Что такое КТ в полисе ОСАГО?
Самостоятельный расчет стоимости полиса ОСАГО: проверяем страховщиков перед покупкой
Помимо базового страхового тарифа на цену страховки влияют множество других переменных – возраст водителя и его водительский стаж, наличие или отсутствие в прошлом ДТП по вине водителя, количество лиц, допущенных к управлению машиной, и т. п. (Указание Банка России от 19 сентября 2014 г. № 3384-У “О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств”; далее – Указание).
Рассчитаем стоимость страхового полиса ОСАГО для водителя 33 лет, зарегистрированного в Москве и имеющего водительский стаж с 2000 года. Страховать он будет легковой автомобиль категории В с мощностью двигателя 148 л.с., ездить на нем собирается один. В качестве такси автомобиль использоваться не будет. Ни одной аварии по своей вине раньше водитель не допускал.
Расчет страховой премии производится по формуле:
Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС x КН, где:
ТБ – базовый тариф. Указание закрепляет “вилку” базовых тарифов для каждой категории транспортных средств – от мопедов до тракторов (Приложение 1 к Указанию). Страховые компании самостоятельно выбирают наиболее приемлемый для них размер тарифа в установленном диапазоне для каждого вида транспортных средств, после чего обязаны опубликовать его на своем официальном сайте в течение трех дней со дня утверждения (п. 1 Порядка применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования). Добавим, что если страховщик решит изменить базовый страховой тариф, это никак не отразится на водителях, уже заключивших с ним договоры автострахования, то есть доплачивать они ничего не будут (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”; далее – закон об ОСАГО).
Для транспортных средств категорий “В” и “ВЕ”, принадлежащих гражданам либо ИП и не используемым в качестве такси, минимальный базовый тариф равен 3432 руб., максимальный – 4118 руб. Для расчета будем применять максимальный размер тарифа (4118 руб.).
КТ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства. Он определяется по месту прописки (или временной регистрации) собственника автомобиля. Для Москвы этот коэффициент составляет 2, для Санкт-Петербурга – 1,8. Максимальный коэффициент (2,1) установлен для Мурманска и Челябинска, минимальный (0,6) – для Симферополя, Севастополя, Байконура и т. д. (с полным перечнем коэффициентов этого вида можно ознакомиться в п. 1 Приложения 2 к Указанию).
КБМ – так называемый коэффициент “бонус-малус”. Он отражает, были ли в период действия прошлых договоров ОСАГО страховые случаи по вине водителя. В зависимости от этого по итогам каждого года КБМ может увеличиваться или снижаться. Водителя из нашего примера отличает безаварийная езда на протяжении всего водительского стажа – поэтому коэффициент “бонус-малус” у него будет максимальным (0,5), что соответствует 13-му классу. Проще говоря, полис ОСАГО он сможет купить со “скидкой” в 50%.
Данные о наличии или отсутствии ДТП по вине водителя содержатся в автоматизированной системе, за ведение которой отвечает Российский Союз Автостраховщиков (РСА). АИС РСА содержит сведения о договорах ОСАГО, заключенных с 1 января 2011 года. На своем сайте РСА подчеркивает, что не уполномочен вносить какие-либо изменения в систему – все данные заносятся в нее страховыми компаниями, что является их обязанностью. Если информация о КБМ конкретного водителя в базе отсутствует, следует обратиться с претензией к страховщикам, с которыми этот водитель ранее заключал договоры ОСАГО. В случае, если это не даст желаемого результата, действия страховой компании могут быть обжалованы в Службу Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. Обращение может быть направлено в электронном виде через интернет-приемную Банка России по адресу www.cbr.ru.
КВС – коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя. Стаж водителя начинает исчисляться с момента выдачи водительского удостоверения (а если были замены водительского – с момента выдачи первого удостоверения). Дороже всех полис ОСАГО обойдется молодому водителю в возрасте до 22 лет включительно со стажем вождения до 3 лет включительно – КВС составит в этом случае 1,8.
В нашем примере этот коэффициент будет равен 1 (табл. 1).
Таблица 1. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (п. 4 Приложения 2 к Указанию)
Возраст и стаж водителя транспортного средства
До 22 лет включительно со стажем вождения до 3 лет включительно
Более 22 лет со стажем вождения до 3 лет включительно
Коэффициенты в полисе ОСАГО: расшифровка, что означают, как рассчитываются
Расчет стоимости
Для расчета стоимости применяются формулы. Они включают в себя ряд показателей. Для физических и юридических лиц отличия составляются в размере коэффициентов. Основная формула предполагает перемножение базовой ставки на все применяемые коэффициенты.
Важно отметить, что базовый тариф устанавливается страховой компанией. Это размер должен находится в пределах официально утвержденных показателей ЦБ РФ. В 2019 году были изменены размеры базовых ставок, поэтому необходимо внимательно ознакомиться с предложениями и выбрать наиболее выгодное.
Для клиентов, которым необходимо оформить страховку на автомобиль, важна расшифровка коэффициентов, применяемых в полисе ОСАГО 2019.
Сама формула, по расчетам имеет следующий вид:
Стоимость полиса = БК*КМ*КБМ*КТ*КО*КС*КВС*КСС.
Чтобы правильно выбрать базовую ставку, необходимо выбрать из списка нужно транспортное средство.
В зависимости от категории ТС, базовая ставка может составлять:
- Для мотоциклов и мопедов от 694 до 1407 рублей.
- Для ТС, относящихся к категории В и ВЕ для юр. лиц составляет от 2058 до 2911 руб., а для физ. лиц – от 2746 до 4942 руб. Автолюбителям, которые заняты в таксомоторной деятельности ставка варьирует от 4110 до 7399 рублей.
- Категории С и СЕ зависят от массы ТС. Максимальная масса до 16 тонн, предполагает ставку от 2807 до 5053 руб.
- Масса более 16 тонн – 7227-7609 рублей.
Классификация коэффициентов
Применяются следующие коэффициенты:
- КТ. Территориальный коэффициент, который зависит от региона проживания застрахованной. Для физического лица таким показателем является прописка в паспорте. А юридическим лицам определяется показатель, исходя из зарегистрированного адреса компании.
В зависимости от города, коэффициент КТ, используемый в полисе ОСАГО, имеет разное значение.
н/п | Город | КТ для ТС | КТ для тракторов и самоходных машин и механизмов |
1 | Москва | 2 | 1,2 |
2 | СПБ | 1,8 | 1 |
3 | Тамбов | 1,8 | 0,8 |
4 | Симферополь | 0,6 | 0,6 |
5 | Казань | 2 | 1,2 |
6 | Красноярск | 1,8 | 1 |
7 | Пермь | 2 | 1,2 |
8 | Хабаровск | 1,7 | 1 |
9 | Астрахань | 1,4 | 1 |
10 | Волгоград | 1,3 | 0,7 |
- КБМ. Его значение определяется исходя из количества страховых случаев. Если обратившееся лицо имеет водительский стаж, в котором последний год является абсолютно безаварийным, то такой показатель уменьшает окончательную стоимость страховки. Данному коэффициенту присвоено 15 классов. Определяя данный показатель, необходимо воспользоваться таблицей, которая позволит определить класс ТС.
- КВС – значение, определяемое возрастом и стажем лица, управляемого автомобилем. Водители, моложе 22 лет, которые получили права не менее 3 лет назад, могут ориентироваться на показатель 1,8. Минимальный КВС равен 1. Он может применяться только в том случае, если водитель достиг 22 лет и имеет водительский стаж в 3 года.
- КО. Зависит от количества людей, которые имеют право управлять ТС. При этом важно понимать, что составляется договор с ограничением количества водителей (1) и без ограничений (1,8).
- КП. Коэффициент применяется в определенный период времени. Он может не применяться в ограниченные периоды времени года.
- КН. Его ставка от 1 до 1,5. Эту корректировку в обязательном порядке применяют все страховые компании. Она зависит от количества выявленных нарушений.
- КС. Сезонный показатель, который зависит от количества времени, которое планируется для регулярной или разовой езды.
Кол-во месяцев | КС |
2 | 3 |
3 | 0,5 |
4 | 0,6 |
5 | 0,65 |
6 | 0,7 |
7 | 0,8 |
8 | 0,9 |
9 | 0,95 |
10 | 1 |
- КП – срок страхования. Он также зависит от количества страховых дней (периодов):
Срок | КП |
2 дня | 2 |
5-15 дней | 0,2 |
16 дней – 1 месяц | 0,3 |
2 мес. | 0,4 |
3 мес. | 0,5 |
4 мес. | 0,6 |
5 мес. | 0,65 |
6 мес. | 0,7 |
7 мес. | 0,8 |
8 мес. | 0,9 |
9 мес. | 0,95 |
10 мес. | 1 |
- КПр – Наличие прицепного устройства, которое может использоваться при движении ТС на постоянной или непостоянной основе. Он зависит от категории и цели эксплуатации прицепа для транспорта.
Для многих автолюбителей остается вопросом, что означает коэффициент КМ, который учитывается в расчетах в полисе ОСАГО. Это значение напрямую зависит от мощности двигателя, установленного в транспортном средстве. С 2020 года этот показатель является постоянной величиной. Правилами установлен диапазон этого значения от 0,6 до 1,6. Поэтому, чем мощнее двигатель авто, тем выше стоимость страхового полиса.
Существуют ли скидки?
Несмотря на то, что все составляющие расчетной формулы являются утвержденными, окончательная стоимость может меняться. Каждому водителю приятно получить скидку. Однако, страховые компании самостоятельно подходят к расчету, учитывая законодательно утвержденные нормы.
Чтобы сэкономить, необходимо:
- Внимательно ознакомиться с предложениями и выбрать наиболее выгодное.
- Опыт безаварийной езды – шанс получить скидку. Она составляет от 5%. При наличии опыта безаварийной езды более 10 лет, каждый автолюбитель имеет возможность получить скидку до 50%.
Учитывая наличие всех коэффициентов, стоит обращать внимание на то, что ряд из них не зависят от владельца ТС. А такие, как КБМ могут стать приятным бонусом. Достаточно соблюдать ПДД и оставаться собранным и внимательным при управлении ТС.
Территориальный коэффициент ОСАГО 2019 и таблица значений
В соответствии с российским законодательством, каждый водитель на территории страны должен при себе иметь страховой сертификат. Отсутствие документа влечёт наложение штрафа. Оплачивать его придётся при каждой фиксации нарушения. Стоимость страховки зависит от большого количества факторов и параметров. Одним из них является коэффициент территории ОСАГО.
Что такое территориальный коэффициент КТ в ОСАГО
Региональный коэффициент ОСАГО на 2019 год зависит от места регистрации транспортного средства. При его определении действует такое правило: с повышением населённости города и субъекта, в котором зарегистрирован автомобиль множитель возрастает. На зависимость влияет численность автотранспортных средств, которые сконцентрированы в одной местности. Это логично – с повышением количества автомобилей на дорогах возрастает вероятность наступления дорожно-транспортных происшествий. Например, один из самых больших множителей установлен для Москвы, он составляет 2. А в небольших посёлках он может быть 0.55. Как видно, показатель оказывает большое влияние на конечное значение.
Многие водители хотят получить минимальный коэффициент ОСАГО по регионам в 2019 году. Для этого нужно оформить автомобиль на родственников, которые проживают в соответствующем регионе, или же прописаться в нём самому. Конечно, эти действия связаны с бумажной волокитой. С другой стороны, если снизить показатель с 2 до 0.55, это позволит практически в 4 (!) раза уменьшить стоимость страхования. За несколько лет покупки полиса такие усилия более чем оправданны.
Таблица территориальных коэффициентов ОСАГО на 2019 год единая для всех российских страховщиков. Организация не имеет права изменять множитель по своему желанию. Поэтому и стоимость услуг от него не зависит. Поэтому при выборе страховой лучше всего ориентироваться на надёжность, а не на территориальный коэффициент ОСАГО.
Снижение и повышение территориальных коэффициентов ОСАГО в 2019 году
После 2015 года множитель КТ был изменён для регионов, в разных частях страны изменения оказались разные. В каких-то субъектах показатель увеличился, в других – снизился. Больше всего множитель вырос для Камчатского края и Мордовии, его рост достиг 25%. Это объясняется невысокой прибыльностью и даже убытками страховщиков в данных регионах. Именно поэтому было принято решение повысить КТ ОСАГО в этих областях.
Ещё одна причина изменения коэффициентов ОСАГО по регионам – повышение максимальных выплат по автогражданке до 400 000 рублей. К тому же страховой бизнес переживает не лучший период, что объясняется низкой доходностью этого рыночного сегмента, а также девальвацией российской национальной валюты.
Что влияет на коэффициент территории ОСАГО в 2019 году
Величина коэффициента страхования ОСАГО по регионам в 2019 году зависит от нескольких критериев:
- Обстановка на дорогах в регионах – количество автотранспортных средств, зарегистрированных в области.
- Населённость пункта проживания, в котором зарегистрировано ТС по месту регистрации собственника транспортного средства.
- Аварийность в населённом пункте – количество дорожно-транспортных происшествий, которые случились в прошлом году.
С повышением описанных выше показателей возрастает коэффициент КТ в ОСАГО.
Как устанавливается территориальный коэффициент
Базовые значения КТ в ОСАГО установлены такими нормативными актами:
- Федеральный закон №40, изданный 25 апреля 2002 года.
- Постановление ЦБР №3384, изданное 19 сентября 2004 года.
Эти нормативные акты регламентируют:
- Правила страхования транспортных средств разных категорий.
- Порядок досудебного урегулирования споров между страховщиком и клиентом.
- Правила составления извещения о возникновении страхового случая.
- Порядок фиксации места происшествия.
- Принципы, на которых базируется обязательное автострахование.
- Порядок начисления компенсаций при возникновении страхового случая.
- Расчёты страховой премии с учётом различных показателей, среди которых коэффициент для ОСАГО по городам.
Влияние территориальных коэффициентов по ОСАГО на стоимость полиса
Существует три варианта изменения стоимости страховых услуг с учётом коэффициента КТ:
- Равен 1. Утверждённая ставка не изменяется.
- Больше 1. Утверждённая ставка повышается.
- Меньше 1. Утверждённая ставка уменьшается.
Если страховая компания самовольно решит изменить коэффициент территории при оформлении автогражданки страховщику будет выписан внушительный штраф.
Таблица коэффициент территории ОСАГО на 2019 год
Территория эксплуатации ТС
КТ для легковых авто
Другие населённые пункты региона
Ишимбай, Салават, Кумертау
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Дербент, Хасавюрт, Буйнанск, Махачкала, Каспийск
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Республика Марий Эл
Другие населённые пункты
Республика Северная Осетия — Алания
Другие населённые пункты
Республика Саха (Якутия)
Другие населённые пункты
Лениногорск, Бугульма, Чистополь
Зеленодольск, Альметьевск, Нижнекамск
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Саяногорск, Абакан, Черногорск
Другие населённые пункты
Новоалтайск, Заринск, Рубцовск
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Минусинск, Канск, Назарово, Лесосибирск
Другие населённые пункты
Сочи, Армавир, Туапсе
Кропоткин, Лабинск, Тимашевск, Белореченск, Крымск, Тихорецк, Курганинск, Ейск, Славянск-на-Кубани
Другие населённые пункты
Артем, Уссурийск, Арсеньев, Спасск-Дальний
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Михайловск, Кисловодск, Ставрополь
Ессентуки, Пятигорск, Георгиевск, Невинномысск, Буденновск, Минеральные Воды
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Старый Оскол, Губкин
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Лиски, Борисоглебск, Россошь
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Усть-Илимск, Черемхово, Братск, Усть-Кут, Тулун
Другие населённые пункты
Междуреченск, Анжеро-Судженск, Киселевск, Юрга
Осинники, Белово, Березовский, Прокопьевск
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Выкса, Арзамас, Саров
Бор, Балахна, Дзержинск
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Бузулук, Бугуруслан, Новотроицк
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Каменск-Шахтинский, Сальск, Гуково, Новочеркасск, Таганрог, Волгодонск, Новочеркасск, Новошахтинск
Другие населённые пункты
Балашов, Балаково, Вольск
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Новоуральск, Березовский, Первоуральск, Верхняя Пышма
Полевской, Верхняя Салда
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Сафоново, Вязьма, Рославль, Ярцево
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Кимры, Вышний Волочек, Ржев
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Ефремов, Алексин, Новомосковск
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Другие населённые пункты
Ханты-Мансийский автономный округ -Югра
Другие населённые пункты
Еврейская автономная область
Другие населённые пункты
Ненецкий автономный округ
Ямало-Ненецкий автономный округ
Другие населённые пункты
Чукотский автономный округ
Что ещё кроме коэффициента территории КТ влияет на стоимость ОСАГО
Большинство водителей, особенно те, кто впервые оформляет полис обязательного страхования, задумываются о том, как рассчитывается его стоимость, и от чего она зависит. Сегодня мы рассмотрим один из применяемых при расчете коэффициентов – КТ.
Что такое территориальный коэффициент?
Коэффициент территории или КТ – это одна из постоянных переменных, используемая Российским союзом автостраховщиков для расчета конечной стоимости полисов ОСАГО для автовладельцев.
Наравне с другими показателями, КТ является частью формулы расчета стоимости полиса:
ТБ х КТ х КБМ х КВС х КО х КМ х КС х КН = стоимость ОСАГО, где:
- ТБ — базовый тариф страхования;
- КТ – территориальный коэффициент;
- КБМ – бонус-малус;
- КВС – коэффициент за возраст и стаж, допущенных водителей;
- КО – коэффициент, отражающий количество допущенных водителей;
- КМ – мощность двигателя авто;
- КС – период, на который оформляется страховка;
- КН – коэффициент, который отражает предыдущие нарушения правил страхования, если они были зафиксированы СК.
Кто устанавливает?
Цифры КТ устанавливаются законным основанием РСА, то есть страховые компании не в силах изменить их. Для установки РСА основывается на таких нормативно-правовых актах, как:
- ФЗ №40 от 25.04.2002.
- Постановлении Правительства РФ №567 от 14.09.2005.
- Приказе Минтранса РФ №277 от 22.09.2016.
- Указаниях ЦБ РФ №5000-У от 04.12.2018, №3380-У от 12.09.2014, №4190-У от 14.11.2016, №4191-У от 14.11.2016, №3854-У от 20.11.2015, №5192-У от 08.07.2019.
- Положении ЦБ РФ №431-П от 19.09.2014.
Как применяется?
Территориальный коэффициент, применяемый при расчете стоимости ОСАГО, используются согласно адресу регистрации (прописки) собственника автомобиля (Указание ЦБ РФ №3384-У от 19.09.2014). То есть, например, если гражданин проживает в Санкт-Петербурге, а прописан в Саратове, то коэффициент будет применяться саратовский.
В случае же с юридическими лицами принцип иной: в расчет берется регион регистрации самого транспортного средства.
Стоит также отметить, что размер коэффициента разнится для легковых и грузовых автомобилей.
От чего зависит?
КТ устанавливается в зависимости от ситуации в регионе (городе), в расчет берется: состояние дорог, количество автомобилей на душу населения, количество аварийных ситуаций, погодные условия. Соответственно, для крупных городов и мегаполисов – коэффициент КТ, как правило выше.
Так, например, в Москве или Казани коэффициент составляет 2.0, а в сельской местности – 1.0.
Как узнать свой региональный коэффициент?
Узнать свой размер КТ можно как при оформлении полиса в страховой компании, так и самостоятельно, воспользовавшись калькулятором ОСАГО на сайте РСА.
КТ по автономным округам
Коэффициент территории для автономных округов устанавливается по тому же принципу, что и для всей остальной страны, и составляет:
- Ямало-Ненецкий автономный округ.
- Ноябрьск – 1,7 (1);
- Новый Уренгой – 1 (0,8);
- Другие населенные пункты – 1,1 (0,8).
- Чукотский автономный округ – 0,6 (0,5).
- Ханты-Мансийский автономный округ:
- Сургут – 2 (1,2);
- Нижневартовск – 1,8 (1);
- Ханты-Мансийск – 1,5 (1);
- Нефтеюганск и Нягань – 1,3 (0,8);
- Когалым – 1 (0,8);
- Другие населенные пункты – 1,1 (0,8).
- Ненецкий автономный округ – 0,8 (0,5).
Исходя из вышеописанного, можно подытожить, что КТ является установленным согласно законодательству коэффициентом, который един для всех, при прочих исходных данных. Применение КТ дает возможность автовладельцам, при необходимости, немного сэкономить, например, регистрируя транспортные средства в более «дешевом» регионе (для юридических лиц).
Формула расчета ОСАГО
Каждый человек, у которого есть свой транспорт, обязательно должен оформить страховой полис ОСАГО. Есть много страховых организаций, которые с удовольствием помогут в выполнении этой задачи. Многим водителям интересна итоговая стоимость, какая формула расчета ОСАГО и возможно ли сэкономить на полисе. Статья подробно рассматривает ответы на эти вопросы.
Каким образом определяется величина страховки?
Ещё в 2014-2015 годах многие люди обратили внимание, что цена автомобилей бывает разная. В конце 2014 определили понятие «страховой коридор», благодаря которому страховые компании манипулировали ценами и конкурировали. А как же страховка рассчитывается в наше время?
Российскими законами определена общая система расчёта страховых тарифов. Так, например, везде применяется единый базовый расчёт для тарифов ОСАГО. Но, кроме него, на общую стоимость полиса влияют и другие факторы:
- Категория транспорта и его тип. То есть является ли транспорт легковым или грузовым, владеет ли им физическое или юридическое лицо. Всем типам и категориям соответствует их коэффициент — одни транспортные средства оказываются в ДТП чаще, чем другие.
- Территория. Если город большой и населённый, то вероятность аварии больше, чем в маленьком. Стоимость страховки определяется территориальной привязкой, так что во всех регионах назначается свой тариф, который предусматривает закон об ОСАГО.
- Опыт управления транспортными средствами. Разумеется, что умеющий водить человек попадёт в аварию с намного меньшей вероятностью. Немаловажен тут и возраст шофёра.
Как второстепенные показатели стоит отметить следующие:
- Технические данные транспортного средства;
- Время его страхования;
- Были ли аварии раньше и если да, то кто был виновной стороной.
ОСАГО формула расчёта, верная расшифровка всех коэффициентов
Цена полиса и все ограничения по тем или иным тарифам регулируются на государственном уровне.
При знании конечной формулы расчёта тарифа на ОСАГО нетрудно лично рассчитать стоимость полиса. С учётом каждого момента и ситуации можно уменьшить стоимость страховки и значительно сэкономить.
Формулы следующие.
Для физ. лиц и индивидуальных предпринимателей: Т = ТБ умножить на КТ умножить на КБМ умножить на КВС умножить на КО умножить на КМ умножить на КС умножить на КН.
Для юридических лиц: Т = ТБ умножить на КТ умножить на КБМ умножить на КО умножить на КМ умножить на КС умножить на КН умножить на Кпр. КО равняется 1.87.
Расшифровка сокращений выше следующая:
Т — общая стоимость страховки;
ТБ — базовый тариф, в котором значение соответствует какому-либо типу ТС (см. ниже Таблицу 1).
КТ — коэффициент для территории, где рассматриваемый транспорт прошёл регистрацию;
КБМ — а это т. н. Бонус-Малус (то есть имели ли место ситуации страховых выплат во время действия бывших ранее договоров с ОСАГО. Попросту, если человек долго ездил без аварий, то в случае, если авария всё-таки произойдёт, ему заплатят значительно больше);
КВС — определяет возраст водителя и его стаж (см. ниже Таблицу 2).
КО — коэффициент данных о количестве водителей, имеющих право управлять этим транспортом (см. ниже Таблицу 3).
КМ — коэффициент мощности двигателя транпорта (а это смотреть в Таблице 4).
КС — коэффициент периода пользования транспортом (Таблица 5).
КН — коэффициент наличия нарушений, который предусматривается пунктом 3 статьи 9 ФЗ об ОСАГО (6 Таблица).
Информация о базовом тарифе
Коэффициент на базовый тариф остаётся неизменным во всех областях и регионах. Величина тарифа определяется характеристиками транспорта, такими, как:
- Его грузоподъёмность;
- Вместимость пассажиров.
Благодаря этому у всякого транспорта есть базовый тариф, который не может меняться по желанию страховых компаний.
Территориальный тариф
Этот тариф определяется принадлежностью транспортного средства к тому или иному региону страны. Его показатели сильно зависят от размера населённого пункта:
- Если речь про крупный город (миллион жителей и больше) — тариф высокий;
- Если мелкий город меньше 1 млн. жителей — он ниже.
Например, в Санкт-Петербурге коэффициент равняется 2, а в Ленинградской области всего 1.7.
Бонус-Малус
Такой тариф позволяет получить скидку, если вы достаточно долго не попадали в аварии. Следует помнить, что такой бонус присваивают лишь шофёру, а на транспортное средство он ни при каких обстоятельствах не рассчитывается.
Возраст — опыт
Здесь коэффициент определяется так:
- Максимальный возраст — без ограничений;
- Если большой возраст и долгий стаж — то КВС снижается.
Ограничение
КО считается по количеству шофёров, которые заносятся в договор: или ограниченный полис (тогда заносится до пяти человек), или же неограниченный.
Периодичность
Нередко люди оформляют ОСАГО лишь на время пользования своим транспортом. Для их удобства используется сезонный полис, который и предусматривает минимальный срок на время действия страховки.
Таблица 1. ТБ по категории ТС
Категория ТС | Тариф, руб. | |
Min | Max | |
Мотоциклы, мопеды, транспорт категории «А», «М» | 694 | 1407 |
Легковой транспорт физ. лиц, категория «В» и «ВЕ» | 2 746 | 4 942 |
Легковой транспорт юр. лиц, категория «В» и «ВЕ» | 2 058 | 2 911 |
Легковой транспорт категория «В» и «ВЕ», который используется в качестве такси | 4 110 | 7 399 |
Грузовой транспорт, категория «С», массой до 16 тонн | 2 807 | 5 053 |
Грузовой транспорт, категория «С», массой более 16 тонн | 4 227 | 7 609 |
Автобус, категория «D», «DE» с числом пассажирских мест до 16 | 2 246 | 4 044 |
Автобус, категория «D», «DE» с числом пассажирских мест более 16 | 2 807 | 5 053 |
Автобус, категория «D», «DE», которые используются как такси или с целью перевозки людей | 4 110 | 7 399 |
Троллейбусы | 2 246 | 4 044 |
Трамваи | 1 401 | 2 521 |
Трактора и иная самоходно дорожно-строительная техника | 899 | 1 895 |
Таблица 2. КВС – соотношение возраста и опыта шофёра
количество
лет |
Стаж | |||||||
1 | 2 | 3-4 | 5-6 | 7-9 | 10-14 | Больше 14 | ||
16 -21 | 1,87 | 1,66 | ||||||
22 -24 | 1,77 | 1,04 | ||||||
25 -29 | 1,77 | 1,69 | 1,63 | 1,01 | ||||
30 -34 | 1,63 | 0,96 | ||||||
35 -39 | 0,99 | 0,96 | ||||||
40 -49 | 0,96 | |||||||
50-59 | ||||||||
Более 59 | 1,6 |
Таблица 3. КО – лица, допускающиеся к вождению ТС
Количество лиц, допускающихся к управлению ТС | Коэффициент |
Если количество людей, управляющих транспортом, ограничено | 1 |
Если какие-либо ограничения на число людей, которые могли управлять машиной, отсутствуют | 1.8 |
Таблица 4. ТМ – значение по мощности двигателя ТС
Тут стоит сделать небольшую оговорку. Как правило, в паспорте машины мощность пишут в киловаттах, а чтобы рассчитывать коэффициент, надлежит знать лошадиные силы, для перерасчёта применяется простая формула: 1 киловатт равняется 1, 35962 лошадиных сил.
Мощность двигателя (лошадиных сил) | Коэффициент |
До 50 | 0.6 |
50-70 | 1 |
70-100 | 1.1 |
100-120 | 1.2 |
От 120 и до 150 | 1.4 |
Больше 150 | 1.6 |
Таблица 5. КС – использование ТС
Срок использования ТС (в месяцах) | Коэффициент |
3 | Коэфф. 0.5 |
4 | Коэфф. 0.6 |
5 | Коэфф. 0.65 |
6 | Коэфф. 0.7 |
7 | Коэфф. 0.8 |
8 | Коэфф. 0.9 |
9 | Коэфф. 0.95 |
10 и более | Коэфф. 1 |
Таблица 6. КН – наличие нарушений
Какое правонарушение имело место | Множитель |
Дача заведомо ложных показаний | 1.5 |
Оставление места ДТП | |
Вождение в нетрезвом состоянии | |
Намеренное совершение ДТП | |
Нахождение на месте водителя без разрешения в договоре |
Примеры расчётов
Как пример можно привести расчёт стоимости ОСАГО для легкового автомобиля категории B физического лица возрастом в 22 года и со стажем вождения в 2 года. Транспорт прошёл регистрацию в г. Белгород, страховые возмещения не оплачивались, машиной пользовались другие люди. Мощность этого транспорта составляла 80 лошадиных сил, им пользовались 6 месяцев. Нарушений не было.
Расчёты, напомним, происходят по такой формуле: Т= ТБ умножить на КТ умножить на КБМ умножить на КВС умножить на КО умножить на КМ умножить на КС умножить на КН.
Теперь нужно подставить необходимые значения:
Т = 3432 умножить на 1.3 умножить на 0.95 умножить на 1.87 умножить на 1 умножить на 1.1 умножить на 0.7 .
Как результат, стоимость ОСАГО в данном случае получится равной 6103,05 российских рублей.
Это может показаться достаточно сложным и пугающим для неопытного человека, но на деле всё достаточно просто. Во-первых, существуют онлайновые калькуляторы, оптимизирующие многие процессы проверки и расчёта. Во-вторых, имеются даже видеозаписи, наглядно рассказывающие, как самостоятельно рассчитать ОСАГО, как, например, вот это видео от Артёма Алымова:
Вы можете посмотреть его и поучаствовать в обсуждении вместе со всеми желающими, а также прямо там имеются и ссылки на полезные онлайновые калькуляторы.
Как можно получить скидку на страховой полис?
Разумеется, любой водитель будет рад сэкономить. В страховом договоре указываются случаи, когда коэффициент может понижаться на несколько пунктов. За езду без аварий в прошедший год можно иметь скидку — 5%. Как следствие, чем больше лет не было дорожно-транспортных происшествий, тем сильнее будет и процент скидки и понижается коэффициент КБМ. Но при покупке новой машины подобная скидка сохраняется.
А какой может быть самая большая скидка на полис ОСАГО? Максимум скидки за безаварийность может достигать 50%. Но для ее достижения шофёр должен добросовестно ездить больше 10 лет. Здесь стоит предостеречь — некоторые недобросовестные страховщики считают иначе. Нередко можно увидеть около МРЭО микроавтобусы и стационарные вагончики, предлагающие полисы ОСАГО со скидкой до 40%. Здесь важно понимать — это не по закону!
Когда заключается новый либо продляется существующий договор по обязательному страхованию (АГО), страховщик должен проверить убыточность всех вписанных в полис водителей, пользуясь общей информационной системой. Конечно, страховщик-посредник просто не может представить ту скидку, которую заявляет, на законных основаниях. Чаще всего просто-напросто продаётся полис ОСАГО обанкротившейся фирмы, а то и вовсе поддельный. Ни одна страховая компания по такому полису не выплатит, и возмещение нанесённого ущерба будет лишь на виновнике дорожно-транспортного происшествия.
Вывод
Каждый шофёр обязан иметь с собой страховой полис ОСАГО. Не следует забывать, что его отсутствие чревато штрафом от 500 и до 800 российских рублей. В редких случаях, впрочем, этого штрафа удаётся избежать и просто делается строгое предупреждение. Но порядок лучше не нарушать.
Справка: для вычислений имеется базовый тариф, стоимость такого тарифа в зависимости от всех приведённых выше факторов идёт от 870 до 6300 рублей. Главные параметры здесь — это категория транспорта, его тоннаж и количество доступных мест для пассажиров.
Если же подводить итоги относительно главной темы статьи — расчёта суммы страховки, то стоит сделать в заключение важную заметку. Из выше написанного вполне очевидно, что величина страховки не определяется ни маркой машины, ни годом выпуска и т. д. Подобные вопросы (марка машины, год её выпуска, модель, зачастую даже семейное положение человека) нередко могут задавать страховые компании, но в таком случае стоит проявить бдительность: эти параметры не помогут определить стоимость полиса, а просто являются предлогом для страховщиков при навязывании откровенно лишних услуг (например, КАСКО и страхование жизни и здоровья), а также помогают им собирать и систематизировать информацию о клиентах.