Управление транспортным средством – это .. Понятие, судебная практика
Содержание публикации:
“Управление” припаркованным транспортным средством. В судебной практике возможно все!
Термин “управление транспортным средством” в законодательстве РФ
В каком случае можно считать, что лицо управляет транспортным средством?
Определение понятия “управлять” в словарях
Определение понятия “управление транспортным средством”
“Управление транспортным средством” в разъяснениях Верховного Суда РФ
“Управление” припаркованным транспортным средством. В судебной практике возможно все!
В судебной практике можно встреть самые невероятные трактовки понятия “управление транспортным средством”. Такая ситуация вызвана отсутствием закрепления данного термина в законодательстве РФ, о чем речь пойдет ниже. Последствием отсутствия указанного понятия в законодательстве нередко является необоснованное привлечение лица к административной ответственности по соответствующей статье КоАП РФ. Если же речь идет о вменении лицу правонарушения, предусмотренного статьей 12.8 КоАП РФ “Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения…”, то, кроме того, что лицу грозит наказание в виде лишения прав, так еще и фактически действует презумпция виновности такого “нарушителя”. Другими словами, аргументы привлекаемого к административной ответственности лица о том, что он никуда не ездил и находился в салоне автомобиля без намерения куда-либо ехать, суд отвергнет как несостоятельные и сочтет, что поскольку “сидел в салоне, то имел намерение начать движение”.
Или другой пример: к моменту приезда сотрудников ДПС гражданин находился в состоянии алкогольного опьянения в салоне своего автомобиля. Алкоголь он принял уже после того, как припарковал свой автомобиль на парковке во дворе дома, что подтверждают и свидетели. Такие объяснения суд отвергает как несостоятельные, несмотря на то, что в деле отсутствуют доказательства того, что данный гражданин именно управлял автомобилем уже будучи в состоянии опъянения.
Рекомендуем определения понятий по теме:
Транспортное средство – это .. Определение понятия, категории, виды
Водитель транспортного средства – это .. Определение понятия, судебная практика
Владелец транспортного средства, водитель – это … Определение понятия
Термин “управление транспортным средством” в законодательстве РФ
Легальное определение понятие “управления транспортным средством” в российском законодательстве на сегодняшний день отсутствует.
При этом, глава 12 КоАП РФ, посвященная административным правонарушениям в области дорожного движения, включает целый ряд составов правонарушений, содержащих термин “управление транспортным средством”, например:
Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра (статья 12.1 КоАП РФ);
Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков (статья 12.2 КоАП РФ);
Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения (статья 12.3 КоАП РФ);
Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак “Инвалид” (статья 12.5 КоАП РФ)
Управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности (статья 12.6 КоАП РФ);
Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями (статья 12.37 КоАП РФ).
Термин “управление транспортным средством” используется также в Федеральном законе от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”, Правилах дорожного движения, Постановлении Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 N 1097 “О допуске к управлению транспортными средствами” и прочих нормативных актах.
Однако ни один из указанных актов не содержит определение понятия “управление транспортным средством”, соответственно, на законодательном уровне не определены признаки данного понятия, что дает возможность для его широкого (произвольного) толкования судами и должностными лицами правоохранительных органов. Это, в свою очередь, приводит к нарушению законности при рассмотрении соответствующих дел в порядке административного производства.
В каком случае можно считать, что лицо управляет транспортным средством?
В каком случае и с какого момента (из приведенных ниже действий) можно считать, что лицо приступило к управлению транспортным средством? Варианты:
Открывание двери транспортного средства дистанционного (с помощью пульта);
Запуск двигателя транспортного средства дистанционного (с помощью пульта);
Открывание двери транспортного средства ключем (“вручную”);
Посадка водителя (или третьего лица) на водительское кресло автомобиля;
Запуск водителем, находящимся в водительском кресле, двигателя транспортного средства.
Переключение реле работы стеклоочистителей, включение работы световых элементов, обогрева, кондиционера и т.д.
Правильный ответ: ни в каком из приведенных случаев лицо не управляет транспортным средством, соответственно, не может быть привлечено к административной ответственности по любой статье КоАП РФ за “управление транспортным средством…”
Дело в том, что термин “управлять” не тождественен термину “использовать” (извлекать иные полезные свойства). Не управляя автомобилем, можно его использовать в иных целях, например, слушать в салоне музыку, пользоваться системой обогрева, кондиционирования и т.д.). Такого рода использование транспортного средства не запрещено законодательством РФ, более того, для этого не требуется получения специального права (право на управление ТС).
Определение понятия “управлять” в словарях
Управлять – направлять ход, движение кого-чего-н. Управлять кораблем. Управлять конём… (Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992).
Управлять – править, давая ход, направленье; … Управлять лошадьми, судном, рулем, давать направленье… (Даль. Словарь Даля. 2012)
Управлять – приводить в движение, направлять ход, действие кого-либо, чего-либо, пользуясь механизмами, специальными приспособлениями (Ефремова. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой. 2012).
Как видим, термин “управление”, прежде всего, означает приведение в движение, начало движения.
Определение понятия “управление транспортным средством”
Вышеназванное значение термина “управления” нашло отражение в законодательстве Республики Беларусь. Согласно пункту 2.74 Правил дорожного движения Республики Беларусь, “управление транспортным средством – воздействие на органы управления транспортного средства, приведшее к изменению его положения относительно первоначального”.
Таким образом, следует согласиться с авторами, предлагающими следующие варианты определения понятия “управление транспортным средством”:
Управлением транспортным средством – активное воздействие водителем на элементы системы управления транспортным средством, предназначенные для его движения и приводящие к очевидному, хоть и малозначительному, изменению его положения относительно первоначального.
Управление транспортным средством – это осуществление водителем (или иным лицом), находящимся внутри транспортного средства, таких действий с рычагами и приборами управления, в результате которых оно начало движение с места стоянки или остановки, вне зависимости от величины пройденного при этом пути. Подготовительные действия, такие, как открывание дверей салона (кабины), включение зажигания, запуск двигателя, проверка освещения, не являются управлением транспортным средством по смыслу административного законодательства о дорожных правонарушениях.
“Управление транспортным средством” в разъяснениях Верховного Суда РФ
В июне 2019 года Верховный Суд сделал попытку дать определение понятию “управление транспортным средством”, указав на ключевой момент о необходимости такого признака как перемещение в пространстве. При этом, факт запуска двигателя, как указал ВС РФ не имеет значения. Так, в п. 2 упомянутого Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 указано следующее:
“При рассмотрении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения необходимо учитывать, что управление транспортным средством представляет собой целенаправленное воздействие на него лица, в результате которого транспортное средство перемещается в пространстве (вне зависимости от запуска двигателя). Действия лица, приравненного к пешеходу (пункт 1.2 ПДД РФ), например, ведущего мопед, мотоцикл, не могут расцениваться в качестве управления транспортным средством”.
Что значит управление транспортным средством
1. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), следует учитывать, что водителем признается не только лицо, получившее в установленном законом порядке право управления транспортными средствами, но и иное лицо, управляющее транспортным средством, в том числе не имеющее права управления всеми или отдельными категориями (подкатегориями) транспортных средств либо лишенное такого права. К водителю приравнивается лицо, обучающее вождению, при осуществлении учебной езды. Необходимо также иметь в виду, что водителем признается лицо, находящееся за рулем буксируемого транспортного средства, за исключением случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего (пункт 20.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее – ПДД РФ). Кроме того, в силу положений пунктов 1.2, 25.6 ПДД РФ водителем является погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо, а также водитель гужевой повозки (саней).
Почему важно понимать, кто такой водитель транспортного средства с т.з. ПДД
Вопрос, в каком случае человек является водителем, а в каком – нет, не праздный. К примеру, если человек после употребления спиртного решает переместить мотоцикл, ведя его рядом с собой , не заводя двигатель, попадает в руки сотрудников ГИБДД – является ли он водителем? Если да, то его ждет лишение прав за пьяную езду. Если нет – претензий к нему по поводу управления в нетрезвом состоянии быть не должно. В этом плане очень полезен данный пункт постановления Верховного суда РФ, разъясняющий, кого нужно считать водителем, а кого нет. В частности, если в кабине буксируемого транспортного средства на жесткой сцепке находится человек, его нельзя считать водителем.
С этим понятно, теперь поговорим о том, что такое транспортное средство с точки зрения ПДД.
Что понимается в ПДД под транспортными средствами. Являются ли транспортными средствами электросамокаты, скутеры, гироскутеры и т.п.?
2. Под транспортными средствами в главе 12 КоАП РФ понимаются:
подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час,
подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час,
подлежащие государственной регистрации прицепы к указанным автомототранспортным средствам,
трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины,
транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право (например, мопед). При этом понятие транспортного средства, закрепленное в примечании к статье 12.1 КоАП РФ, расширительному толкованию не подлежит. Вместе с тем в предусмотренных отдельными статьями главы 12 КоАП РФ случаях устанавливается административная ответственность и лиц, управляющих иными средствами передвижения (в частности, велосипедами, гужевыми повозками), при нарушении такими лицами ПДД РФ (например, части 2 и 3 статьи 12.29 КоАП РФ).
Аналогично предыдущему пункту, предположим, выпивший человек управляет каким-нибудь электросамокатом. Если с точки зрения ПДД электросамокат является транспортным средством, такого водителя ждет наказание за езду в пьяном виде. Если же нет – пожалуйста, катайтесь на здоровье. Никто же не призывает лишить прав человека, который сел за руль велосипеда подшофе. Как видно из приведенного текста постановления Верховного суда РФ, транспортным средством может являться или средство передвижения, подлежащее регистрации в ГИБДД, или транспортное средство, требующее для управления специальных прав. То есть разнообразные гироскутеры, моноколеса, электросамокаты и электровелосипеды не являются транспортным средством в смысле ПДД РФ.
Является ли управлением транспортным средством толкание автомобиля, ведение рядом с собой мотоцикла или мопеда?
При рассмотрении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения необходимо учитывать, что управление транспортным средством представляет собой целенаправленное воздействие на него лица, в результате которого транспортное средство перемещается в пространстве (вне зависимости от запуска двигателя). Действия лица, приравненного к пешеходу (пункт 1.2 ПДД РФ), например, ведущего мопед, мотоцикл, не могут расцениваться в качестве управления транспортным средством.
Как видно из разъяснения Верховного суда РФ, управление транспортным средством – это воздействие на рычаги и педали управления для осуществления движения.
Также явно указано, что ведение мотоцикла рядом с собой – не может считаться управлением транспортным средством.
Статья 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством
Статья 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством
1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 12.7, является порядок управления транспортным средством. При этом виновный нарушает не только ст. 25-28 и иные нормы Закона о безопасности дорожного движения, но также ПДД и иных правовых актов в области дорожного движения (см. коммент. к ст. 12.1).
2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в:
1) ч. 1 ст. 12.7 состоит в том, что виновный фактически управляет транспортным средством, несмотря на то, что у него нет на это прав. Это возможно в случаях, когда лицо:
а) вообще никогда не имело прав на управление транспортным средством;
б) имеет право управления транспортным средством, но иной категории (например, он управляет грузовиком “КАМАЗ”, в то время как имел право управления лишь легковым автомобилем).
Состав данного административного правонарушения отсутствует, если лицо управляет транспортным средством во время учебной езды (см. об этом также коммент. к ст. 12.22);
2) ч. 2 ст. 12.7 состоит в том, что виновный управляет транспортным средством, несмотря на то, что он был лишен права на это в порядке административной ответственности. Даже если он предъявит другое водительское удостоверение (к сожалению, некоторые граждане умудряются иметь несколько таких документов), его действия охватываются ч. 2 ст. 12.7. Верховный Суд разъяснил (в п. 6 Пост. N 18) применяя правила частей 1 и 2 ст. 12.7 необходимо иметь в виду, что действия водителей, не имеющих права управления ТС и управлявших ими (до 01.01.08 – А.Г.) в состоянии опьянения не подлежат дополнительной квалификации по ст. 12.8 или 12.26, поскольку к этим лицам не может быть применено предусмотренное этими ст. 12.8 и 12.26 наказание в виде лишения права управления ТС. Однако данное разъяснение следует применять с учетом новых редакций ст. 12.8 и 12.26 (вступающих в силу с 01.01.08). Поэтому действия водителей, лишенных права управления ТС и управляющих ТС в состоянии опьянения допущенные ими после 01.01.08 – следует квалифицировать исходя из новых редакций ст. 12.8 и 12.26 (см. коммент. к ним). В п. 9 Обзора от 07.03.07 Верховный Суд обратил внимание на то, что в случае управления ТС лицом, находящимся в состоянии опьянения и лишенным права управления ТС присутствуют два самостоятельных состава правонарушений, предусмотренных ст. 12.8 и ч. 2 ст. 12.7. Следовательно действия такого лица следует квалифицировать по вышеуказанным статьям. При этом протокол об административном правонарушении в отношении такого лица составляется отдельно за каждое совершенное им правонарушение. Рассмотрение дел об административном правонарушении предусмотренном в ст. 12.8, отнесено к компетенции судьи, а ч. 2 ст. 12.7 – к компетенции должностного лица органов внутренних дел (до 01.01.08 – А.Г.).
3) ч. 3 ст. 12.7 состоит в том, что виновный передает управление транспортным средством лицу:
а) заведомо не имеющему прав управления (например, он знает, что у брата нет водительского удостоверения, но вручает ключи от своего транспортного средства и разрешает совершить поездку);
б) лишенному такого права, о чем виновный осведомлен.
Однако если он передает управление транспортным средством обучаемому, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ст. 12.7, отсутствует.
Оконченными данные правонарушения считаются с момента совершения любого из упомянутых действий.
Применяя ст. 12.7 после 01.01.08 следует учитывать следующие разъяснения ВС:
– лицо в отношении которого имеются достаточные основания, что оно находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения предусмотренные в ч. 1 и 2 ст. 12.7 – подлежат отстранению от управления ТС в присутствии 2 понятых о чем составляется протокол установленной формы (п. 10 Обзора от 05.12.08);
– при совершении водителем, не имеющим права управления ТС (либо лишенным такого права) других правонарушений, предусмотренных в главе 12 КоАП, его действия следует квалифицировать по ч. 1 или 2 ст. 12.7 и соответствующим статьям главы 12. Однако, если указанное лицо управляло ТС в состоянии опьянения либо не выполнило законное требование сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования, их действия подлежат квалификации соответственно по ч. 3 ст. 12.8 либо ч. 2 ст. 12.26. С учетом того, что водителям, не имеющим права управления ТС, не может быть применено наказание в виде лишения прав управления ТС, их действия подлежат квалификации только по ч. 1 ст. 12.7 и в случае совершения ими административных правонарушений, устанавливающими в качестве единственного основного наказания лишение права управления ТС (например, ч. 4 ст. 12.2, частями 3-6 ст. 12.5, ч. 3 ст. 12.10, ч. 4 ст. 12.15, ч. 3 ст. 12.27) (п. 6 Пост. N 18);
– при совершении военнослужащими по призыву правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 12.7 и ч. 3 ст. 12.8, суд не вправе ни назначить предусмотренные их санкциями наказания (арест или штраф) ни заменить наказание другим, более мягким. Суд должен вынести определение о передаче дела командиру части, для применения иных мер воздействия в соответствии с законодательством РФ. При этом дисциплинарная ответственность должна применяться не за административное правонарушение, а по основаниям и в порядке, предусмотренном Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ (п. 11 Обзора от 28.05.08);
– в случае управления автомобилем лицом, находящимся в состоянии опьянения и лишенным права управления ТС, присутствуют 2 самостоятельных состава правонарушений, предусмотренных в ст. 12.8 и ч. 2 ст. 12.7. При этом протокол об административном правонарушении составляется отдельно за каждое правонарушение. Рассмотрение дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.8, отнесено к компетенции судьи, а ч. 2 ст. 12.7 – к компетенции должностного милиции (п. 9 Обзора от 07.03.07).
3. Субъектом данных деяний являются только водители (т.е. субъект – специальный).
4. Субъективная сторона анализируемых административных правонарушений характеризуется либо умыслом, либо неосторожной формой вины. Правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 12.7, может быть совершено только умышленно.
5. Виновному может быть назначен только один вид наказания – административный штраф, который налагается органами внутренних дел (см. коммент. к ст. 3.5, 23.3). Размеры штрафов существенно повышены Федеральным законом от 21.03.05 “О внесении изменений в ст. 12.7 КоАП РФ” (он вступил в силу с 04.04.05). Если же административные правонарушения предусмотренные в ст. 12.7 будут совершены после 01.01.08 (т.е. после вступления в силу изменений внесенных в ст. 12.7 Законом N 210 от 24.07.07) то подлежат применению новые возросшие многократно штрафы. Кроме того, после 01.01.08 за управление ТС лицом уже лишенным права управления ТС судьей назначается такое наказание как административный арест на срок до 15 суток (а лицо, которому арест не может быть назначен (например, беременной женщине) судья назначает административный штраф в размере 5000 рублей).
Что значит управление транспортным средством
Регистрация
Вход
В начало форума
Правила форума
Старый дизайн
FAQ
Поиск
Пользователи
Тема помоему обсуждалась, но актуальность свою не преобрела.
Так всетаки что считать фактом управления транспортным средством с точки зрения закона. В ПДД не нашол. Тоесть вопрос о понятии управления где ета грань когда ты водитель и пассажир?
Сам вопрос возник после того как знакомого развели менты при распитии пива в машине с включеным двигателем и дело довели до суда.
Мне интересно любое мнение, но всеже прошу подкреплять свои утверждения вырезками из официальных документов.
“Пассажир” – лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него). “Водитель” – лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
А вот про “управление траспортным средством” не найти. Получается, что и термин “водитель” не определен до конца! Говорят, что на данный момент понятие “управление ТС” вообще нигде не определено. Если так, то именно это и позволяет ментам такие ситуации, как распитие пива в машине, разруливать по своему усмотрению.
Кстати, много раз с приятелем набубенивались пивом в машине, но менты к нам во двор практически не заходят. 😎
А как судья например будет разруливать эту ситуацию?
И как менты будут доказывать что ты управлял если банально смотаца от них в соседний двор и начать жрать пиво.
А при вопросе ментов: “кто за рулем был”.
Отвечать а друг мой он домой ушол! А мы тут остались?
И как менты будут доказывать что ты управлял
А при вопросе ментов: “кто за рулем был”. Отвечать а друг мой он домой ушол!
Хм. А не тебе ли придется доказывать, что ты НЕ управлял? Им-то обычно ничего доказывать не надо
Статья 1.5. Презумпция невиновности
1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Подкладывать под колёса противоукатные башмаки, перед тем как бухать в салоне Можно также установить блокировку на педали и руль (т.е. противоугонные блокираторы 😉
если и после этого докажут, что ты управлял автомобилем – тогда я уж и не знаю.
если и после этого докажут, что ты управлял автомобилем
А как судья например будет разруливать эту ситуацию?
И как менты будут доказывать что ты управлял если банально смотаца от них в соседний двор и начать жрать пиво.
А при вопросе ментов: “кто за рулем был”.
Отвечать а друг мой он домой ушол! А мы тут остались?
У меня было похожее.Еду из кабака.Два час ночи,нетрезвый.Рядом телка сидит.Машин нет,стремаюсь ментов.Вдруг они со второстепенной выруливают позади меня.Ну думаю хрен с ними,еду как ни в чем не бывало.Вижу впереди на перекрестке еще менты пасутся,меня наверняка тормознут.Я резко по тормозам и на обочину.А про тех что сзади и забыл.Они увидели мой маневр,тут же рядом тормозят,мент выскакивает,блокирует мою дверь,чтоб не убежал,машина проезжает вперед и блокирует мою.Я в это время перелезаю на заднее сиденье.Тачка тонированная была,менты не видели.Короче открывают они дверь,а за рулем никого нет! Менты стали пытать-кто вел машину.Телка сказала,что она,потом отказалась.Они на меня-кто вел машину?-Хозяин,Кто хозяин?-его нет,он ушел.Менты начали сверипеть,так как видели что из тачки никто не выходил.Короче пытали,пытали,потом пригрозили отвезти в отделение,обыскать и найти ключи,документы.Я понял что дело все равно пахнет керосином и договорился с ними полюбовно.Вот такая история.
Немного мыслей вслух.
Думаю, что “управлять”, это частный случай термина “находиться”. Нигде в правилах нет запрета, что на водительское сидение нельзя пускать например лиц без прав (ну просто по-сидеть). Тормоза прокачивали с помошником? (сын, жена и пр., которые давили на педальку по вашей команде)
Написано, что управлять нельзя. А что такое – “управлять”? Есть понятия – “машина потеряла управляемость”. Или “водитель потерял сознание и машина была неуправляема”. Но это не значит, что она встала как вкопанная . Она ехать не перестала. Совсем даже наоборот.
Заведённый двигатель тоже не является признаком управляемости. Управлять можно и просто катясь под уклон.
Ещё моментик. Стоишь ты на светофоре. Сзади в тебя врезается запорожец . Произошло ДТП. И ты в нём учавствовал, хотя просто сидел за рулём и никуда не ехал.
Примерно таже ситуация и во дворе. Сидишь на водительском месте – значит управляешь.
Во. Идея! Надо сидеть на заднем сидении. Ведь если машина работает, стоит на ручнике и водилы нет на месте, а он сидит на пассажирском сидении, то его нельзя привлечь за пьянку за рулём, так как потенциально машиной может управлять твоя жена (любовница, сосед и пр люди, вписанные в страховку и имеющие права), которые в данный момент просто вышли до-ветру и немного потерялись.
Техника управления транспортным средством
Посадка водителя за рулем. Приемы действий органами управления
Рабочее место водителя. Быстрота и точность рабочих движений водителя современного автомобиля необходимы для успешного выполнения поставленной задачи.
Удобство пользования органами управления, хороший обзор дороги, наименьшая утомляемость водителя обеспечиваются его правильной посадкой.
Посадка водителя определяется положением его тела, рук и ног относительно органов управления. Спина должна полностью прилегать к спинке сиденья, ноги свободно доставать до педалей, а руки – до рулевого колеса и других органов управления. Такая посадка у водителей считается основной. Основная посадка обеспечивается регулировкой сиденья (спинки сиденья) и определяется рядом показателей (рис. 1.1,а): углом отклонения корпуса от вертикали (А,=20-25 о), углом между корпусом и бедром (А2=85-95°), углом между бедром и голенью (А3= 110-120°), углом между голенью и стопой (А4=90-95°), углом между корпусом и плечом (А5=20- 40°), углом между плечом и предплечьем (А =110-120°), углом между предплечьем и кистью (А7= 130-150°).
У водителей легковых автомобилей значения указанных параметров несколько отличны от приведенных (рис. 1.1,б).
Чтобы занять правильное положение за рулем необходимо переместить сиденье вперед (назад) при полностью выжатой педали сцепления до положения, при котором левая нога остается слегка согнутой в ко-ленном суставе. Освободив фиксатор, перевести спинку сиденья так, чтобы она плотно контактировала с почти вертикально расположенной спиной и не требовалось изменять для этого положение корпуса (рис. 1.2).
Рис. 1.1. Основная посадка водителя: а – грузового автомобиля; б – легкового автомобиля.
При движении задним ходом, особенно на легковых автомобилях приходится использовать обратную посадку. При обратной посадке водителю необходимо левую руку положить на верхнюю дугу рулевого колеса, что позволяет более точно вести автомобиль задним ходом.
При этом левая нога постоянно находится на педали сцепления, правая – на педали подачи топлива. Корпус тела необходимо повернуть в правую сторону, положив правую руку на спинку сиденья, и наблюдать за дорогой через заднее окно.
Рис. 1.2. Регулировка сиденья водителя
Если сиденье расположено слишком далеко от органон управления, водитель вынужден подтягиваться вперед, держась за рулевое колесо. При этом спина eго отрывается от опоры, и мышцы ее все время напряжены. Если сиденье слишком далеко выдвинуто вперед, то водитель сильно сгибает руки и ноги. Это мешает свободно пользоваться органами управления. Стремление водителя принять удобную позу, не прибегая к регулировке сиденья, ведет к преждевременному утомлению.
Приняв правильное положение за рулем, водитель регулирует ремни безопасности таким образом, чтобы под пристегнутый ремень на уровне груди входила ладонь. Отрегулировав ремни, нужно проверить, насколько удобно пользоваться переключателями на приборном щитке и рычагом переключения передач.
Для хорошего обзора дороги позади автомобиля нужно отрегулировать положение зеркал заднего вида (рис. 1.3, а, б). Внутреннее зеркало устанавливают так, чтобы в его правой части и был виден правый край заднего окна. В правой части внешнею зеркала должен быть видна часть ручки задней дверцы легкового автомобиля или верхняя часть заднего колеса грузового автомобиля. При движении автомобиля можно проверить правильность регулировки, наблюдая за опережающим слева автомобилем: как только его отражение начнет исчезать из внутреннего зеркала, оно тут же должно появиться на внешнем.
Положение рук води теля на органах управления автомобилем, в первую очередь на рулевом колесе, в значительной степени формирует посадку водителя и определяет возможность управления рулевым колесом.
В реальных усложни положение рук водителя может быть различным Оптимальное положение рук на рулевом колесе для левой руки – в секторе 9-10 часов (по аналогии с часовым циферблатом), для правой руки и секторе 2-3 ч (рис. 1.4). Оптимальное положение рук на рулевом колесе обеспечивает максимальный, в любую сторону, угол поворота рулевого колеса при управлении как двумя руками, так и одной рукой в случае манипулирования другой иными органами управления автомобилем.
Рис. 1.3. Регулировка зеркала заднего вида: а – легковой автомобиль; б – грузовой автомобиль.
При управлении автомобилем водитель чаще всего работает с рулевым колесом, рычагом коробки передач, педалью сцепления, педалью подачи топлива и с педалью рабочего тормоза. Существуют определенные правила, которые водитель должен выполнять.
Как при работе с педалью подачи топлива, так и с другими педалями стопа ноги водителя может быть условно разделена на три части (рис. 1.5):
Рис. 1.4. Положение рук водителя на рулевом колесе
I часть стопы – передняя
– гибкая и чувствительная, но не сильная, поэтому ей нажимают на педаль газа, но обязательно при этом, опираясь на каблук, чтобы нога меньше уставала;
II часть стопы – средняя
– сильная и гибкая, ею нажимают педали сцепления и тормоза, требующие значительного усилия для их нажатия;
Ш часть стопы – пятка наиболее сильная, но не чувствительная. Она обычно служит опорой для ноги. Нажимать на педали ею неудобно. Левой ногой нажимают на педаль сцепления, правой – на педаль газа и тормоза.
Рис. 1.5. Схема стопы водителя и положений ног на педалях сцепления и тормоза
Рис. 1.6. Положение правой ноги на педали газа
Правая ступня располагается почти напротив педали тормоза с опорой на каблук и поворачивается вправо до контакта с педалью газа (рис. 6). При торможении стопа почти без смещения за счет поворота мыска нажимает на педаль тормоза. Левая ступня обычно располагается левее педали сцепления (рис. 1.7) или на полу перед ней.
С помощью педали подачи топлива регулируется подача горючей смеси в цилиндры двигателя. При нажатии частота вращения двигателя увеличивается, а при отпускании – уменьшается. Соответственно изменяется и скорость движения автомобиля. Води гель в зависимости от условий движения все время то нажимает, то отпускает эту педаль или держит ее в нажатом положении. Нажимать па педаль подачи топлива рекомендуется плавно, передней частью стопы с упором на каблук (рис. 1.6).
Рис. 1.7. Варианты свободного положения левой ноги водителя
Нажимая на педаль сцепления, водитель разобщает двигатель с коробкой передач, а плавно отпуская ее при трогании с места или переключении передач, соединяет двигатель и коробку передач. Включать и переключать передачи следует при полностью выжатой педали сцепления. Попытки включить передачу при включенном сцеплении приводят обычно к поломкам в узлах и агрегатах трансмиссии. При включенной передаче в коробке передач педаль сцепления необходимо отпускать (включать сцепление) всегда плавно, но быстро. При этом, чем ниже передача, включенная в коробке, тем плавнее отпускать педаль сцепления. При резком включении сцепления на трансмиссию передается ударная нагрузка, ускорение придается автомобилю рывками.
При работе с рычагом переключения передач необходимо сохранять правильное положение правой кисти на рычаге, держа ее в обхват рукоятки, и полностью включать передачу, не меняя положения корпуса при переключении передач (рис. 1.8).
Рис. 1.8. Положение кисти рук при переключении передач
Стояночный тормоз необходимо включать правой рукой, держа большой палец на кнопке (рычаге) фиксатора, другие пальцы – на рукоятке тормоза. Для включения стояночного тормоза, не нажимая на кнопку фиксатора, потянуть рычаг вверх к себе до ограничения хода (при этом слышен характерный щелчок фиксатора). Для выключения стояночного тормоза потянуть дополнительно рычаг на себя, нажать кнопку фиксатора и опустить рычаг от себя до упора (рис. 1.9).
Рис. 1.9. Положение правой руки на стояночном тормозе