дорожным полотном. Впереди на расстоянии 100 м двигался велосипедист в том же направлении, но по левой полосе. Когда автомобиль почти поравнялся с велосипедом водитель двухколесного транспорта резко повернул направо, прямо под машину. Автовладелец резко затормозил, но это не спасло от наезда на второго участника движения. В результате ДТП велосипедист упал, разбив при этом колено и его транспорт получил значительные повреждения в виде погнутой рамы и колеса. Автомобиль так же получил ущерб в виде разбитой решетки радиатора и сколов на бампере. Прибывший отряд ДПС ознакомился с данными регистратора и показаниями обеих сторон, выяснилось, что невнимательность велосипедиста обусловлена алкогольным опьянением и прослушиванием музыки в наушниках. Водителю двухколесного транспорта выписали штраф в размере 1500 тысячи рублей, так как авария произошла по его вине. Позже автомобилист взыскал с него денежные средства на замену решетки и покраску бампера. К сожалению, это лишь одна из тысячи ситуаций, когда все закончилось без значительного ущерба.
Зачастую зоной повышенной опасности выступает обычная парковка и вот пример. Водитель выезжал с автостоянки, которая расположена рядом с домами, на проезжую часть, пешеходная зона находилась в другой стороне. В момент движения произошло столкновение с велосипедом. В результате ДТП велосипедист получил серьезные травмы, которые позднее были квалифицированы как вред средней тяжести, а транспортные средства получили повреждения. Владелец автомобиля потребовал возместить материальный ущерб в размере стоимости ремонта, а так же моральный вред. Истец разъяснял свои требования несколькими фактами:
- Полноценный обзор был затруднен наличием ограждения парковки;
- Велосипедист находился в состоянии опьянения;
- Водитель велосипеда ехал с большой скоростью по тротуару.
По результатам автотехнической экспертизы выяснилось, что заграждение автостоянки в виде решетчатого забора дает полноценный обзор окружающей территории, поэтому не создает препятствий для авто. Действия велосипедиста квалифицировались как законные по причине отсутствия запретов на езду по тротуару, а алкогольное опьянение не имеет причинно-следственной связи с ДТП, так как он не создавал помех движению автотранспорта. А вот водитель машины, выезжая со двора на проезжую часть нарушил правила дорожного движения, так как должен был уступить дорогу участнику движения, передвигающегося по тротуару. После рассмотрения материалов дела суд постановил отказать истцу в возмещении материального и морального вреда.
Меры снижения ДТП с участием велосипедистов
Сегодня все чаще обсуждаются вопросы снижения аварийности на дорогах, в том числе и методы воздействия на водителей велосипедов. Чтобы появилась возможность уменьшить уровень ДТП с велосипедистами, предлагается несколько приемов:
- оборудовать специальные велодорожки не только в парковых зонах;
- внести к обязательному использованию светоотражающих элементов, а так же зеркал и устройств освещения;
- присваивать государственные номерные знаки;
- обязать оформлять договоры страхования на велосипеды.
Естественно, все меры необходимо подробно продумать и разработать. Если подобные действия будет делать каждый водитель велосипеда, то и ответственность за манеру управления возрастет, а вместе с ним и снизится уровень аварийности.
Что делать с велосипедистами на дорогах? Наш и не наш опыт
Почему профессиональные велосипедисты тренируются там, где езда на велосипеде запрещена Правилами? Ответ прост: это Россия. Рассказываем, как решают эту и другие проблемы велосипедистов у нас, а как — в других развитых странах.
Англичане отнеслись к идее сдержанно. А вот власти Москвы приняли инициативу на ура и с максимальной точностью воспроизвели почти все ошибки лондонского мэра. В Москве появились казенные станции велопроката (430 штук по состоянию на апрель), выделенные полосы для велосипедистов на дорогах, утвержденные веломаршруты, велопарковки (1867 штук) и официальный городской сайт, который обо всем этом оповещает.
Понемногу идея тотальной велосипедизации овладевает и другими городами — Санкт-Петербургом в основном – но первые итоги есть уже сейчас.
Водитель ответит!
По статистике НИЦ БДД МВД РФ, в 2018 году произошел рост ДТП, именуемых «наезд на велосипедиста», – на 7,6% относительно 2017 года. Их число составило 5294 (3,1% от общего числа) против 4922 (2,9%) в 2017 году. Участниками 1637 ДТП (рост на 6,3%) из числа упомянутых были дети: 1606 получили ранения, 33 погибли. Во «взрослой» категории тоже безрадостные итоги.
Водители, сбившие или задевшие велосипедиста, всеми силами стараются обойтись без вызова ДПС и предлагают любую помощь и компенсацию. Ведь вне зависимости от того, кто прав и кто виноват, высок риск, что отвечать будет только одна сторона.
Разбирательство сводится к выяснению, имел ли водитель автомобиля возможность избежать столкновения. А что имел или не имел велосипедист, никого не интересует.
Так что реальное количество ДТП с участием велосипедистов неизвестно. Но можно смело предположить, что оно в несколько раз выше, чем сообщает официальная статистика.
Дайте нам Амстердам
За рубежом провели множество исследований на эту тему, и выводы довольно противоречивые. Выгодные для себя тезисы могут найти и сторонники велодвижения, и его противники.
В Нидерландах, например, свыше 80% населения пользуется двухколесным транспортом, на каждого жителя приходится в среднем 1,3 велосипеда. Власти полвека целенаправленно пересаживают народ с автомобилей на велосипеды, оборудовав за это время 35 тысяч километров велодорожек. Количество ДТП «автомобиль — велосипед» растет, доля пострадавших велосипедистов тоже растет, но общее число жертв и пострадавших в авариях медленно снижается, а число погибших велосипедистов практически неизменно.
В целом картина умеренно благостная. Во многом потому, что в Голландии разработали отдельный свод правил для велосипедистов во времена нефтяного кризиса 1973 года и тогда же начали создавать велоинфраструктуру. У велосипедистов особый статус — наряду с пешеходами они отнесены к наиболее уязвимым участникам дорожного движения.
Если мы хотим, чтобы у нас было как в Нидерландах, нам надо сделать то же самое и подождать сорок лет. Сейчас в Москве около 230 км велосипедных полос и дорожек — значительно меньше, чем в компактном Амстердаме.
Стихийный беспорядок
Нерегулируемые перекрестки и пешеходные переходы эта группа велосипедистов (и многие другие) преодолевает как попало. И они не в курсе, что для велосипедистов предусмотрены свои наказания: статья 12.29 КоАП гласит, что трезвый велосипедист за нарушение ПДД (любое!) должен заплатить штраф 800 рублей, нетрезвый — от 1000 до 1500 рублей. Да и откуда им об этом знать, если их никто не ловит, не штрафует и тем более не отправляет на освидетельствование?
Кстати, сотрудникам ДПС на заметку: участок федеральной магистрали М9 «Балтия» от Москвы до Волоколамска, где велодвижение запрещено Правилами, – излюбленное место тренировок профессиональных велогонщиков.
Британский опыт
Начало велосипедизации Лондона в 2010–2012 годах ознаменовалось резким ростом аварий с участием велосипедистов. Британцы задумались. Депутаты предлагали ввести национальный реестр, навесить на все велосипеды номерá и внедрить обязательное страхование. Тогда камеры фиксировали бы нарушения правил. Однако выяснилось, что лишь 3% аварий вызвано нарушением правил, а всё остальное — несчастные случаи по неосторожности.
Тогда речь пошла о запрете движения крупнотоннажных грузовиков и обустройстве выделенных полос для велосипедистов. Полосы выделить оказалось невозможно — пришлось бы сужать улицы, что усугубило бы проблемы, которые намеревались решить велосипедами. Подумывали и об обязательной защитной экипировке.
В результате внесли поправки в тамошний КоАП, оговорив специализированные штрафы для велосипедистов: за опасное вождение велосипеда — 2500 фунтов, за беспечное вождение — 1000 фунтов, за езду по тротуару — 500 фунтов.
В Лондоне запрещено ездить по тротуару на велосипеде! А в Москве — можно. Немудрено, что участились жалобы пешеходов на велосипедистов, а также растет число ДТП «пешеход — велосипедист» и «велосипедист — собачий поводок» (понятно, их никто не фиксирует вообще). Причем это не есть ДТП как таковое! По закону, если на пешехода наезжает велосипедист, это нанесение вреда здоровью по неосторожности.
Из всего изложенного следует неизбежный вывод: велосипедистов надо отделять и от автомобилей, и от пешеходов. Если, конечно, нас действительно интересует безопасность всех трех групп.
Курс юного самокатчика
Депутат Виталий Милонов, вероятно, следил за развитием событий в Лондоне, поскольку год назад предложил ввести регистрацию велосипедистов, обязать их сдавать экзамены на знание ПДД и платить налоги, а создание велодорожек за счет сужения автомобильных дорог прекратить.
Начать лучше всего с агитации. В школах — расширенный курс юного велосипедиста (и самокатчика). А тем, кто уже зрелый велосипедист, через средства массовой информации объяснять, что автомобильные дороги — плохое место для велопрогулок. Опасно и неполезно из-за выхлопов. По крайней мере, до момента, пока власти не завершат создание развитой велоинфраструктуры.
Номерные знаки, реестры, экзамены, регистрация, камеры фиксации? Многие автомобилисты выскажутся резко за, велосипедисты — резко против, образуются новые рабочие места, казна пополнится. Вот только на безопасность движения это никак не повлияет.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЕЗДЫ НА ВЕЛОСИПЕДЕ В ГОЛЛАНДИИ
- Езда по тротуару запрещена (по умолчанию, если нет разрешающих знаков).
- Рядом могут ехать не более двух велосипедистов; если это мешает движению транспорта, велосипедисты должны ехать друг за другом.
- Велосипедистам разрешено поворачивать направо на красный сигнал светофора, если есть знак с надписью: «Велосипедистам — можно».
- Велосипед можно парковать на тротуаре, если нет знака, который это запрещает.
- При езде ночью велосипедисты обязаны включать переднюю фару и задний фонарь велосипеда.
- Запрещено держать телефон в руке (с июля 2019 года).
Почему профессиональные велосипедисты тренируются там, где езда на велосипеде запрещена Правилами? Ответ прост: это Россия. Рассказываем, как решают эту и другие проблемы велосипедистов у нас, а как — в других развитых странах.
- Взаимоотношения водителей с мотоциклистами и велосипедистами многогранны. Одно надо помнить: культура и взаимоуважение на дороге — это ключ к безопасности всех участников движения! Если же вы сами являетесь любителем велопрогулок, загляните на страницы нашего магазина. Все для перевозки и хранения велосипедов в одном месте!
ДТП с велосипедистом. Что делать?
В 2018 году, по статистике ГИБДД, на велосипедистов было совершено 5294 наезда, что на 7,6% больше по сравнению с 2017 годом, и составляет чуть более 3% от общего количества аварий. В них в 1637 случаях велосипедистами были дети, из которых 1007 были виноваты в произошедшем. В ДТП с велосипедами погибли 370 человек (-4,9%) и пострадали 5057 (+8,2%). Но эти данные касаются только зарегистрированных случаев, большинство наездов без пострадавших никак не фиксируется.
У автомобилистов и велосипедистов на дорогах нет равноправия. И об этом следует иметь представление еще до того, как случится ДТП.
Когда у велосипедиста преимущество перед автомобилистом?
Например, на велосипедной дорожке (конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги или тротуара, обозначенный знаком 4.4.1.) или в велосипедной зоне (территория, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33.1 и 5.34.1.) другие участники движения, будь то автомобили или пешеходы, мешая велосипедистам, априори нарушают правила и в случае столкновения с ними будут виноваты. Но таких зон у нас мало, поэтому чаще аварии с велосипедами происходят на обычных дорогах.
Что запрещено велосипедистам?
Велосипедистам нельзя двигаться по автомагистралям. На прочих дорогах общего пользования им запрещено ехать по полосам, предназначенным для встречного направления, пересекать дорогу по пешеходным переходам и мешать пешеходам на тротуарах. Запрещено управлять велосипедом, у которого есть неисправности тормозной системы или рулевого управления. Также велосипедистам нельзя управлять транспортным средством в состоянии опьянения.
Кстати, «движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон». Детям младше 7 лет запрещено выезжать на велодорожки. Прочие нюансы — в главе 24 ПДД.
Сбил велосипедиста. Первые действия
Водитель автомобиля должен сделать все, что положено после любого ДТП: остановиться, включить «аварийку», выставить знак аварийной остановки и оказать помощь пострадавшим, если таковые имеются — от вызова скорой до самостоятельной поездки с раненым в больницу, если в этом есть крайняя необходимость. Покидать место аварии можно только в последнем случае или когда движение других транспортных средств невозможно (предварительно нужно заснять на фото или видео все обстоятельства аварии и ее последствия).
При наличии пострадавших нужно сообщить об аварии в ГИБДД. Лучше это делать даже тогда, когда велосипедист был виновен, отделался легкими ушибами и царапинами и не хочет никому ничего сообщать. Возможно, он так и сделает. Но может быть и так, что, переосмыслив ситуацию, он заявит об аварии, а водителя обвинит в оставлении места ДТП. Чтобы избежать этого, нужно хотя бы подстраховаться получением расписки от велосипедиста об отсутствии претензий к водителю и записью видеоролика подобного содержания. Желательно пообщаться с очевидцами аварии и взять их контакты на случай, если понадобятся их свидетельские показания. В любом случае звонок в ГИБДД с сообщением о факте аварии и отсутствии претензий участников к друг другу не повлечет никаких обязательств и убережет водителя от лишения прав.
Если повреждено только имущество, то может быть несколько вариантов развития событий. При нанесении большого ущерба следует позвонить в ГИБДД, и тогда либо наряд приедет на место, либо дежурный скажет, в какое отделение подъехать для оформления. Это обычно нужно автовладельцу для компенсации вреда по каско и велосипедисту для получения компенсации по ОСАГО. Если документы от ГИБДД не нужны и участники аварии договорились на месте, то можно просто разъехаться (о звонке в полицию написано выше).
Оформление ДТП
Столкновение с велосипедистом оформляется так же, как обычная авария с автомобилем. И так же, как при обычном ДТП, нужно внимательно читать все документы, которые заполняют сотрудники ГИБДД. В частности, если участники не согласны с описанием обстоятельств, то водитель должен быть назван водителем, а не виновником ДТП, то же самое касается и велосипедиста. Свое несогласие нужно указать на полях протокола и постановления, заверив все экземпляры подписью, а также зафиксировав время и дату. Нужно сверить данные в постановлениях и протоколах всех участников, чтобы не было разночтений в чью-либо пользу. При получении копий документов лучше проверить, не было ли в них каких-либо исправлений. Подписать, поставить время и дату получения документов можно только тогда, когда держите свои экземпляры в руках и никому не собираетесь их передавать.
Документы, необходимые для страховой компании (протокол о возбуждении административного дела и постановление о вынесении наказания), могут быть оформлены сразу после происшествия, если у сторон нет разногласий. Если же участники не согласны, то окончательные документы будут выданы после проведения группы разбора, на которой установится виновник.
Если в аварии пострадали люди, то все действия происходят по той же схеме, что и при причинении вреда пешеходу.
Чья вина?
Чаще всего столкновения случаются на пересечении «стихий»: проезжей части и территории велосипедов и пешеходов. Самый распространенный случай — это столкновение, когда автомобиль выезжает с той или иной прилегающей территории (из двора, от офиса, с парковки и т. п.) или въезжает на нее, а велосипедист «летит» перпендикулярно по тротуару. Водитель может его не увидеть из-за арки, припаркованных автомобилей, опоры ворот, кустов, афиш, палаток и других объектов городской инфраструктуры, а может просто неправильно рассчитать скорость приближения, приняв велосипедиста за пешехода.
При низкой скорости машина скорее всего успеет остановиться либо у велосипедиста будет время поменять траекторию для смягчения удара. В такой ситуации ГИБДД может принять сторону любого из участников, поскольку, с одной стороны, «при выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает» (п. 8.3 ПДД) , с другой — «если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться» (п. 24.6. ПДД).
При высокой скорости автомобиля последствия будут хуже: велосипедист может получить серьезные травмы, а водитель окажется виновным из-за несоблюдения скоростного режима. Также водитель скорее всего будет виноват, если не заметит велосипедиста, когда тот движется по правому ряду проезжей части, как это ему предписано в ПДД.
Довольно часто велосипедистам приходится ехать по правой полосе вдоль припаркованных автомобилей. Водители или их пассажиры не всегда проверяют обстановку, прежде чем открыть дверь и выйти из машины. Поэтому они становятся виновниками в ДТП: «Запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения» (п. 12.7 ПДД).
Еще один довольно распространенный тип ДТП может случиться при движении велосипедиста по пешеходному переходу, не важно — регулируемому или нет. По правилам он должен спешиться и катить велосипед рядом. Если во время аварии велосипедист переезжает дорогу, то он будет виноват в ДТП.
Итак, для автомобилиста (если он не виноват) ситуация совсем не безнадежная: во множестве случаев виновниками признают именно велосипедистов. Они довольно часто нарушают ПДД, подвергая свою жизнь опасности. Иногда даже делают это осознанно в надежде «проскочить», но чаще — из-за незнания правил.
Компенсация вреда
Если виноват водитель и у него есть действующий полис ОСАГО, то велосипедист получит компенсацию от страховой компании. Если «автогражданки» нет, то велосипедисту придется взыскивать с виновника средства на восстановление своего транспортного средства и/или здоровья. Восстанавливать автомобиль водителю придется либо за свой счет либо по каско, если такой полис есть и условия страхования признают подобные происшествия страховым случаем.
Если виноват велосипедист, то ущерб он возмещает в соответствии с гражданским законодательством. Водитель без каско может компенсировать свои расходы на восстановление автомобиля за его счет в добровольном или судебном порядке. Также к велосипедисту может обратиться страховая компания для взыскания в порядке суброгации выплаченного автовладельцу возмещения.
Если вина обоюдная, то участники могут рассчитывать на компенсацию той части вреда, которую им определил суд.
Ответственность участников
Последствиями аварии может быть не только ущерб здоровью и имуществу, но и административная, и даже уголовная ответственность.
При вине водителя ему могут выписать штраф по КоАП за несоблюдение соответствующих правил: непредоставление приоритета велосипедистам (1500-2500 руб.,), несоблюдение разметки (предупреждение или штраф 500 руб.), превышение скорости (500, 1000, 1500 руб. и т. д.), движение по велосипедным дорожкам (2000 руб.), нарушение правил, установленных для движения в жилых зонах (1500 руб. и 3000 руб. для Москвы и Санкт-Петербурга) и так далее.
В случае причинения легкого вреда здоровью применяются часть первая статьи 12.24. КоАП с наказанием в виде штрафа 2500–5000 рублей или лишение на срок 1–1,5 года. При причинении вреда средней тяжести — часть вторая со штрафом в 10 000–25 000 рублей или лишением на 1,5–2 года.
При причинении тяжкого вреда или смерти уже предусмотрена уголовная ответственность по статье 264 УК. Состояние опьянения считается отягчающим обстоятельством и ужесточает ответственность.
Велосипедиста за любое нарушение ПДД оштрафуют на 800 рублей. Если же он был в состоянии опьянения, то штраф составит 1000–1500 рублей.
Кстати. Что считается велосипедом и кто считается велосипедистом?
В соответствии с российскими Правилами дорожного движения, к велосипедам относятся транспортные средства, кроме инвалидных колясок, которое имеют по крайней мере два колеса и приводятся в движение, как правило, мускульной силой. Также велосипед может иметь электромотор мощностью не более 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч. Если эти параметры превышены, то транспортное средство уже признается мопедом. Но при этом законы для него остаются «велосипедными»: не нужна регистрация в ГИБДД и полис ОСАГО. Все это нужно только при мощности свыше 4 кВт (5,44 л.с.).
Как только человек слезает с велосипеда, он сразу превращается в пешехода, даже если ведет свое транспортное средство рядом.
Велосипедистам не нужно сдавать на права, их транспортные средства никак не зарегистрированы и не застрахованы от гражданской ответственности. Но при этом они считаются полноправными участниками движения. На велосипедистов распространяются общие требования «знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки», двигаться по правой полосе, включать фары и фонари в темное время суток.
На велосипедистов, как на водителей транспортных средств, распространяется требование следить за их техническим состоянием.
10 причин ДТП с участием велосипедистов
1. Невнимательность водителя при повороте направо
По статистике, около 12% смертельных ДТП в России происходят из-за того, что автомобиль, поворачивая направо, не замечает велосипедиста, который двигается параллельно или прямо. Виновным в таких случаях всегда признают водителя.
Как избежать аварий: водителям – обозначать маневры поворотниками и следить за ситуацией на дороге по зеркалам, веллерам – быть внутренне готовыми к тому, что машина из крайнего ряда может резко уйти направо.
2. Езда по тротуарам
На тротуаре велосипеду не место – это напрямую прописано в пункте 9.9 ПДД. Несмотря на то, что к велосипедистам на тротуаре относятся достаточно снисходительно, столкновение велосипедиста с пешеходами может привести к травмам посерьезнее, чем синяки и ссадины.
Как избежать аварий: велосипеды должны двигаться по велосипедной дорожке, а при её отсутствии — по крайней правой полосе проезжей части в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создаёт помех пешеходам.
3. Водители не уступают дорогу велосипедисту на перекрестках.
При наличии знака «уступи дорогу» водитель должен пропустить не только автомобили, которые движутся по главной дороге, но и велосипедистов!
Как избежать аварий: быть внимательными на перекрестках.
4. Пренебрежение светоотражателями и фонарями
Велосипедистам необходимо оборудовать свой транспорт фонарями и всегда включать их при движении по дорогам общего пользования! Днем и ночью в населенных пунктах и на трассе велосипед должен быть обозначен светом белой фары спереди и красного фонаря сзади. Пренебрежение этим правилом нередко приводит к ДТП, особенно при движении по загородным трассам.
Как избежать аварий: велосипедистам следует сделать себя максимально заметными на дорогах.
5. Велосипедисты переезжают пешеходные переходы на колесах
Велосипедисты в массовом порядке форсируют «зебры», не слезая с седла. Велосипедист, неожиданно выруливший на дорогу в зоне перехода, рискует очень быстро попасть под колеса и получить тяжелые травмы или даже погибнуть, а водитель вынужден будет нести за это ответственность. Доказать, что велосипедист был верхом и появился неожиданно, довольно трудно.
Как избежать аварий: спешиться с железного коня на пешеходном переходе.
6. Водители не могут оценить скорость и тормозной путь велосипеда.
Среди автомобилистов бытует ошибочное мнение, что велосипед не может разгоняться до приличной скорости, зато способен практически мгновенно останавливаться. На самом же деле средняя городская скорость велосипедиста составляет от 25 до 30 км/ч . При желании байк можно разогнать и до 40 – 45 км/ч . Да и тормозной путь у велосипеда тоже достаточно длинный, хотя и несколько короче автомобильного. Так, двигаясь на скорости 20 км/ч , велосипедист может остановиться через 3 – 4 метра , а с 40 км/ч – уже за 7 – 8 метров .
Как избежать аварий: данные о скорости и тормозном пути велосипеда необходимо учитывать водителям автомобилей при перестроении и других маневрах вблизи велосипедистов.
7. Водители сбивают велосипедистов открытой дверью
Частенько водители, остановившись на обочине, беспечно открывают дверь, не глядя по сторонам. Если в этот момент мимо поедет велосипедист, то он рискует получить тяжелые травмы.
Как избежать аварий: быть внимательными при открытии двери.
9. Велосипедисты совершают непредсказуемые маневры
Оборудовать велосипед стоп-сигналами и поворотниками невозможно. Поэтому действия велосипедиста часто становятся сюрпризом для остальных участников движения.
Как избежать аварий: объезды препятствий, замедления и перестроения двухколесным следует совершать максимально осторожно, по возможности – информируя автомобилистов об этом специальными жестами.
Для обозначения маневра Правилами предусмотрены следующие знаки (ПДД 8.1-8.2).
Остановка – поднятая вверх рука (любая).
Поворот или перестроение направо – вытянутая правая рука, либо вытянутая и согнутая в локте левая.
Поворот или перестроение налево – вытянутая левая рука, либо вытянутая и согнутая в локте правая.
Однако не рекомендуется пользоваться альтернативными способами (там, где согнутая рука), так как они рассчитаны на автомобилистов.
Сигнал левого поворота также рекомендуется подавать при огибании припаркованного у правого края полосы механического транспортного средства.
10. Велосипедисты поворачивают налево на общих основаниях
На улицах, имеющих больше двух полос движения в обе стороны, велосипедисты не имеют права поворачивать налево вместе с машинами – это совершенно недвусмысленно прописано в пункте 3 раздела 24 ПДД. Велосипеды, поворачивающие налево с общим потоком, сильно мешают окружающим и подвергают себя опасности.
Как избежать аварий: крупные перекрестки безопаснее форсировать через пешеходные переходы.
ГИБДД: «Виноваты обе стороны»
«В случае ДТП водители винят в нарушениях, приводящих к автоавариям велосипедистов, последние, напротив, убеждены, что это водители не хотят замечать на дороге двухколесный транспорт. Статистика показывает, что доля вины и тех, и других примерно одинакова, – сообщает отдел Пропаганды УГИБДД МВД по РС (Якутия). – К сожалению, в столице республики, как, впрочем, и в других ее населенных пунктах, нет велодорожек, где велосипедистам было бы безопаснее. Но с учетом дорожных реалий внимательными должны быть все участники дорожного движения».
За примерами далеко ходить не надо. 22 июня на перекрестке улиц Дзержинского и Пояркова водитель автомашины «Тойота Фан Карго» совершил наезд на велосипедиста, который переезжал пешеходный переход на разрешающий сигнал светофора. Водитель пояснил, что, убедившись, что пешеходов на переходном переходе нет, продолжил движение, но неожиданно на «зебру» выехал велосипедист. В результате наезда 18-летний молодой человек получил травмы в виде множественных ушибов.
ГИБДД напоминает: в любом случае велосипедисту нужны средства защиты – шлем, налокотники, наколенники, а само транспортное средство должно быть исправно, иметь звонок и быть оборудовано световозвращателями (катафотами) или фонарями спереди и сзади для безопасного движения в темное время.
Водителям велосипеда запрещается:
– ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
– перевозить пассажиров, кроме ребёнка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками;
– перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
– двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
– поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (в этом случае нужно слезть с велосипеда и перейти дорогу по пешеходному переходу);
– двигаться по автомагистралям;
– двигаться по дороге в тёмное время суток без включенного переднего белого фонаря;
– запрещается буксировка велосипедов, а также велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом;
– управлять своим транспортным средством в состоянии опьянения, пользоваться мобильными телефонами (ПДД 2.7).
Ответственность велосипедиста за нарушение ПДД
За нарушение ПДД велосипедистами предусмотрена административная ответственность.
Ответственность регламентирована Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях:
Статья 12.29 ч. 2 — Нарушение ПДД лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи (то есть пешеходов и пассажиров ТС), а также водителя механического ТС), предусматривает наказание в виде предупреждения или штрафа в размере 800 рублей.
Статья 12.29 ч. 3 — Нарушение ПДД лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей