Что значит автомобиль утилизирован
Как проверить машину на утиль, и чем грозит покупка утилизированного авто
Как проверить машину на утилизацию перед покупкой? Можно ли восстановить документы на утилизированный автомобиль? Как уберечься от мошенников и что делать, если купил автомобиль в утиле? Об этом рассказывает «Автокод».
Содержание
Что значит «машина утилизирована»
Процесс утилизации подразумевает переработку подержанного автомобиля. При этом кузов освобождается от всех комплектующих из пластика и резины. Снимаются двигатель, электропроводка, стекла, колеса, приборы и т.д. Сам кузов измельчается в шредере, прессуется и отправляется на переплавку. Процесс трудоемкий, однако многие промышленные предприятия охотно покупают вторичное сырье, так как оно гораздо дешевле.
Машина утилизирована означает, что она снята с учета и юридически больше не существует. Часто случается, что документы на машину утилизированы, а сам автомобиль продолжает ездить или даже продается. Правда при покупке такого авто у нового владельца возникают проблемы с регистрацией машины.
О том, как проверить авто на утиль по гос. номеру или VIN, мы расскажем ниже.
Почему утилизируют авто с пробегом
Причины утилизации авто могут быть разными. Машину сдают на переработку, если она:
- выработала свой ресурс и не используется;
- пришла в негодность после аварии;
- хозяин претендует на получение дотации от государства при покупке нового автомобиля.
Не удивляйтесь, но в утиль могут попасть и машины, на которых, как говорится, еще и «муха не сидела».
Почему утилизируют новые автомобили
Происходит это по двум причинам:
- Новая машина пострадала при перевозке к месту продажи. Груз обычно застрахован, поэтому страховая компания выплатит дилеру денежную компенсацию. В свою очередь дилер обязан отправить «под пресс» пусть и новое, но уже поврежденное авто.
- Новая машина попала к покупателю, однако оказалась с серьезным браком, который в ходе эксплуатации послужил причиной возникновения какой-либо чрезвычайной ситуации (аварии, возгоранию и т. п.). Такой автомобиль подлежит замене на аналогичный. Бракованное транспортное средство утилизируется, а дилер получает компенсацию от страховой компании или производителя.
Можно ли купить утилизированный автомобиль
«Позвольте! — скажет кто-то из читателей. – Как такое возможно? Ведь утилизированные машины разбираются и перерабатываются!». Не так все просто!
В соответствии с Приказом МВД РФ №1001 от 24 ноября 2008 г. восстановление регистрации сданного в утиль автомобиля невозможно. Но это относится лишь к тем машинам, которые оказались на пунктах переработки. Если авто туда не попало, поставить его на учет вполне возможно. Поэтому полученная в ГИБДД справка вовсе не означает, что машина в скором времени окажется в пункте приема. Многие владельцы получают данный документ только для того, чтобы не платить налоги за транспортное средство, которое ими не используется. А некоторые при этом пытаются еще и заработать на его продаже.
Если вы сознательно хотели приобрести утилизированную машину (цены на подобные авто обычно в полтора-два раза ниже средних по рынку) – по-большому счету ничего страшного в такой покупке нет. Главное – знать, как зарегистрировать утилизированный автомобиль.
Как восстановить документы, если машина в утиле
Для подачи заявления на регистрацию транспортного средства необходимо обратиться в ГИБДД, имея на руках следующие документы:
- справку об утилизации;
- доверенность от хозяина в письменной форме (к нотариусу ходить необязательно);
- ксерокопии паспортов (своего и продавца);
- страховку;
- талон ТО.
После проверки представленных бумаг, вам выдадут заявления (его естественно нужно заполнить) и платежку на 3,3 тыс. руб. Далее необходимо оплатить госпошлину и, приложив полученную в банке квитанцию к остальным документам, вновь посетить ГИБДД для получения ПТС и свидетельства о регистрации. При удачном стечении обстоятельств можно уложиться в 1-2 дня. Затем составляется стандартный ДКП (договор купли-продажи), и вы – полноценный хозяин законно зарегистрированного авто.
Что делать, если машина утилизирована, но при покупке вы не знали об этом
Чтобы избежать проблем, лучше заранее проверить авто по базе ГИБДД на утилизацию. Если утилизированная машина уже куплена, существует несколько способов «разрулить» ситуацию.
Первый вариант
Отыскать владельца и потребовать от него восстановить регистрацию. Недостаток времени у бывшего владельца – не аргумент. Пусть выписывает на вас генеральную доверенность. А далее порядок действий такой же, как было описано в предыдущем разделе статьи.
Второй вариант
Применим в том случае, когда хозяин машины заявит, мол, я не я, и хата не моя, и откажется что-либо делать для восстановления регистрации машины. При наличии договора купли-продажи на продавца можно смело подавать в суд. Статья 451 ГК РФ предусматривает, что грубое нарушение правил ДКП может служить основанием для расторжения сделки и возврата денежных средств. Ваш иск скорее всего будет удовлетворен, однако судебные разбирательства могут занять немало времени.
Третий вариант
Если самостоятельно найти старого хозяина не удалось, обращайтесь в ГИБДД с заявлением о розыске владельца машины. При этом можно, например, указать, что авто просто найдено вами посреди дороги. Если собственника найдут, примените один из двух описанных выше способов.
Можно ли ездить на утилизированной машине
Специального наказания за передвижение на утилизированном авто в КоАП РФ не предусмотрено. Однако по ряду причин такая езда может обойтись в кругленькую сумму. В том числе, в соответствии со ст. 12 Кодекса об административных правонарушениях передвижение на незарегистрированной машине обойдется в 500 руб. Повторное нарушение увеличит штраф до 5 тыс. руб. Также сотрудники ГИБДД будут иметь полное право отправить машину на штрафстоянку. Там она будет пребывать до устранения нарушений (то есть пока вы ее не зарегистрируете).
Как проверить авто на утилизацию
Осуществить проверку можно, например, следующими двумя способами.
Обратиться в ГИБДД
Для проверки машины потребуется предъявить ПТС, паспортные данные продавца и покупателя, а также номер государственного регистрационного знака.
Воспользоваться сервисом онлайн-проверки «Автокод»
Достаточно ввести в форму поиска госномер транспортного средства или vin-код. Проверка авто на утилизацию займет не более 5 минут. Также вы получите сведения о пробеге, количестве собственников, наличии штрафов, ДТП, ограничений и другую информацию о машине.
Утилизируем автомобиль: вот наиболее выгодные варианты
Вариантов масса: воспользоваться госпрограммой по утилизации, продать через интернет целиком или по запчастям, сдать на разборку. а можно просто бросить в лесу. Сравниваем все плюсы и минусы.
То, что представляют нам как «федеральную программу утилизации автомобилей», к утилизации имеет косвенное отношение. Внедренная в 2010 году программа постепенно видоизменилась и сегодня направлена главным образом на стимулирование продаж новых машин. Старую сдаешь (дилеру либо в пункт утилизации), новую покупаешь — стоимость старой идет в зачет.
Торг здесь неуместен
Оговорен минимальный возраст утилизируемой машины: не менее 10 лет. Скидки за утилизацию исходят от государства. Сертифицированные пункты приема (в 210 городах страны) выплачивают компенсацию «за утиль» — заявлены рамки от 50 000 до 350 000 рублей. Владельцы больших кроссоверов, не обольщайтесь: 350 тысяч рекомендованы Минпромторгом за автобусы и грузовики массой свыше 7,5 тонн.
Также под вывеской «утилизация» работают (возобновлены с марта) госпрограммы «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль». Тут вообще ничего сдавать не надо, просто покупай автомобиль из предложенного списка — стоимостью до миллиона рублей и собранный в России. При соблюдении всех условий получишь скидку 10%, а жители Дальневосточного региона — аж 25%.
А где утилизация-то?
Все ненужное — на слом!
На утилизацию отправляют то, что не подлежит восстановлению и перепродаже, то есть абсолютный хлам. Бесспорно, за десять лет можно укатать машину и до такого состояния, но в большинстве случаев десятилетки вполне работоспособны. Об этом говорит состояние российского автопарка, в котором 58% машин — старше десяти лет, а треть — старше 15 лет.
Складывается впечатление, что даже убитые машины утилизируют лишь в крайнем случае. Сначала пытаются перепродать — полностью или по частям. Хотя в пространном перечне плюсов госпрограммы утилизации упомянуто и «улучшение экологической ситуации». Возможно, имеется в виду, что объемы автохлама, поступающего из Японии и Европы, сократились — иностранцы теперь используют Россию как свалку ТБО в гораздо меньшей степени. Правда, это скорее результат обязательной установки блока ЭРА-ГЛОНАСС на все ввозимые автомобили.
Статистики по госпрограмме крайне мало. Но есть сведения, что за первые два года ее действия выдано около 600 тысяч утилизационных сертификатов, а под пресс реально попало 360 тысяч машин. Куда делись остальные 40%? Очевидно, достались перекупщикам. Или просто брошены в лесу. Между тем утилизационный сбор, закладываемый в цену новой машины, с прошлого года составляет почти четверть цены новой Гранты. И он заведомо больше, чем максимальная скидка за утилизацию любой Лады.
Альтернативная история
Если нас волнует экология, доверяться госпрограмме нельзя. Всё надо делать самим. Есть ли вообще какая-то выгода при использовании федеральной программы? Выгоднее, чем обычный трейд-ин, хотя и ненамного. Но при этом больше бумажек и суеты и сильно ограничен выбор моделей.
Не проще ли сдать машину на разборку? Предлагающие такие услуги фирмы утверждают, что выплачивают в среднем около половины стоимости деталей, из которых состоит сдаваемый автомобиль. Приводят примеры: битый Tiguan 2012 года, не на ходу, — 400 000 рублей, пережившая аварию Mazda 3, выпущенная в 2008 году, не на ходу, — 100 000 рублей. Даже если рекламные цифры вдвое завышены, этот вариант выглядит не хуже, чем госпрограмма. Эвакуация — бесплатно, деньги в день покупки — наличными или на карточку. Не требуется собирать сертификаты и доказывать, что вы владели машиной больше года. Нет ограничений по возрасту и комплектности автомобиля.
Еще один вариант — самостоятельная продажа автомобиля по частям с помощью объявлений в интернете. В теории это самый выигрышный способ, но есть сомнения, что суммарная выручка стоит затраченных усилий — переговоров, встреч, торга со множеством незнакомых людей. Для этого варианта нужен гараж: не следует оставлять на улице машину, чьи двери или капот уже проданы. Кроме того, наверняка образуется невостребованный и нереализуемый остаток, с которым придется как-то разбираться.
Наконец, можно вывезти выпотрошенный остов в лес, предварительно сняв с учета, и там бросить, как делают некоторые передовые компании-утилизаторы. Это самый плохой вариант, во всех смыслах.
Страна стихийных свалок
У госпрограммы почти нет плюсов, но она есть и никуда от нее не деться. Главный недостаток — слабое информационное обеспечение. И непрозрачность. Трудно найти источник, предоставляющий весь комплекс актуальных сведений — о порядке действий, размерах скидок, возможностях выбора машин при той или иной форме утилизации (ближе к системе трейд-ин или ближе к переплавке). Дилеры, работающие в рамках программы, вольны определять, какие модели они принимают, а какие нет. Участие многих компаний сводится к применению обычной системы трейд-ин, без скидок «за утиль». Суммарную экономию при покупке нового автомобиля часто невозможно просчитать заранее, поскольку представленный размер скидок не фиксированный, а «рекомендованный максимальный».
А куда отправляется сданное старье, многим пользователям всё равно. По законам математики при парке легкового транспорта в 43,5 миллиона машин ежегодно утилизации подлежит свыше 2,5 миллиона, то есть 6–7% от общего объема. Госпрограмма переваривает от силы 200–300 тысяч машин в год. И, судя по направлению и темпам ее развития, никогда не наберет нужных оборотов.
По мелочи
Некоторые элементы автомобиля, пришедшие в негодность, можно утилизировать оперативно. А иногда еще и выгадать на этом копеечку.
Аккумулятор. Во всех крупных населенных пунктах есть пункты приема. Выручка — до 600 рублей за штуку. Многие магазины при покупке нового аккумулятора принимают старый и дают скидку, в Москве это около 400 рублей.
Литые диски. Цветмет востребован утилизаторами. За комплект 15‑дюймовых дисков предлагают до 6000 рублей. При сдаче в цветной лом алюминий идет по цене до 110 рублей за килограмм.
Огнетушитель. Выработанные или просроченные принимают практически как лом, при объеме до 10 литров дадут не больше 50 рублей.
Отработанное масло. На этом много не заработаешь — дают всего 7–12 рублей за литр. Как и в случае с шинами, возня не стоит свеч. Но если чистота родного края вам хоть немного важна, не выливайте отработку в канаву.
Как узнать машина в утиле или нет?
Покупая автомобиль на вторичном рынке, следует обращать внимание не только на внешний вид авто. Даже машина, которая находится в отличном состоянии, может оказаться утилизированной. Что это означает? Какими проблемами грозит? И как проверить авто на утилизацию? Ответы на все вопросы рассмотрим в данной статье.
Утилизированное авто: что это означает?
Иногда в утиль попадают даже машины практически без пробега. Это происходит в следующих ситуациях:
- при перевозке нового автомобиля к месту продажи произошло его повреждение. Такой груз всегда застрахован, поэтому дилер получит от страховой компании компенсацию, но будет обязан отправить новое авто (пусть и с повреждениями) в утиль;
- новая машина оказалась с браком, который в процессе эксплуатации стал причиной аварии, возгорания или другой чрезвычайной ситуации. Покупатель получит замену старого автомобиля на новый, а дилер – страховку, при условии отправки бракованного автомобиля в утиль.
После покупки такого транспорта у владельца возникнут проблемы с его регистрацией. Перемещаться на утилизированном автомобиле нельзя, поскольку после первой же основательной проверки документов сотрудниками дорожной инспекции, авто будет изъято и отправлено на штрафстоянку, а владельцу будет грозить штраф.
Как можно проверить автомобиль на утилизацию?
Проверить авто на утилизацию перед покупкой нужно обязательно, независимо от внешнего вида и утверждений продавца. Сделать это можно несколькими способами.
На сайте ГИБДД
Для того, чтобы проверить машину на утилизацию на сайте ГИБДД, нужно следовать простому алгоритму:
- Зайти на официальный интернет-ресурс ГИБДД http://www.gibdd.ru.
- Выбрать кнопку «Проверить автомобиль».
- На открывшейся странице в специальное поле ввести VIN-код авто (указан в паспорте транспортного средства), выбрать функцию «Проверка истории регистрации в ГИБДД» и нажать кнопку «Запросить проверку».
В результате проверки вы получите отчет обо всех периодах регистрации автомобиля и, если он снят с учета для утилизации, то эта информация также будет видна.
Другие варианты онлайн проверки
По vin-коду
Vin-код присваивается автомобилю заводом-изготовителем и является своеобразным идентификационным номером транспортного средства. Он наносится на корпусе кузова под капотом и указывается в ПТС. Изменить vin-код автомобиля невозможно, при первой регистрации он заносится в базу ГИБДД и в дальнейшем по этому коду можно отследить всю информацию о действиях с авто.
Если vin-код нечитабелен, то от покупки транспортного средства лучше воздержаться.
Проверка по гос. номеру
Проверить авто на утиль по гос. номеру на официальном сайте ГИБДД не получится. Но существует специальный онлайн-сервис для проверки автомобиля под названием «Автокод». Проверить авто на утиль на этом сервисе достаточно просто, нужно ввести VIN-код или гос. номер в соответствующую строку и заказать полный отчет.
Через несколько минут на электронную почту вы получите полную информацию об автомобиле. Отчет включает в себя данные о:
- ПТС
- регистрации;
- залогах/кредитах;
- штрафах;
- утилизации;
- тех. осмотре и многом другом.
Проверку на сервисе можно заказать в любое время.
Для чего информация об утилизации авто?
Если авто утилизировано, то это не означает, что покупать его нельзя. Просто информацию об утилизации важно получить до оформления сделки, чтобы избежать неприятностей в дальнейшем. Если утилизированный автомобиль по всем характеристикам вас устраивает, то вы сможете его приобрести, но только после того, как владелец восстановит регистрацию.
Эта процедура несложная, но осуществить ее может только хозяин авто, либо другое лицо по доверенности. Для восстановления автомобиля из утилизации необходимо обратиться в ГИБДД и предоставить следующие документы:
- Доверенность от владельца авто (если данным вопросом будет заниматься иное лицо).
- Ксерокопии паспортов доверенного представителя и хозяина.
- Справку об утилизации.
- Талон техосмотра.
- Страховку.
После проверки документов, в ГИБДД выдадут бланк заявления (который нужно заполнить) и платежку на сумму 3300 рублей (которую, соответственно, нужно оплатить). Оформленное заявление и квитанцию об оплате вместе с остальными документами необходимо предоставить в ГИБДД, после чего вам выдадут ПТС и свидетельство о регистрации транспортного средства.
Если все пройдет удачно, то процедура займет 1-2 дня. После этого можно оформлять стандартный договор купли-продажи и спокойно приобретать автомобиль, который затем без проблем можно будет переоформить на свое имя.
Что делать если вы купили утилизированное ТС, но не знали об этом?
- разыскать бывшего владельца и потребовать от него восстановления регистрации авто. Если он будет ссылаться на нехватку времени, пускай оформит на вас доверенность, по которой вы сами сможете восстановить машину;
- если бывший хозяин машины полностью отказывается идти на контакт, то при наличии оформленного договора купли-продажи, вы имеете полное право подать на него в суд. Согласно статьи 451 ГК РФ грубое нарушение ДКП может быть основанием для расторжения сделки и суд обяжет продавца вернуть вам деньги;
- если вы не знаете, где искать бывшего владельца машины, то можно обратиться в полицию с заявлением о розыске. В заявлении вы можете написать, что просто нашли авто на дороге. После того, как бывший хозяин будет найден, вы в праве действовать по одному и первых 2-х пунктов.
Конечно, из любой сложной ситуации можно найти выход, но гораздо проще в нее не попадать. Поэтому при покупке авто обязательно проверьте его на утилизацию любым из доступных способов.
Утилизационный сбор в 2020 году
Добрый день, уважаемый читатель.
Утилизационный сбор – это денежная сумма, которая должна быть уплачена за автомобиль, выпущенный в обращение на территории России. В глазах водителя этот сбор представляет собой дополнительный налог, которым облагается любое транспортное средство и который включен в стоимость любого нового автомобиля.
Если копнуть глубже, то уплата утилизационного сбора означает, что впоследствии автомобиль должен быть бесплатно утилизирован. Т.е. сбор уплачивается в самом начале “жизни” автомобиля, а бесплатная утилизация будет предоставлена в самом ее конце.
Кто освобождается от утилизационного сбора?
Часть 6 статьи 24.1 ФЗ “Об отходах производства и потребления” говорит о том, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении следующих категорий автомобилей:
- ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;
- с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.
Освобождение от уплаты сбора не происходит автоматически. Автовладельцу следует обратиться в таможенный орган и предоставить документы, подтверждающие основания неуплаты:
14. На колесные транспортные средства (шасси) или прицепы к ним, в отношении которых в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона “Об отходах производства и потребления” утилизационный сбор не уплачивается, лица, осуществляющие их ввоз в Российскую Федерацию, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, и их копии.
При этом обратите внимание, что если автомобиль из первого или второго пунктов впоследствии будет продан, то утилизационный сбор придется заплатить новому собственнику.
Например, Иванов И.И. был признан беженцем. При переезде в Россию он привез с собой легковой автомобиль ВАЗ 2110. За эту машину утилизационный сбор не уплачивался. Через год автомобиль был продан следующему собственнику – Петрову П.П. Именно он и должен оплатить утилизационный сбор.
Так что если Вы покупаете автомобиль с рук, то будьте внимательны и обращайте внимание на отметку об уплате сбора в ПТС.
Кто должен платить утилизационный сбор?
Перечень плательщиков утилизационного сбора приводится в части 3 статьи 24.1 ФЗ “Об отходах производства и потребления”:
3. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора;
- являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.
Чаще всего с утилизационным сбором сталкиваются автовладельцы, которые ввозят автомобиль в Россию из-за рубежа. При этом, если машина ввозится менее чем на 6 месяцев, то сбор не уплачивается. Данный вопрос рассмотрен в отдельной статье.
Что означает печать “утилизационный сбор” в ПТС?
Штамп утилизационный сбор ставится на лицевой части ПТС в графе “Особые отметки” (в левой части страницы). Он означает, что сбор в отношении указанного автомобиля уплачен.
Так что если штамп в документе стоит, то это является скорее преимуществом, чем недостатком. Собственник автомобиля в будущем вправе рассчитывать на бесплатную утилизацию автомобиля.
Если же такого штампа в ПТС нет, то имеет смысл изучить ситуацию подробнее.
Это связано с тем, что до 1 сентября 2012 года утилизационный сбор уплачивать было не нужно. Т.е. при покупке машины, ПТС на которую выдан до 1 сентября 2012 года, отсутствие штампа об уплате сбора не должно вызывать никаких проблем.
При покупке автомобиля, ПТС на который выдан после 1 сентября 2012 года, нужно иметь в виду, что если утилизационный сбор уплачен не был, то его придется заплатить Вам.
Расчет утилизационного сбора
Для расчета утилизационного сбора следует воспользоваться таблицей из следующего нормативного документа:
В общем случае формула расчета выглядит так:
утилизационный сбор = базовая ставка * коэффициент из таблицы.
Базовая ставка равна:
- 20 000 – для категории М1 (легковые автомобили);
- 150 000 – для всех остальных категорий ТС.
На легковые автомобили
Автомобиль | младше 3-х лет | старше 3-х лет |
Электромобили | 32 600 | 122 000 |
С двигателями до 1000 см 3 | 48 200 | 123 000 |
С двигателями от 1000 до 2000 см 3 | 178 400 | 313 800 |
С двигателями от 2000 до 3000 см 3 | 281 600 | 480 200 |
С двигателями от 3000 до 3500 см 3 | 259 600 | 570 000 |
С двигателями от 3500 см 3 | 445 000 | 700 200 |
Транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя | 3 400 | 5 200 |
Обратите внимание, обычным автовладельцам, как правило, приходится сталкиваться с последней строкой данной таблицы.
Т.е. при ввозе автомобиля из-за рубежа придется заплатить 3 400 рублей за новую машину и 5 200 рублей за машину старше 3-х лет.
Для юридических лиц, ввозящих или производящих автомобили величина сбора значительно выше. К сожалению, данная сумма включается в итоговую стоимость автомобиля, т.е. оплачивает ее покупатель.
На грузовые автомобили
Автомобиль | младше 3-х лет | старше 3-х лет |
Масса до 2,5 т | 178 500 | 189 000 |
Масса от 2,5 до 3,5 т | 300 000 | 432 000 |
Масса от 3,5 до 5 т | 300 000 | 456 000 |
от 5 до 8 т | 313 500 | 786 000 |
от 8 до 12 т | 438 000 | 1 192 500 |
от 12 до 20 т | 496 500 | 1 735 500 |
Седельные тягачи от 12 до 20 т | 850 500 | 3 469 500 |
Автосамосвалы от 12 до 20 т | 418 500 | 1 735 500 |
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, от 12 до 20 т | 507 000 | 1 735 500 |
от 20 до 50 т | 1 002 000 | 2 035 500 |
Седельные тягачи от 20 до 50 т | 1 002 000 | 2 035 500 |
Автосамосвалы от 20 до 50 т | 945 000 | 2 035 500 |
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, от 20 до 50 т | 825 000 | 2 035 500 |
На спецтехнику
Автомобиль | младше 3-х лет | старше 3-х лет |
Специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей | 285 000 | 1 725 000 |
Автобетоносмесители | 853 500 | 2 242 500 |
На прицепы и полуприцепы
Автомобиль | младше 3-х лет | старше 3-х лет |
Прицепы и полуприцепы | 96 000 | 1 207 500 |
Обратите внимание, утилизационный сбор уплачивается только за прицепы категории О4, т.е. тяжелее 10 тонн. Если прицеп имеет меньшую массу, то утилизационный сбор не уплачивается.
На автобусы
Автомобиль | младше 3-х лет | старше 3-х лет |
С электродвигателем | 171 000 | 172 500 |
С двигателями до 2500 см 3 | 214 500 | 217 500 |
С двигателями от 2500 до 5000 см 3 | 342 000 | 517 500 |
С двигателями от 5000 до 10000 см 3 | 591 000 | 759 000 |
С двигателями от 10000 см 3 | 990 000 | 1 558 500 |
На мотоциклы
Утилизационный сбор за мотоциклы не взимается.
Повышение утилизационного сбора в 2020 году
Последнее изменение коэффициентов для расчета утилизационного сбора действует с 1 января 2020 года. Данная статья написана с учетом нововведений.
Начиная с 1 января увеличились коэффициенты практически для всех транспортных средств. На практике это должно привести к тому, что вырастет розничная стоимость автомобилей.
В завершение хочу отметить, что утилизационный сбор для разных транспортных средств сильно различается.
Например, при ввозе нового легкового автомобиля физическим лицом придется заплатить 3 400 рублей. Эта сумма вполне приемлема.
Однако если тот же самый гражданин захочет ввезти для личных нужд пятилетний седельный тягач массой 15 тонн, то утилизационный сбор составит 3 469 500. Это огромная сумма, которая сравнима со стоимостью самого автомобиля.
Так что прежде чем приступать к самостоятельному ввозу автомобиля из-за границы, рекомендую просчитать возможные затраты на платежи в пользу государства.
Особенности утилизации автомобилей и других транспортных средств. Где и кем проводится, что делать после этого?
Не спешите. Давайте разберемся, что такое утилизация, кому это может быть выгодно и можно ли получить поддержку от государства.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-45-62 . Это быстро и бесплатно!
Что это значит?
Утилизация автомобилей – это технологически безопасный процесс полного или частичного уничтожения старых машин, которые давно выработали свой ресурс и мертвым грузом висят на шее своих владельцев, за них еще приходится платить налоги. Это процесс без возможности дальнейшего восстановления.
Утилизацией занимаются и частные независимые предприятия, и официальные дилеры, которые действуют по государственной программе. Ее цель – стимулировать население менять старые машины на новые и покупать автомобили отечественного производства.
Условия и правила
Утилизация автомобилей регулируется Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» № 89 от 24 июня 1998 г. и корректировками к нему от 26.07.2019 № 225, после которых порядок утилизации и снятия автомобиля с учета кардинально пересмотрели.
Если планируете утилизировать машину по госпрограмме, то сделать это можно при условии:
- Машина старше 10 лет.
- Собственник зарегистрирован в ГИБДД больше года.
- Машина в собственности только у одного лица (долевая собственность не принимается).
- Имеется полный комплект: двигатель, коробка передач, аккумулятор, приборная панель, кузов, кресла, колеса.
- Не допускается нахождение машины в залоге, лизинге или в розыске.
Если пользуетесь услугами компаний, вывозящих автомобили на утилизацию, то они примут вашу машину в любом виде – даже в полуразобранном или пострадавшем от аварии или при пожаре. Льготы в таком случае не предусмотрены, но сотрудники компании смогут вытащить вашу машину даже из труднодоступных мест. А после выдадут вам специальное свидетельство, по которому вы потом будете снимать ваш транспорт с учета в ГИБДД.
Определиться со способом утилизации нужно, учитывая состояние автомобиля.
Кто утилизирует старые транспортные средства?
Утилизацией занимаются специальные лицензированные частные и государственные компании и автодилеры, которые уничтожают автотранспорт по государственной программе, а также организации, которые вывозят транспорт на металлолом. Таких пунктов множество по всей стране, и найти их не должно стать большой проблемой.
Утилизация в частных компаниях платная: за переработку машины с вас возьмут 3-10 тыс. рублей – все зависит от возраста автомобиля, его размера, комплектации, привода и мощности двигателя. Компании и дилеры, действующие по госпрограмме, денег не потребуют, если вы ранее оплатили утилизационный сбор (он, как правило, уже включен в стоимость машины).
Чтобы понять уплачен ли утилизационный сбор, посмотрите пункт «Особые отметки» в вашем ПТС. Они начали вноситься после 2012 года.
Более подробно о том, где и как утилизируют старые автомобили, вы узнаете в отдельном материале.
Можно ли самостоятельно?
Есть вариант утилизировать автомобиль своими руками. Например, разобрать его на составные части и распродать по одной в Интернете или по объявлению.
- Плюс такого подхода: цену за каждую запчасть можно установить самому – так вы сможете больше заработать на своем автомобиле.
- Минус: времени, чтобы разобрать транспорт и потом найти покупателей, может уйти порядочно. Машину, возможно, придется продавать не один год.
Суть госпрограммы
Государство создало свою программу утилизации, по которой человек может уничтожить свой старый автомобиль бесплатно и приобрести себе новый по скидкам, которые дает программа.
Принять участие в госпрограмме по утилизации может любой гражданин РФ с документами, подтверждающими его право владения машиной. Машина должна соответствовать ряду требований (см. выше).
Сдать автомобиль можно любой марки, и неважно отечественная это машина или иномарка – главное, чтобы она была на ходу или ее можно было отбуксировать. За легковой автомобиль положена сумма до 140 тыс. рублей, за автобусы и внедорожники – до 350 тыс. рублей. Все зависит от марки и модели.
В госпрограмме имеет смысл принимать участие, если машина соответствует всем требованиям, и вы планируете покупать новый автомобиль.
Как правильно сдать авто в утиль?
Как подать старое ТС в утиль:
- Отвозим автомобиль на утилизацию (готовим такие документы — паспорт, ПТС, СТС, доверенность, если сдает не собственник).
- Как только машину переработают, получаем свидетельство о том, что транспорт официально уничтожен.
- Если вы утилизировали автомобиль по госпрограмме, то получаем сертификат на скидку в автосалоне.
- Со свидетельством об утилизации отправляемся в местный ГИБДД и снимаем машину с учета.
Если обращаетесь к дилеру, который участвует в госпрограмме, возможен и другой порядок действий. Передаем автомобиль и оформляем на дилера доверенность на утилизацию и снятие машины с учета, потом заключаем договор на покупку автомобиля в этом салоне. Вам останется просто приобрести новый автомобиль – оставшиеся вопросы предоставьте сотрудникам дилерского центра.
Особенности процедуры для грузовых автомобилей и мотоциклов
Крупный транспорт (грузовик, автобус, внедорожник) утилизируется на тех же условиях, что и легковой автомобиль. Если участвуете в госпрограмме, то разница будет только в размере скидки по сертификату (от 90 до 350 тыс. рублей).
Если у вас полноприводный отечественный грузовик, то прежде чем сдавать в утиль его придется снять с учета в военкомате.
Списание ТС в организации
Процедура списания ТС в организации несколько отличается. Юридическому лицу нужно, прежде всего, снять машину с баланса и провести техническую экспертизу.
Как происходит списание автомобилей и иных ТС в организации:
- Проводим экспертизу и составляем отчет о состоянии автомобиля.
- Директор выпускает приказ об утилизации машины и снимает с баланса.
- С компанией, которая будет заниматься уничтожением транспорта, заключается договор.
- Машина отправляется на утилизацию.
- По ее окончании составляется акт об успешном уничтожении ТС.
- Машину снимают с учета в ГИБДД.
Технология и порядок проведения процедуры
После того как машина оказывается в пункте утилизации:
- Ее осушают: сливают топливо, масла, охлаждающую, омывающую и тормозную жидкость и др.
- Снимают шины, аккумулятор, подушки безопасности, воздушные, масляные, топливные фильтры, убирают стекла, пластик и другие неметаллические детали.
- Их сортируют по материалам, и отправляют в другие предприятия для дальнейшей переработки или уничтожения.
- Весь оставшийся металл отправляется в плавильную печь.
Что выдают в результате?
После утилизации автомобиля вам выдадут специальное свидетельство, что машина фактически уничтожена. Оно пригодится в ГИБДД, когда будете снимать машину с учета. Если принимаете участие в госпрограмме, то в пункте утилизации вам выдадут сертификат, подтверждающий ваше право на скидку в автосалоне.
Этот документ действителен до конца программы утилизации, но никто не знает, сколько ее будут продлевать, так что будьте внимательны.
Что делать после сдачи?
До недавнего времени снимать машину с учета нужно было до утилизации. Но с 2017 года процедура поменялась. Теперь мы отправляемся в ГИБДД непосредственно после ликвидации машины.
Чтобы снять машину с регистрационного учета после сдачи в утиль, нужно предоставить в ГИБДД такие документы, как:
- Свидетельство об утилизации.
- Паспорт владельца.
- ПТС, СТС автомобиля.
- Государственные номерные знаки.
Жестких рамок по документам нет. Автомобиль можно снять с учета по заявлению, даже если у вас нет документов и номерных знаков. Готовьтесь писать объяснительную, почему отсутствуют бумаги на машину.
Госпошлина на снятие с учета не предусмотрена, так что процедура бесплатная.
Разрешается ли ездить на утилизированном ТС?
До нового порядка утилизации владельцы часто снимали автомобиль с учета якобы для утилизации, но по факту ради того, чтобы не платить за него транспортный налог. А машину тем временем оставляли во дворе или на даче и не уничтожали. Если ваш автомобиль был снят с учета в ГИБДД, но не утилизирован, то передвигаться на нем запрещено законом.
Ответственность за управление ТС без регистрации регулируется 12-ой главой КоАП РФ. Вот что будет, если ездить на списанной ранее машине:
- За езду на списанном автомобиле в первый раз придется заплатить штраф в 500-800 руб.
- Наказание за повторную езду на утилизированном автомибиле – штраф в 5000 руб. или лишение прав управления авто на срок от одного до трех месяцев.
Можно ли восстановить в ГИБДД документы?
Восстановить документы на машину, снятую с учета, не будет большой проблемой. Вам потребуется:
- Собрать необходимые документы на машину для ГИБДД.
- Заплатить пошлины.
- Пройти ТО.
- Оформить ОСАГО.
- Представить автомобиль в ГИБДД для осмотра и сверки номеров.
Частые вопросы и ответы
- Можно ли списать в утиль через Госуслуги? Через «Госуслуги» можно только записаться на снятие машины с учета ГИБДД после ее физической утилизации.
- Можно ли утилизировать авто без документов или самого авто? Можно, но когда будете снимать машину с учета в ГИБДД, придется писать объяснительную, почему на автомобиль не было бумаг. Если нет самого авто, то утилизировать нечего. Чтобы снять его с учета, идем в ГИБДД, пишем там заявление на прекращение регистрации и объясняем причины отсутствия машины.
- Могу ли я продать или обменять сертификат на скидку по госпрограмме, если не планирую покупать новую машину? Нет, сертификат не является платежным средством, сам по себе он имеет ценность только в автосалонах, которые участвуют в госпрограмме. По нему можно получить только право на скидку, размер которой определяется в момент покупки нового автомобиля.
- Можно ли купить б/у автомобиль по государственной программе? К сожалению, государство способствует покупке только новых машин небольшого круга моделей и марок. Главная цель правительства – повысить спрос на автомобили отечественных производителей.
- Как узнать, утилизирован ли автомобиль? Вам достаточно переписать VIN-номер автомобиля и историю любой машины можно узнать через Интернет: на официальном сайте ГИБДД или в приложении «Автокод».
Утилизация ТС — процесс достаточно простой и не требует хождения по многочисленным инстанциям с горой бумаг, как можно было подумать. Пользуйтесь этой услугой по государственной программе и покупайте новые автомобили, пока она еще актуальна.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: