Какими признаками характеризуется авария?
Avtodoks.ru

Автомобильный юрист

Какими признаками характеризуется авария?

Характеристика понятий «авария», «катастрофа», «чрезвычайная ситуация», причины их возникновения и развития.

Авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

Условия возникновения и последствия аварий

Дорожно-транспортное происшествие, Донецк, Украина

Авария часто наносит большой ущерб окружающей среде. Так, аварийное загрязнение водных объектов — загрязнение, возникающее при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты, который причиняет вред или создаёт угрозу причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей природной среды, а также биологическому разнообразию.

Вероятность возникновения аварии называется аварийностью. Когда в результате износа, отсутствия ремонта аварийность здания, сооружения, оборудования или транспортного средства превышает определённую норму, говорят, что объект находится на аварийной стадии. Для предотвращения аварии и вывода объекта из аварийной стадии производят профилактический ремонт.

Если авария произошла, состояние объекта называется аварийным состоянием. Ремонт объекта с целью выведения его из аварийного состояния называется аварийным ремонтом. Например, аварийный ремонт судна — ремонт судна, проводимый для устранения причин и последствий повреждений судна, вызванных аварийным случаем, и включающий в себя работы, проведение которых необходимо для обеспечения безопасного следования судна в ближайший от места его проведения порт. Аварийный ремонт возможен далеко не при всех авариях.

Для смягчения или ликвидации последствия аварии на объектах предусматривается аварийная защита. Она включает в себя комплекс средств и методов, благодаря которым объект либо быстро выводится из аварийного состояния, либо по крайней мере изолируется с целью недопущения нанесения ущерба людям или окружающей среде. Так, в ядерных реакторах предусмотрена аварийная защита ядерного реактора.

В отличие от аварийной защиты, задачей систем антиаварийной безопасности ставится недопущение аварии вообще.

Проектной аварией называется прогноз аварийного состояния, осуществлённый на стадии проектировки объекта, с подробным рассмотрением возможных последствий и заложением в конструкцию объекта соответствующих средств аварийной защиты и систем безопасности.

В современном производстве с повышенными параметрами технологического процесса периодически создаются условия, приводящие к неожиданному нарушению работы или выходу из строя машин, агрегатов, коммуникаций сооружений или их систем. Такие явления принято называть авариями.

Катастрофа — если авария создает угрозу жизни или здоровья людей или вызывает человеческие жертвы.[источник не указан 391 день]

Не всякая авария приводит к катастрофе, но причиной практически всех катастроф являются аварии.

Наиболее опасные последствия аварий — пожары, взрывы, обрушения и аварии на энергоносителях — энергоисточниках, на атомных электростанциях, на химических предприятиях, приводящих к разрушению средств производства. Большинство аварий происходит по вине человеческого фактора. Наиболее частыми последствиями аварий являются пожары и взрывы.

На предприятиях нефтяной, химической и газовой промышленности аварии вызывают загазованность, разлив нефтепродуктов, агрессивных жидкостей и сильнодействующих ядовитых веществ. Количество аварий на этих предприятиях ежегодно растет. За последние 30 лет количество аварий увеличилось в 2,5 раза. При этом, количество жертв увеличилось в 6 раз, а экономический ущерб в 11 раз. Такие предприятия наносят колоссальный ущерб окружающей среде. Причиной техногенных аварий могут стать стихийные бедствия, дефекты, допущенные при проектировании, нарушение технического процесса.

Основными причинами всех техногенных катастроф являются:

Отношение человека к работе.

Любая авария или катастрофа не может произойти по какой-то одной причине. Все аварии — это результат действия нескольких причин и совокупности неблагоприятных факторов. Самый частый вариант, это когда ошибки, допущенные при проектировании, взаимодействуют с ошибками, допущенными при монтаже и усугубляются неправильной эксплуатацией.

Главные меры (усилия) человека по борьбе с авариями и катастрофами должны быть направлены на их профилактику и предупреждение. Принятые меры либо полностью исключают, либо локализуют техногенные аварии и катастрофы. В основе таких мер лежит обеспечение надежности технологического процесса.

Основные меры обеспечения надежности функционирования объекта:

Выполнение требований государственных стандартов и строительных норм и правил, которые направлены на то, чтобы максимально исключить возможность аварии.

Жесткая производственная дисциплина. Точное выполнение технологических процессов. Использование оборудования в строгом соответствии с его техническим назначением.

Дублирование и увеличение запасов прочности важнейших элементов производства.

Чёткая организация службы инспекции контроля и безопасности.

Тщательный подбор кадров, повышение практических знаний в объёме выполняемой работы.

Оценка условий производства с точки зрения возможности возникновения аварии.

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери.

К чрезвычайным ситуациям социального характера относятся:

· локальные и региональные конфликты (межнациональные, межконфессиональные и др.)

· массовые беспорядки, погромы, поджоги и др.

Стадии развития чрезвычайной ситуации

ЧС любого типа в своем развитии проходят четыре типовые стадии (фазы).

Первая – стадия накопления отклонений от нормального состояния или процесса. Иными словами, это стадия зарождения ЧС, которая может длиться сутки, месяцы, иногда – годы и десятилетия.

Вторая – инициирование чрезвычайного события, лежащего в основе ЧС.

Третья – процесс чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска (энергии или вещества), оказывающих неблагоприятное воздействие на население, объекты и природную среду.

Четвертая – стадия затухания (действием остаточных факторов и сложившихся чрезвычайных условий), которая хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности – локализации чрезвычайной ситуации, до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий, включая всю цепочку вторичных, третичных и т.д. последствий. Эта фаза при некоторых ЧС может по времени начинаться еще до завершения третьей фазы. Продолжительность этой стадии может составлять годы, а то и десятилетия.

Причины возникновения ЧС и сопутствующие им условия подразделяют на внутренние и внешние.

· недостаточная квалификация и некомпетентность обслуживающего персонала;

· проектно-конструкторские недоработки в механизмах и оборудовании;

· физический и моральный износ оборудования и механизмов;

· низкая трудовая и технологическая дисциплины и др.

· неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов;

· Включить телевизор или радио – выяснить тип чрезвычайной ситуации.

· Собрать запас простейших медикаментов.

· Собрать запас продуктов и воды на 3 дня, закрыть продукты герметически.

Колонна – 20-30 человек, в которой назначается старший.

Состав колонны также делится на группы по 5 человек, в каждой из которых назначается старший.

Средняя скорость колонны 4 км/час при передвижении по местности.

Через каждые час-полтора привал на 10-15 минут.

После того, как пройдена половина намеченного пути, устраивается привал на 1-2 часа.

При перевозке людей автотранспортом используются автобусы, грузовики, личный автотранспорт. Выезд колонной, в каждом автобусе, машине и другом транспортном средстве назначается старший. Он отвечает за то, чтобы в вверенном ему транспорте соблюдался порядок, дисциплина и организованность движения. Контролирует перемещения людей в вверенном транспортном средстве

В эвакуацию берутся личные документы:

Военный билет (или справка о состоянии «годен/негоден»).

Свидетельство о браке.

Пенсионное удостоверение или иные документы.

Житель г.Мариуполя (население) получил дозу облучения ионизирующими излучениями 80,0 мбэр ( ) за 1022 часа ( ); врач-рентгенолог (персонал) – 28 мбэр ( ) за 11,0 часов ( ). Определите, превышает ли фактический уровень облучения приведенных лиц установленные Законом Украины основные дозовые пределы облучения для населения – 1 милизиверт в год ( ), для персонала – 20 милизивертов в год ( ). Стандартное время облучения для населения ( ) – 8760 часов в год; для персонала ( ) – 1700 часов в год.

1 Зиверт (Зв) равен 100 бэр.

1. Определяем допустимую мощность дозы облучения за 1 час:

для жителя г. Мариуполя ( ):

1 милизиверт в год/ 8760 часов в год =1,14 мЗв/час

для персонала ( )

20 милизивертов в год /мЗв/час или бэр/час

2. Определяем фактическую дозу облучения за 1 час:

для жителя г. Мариуполя ( ):

Бэр/час

для персонала ( )

. . . бэр/час

3. На основании выполненных расчетов сделайте заключение о соответствии (или несоответствии) облучения требованиям Закона.

Читать еще:  Срок изготовления водительского удостоверения при замене

Какими признаками характеризуется авария?

Психология поведения человека в экстремальных ситуациях.

Пока человек находится в знакомой ему обстановке, он ведёт себя отлично. Но как только наступает сложная, а тем более опасная ситуация, с ним могут, происходит самые невероятные изменения. В экстремальной ситуации многократно возрастает психологическая нагрузка, меняется поведения, снижается критичность мышления, происходит нарушение координации движений, понижается восприятие и внимание, меняются эмоциональные реакции и многое другое.

В экстремальной ситуации, иначе говоря в ситуации реальной угрозы, возможна одна из трёх форм реагирования :

1 резкое понижение организованности поведения;

2 резкое торможение активных действий;

3 повышение эффективности действий;

Чтобы в экстремальной ситуации принять более или менее правильное решение, необходимо, насколько это, возможно, разобраться в том, в какую ситуацию вы попали.

Во-первых, в ситуации угрозы применять силы прежде всего следует определиться, насколько она реальна, можно ли избежать наступление нежелательных последствий. Оценить место, где угрожают.

Во-вторых, время, когда возникла угроза применения силы. В тёмное время суток любая угроза воспринимается иначе, чем днём.

В-третьих, количество людей, сопровождающих угрожающего, одно дело, если он один, или с ним несколько человек.

В-четвёртых, физические данные и экипировка угрожающего.

Лица, от которых исходит угроза нападения, можно классифицировать на 3 большие группы:

1. психически нормальные люди, находящиеся в состоянии, когда не наблюдается отклонения в поведении;

2. психически нормальные люди, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

3. люди с патологическими отклонениями в психике.

Известно, что любое насилие наносит тяжёлую травму, которая может превратить всё оставшуюся жизнь в сплошной кошмар однажды перенесённое физическое унижение подобно радиоактивному контейнеруна дне лесного озера: внешне вода прозрачна, но пить её опасно. И через десятки лет психологическая бомба может взорваться внезапными нервозами, истериками, прахом личной жизни.

Стихийные бедствия. Типы стихийных бедствий, меры по предотвращению и ликвидации последствий ЧС стихийного характера.

Стихийное бедствие — природное явление, носящее чрезвычайный характер и приводящее к нарушению нормальной деятельности населения, гибели людей, разрушению и уничтожению материальных ценностей.

Типы стихийных бедствий:

Землетрясения – это кратковременное колебание земной поверхности, вызванное сейсмическими волнами.

Наводнения – это значительное затопление водой местности в результате подъема уровня воды в реке, водохранилище, вызванное обильным притоком воды в период снеготаяния.

Цунами – это морские длинные волны, возникающие, главным образом, в результате вертикального сдвига протяженных участков морского дна при подводных и прибрежных землетрясениях.

Буря – это ветер, скорость которого составляет 20-32 м/с (70-115 км/ч)

Ураганы – это ветер, скорость которого составляет более 32 м/с (более 115 км/ч).

Смерч – это вихревое движение воздуха, возникающее в грозовом облаке.

Тайфун – это мощный ураган, образующийся в Тихом океане и сопровождающийся интенсивными ливневыми дождями.

Обвал – отделение массы горных пород на крутом склоне с углом больше угла естественного откоса, происходящее вследствие потери устойчивости склона под влиянием различных факторов

Оползни – это скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести.

ЧС техногенного характера. Типы ЧС по масштабам последствий.

ЧС техногенного характера – состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Под источником техногенной ЧС следует понимать опасное техногенное происшествие, в результате которого на объекте, определенной территории или акватории произошла техногенная ЧС.

1.возникли нарушения нормальной или безопасной жизнедеятельности

2.появилась угроза жизни, здоровью людей

3.угроза или возникновение крупных материальных убытков, потерь

4.возможность нанесения ущерба экологии, окружающей среде

К опасным техногенным происшествиям относятся аварии на промышленных объектах или на транспорте, пожары, взрывы или высвобождение различных видов энергии.

– транспортные аварии (катастрофы),

-пожары, взрывы, угроза взрывов,

-аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ,

-аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ,

-аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ,

-аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ,

-внезапное обрушение зданий, сооружений,

-аварии на электроэнергетических системах,

-аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения,

-аварии на промышленных очистных сооружениях.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 304 от 21.05.2007 г. «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по масштабам распространения и тяжести последствий ЧС природного и техногенного характера подразделяются на ЧС локального характера, ЧС муниципального характера, ЧС межмуниципального характера, ЧС регионального характера, ЧС межрегионального характера, ЧС федерального характера.

Причины возникновения аварий и катастроф. Основные типы аварий.

Авария – разрушение сооружений или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв или выброс опасных веществ.

Катастрофа – это крупная авария, повлёкшая за собой большие человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение либо уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьёзному ущербу окружающей природной среды.

Причины аварий разнообразны.

-нарушение технологии производства, правил эксплуатации оборудования,

-нарушение правил техники безопасности,

– ошибочные или халатные действия персонала.

Так, ошибки обусловливают 45% чрезвычайных ситуаций на АЭС, 60% авиакатастроф, 80% катастроф на море, 90%о дорожно-транспортных происшествий.

АЭС, 60% авиакатастроф, 80% катастроф на море, 90%о дорожно-транспортных происшествий.

В результате аварий на производстве возможны взрывы и пожары, а их последствия – разрушение и повреждение зданий, сооружений, техники и оборудования, затопление территории, выход из строя линий связи, энергетических и коммунальных сетей. Наиболее часты они на предприятиях, производящих, использующих или хранящих аварийно–химические опасные вещества (АХОВ).

Основные типы аварий:

1)транспортные аварии и катастрофы

2)пожары, взрывы, угрозы взрывов

3) аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ

4) аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ

5) аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ

6) внезапное обрушение зданий, сооружений

7) аварии в электроэнергетических системах

8) аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения

9) аварии на очистных сооружениях

10) гидродинамические аварии (прорывы плотин, дамб, шлюзов, перемычек).

Какими признаками характеризуется авария?

Авария часто наносит большой ущерб окружающей среде. Так, аварийное загрязнение водных объектов — загрязнение, возникающее при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты, который причиняет вред или создаёт угрозу причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей природной среды, а также биологическому разнообразию.

Вероятность возникновения аварии называется аварийностью. Когда в результате износа, отсутствия ремонта аварийность здания, сооружения, оборудования или транспортного средства превышает определённую норму, говорят, что объект находится на аварийной стадии. Для предотвращения аварии и вывода объекта из аварийной стадии производят профилактический ремонт.

Если авария произошла, состояние объекта называется аварийным состоянием. Ремонт объекта с целью выведения его из аварийного состояния называется аварийным ремонтом. Например, аварийный ремонт судна — ремонт судна, проводимый для устранения причин и последствий повреждений судна, вызванных аварийным случаем, и включающий в себя работы, проведение которых необходимо для обеспечения безопасного следования судна в ближайший от места его проведения порт. Аварийный ремонт возможен далеко не при всех авариях.

Для смягчения или ликвидации последствия аварии на объектах предусматривается аварийная защита. Она включает в себя комплекс средств и методов, благодаря которым объект либо быстро выводится из аварийного состояния, либо по крайней мере изолируется с целью недопущения нанесения ущерба людям или окружающей среде. Так, в ядерных реакторах предусмотрена аварийная защита ядерного реактора.

В отличие от аварийной защиты, задачей систем антиаварийной безопасности ставится недопущение аварии вообще.

Проектной аварией называется прогноз аварийного состояния, осуществлённый на стадии проектировки объекта, с подробным рассмотрением возможных последствий и заложением в конструкцию объекта соответствующих средств аварийной защиты и систем безопасности.

Читать еще:  Коэффициент за безаварийную езду как узнать

Для оперативной ликвидации последствий аварии, обеспечения безопасности людей предусматриваются аварийно-спасательные формирования и аварийно-спасательные средства. Аварийно-спасательное формирова́ние — самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащённые специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. Аварийно-спасательные сре́дства — техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.

На объектах, жизненный цикл которых во многом зависит от электроснабжения, (как правило, это разнообразные заводы) предусмотрен аварийный исто́чник электроэне́ргии — источник электроэнергии, предназначенный для питания аварийного распределительного щита в случае прекращения питания от основного источника электроэнергии. Аварийный распределительный щит подаёт электроэнергию на необходимые для ликвидации аварийного состояния, смягчения последствий аварии или недопущение дальнейшего развития аварии устройства. Одним из наиболее частых применений аварийного источника электроэнергии является аварийное освеще́ние — освещение для обеспечения продолжения работы персонала (освещение безопасности) или эвакуации людей из помещения (эвакуационное освещение).

Техногенные аварии и катастрофы

В современном производстве с повышенными параметрами технологического процесса периодически создаются условия, приводящие к неожиданному нарушению работы или выходу из строя машин, агрегатов, коммуникаций сооружений или их систем. Такие явления принято называть авариями.

Катастрофа — если авария создает угрозу жизни или здоровья людей или вызывает человеческие жертвы она носит название — катастрофа.

Не всякая авария приводит к катастрофе, но причиной практически всех катастроф являются аварии.

Наиболее опасные последствия аварий — пожары, взрывы обрушения и аварии на энергоносителях — энергоисточниках, на атомных электростанциях, на химических предприятиях, приводящих к разрушению средств производства. Большинство аварий происходит по вине человеческого фактора. Наиболее частыми последствиями аварий являются пожары и взрывы.

На предприятиях нефтяной, химической и газовой промышленности аварии вызывают загазованность разлив нефтепродуктов, агрессивных жидкостей и сильнодействующих ядовитых веществ. Количество аварий на этих предприятиях ежегодно растет. За последние 30 лет количество аварий увеличилось в 2,5 раза. При этом, количество жертв увеличилось в 6 раз, а экономический ущерб в 11 раз. Такие предприятия наносят колоссальный ущерб окружающей среде. Хотя причиной техногенных аварий может стать стихийными бедствиями. Дефекты допущенные при проектировании, нарушение технического процесса.

Основной причиной всех техногенных катастроф является:

  • Человеческий фактор.
  • Обученность человека.
  • Отношение человека к работе.
  • Трудовая дисциплина.

Любая авария или катастрофа не может произойти по какой-то одной причине все аварии — это результат действия нескольких причин и совокупности неблагоприятных факторов. Самый частый вариант, это когда ошибки допущенные при проектировании взаимодействуют с ошибками, допущенными при монтаже и усугубляются неправильной эксплуатацией.

Меры предотвращения

Главные меры (усилия) человека по борьбе с авариями и катастрофами должны быть направлены на их профилактику и предупреждение. Принятые меры либо полностью исключают, либо локализуют техногенные аварии и катастрофы. В основе таки мер лежит обеспечение надежности технологического процесса.

Основные меры обеспечения надежности функционирования объекта:

  • Выполнение требований государственных стандартов и строительных норм и правил, которые направлены чтобы максимально исключить возможность аварии.
  • Жесткая производственная дисциплина. Точное выполнение технологических процессов. Использование оборудования в строгом соответствии с их техническим назначением.
  • Дублирование и увеличение запасов прочности важнейших элементов производства.
  • Чёткая организация службы инспекции контроля и безопасности.
  • Тщательный подбор кадров, повышение практических знаний в объёме выполняемой работы.
  • Оценка условий производства с точки зрения возможности возникновения аварии.

Определение понятий: авария, катастрофа, стихийное бедствие, их классификация и характеристика

Во время проведения мероприятий по ликвидации последствий аварий, катастроф, и стихийных бедствий, а также при выполнении расчетов по действиям в чрезвычайных ситуациях необходим единый подход в области знаний о происхождении, развитии ЧС, их основных характеристик и способов защиты. Классификация ЧС является фундаментом этих знаний и позволяет системно охватить всю предметную область, включающую в себя структуру, основные признаки, термины и определения, методологию анализа ЧС.

В России продолжает сохраняться тенденция ежегодного роста числа ЧС. Растет ущерб от этих происшествий. Основными причинами сохранения и усугубления значительной природной опасности являются:

– увеличение антропогенного воздействия на окружающую среду, провоцирующего или усиливающего негативные последствия опасных природных явлений;

– изменение некоторых параметров биосферы, атмосферы, гидросферы и суши;

– нерациональное размещение объектов хозяйственной деятельности и расселение людей в зонах потенциальной природной опасности;

– недостаточная эффективность, неразвитость или отсутствие систем мониторинга окружающей природной среды, ослабление государственных систем наблюдения за вулканическими, сейсмическими, экзогенными процессами, гидрометеорологическими и гелиофизическими явлениями;

– низкая достоверность прогнозирования опасных природных явлений, отсутствие теоретической или практической возможности прогнозировать некоторые из них;

– отсутствие или плохое состояние гидротехнических, противооползневых и других защитных сооружений, а также защитных лесонасаждений;

– недостаточные объемы и низкие темпы сейсмостойкого строительства, укрепления зданий и сооружений в сейсмоопасных районах;

– свертывание мероприятий, проводящихся для снижения накапливающегося угрожающего потенциала некоторых опасных природных явлений (предупреждение градобитий, предупредительный спуск лавин и т.д.);

– снижение активности специализированных государственных служб по проведению санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-эпизоотических и других профилактических мероприятий в области инфекционной заболеваемости и распространения вредителей;

– незавершенность и недостаточная детализация районирования территории страны по критериям природной опасности, отсутствие или недостаточность кадастров потенциально опасных районов (регулярно затапливаемых, особо сейсмоопасных, селеопасных, лавиноопасных, оползневых, карстовых, цунамиопасных и т.д.).

Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Авария – опасное происшествие на промышленном объекте или на транспорте, создающее угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению производственных помещений и сооружений, повреждению или уничтожению оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья и готовой продукции, к нарушению производственного процесса и нанесению ущерба окружающей среде. (Химическая авария – это неуправляемый выброс опасных химических веществ, оказывающих отрицательное воздействие на человека и окружающую среду.)

Катастрофа – крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей среде.

Стихийное бедствие – обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате воздействия неблагоприятного природного явления (землетрясение, наводнение, тайфун, извержение вулкана, засуха, опустынивание, массовое размножение вредителей и т.п.), которое может повлечь или повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.

Опасность ЧС – состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника ЧС на население, объекты экономики и окружающую природную среду в зоне ЧС.

Все чрезвычайные ситуации принято классифицировать по нескольким признакам.

По масштабу:

– локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась ЧС и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее «зона чрезвычайной ситуации»), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее количество пострадавших),с оставляет не более 10 человек, либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее – размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;

– муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города Федерального значения, при этом количество пострадавших, составляет не более 50 человек, либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная ЧС не может быть отнесена к ЧС локального характера;

– межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города Федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших, составляет не более 50 человек, либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;

Читать еще:  Камера для парковки автомобиля с динамичной разметкой

– регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

– межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей

По общему характеру источников возникновения:

-чрезвычайные ситуации природного характера;

-чрезвычайные ситуации техногенного характера;

-чрезвычайные ситуации экологического характера;

-чрезвычайные ситуации биолого-социального характера.

По характеру последствий:

-ЧС с материальным ущербом;

-ЧС с человеческими жертвами;

-ЧС с нарушениями условий жизнедеятельности.

По характеру поражающих факторов:

Общая авария

Понятие и признаки общей аварии

Общая авария является одним из древнейших институтов морского права. Выше рассматривалось, где и при каких обстоятельствах появлялись регуляторы данного правового института. Следует лишь отметить, что, несмотря на тысячелетнюю практику его применения, многие вопросы до сих пор остаются открытыми, вызывают всяческие дискуссии. Прежде всего, это связано с тем, что правовые акты, регламентирующие общую аварию, называя случаи, в которых авария может быть признана общей, содержат не полный их перечень. А между тем в практике не редки случаи, которые также могут подпадать под общую аварию.

Под общей аварией признаются убытки, которые были понесены вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности. Убытки, связанные с фрахтом, могут выражаться в неполучении фрахта – платы за перевозку груза. Конечно, нельзя физически «спасти фрахт» в том смысле, в каком говорят о спасении судна и груза. Но, поскольку по условиям договора перевозки груза фрахт находится на риске перевозчика либо грузовладельца, спасение груза всегда влечет и спасение фрахта (или права на его получение) для одной из сторон перевозки. Фрахт на риске – сумма фрахта, которую судовладелец может потерять, если он не доставит груз в пункт назначения. Морским ордонансом Людовика XIV 1681 г. устанавливалось следующее «Чрезвычайные расходы, произведенные только в интересах одного судна или одного груза, и убыток, причиненный им в отдельности, являются простыми, или частными авариями. Произведенные чрезвычайные затраты и убытки для общего блага и для общего сохранения грузов и судна являются большими, или общими авариями».

Сегодня Кодекс торгового мореплавания РФ в ст. 287 устанавливает четыре признака, характеризующих общую аварию:

1. намеренность произведенных убытков;

2. разумность убытков;

3. чрезвычайный характер этих убытков;

4. общая для судна, груза и фрахта опасность, во избежание которой были совершены эти действия.

В не зависимости от конечных результатов принятых мер, при отсутствии хотя бы одного из вышеперечисленных признаков произведенные расходы или убытки не могут быть признаны общей аварией.

1. Намеренность означает, что убытки возникли в результате сознательных действий человека, а не от случайных причин. Намеренность как обязательный признак подлежит определению диспашером при составлении диспаши. Установление случайного происхождения убытков влечет отказ в отнесении убытков к общей аварии. Так, как указывает Самуленков С.В., « убытки, причиненные намеренной, добровольной посадкой судна на мель, будут отнесены к общей аварии в противоположность убыткам, причиненным случайной посадкой судна, которые относятся к частной аварии» Самуленков С.В. Понятие и виды общей аварии // Транспортное право. 2003. N 4. С. 21.

2. Разумность убытков состоит в том, чтобы причинением меньших убытков или расходов предотвратить возникновение их в больших размерах, иными словами, причиненные убытки должны оправдываться сложившейся обстановкой. Сегодня в соответствии с Правилом Е Йорк – Антверпенских правил и ст. 306 КТМ РФ, на лицо, заинтересованное в распределении общей аварии возлагается бремя доказывания не только факта аварии, но и разумности понесенных расходов и пожертвований. Это вызывает «серьезные опасения относительно последствий включения этого Правила, которые могут быть разрешены только в процессе его применения» Там же. С. 21.

3. Чрезвычайный характер представляет собой возникновение убытков и расходов в обстановке, отличной от нормального судоходства при нормальных условиях, то есть при необычайных, экстраординарных условиях.

Так, пароход “Д.Р.” на пути из Петропавловска-Камчатского во Владивосток попал в шторм. Судно потеряло ход и управляемость, его начало сносить к берегу, в связи с чем, для судна возникла угроза быть выброшенным на берег. Для предотвращения этой опасности в кормовые трюмы была принята забортная вода, что обеспечило загрузку гребного винта и вернуло судну управляемость. Однако по прибытии судна в порт было установлено, что вследствие заполнения трюмов забортной водой часть груза оказалась поврежденной.

При расследовании аварии диспашер указал, что, поскольку убытки возникли в результате действий, предпринятых в целях общего спасения, и носили чрезвычайный, экстраординарный характер, их следует отнести на общую аварию Самуленков С.В. Понятие и виды общей аварии // Транспортное право. 2003. N 4.. Случаи, когда убытки причиняются намеренными, разумными и чрезвычайными действиями, предпринятыми в целях спасения судна, груза и фрахта от общей для них опасности, чрезвычайно многообразны, но такие морские происшествия, как столкновение судов, посадка судов на мель и заход в порт-убежище, наиболее распространены. Однако не все намеренные и разумные расходы, вызванные осложнением условий плавания и направленные на избежание опасностей судоходства, могут признаваться чрезвычайными.

4. Общая опасность означает, что ей подвергается все морское предприятие (судно, фрахт и перевозимый груз), а не одна из сторон. В противном случае убытки не будут признаны общей аварией. Однако причиненные в целях избегания общей опасности убытки не всегда должны относиться к грузу и судну вместе. Эти убытки могут относиться только к судну или только к грузу, например: «Классическим примером является случай, когда перевозимые на судне животные заболевают какой-нибудь заразной болезнью. Для предупреждения заболевания всех животных заболевших выбрасывают за борт. В этом случае, хотя действия производятся намеренно, разумно и носят чрезвычайный характер, возникшие в результате их убытки не могут быть отнесены к общей аварии, поскольку предпринимались они только в целях спасения груза» Самуленков С.В. Понятие и виды общей аварии // Транспортное право. 2003. N 4. С. 22.

Кроме того, опасность должна существовать объективно. Так еще в 1924 г. на Стокгольмской конференции участники пришли к общему мнению, что для отнесения убытков к общей аварии необязательно, чтобы опасность была неизбежной или непосредственной, – достаточно, чтобы она была серьезной и реальной. Однако, так как степень опасности зависит от конкретных обстоятельств каждого случая, поэтому дать общее определение “серьезной”, “реальной” опасности не представляется возможным. При наличии угрозы причинения ущерба судну и грузу, при условии, если не будут предприняты меры по спасению, которые не могут быть просчитаны в момент происходящего, капитан может пожертвовать чем-либо, чтобы избежать опасности, и это будут расходы по общей аварии.

От правильного толкования признаков общей аварии напрямую зависит правоприменительная практика. Таким образом, видится необходимость раскрытия признаков данного правового института непосредственно в законе. «Включение определений признаков общей аварии в закон внесло бы большую определенность во взаимоотношения сторон при возникновении общей аварии» Калинина И.А. Общая авария как специфический институт морского права // Право и экономика. – М.: Юрид. Дом “Юстицинформ”, 2001, № 4. С. 18.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector