Наименование фрахтовщика что это
Фрахтование: понятие, виды, условия
Фрахтование – договор, согласно с которым одна сторона (фрахтовщик) предоставляет другой (фрахтователю) транспортное средство целиком или частично на оговоренный срок, для выполнения определенной работы, на один или несколько рейсов.
Транспортные уставы и кодексы определяют порядок заключения договора фрахтования (чартера) и его форму. Договор заключается в письменном виде и, согласно ст. 120 КТМ РФ, содержит все основные сведения о сторонах сделки. Такая информация включает: наименование и местонахождение сторон, название судна, место погрузки груза, тип груза, размер платы, место назначения (направление) судна, а также иные условия и оговорки.
Итак, фрахтование судна – это договор предоставления транспортного средства для перевозки грузов за плату (фрахт).
Согласно ст. 117 КТМ, кроме чартера при грузоперевозках заполняется коносамент . Этот ценный документ подтверждает факт приема груза перевозчиком и, при наличии отсылки на условия договора фрахтования (ст. 119 КТМ), определяет отношения между перевозчиком и получателем груза. Если одна из сторон договора перевозки совпадает с получателем (например, когда транспорт фрахтует покупатель товара), то отношения между грузополучателем и грузоперевозчиком регулируются чартером.
- Чартер заполняется согласно типовым или частным формам (проформам), разработанным для грузов разных видов – наливных, зерновых, рудных, генеральных и пр.
- Законодательство допускает перевозку грузов по коносаменту без чартера, но запрещает грузоперевозку по чартеру без коносамента.
Фрахтователь вправе заключать договоры субчартера, что не отменяет обязательств по первоначальному договору.
Правовые аспекты фрахтования
По договору перевозки перевозчик обязан доставить груз продавца (отправителя) в пункт назначения и передать покупателю (получателю). Фрахтование подразумевает, что фрахтовщик обязуется предоставить судно полностью или определенную его часть, но при этом не обязан сопровождать груз и не отвечает за его сохранность. Здесь кроется отличие перевозки от фрахтования .
Фрахтователь сопровождает груз и имеет право требовать, чтобы посторонние товары не находились на судне, в предоставленной договором вместимости судна.
Сверившись со ст. 606 ГК РФ, можно понять, что факт передачи судна или его части делает фрахтование близким к понятию аренды: арендатор платит за временное пользование (владение) имуществом арендодателя. Однако понятие фрахтования неразрывно связано с доставкой грузов – зафрахтованные суда можно эксплуатировать только в целях торгового мореплавания.
Фрахтовщик, предоставляя судно для целевого использования, остается фактическим владельцем транспортного средства и лишь передает фрахтователю вместимость . В этом и заключается отличие фрахтования от аренды транспортного средства.
Виды фрахтования судна
Разграничивают фрахтование рейсовое – для выполнения определенной транспортной работы – и на определенный срок (на время).
Рейсовое фрахтование: подвиды
- На один рейс (one voyage C/P). Когда груз сдан получателю и выполнены расчеты по рейсу фрахтователь и фрахтовщик взаимно освобождаются от всех обязательств.
- На ряд последовательных рейсов (consecutive voyage С/Р). Завершив один рейс, перевозчик отправляет судно в следующий, и т.д.
- По контракту. За срок действия договора фрахтования судовладелец обязуется перевезти конкретное количество груза, привлекая собственный или арендованный тоннаж.
Фрахтование на время: популярные формы
- Тайм-чартер. Фрахтователь получает судно с экипажем и покрывает только расходы, связанные с транспортной работой (портовые сборы, оплата швартовых операций, буксирная помощь, топливо и пр.).
- Димайз-чартер. Фрахтователь становится работодателем экипажа и берет на себя абсолютно все затраты на эксплуатацию судна.
- Бербоут-чартер. Фрахтователь получает судно без экипажа и самостоятельно занимается наймом моряков.
Итак: при тайм-чартере судовладелец остается работодателем моряка и оплачивает содержание, страхование, ремонт, техобслуживание судна. Условия фрахтования по договору димайз- и бербоут-чартера таковы, что ответственность за экипаж ложится на фрахтователя.
Понятие фрахтования и его виды
Фрахтование – это наем или аренда судов для выполнения определенной работы, например, буксировки объектов, транспортировки грузов, пассажирских перевозок. Фрахтование в обязательном порядке подразумевает оплату – фрахт, размер которого устанавливается соглашением между сторонами – фрахтовщиком и фрахтователем.
Наем подразумевает, что судно передается без экипажа. Аренда означает передачу судна вместе с экипажем.
Виды фрахтования
К понятию фрахтования относятся две основные его разновидности:
Отличие договора перевозки от договора фрахтования заключается в том, что фрахтовщик не несет ответственность за груз фрахтователя.
Рейсовое фрахтование СМТ (Билибино, Певек, Чукотка, Черский)
Главные особенности рейсового фрахтования:
- Судно фрахтуется для определенной работы.
- Для этой конкретной работы можно оценить объем и трудоемкость.
- Вознаграждение фрахтователя фрахтовщику определяется объемом и трудоемкостью выполняемой работы.
- Все расходы по выполнению этой определенной работы ложатся на судовладельца.
Единственным исключением из последнего пункта являются расходы по погрузке и выгрузке грузов.
Выделяют несколько подвидов рейсового фрахтования – на один рейс, на круговой, на фиксированное число рейсов.
Одностороннее и двустороннее фрахтование удобно, когда необходимо заполнить балластные переходы. Фрахтование на определенное число последовательных рейсов применяется, если какой-либо груз требуется доставить несколькими рейсами.
Фрахтование на время
Основные признаки фрахтования на время:
- Суда предоставляются для целей фрахтователя на определенный срок.
- Вознаграждение судовладельца исчисляется повременно.
- Расходы на эксплуатацию и обслуживания судов в основном ложатся на фрахтователя.
На судовладельца, однако, могут быть переложены некоторые постоянные расходы (при условии, что их не взял на себя арендатор).
Основные подвиды фрахтования на время – тайм-чартер, бербоут-чартер, димайз-чартер.
Timecharter
Фрахтование по договору тайм-чартера подразумевает, что судовладелец за определенную плату (арендную плату) предоставляет судно вместе с экипажем и берет на себя постоянные издержки – оплату услуг экипажа, страхование и т.д. На вторую сторону возлагаются переменные издержки, т.е. непосредственно связанные с перевозкой груза – затраты на топливо, портовые сборы и пр.
Bare boat Charter
По договору бербоут-чартера фрахтователь на определенный срок получает от судовладельца на условиях платы (фрахта) судно без экипажа и не оснащенное для транспортировки грузов, перевозки пассажиров или иных целей фрахтователя. В течение всего периода бэрбоута фрахтователь считается временным собственником судна, имеет право снарядить судно своим экипажем, сменить флаг судна, заключать договоры бербоут-чартера с третьими лицами (суббербоут-чартер) на весь срок бэрбоута или его часть.
Одной из разновидностей Bare boat Charter считается бербоут с получением фрахтователем прав собственности на судно. Главное отличие данного вида фрахтования от аренды заключается в том, что арендная плата увеличивается и в течение периода бербоута компенсирует судовладельцу стоимость судна. При этом само судно считается собственностью фрахтователя с момента заключения договора бербоут-чартера – при условии, что фрахтователь выплатит всю оговоренную сумму. Фактически речь идет о комбинированной сделке, договор которой сочетает элементы договора фрахтования и договора купли-продажи.
Demise Charter
Димайз-чартер – фрахтование, при котором фрахтователь получает максимум прав по управлению и эксплуатации судна. Кроме того, фрахтователь-арендатор несет все расходы, включая оплату услуг экипажа, страхование и т.п. В отличие от тайм-чартера, когда работодателем экипажа остается судовладелец, при димайз-чартере члены экипажа считаются служащими фрахтователя в течение всего срока чартера.
Остались вопросы? Получите консультацию специалистов U.M.C.A.
Как прямой фрахтователь ледоколов для перевозки грузов по СМП, компания обладает максимумом информации по вопросам, связанным с особенностями фрахтования судов в РФ. Обращайтесь, и мы разъясним юридические тонкости, поможем оформить сопроводительные документы и предложим экспедиционные услуги, связанные с доставкой грузов в порты Севморпути.
Энциклопедия решений. Договор фрахтования
Перевозка грузов, пассажиров и багажа может осуществляться не только транспортом общего пользования на основании договора перевозки, но и путем заключения договора фрахтования. По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения такого договора, а также форма договора фрахтования устанавливаются транспортными уставами и кодексами (ст. 787 ГК РФ).
Сторонами договора фрахтования являются фрахтовщик и фрахтователь. Наиболее развернутое определение этих понятий содержится в п.п. 21, 22 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта” (далее – УАТ). В соответствии с этими нормами фрахтовщиком является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов, а фрахтователем – физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов.
Частью 1 ст. 18 УАТ определено, что на основании договора фрахтования, заключаемого в письменной форме, предоставляется транспортное средство, которым осуществляется перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей.
В соответствии со ст. 104 Воздушного кодекса РФ (далее – ВК РФ) по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Осуществление чартерных воздушных перевозок регулируется ВК РФ.
Кодекс торгового мореплавания РФ (далее – КТМ РФ) выделяет следующие виды договора фрахтования: тайм-чартер и бербоут-чартер. По договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. Фрахтователь обязан пользоваться судном и услугами членов его экипажа в соответствии с целями и условиями их предоставления, определенными тайм-чартером, оплачивать связанные с коммерческой эксплуатацией судна расходы и сборы, а по окончании срока действия тайм-чартера – возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа судна (ст. 198, п.п. 1, 2 ст. 204 КТМ РФ).
По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. Фрахтователь в течение срока действия бербоут-чартера поддерживает судно в мореходном состоянии (однако устранение скрытых недостатков судна является обязанностью судовладельца), комплектует экипаж судна, осуществляет эксплуатацию судна в соответствии с условиями бербоут-чартера и несет все связанные с эксплуатацией расходы, в том числе расходы на содержание членов экипажа, возмещает расходы на страхование судна и своей ответственности, а также уплачивает взимаемые с судна сборы. По окончании срока действия бербоут-чартера фрахтователь обязан возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа судна (ст. 211, п. 2 ст. 216, ст.ст. 217, 218 КТМ РФ).
Пункт 4 ст. 67 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее – КВВТ РФ) определяет, что договор перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для перевозки груза всего судна или части его (договор фрахтования). В этом случае фрахтователь имеет права и несет обязанности, предусмотренные КВВТ РФ для грузоотправителей.
Существенные условия договора фрахтования различаются в зависимости от вида фрахтуемого транспортного средства. При отсутствии согласованных сторонами существенных условий договор может быть признан незаключенным (постановления Пятнадцатого ААС от 28.04.2012 N 15АП-2852/12, Шестнадцатого ААС от 21.03.2012 N 16АП-223/12).
Плата по договору фрахтования транспортного средства определяется не на основании утвержденных тарифов, а исключительно соглашением сторон (п. 6 ч. 2 ст. 27 УАТ, п. 6 ст. 64 ВК РФ, п. 3 ст. 97 КВВТ РФ).
Наименование фрахтовщика что это
Фрахтователь имеет право не принимать судно до тех пор, пока оно не будет приведено в мореходное состояние, иначе фрахтователь имеет право расторгнуть договор. Понятие мореходности судна включает и его укомплектованность квалифицированным экипажем. В необходимых случаях в чартер вносится условие о том, что перевозчик должен обеспечить на судне водонепроницаемые крышки люков. Если немореходность судна выявилась в рейсе и привела к утрате или порче груза, либо к задержке в его доставке, то судовладелец должен доказать, что дефект судового оборудования, который вызвал немореходность, появился уже после выхода в рейс.
Фрахтовщик обязан надлежащим образом разместить груз согласно грузовому плану, который утверждается капитаном судна. При приеме груза обязанностью перевозчика является выдача фрахтователю коносамента.
Основной обязанностью перевозчика является доставка груза в установленные сроки. Перевозчик обязан в пути следования проявить надлежащую заботу о сохранности груза.
Судовладелец обязан указать в чартере грузовместимость Неисполнение этой обязанности влечет право требования фрахтователем с грузовладельца возмещения убытков в том случае, если в результате правонарушения он не сможет погрузить на судно весь груз. Грузовместимость является одной из важнейших характеристик договора фрахтования. Наряду с этим большое значение имеет грузоподъемность судна — максимальный вес груза в тоннах, который разрешаете погрузить на судно.
Одной из особенностей чартера является то, что перевозчик не имеет право использовать отфрахтованное судно (или помещения) для других, даже попутных перевозок, если это не согласовано с фрахтователем.
В большинстве случаев фрахтователь принимает на себя обязанность по погрузке или разгрузке судна. Однако до этого момента он должен подготовить его соответствующим образом к отправке и предъявить к перевозке в установленный срок. На каждую подготовленную к отправке партию груза грузоотправитель передает перевозчику погрузочный ордер, в котором содержатся наименование отправителя, место назначения груза, наименование получателя, условие оплаты фрахта и других причитающихся платежей перевозчику.
Фрахтователь обязан оговорить специальные свойства предъявляемого к перевозке груза.
Фрахтователь обязан уплатить провозную плату — фрахт. Чаще всего по соглашению сторон устанавливается фрахтовая ставка за единицу груза. Оплата может быть произведена либо непосредственно перед отправлением судна, либо через обусловленное количество дней после подписания коносамента.
Перевозчик в течение срока договора сохраняет за собой контроль и управление работой судна.
В чартере детально оговариваются права и обязанности сторон на случай любых возможных отклонений реальных условий рейса от согласованных в чартере, а именно: отсутствие необходимого количества груза, неготовность судна, его прибытие в порт погрузки ранее установленного срока, простой судна в ожидании причала, задержка судна или досрочное окончание грузовых работ, различные форс-мажорные обстоятельства.
Согласно КТМ РФ допускается уступка прав по чартеру. При перевозке груза по чартеру фрахтователь вправе с согласия перевозчика уступать свои права по договору морской перевозки груза третьим лицам. Фрахтователь, а также третье лицо, которому он уступил свои права, несет перед перевозчиком солидарную ответственность за неисполнение договора морской перевозки груза. Такая уступка может быть совершена лишь в форме, предусмотренной для первоначального обязательства, т.е. в письменной форме.
Ответственность сторон. Перевозчик несет ответственность за порчу, утрату или задержку доставки груза. Он также несет все коммерческие риски, связанные с простоем судна на рейсе, если они произошли не по вине фрахтователя (метеопричины, праздники), риски увеличения портовых расходов и цен на топливо и снабжение (по сравнению с расчетными на момент заключения чартера), риски гибели и повреждения судна, кроме тех случаев, когда это произошло по вине фрахтователя или его служащих.
В частности, фрахтовщик отвечает за любой ущерб, который был нанесен грузу из-за некачественной укладки, крепления, а также нарушения правил по вентелированию трюмов или невыполнения специальных инструкций фрахтователя в части обеспечения сохранности груза.
По общему правилу вина перевозчика презюмируется. Однако, если груз сопровождался проводником отправителя либо прибыл на место за исправными пломбами отправителя груза или в исправной таре бремя доказывания возлагается на отправителя или получателя.
Что такое фрахт: разновидности и особенности
Перевозка грузов является неотъемлемой частью любой внешнеэкономической торговой сделки. Поэтому у компаний, которые ведут международную коммерческую деятельность, периодически возникает резонный вопрос о том, каким видам грузоперевозок отдать предпочтение, чтобы успешно доставить продукцию из другой страны. От выбранного способа зависит не только стоимость поставки товара, но и безопасность его безопасность в пути. Поэтому предприниматели, которые ведут международную торговую деятельность, должны разобраться во всех тонкостях транспортировки товаров.
В первую очередь необходимо понять, что такое фрахт в грузоперевозках. Бизнесмен должен знать, как рассчитывается ставка фрахта, ведь от этого зависит конечная стоимость транспортировки товара. Кроме того, необходимо изучить и другие вопросы, связанные с международной перевозкой продукции. Это позволит избежать проблем и трений между контрагентами.
Что это такое?
Фрахт – это плата за транспортировку товара, обусловленная заключённым контрактом или международными законами. Для осуществления перевозки товара от поставщика к заказчику нужно, чтобы контрагенты заключили фрахтовой договор. Он регулирует условия найма авиатранспорта или морского судна между фрахтователем и фрахтовщиком. При этом фрахтователь обязуется оплатить услуги транспортной компании, а фрахтовщик берёт на себя ответственность, связанную с доставкой груза к указанному в контракте пункту назначения.
Фрахт – это не только оплата транспортировки товара морским или воздушным транспортом, но и сам груз, перевозимый на зафрахтованном судне. Кроме того, этот термин также применим и к самому договору поставки.
Морской фрахт
Испокон веков люди используют морские пути для перемещения грузов между странами, островами и континентами. Более того, раньше это был единственный способ поставлять товары некоторым другим государствам. Но и сейчас, когда появились более быстрые способы транспортировать грузы, морские перевозки не теряют своей актуальности. Поэтому компаниям, которые ведут международную коммерческую деятельность, необходимо узнать о том, что такое морской фрахт.
- Базовая ставка – это непосредственно оплата перевозки товара морскими путями. Она зависит от дальности маршрута и размеров груза.
- Обязательная доплата является неотъёмлемой частью сделки по осуществлению морских перевозок. Она компенсирует непостоянные расходы владельца судна. При этом обязательная доплата бывает нескольких видов:
- надбавка за подготовку специальных фрахтовых документов, которые сопровождают погрузку и разгрузку продукции;
- дополнительная плата за обработку товара в порту;
- сбор, учитывающий колебания цен на масло и топливо.
Всё это входит в окончательную стоимость данного вида фрахтования.
- Перевозка нестандартного и негабаритного товара;
- Очистка контейнера после транспортировки груза;
- Использование вентилируемых и холодильных установок.
Что касается условий фрахтовой погрузки, то они включают общепринятые термины, которые указывают на того, кто оплачивает погрузку и разгрузку товара. К этим терминам относятся:
- Free Out – транспортировка, свободная от выгрузки товара в пункте назначения. Это значит, что в её стоимость не входит разгрузка продукции в порту.
- Free In – перевозка, свободная от погрузки продукции. Это значит, что оплата погрузки товара в терминале отправления не входит в стоимость фрахта.
- Liner Out – оплата разгрузки продукции входит во фрахтовую стоимость.
- Liner In – стоимость принятия и погрузки товара на судно входит в базовую ставку морской перевозки.
Преимущества
Перевозка груза морем обладает рядом преимуществом. К ним можно отнести:
- Основным преимуществом морского фрахтования по праву считается невысокая стоимость, если сравнивать с другими видами перевозки.
- Если заказчику необходима большая партия товара, то морскими путями она может быть доставлена ему за один раз, так как вместимость морских судов довольно высока. Это значит, что импортёр сэкономит не только деньги, но и время.
- У морских путей безграничная пропускная способность. Это значит, что судно не попадёт в пробку во время перевозки.
- Доставляемый морскими путями груз находится в безопасности. Риск, связанный с возможной порчей товара, минимальный.
Недостатки
Фрахт морской обладает не только преимуществами, но и недостатками. К минусам перевозки товара морскими путями можно отнести:
- Так как морские суда следуют по определённому графику, заказчик нередко теряет время, ожидая поставку.
- Существует риск сроков поставки товара, ведь транспортировка товара морем зависит от метеоусловий.
- Морскими путями нельзя доставить товар непосредственно от поставщика заказчику. Это значит, что нужно использовать дополнительные транспортные средства, которые доставят груз в порт и заберут его из терминала прибытия.
- Если предприниматель ждёт срочную поставку, то ему нужно отдать предпочтение воздушному транспорту, так как у морского судна невысокая скорость движения.
Авиафрахт
В отличие от перевозок по воде, которые существуют сотни лет, транспортировка грузов воздушными путями появилась сравнительно недавно. Но она успела завоевать огромную популярность. Поэтому компаниям, ведущим международную коммерческую деятельность, необходимо узнать о том, что такое авиационный фрахт.
- габаритные размеры товара в сантиметрах;
- наименование товара;
- вес груза (брутто);
- прописанная в инвойсе стоимость продукции;
- аэропорт отправления;
- тип упаковки.
Авиаперевозчик, рассчитывая стоимость транспортировки груза воздушными путями, должен суммировать такие составляющие:
- надбавка за топливо;
- дополнительная плата за безопасность;
- ставка фрахта.
Две первые величины рассчитываются исходя из фактического веса поставляемого груза.
Преимущества
Фрахт судна воздушного обладает рядом преимуществ. К числу главных плюсов относится:
- Главным достоинством поставки груза воздухом является высочайшая скорость. Это значит, что товар от поставщика к заказчику может быть доставлен за 1 день, что идеально подходит для продуктов с ограниченным сроком хранения.
- Любой груз надёжно фиксируется в грузовом отсеке самолёта, что минимизирует возможность повреждения товара. Кроме того, в службе авиафрахта есть работники, которые обеспечивают безопасную поставку груза.
- Авиадоставка осуществляется в любой населённый пункт, в котором есть аэропорт. Это значит, что заказчику будет проще забрать продукцию, если только он живёт не рядом с морским портом.
Недостатки
Есть у авиафрахта и минусы. К их числу можно отнести:
- Ограниченная грузоподъёмность самолётов, которые не могут принять на борт такое количество груза, как морские суда.
- Стоимость гораздо выше, чем при транспортировке груза морскими путями. Так что этот способ доставки уместно выбирать в том случае, если скорость поставки важнее экономии средств.
- Воздушными путями невозможно доставлять жидкие, сыпучие и взрывоопасные грузы.
Предприниматель, который выбирает способ доставки заказанного груза, должен сразу решить, что для него в приоритете – скорость транспортировки или финансовая сторона вопроса.
Видео
В данном видео вы узнаете больше информации о нюансах морского фрахта.