Как изменяются условия страхования гражданской ответственности водителя после признания его виновным в ДТП?
Стоимость страхования складывается из двух групп факторов: это базовая ставка, установленная Центральным Банком России для тарифов страхования гражданской ответственности, а также коэффициенты, корректирующие установленную ставку.
Почему возрастает цена страховки после аварии
Посредством умножения базовой ставки на изменяющие ее коэффициенты рассчитывается значение тарифа для каждого автолюбителя. Поскольку указанные коэффициенты находятся в прямой зависимости от количества аварий, произошедших по вине конкретного автовладельца, участие гражданина в ДТП увеличивает эти коэффициенты, следствием чего служит возрастание цены страхового полиса.
Как влияет ДТП на стоимость ОСАГО
Стоимость ОСАГО после ДТП изменяется только для того участника аварии, который будет признан ее виновником. В целях предотвращения дальнейших аварийных ситуаций с данным лицом и обеспечения интересов страховщика цена последующего договора ОСАГО для него после наступления страхового случая увеличится ввиду повышения соответствующего коэффициента.
Повышение коэффициентов после ДТП обусловлено тем, что вред, причиненный застрахованным лицом, возмещает страховая компания (в пределах установленной законом суммы), следовательно, чем более гражданин способен на ДТП, тем более высоки риски страховой компании.
Для того чтобы не терять экономической выгоды, страховщик повышает тарифы для лиц, которые подвергают его большим рискам.
Ограничения по выплате, возмещаемой страховой компанией, зависят от вида причиненного вреда. Так, если вред причинен исключительно имуществу пострадавшего (сюда включается не только сам автомобиль, но и находящиеся внутри него сотовые телефоны, компьютеры и иное имущество, если установлено, что вред им причинен происшествием), максимальная сумма, которую оплатит страховщик, составляет 400 тысяч рублей. Если же вред причинен жизни или здоровью пострадавшего (его пассажиров), сумма возмещения для компании виновника составит 500 тысяч рублей. Данные ограничения установлены статьей 7 ФЗ «Об ОСАГО».
Какой коэффициент повышает стоимость
Действующим законодательством установлены несколько коэффициентов, влияющих на стоимость страхования гражданской ответственности водителей. Их совокупностью определяется конечная цена страхового полиса.
Фактически коэффициенты призваны служить сохранению материального баланса страховщика: чем выше его риск, тем большая стоимость услуг назначается страхователю. С другой стороны, это также можно приравнять к мерам ответственности для водителей, не соблюдающих безопасность дорожного движения, что выражается в более высокой плате по ОСАГО, а также к поощрению тех участников дорожного движения, которые стремятся к безаварийному вождению, поскольку для них стоимость страховки уменьшается с каждым периодом, в течение которого ими не было допущено дорожно-транспортных происшествий.
Непосредственное отношение к нарушениям, повлекшим аварии, имеют следующие коэффициенты:
ТК – территориальный коэффициент, который рассчитывается исходя из того, насколько часто происходят ДТП в населенном пункте, где зарегистрировано транспортное средство страхователя. Чем больше город, тем активнее в нем движение, больше автомобилей, и, как следствие, выше риски страховой компании, чьи клиенты могут стать участниками происшествия на дороге. Чаще всего жители небольших городов платят меньше, чем жители крупных населенных пунктов с высокой статистикой аварийности на дорогах. Минимальный коэффициент составляет 0,6 единиц, максимальный – 2,1.
КН — зависит от субъективного поведения застрахованного лица по выполнению им пунктов подписанного договора страхования. К действиям, свидетельствующим о несоблюдении условий договора, относятся умышленное совершение действий, ставших причиной ДТП, а также оставление места ДТП. Стандартно указанный коэффициент равен единице. При отсутствии нарушений со стороны страхователя коэффициент не подлежит изменению, но если зафиксированы нарушения, он повышается до полутора единиц.
КВС – определяется характеристиками самого водителя. Наиболее надежными и безопасными водителями считаются люди старшего возраста и с большим стажем вождения. Данный коэффициент рассчитывается из возраста водителя и его стажа. Например, для молодежи в возрасте до 22 лет со стажем до 3 лет указанный коэффициент составляет 1,8 единиц. Для граждан старше 22 лет с более внушительным опытом вождения КВС равен 1.
Основным в данной классификации стоит назвать коэффициент КБМ — этот показатель находится в прямой зависимости от количества дорожных происшествий, виновником которых стал владелец страхового полиса. Каждому водителю страховая компания присваивает класс вождения, который изменяется с наступлением или отсутствием страховых случаев. В зависимости от числа замеченных ДТП коэффициент КБМ может колебаться от 0,5 до 2,45 единиц.
Насколько увеличивается стоимость ОСАГО после ДТП
За каждую аварию страховщики наказывают виновных автолюбителей, рассчитывая сумму страховой премии с учётом повышенного КБМ и пониженного класса вождения.
Всего существует 15 классов — от 0 до 13. Дополнительно существует класс М, который присваивается водителям, если за весь период страховой истории они стали виновниками наступления более четырех страховых случаев.
При первом оформлении ОСАГО водителю по умолчанию присваивается 3 класс с КБМ = 1.
Изменения КБМ зависят от качества вождения застрахованного лица. Так, при осуществлении первой страховой выплаты класс сразу опускается до первого, которому соответствует КБМ, равный 1,55 единиц. А вот при страховом годе без аварии класс будет поднят до 5-го с КБМ = 0,95.
То есть за каждый год без ДТП вы получаете скидку по автогражданке в размере 5%. Максимальная скидка за 10 лет подобной езды — 50%.
Как рассчитать КБМ
Узнать свой КБМ можно при помощи сервиса, размещенного на официальном сайте Российского союза автостраховщиков. Этот ресурс используется автоэкспертами, поскольку является наиболее достоверным. Функция не требует регистрации на сайте, достаточно заполнить форму, указав:
ФИО и дату рождения водителя;
серию и номер водительского удостоверения;
дату заключения договора ОСАГО.
Класс водителя увеличивается ежегодно, соответственно, если в текущем страховом периоде имели место ДТП, и страховая история ухудшилась, через год класс водителя снова улучшится, разумеется, если он повторно не станет виновником ДТП.
Как снизить стоимость ОСАГО после ДТП
Существует два способа снизить стоимость страхования гражданской ответственности после попадания в ДТП:
Оформить страховку не на собственника автомобиля, а на иное лицо, пользующееся автомобилем. Например, когда автомобиль является общей собственностью супругов, но ранее мужем было допущено ДТП, его можно убрать из полиса и записать страховку на более аккуратного водителя. При этом следует делать открытую страховку, иначе супруг не сможет водить данный автомобиль совсем.
Покупка ОСАГО без ограничений. В этом случае КБМ всегда равен единице и не подлежит изменению при любом количестве аварий. Однако стоимость такого страхования выше.
Как ДТП влияет на стоимость полиса Автогражданки?
Страхование по ОСАГО является обязательным для каждого ответственного водителя, поэтому оформлять её придется в любом случае. На многочисленных форумах водители говорят о повышении цен на этот вид страховок, однако, Центральный Банк РФ не поднимал базовые тарифы.
Почему же дорожает полис ОСАГО и может ли авария повлиять на увеличение стоимости страховки? Насколько дороже придется заплатить в следующем году и что, если не я виновник этой аварии? На все эти вопросы мы готовы ответить.
Из чего складывается стоимость ОСАГО?
Формула, по которой складывается стоимость полиса ОСАГО очень простая и для её расчета не обязательно быть математиком. Центральный банк России еще в 2004 году установил базовый тариф (БТ), который более не менялся, однако, коэффициенты за 12 лет менялись неоднократно.
Стоимость полиса складывается из БТ, умноженного на целый ряд коэффициентов, а именно:
территориальный (КТ);
бонус-малус (КБМ);
возраст-стаж (КВС);
ограничивающий коэффициент (КО);
мощность двигателя (КМ);
сезонность (КС);
нарушения (КН);
срок страхования (КП).
Самые дорогие страховые полисы будут для молодых водителей, автомобили которых имеют высокую мощность, при этом проживающих в городах, где высокая аварийная опасность ДТП. А наиболее дешевые страховки смогут приобрести водители, которые имеют более 10 лет стажа безаварийного вождения, которые проживают в убыточных регионах.
Базовый тариф – это неизменная составляющая стоимости обязательного страхового полиса автогражданской ответственности. При этом, для каждой категории транспортного средства ТБ является разным. Примечательно, что автомобили категории В, находящиеся в собственности у юридических лиц, а также пассажирский транспорт, принадлежавший компаниям-перевозчикам имеют повышенные тарифы.
Обычный легковой автомобиль (В категории) имеет БТ 1980 рублей. Если его используют для частного извоза, то тариф будет составлять 2965 рублей.
Территориальный коэффициент зависит от региона, где проживает водитель или используется его транспортное средство. Существуют регионы, где каждый день происходит большое количество ДТП, а есть так называемые убыточные регионы, где водители попадают в аварии значительно реже.
Значения КТ от 1,5 до 2, а узнать значения по каждому субъекту РФ, можно по специальной таблице. Исходя из неё наиболее высокие коэффициенты в таких городах, как Москва, Казань, Пермь, Якутск, Челябинск. Сегодня ведутся активные обсуждения в Государственной Думе, касательно повышения тарифов в некоторых городах до 2,4-2,5.
Что же касается возраста и стажа, то тут тоже все просто.
Если водитель имеет возраст до 22 лет, и стаж менее 3 лет – коэффициент 1,8.
Если водитель старше 22 лет, а стаж меньше 3 лет – 1,7.
Водитель моложе 22 лет со стажем от 3 лет и выше – 1,6.
Водитель старше 22 лет, имеющий стаж вождения более 3 лет – 1.
Страховые не делают ограничения по возрасту, а стаж рассчитывается с даты получения водительского удостоверения. Вопросы могут возникать лишь в случае, если в полис вписываются другие водители, которые будут допущены к управлению данным автомобилем.
Стоимость ОСАГО будет считаться по самому высокому коэффициенту.
Например, если автомобиль водит мужчина 30 лет с 5 летним водительским стажем, при этом вписывает свою молодую жену – 21 год, недавно получившую права, то коэффициент будет применяться по данным самого молодого водителя – 1,8.
И хотя существует мнение, что женщины водят хуже, чем мужчины, статистика упрямо утверждает обратное – именно представительницы прекрасного пола попадают в ДТП реже.
На стоимость страховки обязательно повлияет КО – ограничивающий коэффициент. В полис ОСАГО можно вписать до 5 человек, поименно. Однако, если вы не знаете, кто еще может быть допущен к управлению вашим транспортным средством, а такое часто бывает, когда автомобиль принадлежит фирме, то здесь агент применит при расчете коэффициент 1,8.
Коэффициент мощности автомобиля тоже рассчитывается очень просто – чем больше лошадиных сил в вашем железном коне, тем выше коэффициент. Почему так?
С точки зрения страховых компаний, более мощные транспортные средства имеют более высокую стоимость, в том числе и ремонта, поэтому страховая сумма должна быть выше. Также, эти автомобили имеют большую вероятность попасть в ДТП, нежели малолитражные тихоходные машинки, на которых сильно не разгонишься.
Сезонный коэффициент придуман для людей, которые ездят только в теплое время года или же в какой-либо другой сезон. Иногда это командировочные, которые проводят вдали от дома в другом регионе по нескольку месяцев. Также, этим коэффициентом могут пользоваться дачники, которые ездят за город только летом, а на зиму ставят свою машину в гараж.
Для того, чтобы не переплачивать за ОСАГО, эти категории граждан могут оформить сезонный полис. Вы можете оформить страховку на любой срок от 3 месяцев. Однако, ее стоимость не будет равнозначной годовой страховке. Например, ОСАГО на 12 месяцев стоит 4500 рублей, а на 3 месяца она будет выходить дороже, в перерасчете на 1 месяц.
Также, на стоимость полиса ОСАГО влияет еще КБМ – коэффициент бонус-малус, который начисляется за безаварийную езду, а также КН – коэффициент нарушений.
Для того, чтобы получить сумму, которую необходимо будет заплатить за полис ОСАГО, необходимо базовый тариф умножить на все эти коэффициенты, которые соответствуют вашим данным. Или воспользоваться калькулятором ОСАГО, который есть практически на каждом сайте страховой компании.
Как авария влияет на стоимость страховки?
В предыдущем разделе мы кратко описали, практически, все коэффициенты, влияющие на стоимость страхового полиса. Однако, есть еще два, о которых мы только упомянули вскользь, для того, чтобы подробно остановиться на них.
Коэффициент нарушений (КН) имеет значение 1,5, однако применяется достаточно редко на сегодняшний день.
Применяется он в таких случаях:
если водитель в случае ДТП давал заведомо ложные сведенья;
если умышленно содействовал наступлению дорожно-транспортного происшествия;
сюда же относятся все «пьяные» ДТП;
покидание места ДТП;
вождение без страхового полиса ОСАГО.
Данные обстоятельства и другие факты, за которые могут применить 1,5 КН, описаны в полном тексте закона «Об ОСАГО».
Еще один фактор, который влияет на стоимость страховки – это КБМ (бонус-малус), который предоставляет собой либо скидку, либо повышение стоимости страховки в случае ДТП. Как и КН, КБМ присваивается не автомобилю, а конкретному водителю.
Если водитель приходит в страховую компанию впервые и оформляет обязательную автогражданку, то ему присваивают 3 класс, который равен 1. На следующий год класс повышается в случае безаварийной езды, и коэффициент будет понижаться на 0,5 каждый год.
Так, например, 4 класс будет составлять 0,95, 5 класс 0,9 и так далее. Сколько действует один класс КБМ для водителя? Период составляет ровно год. При следующем оформлении страховки класс будет выше или ниже, в зависимости от того, как вы соблюдали ПДД.
Если в течение года у вас произошло ДТП, страховая компания делала выплаты компенсации, то ваш класс на следующий год понизится. А коэффициент станет выше. Стоимость страховки при наличии 1 ДТП повысится на 50%. Более подробно об этом можно узнать в таблице КБМ.
Сколько времени действует повышающий коэффициент?
Водитель, который попал в дорожно-транспортное происшествие, часто задается вопросом, сколько по времени будет действовать повышающий коэффициент и будет ли применяться КН? Как и скидка, так и повышение стоимости страховки будет действовать ровно год.
Так, например, водитель, имеющий 3 класс попадает в аварию по причине грубого нарушения ПДД (проезд на красный свет), в результате чего его класс понижается до 2, а страховка возрастает в цене. Кроме того, за это нарушение страховая применит КН – 1,5 за правонарушение. Но все это произойдет уже при следующем оформлении страхового полиса.
Если в течение года, с 3 классом, водитель попал в ДТП не один, а два раза, то класс будет еще ниже, а стоимость страховки еще выше.
Сегодня страховые компании продумали максимально эффективный механизм для того, чтобы автолюбитель не мог скрыть свою страховую историю. Раньше для этого достаточно было поменять компанию, но сегодня уже так сделать нельзя.
С 2013 года страховщик при оформлении полиса делает запрос по базе РСА (Российского союза Автостраховщиков), в которой содержатся все данные о водителях. Система содержит более 100 миллионов карточек на водителей, которые заключали полисы ОСАГО за последние 3 года. После оформления страховки, агент передает обновленные данные в базу союза автостраховщиков.
Можно ли избежать повышения стоимости страховки? Водители на форумах утверждают, что да. Любой автовладелец может обнулить свою историю страхования. Страховая история ведется на водителя, но если в течение года он не оформлял ОСАГО, то история пропадает из базы.
То есть, водитель, попавший в дорожно-транспортное происшествие, может выйти из этой ситуации двумя путями: не указывать конкретные лица в страховке (если он не является собственником) либо не оформлять в течение следующего года полис автогражданки.
Если же действовать по букве закона, то придется оплачивать страховой полис по верхней ставке и стараться больше не нарушать ПДД.
Влияет ли авария на стоимость ОСАГО для пострадавших?
Это еще один вопрос, который часто задают водители, транспортных средств, которые являются пострадавшими в ДТП. Повышающий коэффициент действует только на водителей, которые стали виновниками дорожно-транспортного происшествия.
Для лица, которое признано пострадавшей стороной, КБМ не меняется в меньшую сторону.
Если ДТП произошло не по вине того или иного водителя, то при оформлении ОСАГО на следующий год он получит скидку в 5%. Максимальная скидка дается за 10 лет безаварийного стажа вождения и соответствует 50%.
Сколько будет стоить страховка после ДТП
Нет ни одного водителя, который намеренно бы решил попасть в аварию и причинить вред другим лицам. Но будучи владельцем автомобиля невозможно предсказать события, возникающие на дорогах, в том числе и ДТП. Чтобы не понести существенных финансовых потерь, водители должны защитить свою ответственность, получив полис ОСАГО. Такая страховка хоть и не сможет предотвратить автокатастрофу, но поможет виновнику расплатиться с пострадавшими.
Застраховавшись, владелец автомобиля начинает чувствовать себя более защищено, но цена такой защиты порой совсем не радует. Многим непонятно почему размер страховой премии во время очередного продления полиса меняется. В этой статье мы постараемся понять на сколько подорожает страховка после ДТП по своей вине и почему это происходит.
Влияние КБМ после ДТП на стоимость страховки
Цена бланка «автогражданки» связана со многими показателями и базовым тарифом. Но лишь изменение КБМ происходит из года в год. Значит, увеличивается автогражданская ответственность (ОСАГО) по цене и уменьшается, исключительно от коэффициента бонус-малус.
Данный параметр существенно влияет на стоимость страховки, но влияние может стать отрицательным и положительным. Если произошло транспортное происшествие по ОСАГО, в котором виновником стал держатель полиса, то он понесет наказание в будущем. То есть, после аварии стоимость его страховки увеличится, а значит применят повышающий коэффициент ОСАГО во время расчета.
Но если водитель минимум на протяжении 3 лет исправно оформлял страховку и впервые попал в автокатастрофу, то цена полиса изменится, но страховая премия будет рассчитываться, не повышая ее размер, а просто без скидок. В случае повторного случая автокатастрофы за один страховой период, скидка превратится в наказание и взнос за страховку станет больше.
Например, водитель перезаключил договор страхования в конце декабря 2016 года. На момент подписания соглашения, ему начислили коэффициент КБМ равный 5 классу, что соответствовало 10% скидке. В следующем году весной он стал инициатором аварии, и страховая компания выплатила компенсацию пострадавшим. После заключения нового договора, скидка по ОСАГО была равна 10%, а теперь ее не станет, поскольку у водителя уменьшится класс.
Как рассчитывается коэффициент бонус-малус
Понятно, что коэффициент ОСАГО после ДТП уменьшится, но почему это происходит? Страховые компании продающие полисы автострахования не хотят иметь убыточных клиентов. Поскольку они не вправе влиять на тарифы стоимости ОСАГО, им предоставлена возможность наказывать неаккуратных водителей.
Страховые организации используют коэффициент аварийности, который становится повышающий при ДТП (наказание) и наоборот поощрительный при езде без автокатастроф. Когда рассчитывается ОСАГО на новый страховой период, аварийный показатель агенты страховой компании узнают по единой информационной базе Российского Союза Автостраховщиков (РСА).
Проверить текущий класс бонус-малус на портале РСА вправе каждый. Водители вправе сделать расчет калькулятором ОСАГО и узнать так КБМ, а также использовать единую таблицу.
Чтобы использовать второй вариант, надо знать количество аварийных ситуаций и количество лет беспрерывного страхования по ОСАГО. Единая таблица коэффициентов доступна на сайте РСА.
Впервые застрахованному водителю легче определить и понять, как меняется КБМ, поскольку во время первого страхования ответственности, ему присвоят 3 класс, не влияющий на стоимость, поскольку коэффициент равен единице.
Но из-за автокатастрофы, во время переоформления договора, ему придется переплатить за полис 55%, класс уменьшится до единицы, а коэффициент станет равен 1,55. Данный момент легко увидеть по таблице.
В примере указано, что водитель имеет начальный 3 класс с коэффициентом 1, без скидки (т.е. она равна 0%). Став виновником автокатастрофы, класс автоматически уменьшается до 1, а значит увеличится сумма страховой выплаты, поскольку до третьего класса – это коэффициенты, повышающие цену полиса.
Сколько действует повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП
Из всего сказанного, понятно почему возрастает цена автострахования, но повышение коэффициента не действует вечно. Так, влияние ДТП на стоимость ОСАГО временное и страхователь сам становится причастен к этому. Когда водитель хочет, чтобы на следующий год страховки цена снова вернулась к прежнему состоянию, а по возможности и появилась скидка, нельзя за новый страховой период становится виновным в автокатастрофе.
Следовательно, не попав в ДТП, вместо 3 класса назначат 4, а значит уменьшится коэффициент и возрастет скидка на 5%. Коэффициент будет меняться из-за аварии и другие происшествия на него повлиять не могут.
Но на срок действия повышающего коэффициента ОСАГО, водитель повлиять не может. Значит, увеличение КБМ станет преследовать его до начала нового срока страхования. Проще говоря, действует повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП ровно до момента перестрахования.
Следовательно, неважно, когда именно произошло транспортное происшествие, в начале страхового периода, середине и конце, ведь как только водитель купит новую страховку КБМ пересчитают и назначат новый.
Можно ли избежать увеличения цены после ДТП
Все повышающие коэффициенты ОСАГО отражают аккуратность вождения водителя. Значит, водитель способен сам регулировать цену полиса. Участвуя в аварии как виновник, избежать увеличения цены полиса не получится, поскольку страховка ОСАГО после ДТП, а точнее, данные о происшествиях хранятся у страховщиков и в базе РСА.
Значит, когда страховка автострахования увеличивается, владелец автомобиля не сможет избежать наказания. Ранее из действующего ОСАГО выписывали провинившегося шофера и меняли компанию страховщика. Но теперь подобные действия бесполезны, так как увеличенный коэффициент за ДТП хранится в электронной базе данных, к которой имеется доступ у всех, а значит обнулить класс не выйдет.
Лишь лица, имеющие за плечами от 1 года безаварийного стажа, могут надеется на скидку. У них страховка будет стоить значительно дешевле по сравнению с автогражданкой неаккуратного водителя.
По своей вине
Собираясь покупать страховку у нового страховщика не стоит надеется, что он не узнает о вашем классе КБМ и не учтет его во время расчета. Увеличивающий коэффициент, за счет которого страховка вырастет в цене, распространяется исключительно на неаккуратных водителей.
Поэтому попав в автокатастрофу, но в ней став потерпевшим, дороже страховка станет исключительно у инициатора аварии. Поскольку стоимость изменится из-за виновника ДТП, а потерпевший будет вынужден чинить автомобиль за счет страховой компании и тратить время.
В общем, на стоимость страховки, ДТП влияет непосредственно, но только если произошла авария по вашей вине. В остальных случаях страховщики поощряют водителей и начисляют скидку ежегодно по 5%. Владельцы автомобилей и шоферы могут сами контролировать цену полиса на будущий страховой период.
С этой целью необходимо придерживаться ПДД, избегать аварийных ситуаций и стараться решить проблему на дороге самостоятельно (по возможности), не привлекая внимание страховщика.
Что делать если ОСАГО не покрывает ущерб
При оформлении страховки наличие водительского стажа, класс, присвоенный водителю, как и другие установленные законом коэффициенты влияют на сумму страховой премии. Но заплатив немалые деньги, водители часто недовольны тем, что выплата страховки при ДТП не способна покрыть все расходы.
Обычно попав в аварию, потерпевший действует так:
Потерпевший в автокатастрофе водитель за получением страховых выплат должен обратиться в свою или страховую компанию виновника (в зависимости от ситуации).
В офис страховщика предоставляются документы для выплаты страховки, подтверждающие факт дорожно-транспортного происшествия (справки с ГИБДД, извещение, протокол и т. д.).
Страховая компания в установленный срок должна провести экспертизу и на ее основе отправить пострадавшее авто на ремонт в СТОА.
Когда экспертиза, проведенная компанией, не устроила, необходимо нанять другого независимого оценщика.
В случае существенной разницы между отчетами экспертов, надо направить акт оценки с заявлением о пересмотре количества выплат к страховщику.
При отказе, а также игнорировании заявления в течение 5 дней, страхователь вправе направить иск в суд.
Какая будет стоимость страховки, если водитель попадал в ДТП?
С каждым годом автомобилей на дорогах России становится все больше. Некоторые водители крайне аккуратны и внимательны, другие же любят скорость и лихачить на каждом повороте. В любом случае от аварий и ДТП не застрахован ни один из нас.
Как влияют аварии на стоимость обязательной страховки и можно ли избежать подорожания полиса, разберемся далее.
Самый важный коэффициент
КБМ является одним из факторов, который активно влияет на стоимость ОСАГО. Но далеко не все водители знают, что означает эта аббревиатура. Коэффициент бонус-малус (КБМ) представляет собой некую скидку, которая может значительно уменьшить стоимость страховки. Показатель имеет накопительный эффект, и возрастает с каждым годом беспрерывного стажа езды без аварий на дороге.
Единственное исключение из правил – это когда полностью доказано, что виновником аварийной ситуации был другой водитель, а вы полностью безгрешны.
Максимальный показатель КБМ составляет 2.45. А за каждый год вождения транспортного средства без ДТП стоимость следующего полиса будет уменьшаться на 5 %. А вот если авария все же случилась, то следующее оформление документов будет значительно дороже. Поэтому лучше и дешевле ездить, не нарушая правила, соблюдать дистанцию и не отвлекаться от дороги.
Какие показатели влияют на цену полиса ОСАГО
Но, кроме КБМ, есть еще ряд показателей, которые могут поменять стоимость ОСАГО:
Регион, где зарегистрирован автомобиль. В больших городах и столице, где количество аварий значительно больше, принимается максимальное значение, равное 2.1. В менее населенных регионах страны этот показатель значительно ниже.
Возраст и водительский стаж человека, который будет ездить за рулем. Больше всего придется заплатить водителю, стаж управления транспортом которого составляет менее 3 лет. Эта категория считается незрелой, а потому и количество аварий на их долю припадает большее.
Мощность двигателя также берется во внимание. Так, моторы до 50 лошадиных сил имеют коэффициент 0.6, а вот больше 150 лошадиных сил – уже 1.6.
Количество нарушений договора, который заключался при оформлении ОСАГО. Если такие факты наблюдались, и не однократно, то применяется показатель 1.5, если нарушений не было, показатель равен 1.
Как видите, КБМ является одним из основных показателей, который делает страховку дороже, но не единственным.
Для того чтобы рассчитать стоимость страховки для каждого отдельного автомобиля, берется базовый тариф, который одинаковый для всех, и поочередно умножается на каждый из коэффициентов. Логично, что если ваши показатели больше чем 1, это сделает ОСАГО намного дороже, а если меньше чем 1, то дешевле.
Можно сделать расчет и самостоятельно, чтобы быть готовым к озвученной сумме, или проверить честность компании. Для этого достаточно зайти в калькулятор стоимости ОСАГО на нашем сайте и ввести несколько параметров:
Тип транспорта и мощность мотора, который в нем установлен. Срок, на который будет заключаться договор. Чаще всего, это 1 год.
Данные о водителе: его класс, стаж, возраст.
Регион страны, где зарегистрировано транспортное средство.
Далее все операции делаются автоматически, и уже через несколько секунд вы получите примерную стоимость оформления документа. Если в отделении компании вам предлагают уплатить большую стоимость, то срочно ищите добросовестных работников, которые не будут пытаться обмануть вас.
Как применяется таблица КБМ
Что же касается коэффициента бонус-малус, то для его вычисления используется специальная таблица.
За основу берется класс, который был присвоен водителю еще в начале страхового периода.
Таблицей можно воспользоваться и самостоятельно. Для этого необходимо знать, сколько лет уже оформляется ОСАГО, и посчитать количество страховых случаев за каждый отдельный период времени.
Когда страховка оформляется в первый раз, водителю присваивается класс 3, при котором коэффициент равен 1. Это значит, что он никак не влияет на основную сумму.
Если за первый страховой период у человека не возникало аварийных ситуаций по его вине, и не было обращений за страховыми выплатами, то класс повышается, и становится 4, а сумма, которую нужно уплатить за страховку, уменьшается на 5%.
Но если в течение года авария все же была, и доказана вина собственника автогражданки, то его класс понижается до 1, а КБМ будет составлять 1.55. Это значит, что стоимость следующего страхового полиса будет больше на 55%.
Но если виновником был не водитель транспортного средства, то стоимость ОСАГО после ДТП не изменится.
Как влияет ДТП на цену полиса
Поскольку большинство собственников машины оформляют страховку на 1 год, то и рассчитываются изменения на этот же промежуток времени. Изменения в значении коэффициента бонус-малус полностью основываются на таблице приведенной выше. В среднем, цена ОСАГО после ДТП вырастает на 10-30% стоимости.
К примеру, сидящий за рулем человек имеет 5 класс и, после всего одной аварии, его показатель увеличится с 0.9 до 1, а значит, и цена станет выше на 10%.
Водитель же, который достиг 12 уровня, при провоцировании всего одного ДТП, сразу теряет 6 пунктов, и переводится в 6 класс, КБМ возрастает с 0.55 до 0.85. Увеличивается страховка после ДТП на 30%.
Важно знать, что чем чаще вы обращаетесь в компанию за страховыми выплатами, тем выше будет показатель того, на сколько вырастет страховка после ДТП.
Например, если водитель автомобиля, с присвоенным ему классом 7, по собственной вине попадет в две аварии за год, то КБМ станет выше на 60%, при трех и более обращениях – на 165%.
Потому, сколько будет стоить страховка после ДТП, напрямую зависит от ваших навыков вождения и внимательности на дороге.
Как избежать подорожания полиса ОСАГО
До того, как в Закон «Об ОСАГО» №40-ФЗ были введены поправки, не допустить подорожания страховки можно было несколькими способами:
Не вписывать в перечень водителей, которые могут управлять машиной того, кто спровоцировал ДТП.
При переходе в другую организацию подавать все данные о нарушении договора в прошлый период времени было не обязательно. Но такой выход был удобен только для некоторых начинающих автомобилистов. Тем же, кто имел 6 класс или выше, даже при участии по собственной вине в одном ДТП, все равно предоставлялись скидки. Но после нового пересмотра и дополнения закона теперь, даже при переходе в другую компанию, собственник авто должен предоставить полную информацию обо всех фактах нарушения и авариях за прошлый год.
Оформить ОСАГО с неограниченным количеством водителей на одно транспортное средство. Но не стоит забывать, что при расчете берется во внимание показатель Ко, равный 1.8. Получается, что снизить стоимость можно, только если водителю присвоен класс 0.
На данный момент официально и правомерно можно использовать только первый способ, все остальные приравниваются к мошенничеству и караются по закону.
Стоимость ОСАГО после ДТП меняется только в том случае, если виновником признаны вы. В таком случае стоимость в следующем году будет на порядок дороже. Но, если виноват другой водитель, то вас такие меры не коснутся никаким образом.
Изменение стоимости ОСАГО после ДТП
Цена полиса обязательного автострахования зависит от того, насколько аккуратно водит машину его обладатель. Если он стал виновником аварии, из-за чего оформившей документ компании пришлось нести убытки, скидка при заключении следующего договора ОСАГО будет утрачена. Но для пострадавшего при столкновении автомобилиста не все так однозначно. О том, как меняется стоимость ОСАГО после ДТП, читайте в статье.
Как влияет ДТП на стоимость ОСАГО
Цена полиса обязательного автострахования формируется в том числе на основании коэффициента бонус-малус. Чем он меньше, тем дешевле обходится и ОСАГО. Ведь показатель означает, что водитель ездит аккуратно, не устраивая аварий. То есть страховой компании не приходится выплачивать ущерб потерпевшим, лишаясь доходов. Хороший клиент приносит фирме прибыль, поэтому его следует поощрить скидкой на ОСАГО в будущем году, что и делается.
Ситуация обратная, если водитель оказался виновным в аварии. В этом случае страховщик вынужден возмещать вред, нанесенный клиентом второй стороне.
Нетрудно догадаться, как влияет ДТП на стоимость ОСАГО в подобном случае. Сумма, выплаченная страховщиком потерпевшему, может быть гораздо больше, чем та, что фирма получила от своего клиента, оформив полис. Поэтому в следующем году КБМ этого водителя вырастет, соответственно увеличится и стоимость его автостраховки. Это правило действует и в случае, если автомобилист купит полис в другой компании.
Потерпевшему ничего подобного не грозит, даже если он и виновник застрахованы одной фирмой. Ведь это не его действия вызвали возникновение страхового случая.
А здесь подробнее о том, как работает единая методика расчета ущерба по ОСАГО.
На сколько увеличится размер выплат, если был виновником аварии
Коэффициент безаварийности обновляется ежегодно. В отсутствие страховых случаев по вине водителя он сокращается. Если авария случилась, и суд назвал причиной происшедшего действия автомобилиста, показатель обязательно вырастет. А вот на сколько увеличится стоимость ОСАГО после ДТП, зависит от количества страховых случаев в период действия договора. Ведь некоторые автомобилисты умудряются устроить за год не одну аварию.
Еще один фактор, влияющий на увеличение цены ОСАГО, это класс водителя. Показатель зависит от продолжительности периода, в котором человек обходился без аварий (те, в которых он был потерпевшим, не считаются).
Как изменится стоимость ОСАГО, можно просчитать с помощью таблицы:
Когда автомобилист приобретает свой первый полис, ему дают класс 3, значит, и КБМ, равный 1. Если он в течение срока действия документа станет виновным в одной аварии, в следующем году получит 1-й. То есть его КБМ станет уже 1,55. Это означает, что стоимость ОСАГО, если был виновником ДТП, в данном случае увеличится на 55% от прошлогодней суммы. А при четырех происшествиях за период действия этой страховки, следующая вырастет в цене на 145%.
Сколько действует повышенный тариф
Договор ОСАГО заключается ежегодно. И каждый раз стоимость полиса просчитывается заново с учетом КБМ. Он будет действительным 1 год с даты оформления нового ОСАГО, не больше. Если между прежним и настоящим полисами перерыв в 12 месяцев, скидка и надбавка обнуляются. Водитель снова получает класс 3.
Как снизить стоимость ОСАГО после ДТП
Для неосторожного автовладельца цена полиса обязательного страхования может оказаться нереально огромной. А обойтись без него нельзя, ведь тогда за следующую аварию будет расплачиваться он сам. И штрафы за отсутствие полиса никто не отменял. Поэтому стоит рассмотреть способы, как снизить стоимость ОСАГО после ДТП легально:
Цена автостраховки зависит еще и от параметров транспортного средства. Чем дороже машина, тем большая сумма понадобится для оформления договора. Поэтому сэкономить можно, сменив технику на более дешевую.
Можно оформить полис на другого человека. Например, если муж хронически устраивает аварии, ОСАГО стоит приобрести на имя жены. Но тогда и за руль сможет садиться только она. Ведь если вписать в полис мужа, при подсчете стоимости будет приниматься во внимание именно его КБМ. То есть сэкономить все не удастся. А ездить без ОСАГО нельзя.
Можно сменить адрес прописки страхователя. Ведь цена обязательного полиса по регионам сильно отличается. КБМ у водителя останется прежним, но общая стоимость снизится.
Пытаться сократить траты на автостраховку иными способами не стоит. Переход в другую компанию бесполезен, так как КБМ «привязан» к водителю и зафиксирован в электронной базе. По той же причине не удастся договориться с сотрудником страховой фирмы, оформляющим ОСАГО. Обман все равно обнаружится, и полис признают недействительным.
Потеря стоимости автомобиля после ДТП
Еще один неприятный момент для автовладельца, чье ТС побывало в аварии, это уменьшение цены имущества. Битая машина, даже отремонтированная, стоит дешевле целой. Потеря стоимости автомобиля после ДТП по ОСАГО тоже входит в список оплачиваемых страховой компанией последствий. Но только для того, кто признан в аварии потерпевшим. Виновник же на выплату рассчитывать не может.
Да и пострадавшая сторона часто вынуждена обращаться в суд за получением возмещения этой части вреда. Хотя в законе об ОСАГО сказано:
А статья 29 Постановления Пленума ВС РФ №2 от 29.01.2015 г. гласит:
Какие условия должны быть соблюдены для сохранения возможности получить потерпевшему выплату по УТС:
поврежденному автомобилю не более 3 лет, если он российского производства, и не больше 7, если это иномарка;
износ ТС определен не выше 30%;
прежде машина не участвовала в ДТП;
на погашение прочего ущерба не был израсходован установленный законом по ОСАГО лимит.
Если автомобиль и сложившаяся ситуация соответствуют этим требованиям, владельцу следует отправить его на независимую экспертизу, написать в страховую заявление о выплате средств по УТС. А при отказе компании нужно подавать в суд. Лучше всего воспользоваться при этом помощью опытного автоюриста.
А здесь подробнее об основных страховых случаях по ОСАГО.
Стоимость ОСАГО после ДТП при виновности в нем водителя неизбежно вырастет, а цена машины упадет. Лучший способ уберечься от того и другого – ездить по правилам. Если же не удалось избежать аварии, надо радоваться, что ОСАГО был оформлен, ведь иначе возмещать урон пришлось бы из собственных средств. Поэтому и на будущий год полис нужно обязательно купить, несмотря на подорожание.
Полезное видео
Смотрите в этом видео о том, что такое утрата товарной стоимости авто после ДТП: