Незаконное лишение права управления транспортным средством
Avtodoks.ru

Автомобильный юрист

Незаконное лишение права управления транспортным средством

Незаконное ограничение права управления автомобилем

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про незаконное ограничение права управления транспортными средствами или его эксплуатации, предусмотренные статьей 12.35 КоАП.

Наказание за данное нарушение может быть наложено в том числе и на сотрудников ГИБДД, превышающих должностные полномочия.

В рамках данной статьи будет рассмотрено несколько типичных ситуаций, содержащих в себе незаконное ограничение прав водителя. Кроме того, Вы узнаете о порядке обжалования действий сотрудника ГИБДД. Приступим.

Ограничение права управления транспортными средствами

В первую очередь рассмотрим часть 1 статьи 28 Федерального закона “О безопасности дорожного движения”:

1. Основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются:

истечение срока действия водительского удостоверения;

выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик;

лишение права на управление транспортными средствами.

Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.

Действие права на управление транспортными средствами приостанавливается на период временного ограничения на пользование этим правом, установленного в порядке, предусмотренном федеральным законом.

В данной статье перечислены все ситуации, при которых водитель теряет право управления автомобилем:

Причем для каждой из ситуаций установлен собственный порядок приостановки/возобновления действия удостоверения. Нарушение этого порядка как раз и является незаконным ограничением права управления автомобилем.

Наказание за незаконное ограничение права управления

Наказание за незаконное ограничение права управления транспортными средствами предусмотрено статьей 12.35 КоАП:

Применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, или нарушение установленного порядка применения предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц – двадцати тысяч рублей.

Итак, штраф за незаконное ограничение прав управления для граждан составляет 2 000 рублей, для должностных лиц – 20 000 рублей.

Таким образом, если сотрудник полиции или судебный пристав незаконно ограничивает право водителя, он может быть наказан штрафом в размере 20 000 рублей.

Примеры незаконного ограничения права управления

Рассмотрим несколько примеров незаконного ограничения права водителя на управление транспортными средствами:

1. Отказ замены водительского удостоверения в связи с наличием неуплаченных штрафов ГИБДД. Данная ситуация была популярна еще несколько лет назад. Водителю не меняли права до тех пор, пока он не оплатит штрафы и не принесет квитанции.

В настоящее время ситуация разрешается несколько по-иному. При обращении в ГИБДД для замены удостоверения, сотрудники ГИБДД проводят его замену. Однако одновременно они составляют протоколы о неуплате штрафов ГИБДД и направляют их в суд. И в данном случае все в рамках закона.

2. Отказ возврата водительского удостоверения после лишения. Причины в данном случае могут быть разные. Например, от водителя требуют медицинскую справку при нарушении, не требующем предоставления подобного документа.

Кроме того, бывают и более оригинальные идеи сотрудников. Например, права не возвращают из-за того, что при внесении информации в базу данных была допущена ошибка и срок лишения (в компьютере ГИБДД) не начался.

3. Изъятие водительского удостоверения у водителя при остановке автомобиля сотрудником ГИБДД. Например, в результате личного конфликта водителя и сотрудника ГИБДД последний забирает удостоверение и уносит его с собой (в здание поста или служебный автомобиль).

4. Отказ возврата автомобиля со штрафстоянки до уплаты штрафа. В данном случае речь идет о незаконном ограничении права пользования транспортным средством, однако это та же самая статья 12.35 КоАП.

5. Судебные приставы временно приостанавливают действие водительского удостоверения за “неправильные” долги. Например, приостановка прав за долги по кредиту является нарушением.

Я привел лишь несколько типовых ситуация. Если у Вас есть собственный пример незаконного ограничения права управления автомобилем, напишите о нем в комментариях к данной статье.

Как оспорить ограничение права управления?

Для того, чтобы оспорить незаконное ограничение права управления транспортными средствами, нужно в первую очередь собрать доказательства. Самым лучшим доказательством будет письменный отказ, выданный сотрудниками ГИБДД.

Если Вы считаете, что Ваши права незаконно ограничивают, то смело просите письменный отказ. На практике письменный отказ выдают не очень часто. Если сотрудник ГИБДД чувствует, что он не прав, то он просто выполнит необходимое Вам действие (например, вернет удостоверение).

Иногда сотрудники ГИБДД отказывают в том числе и выдать письменный отказ. В этом случае нужно собрать доказательства другим способом. Например, вести аудио или видеозапись разговора.

Кроме того, можно отправить заявление в ГИБДД заказным письмом. В этом случае Вы получите в ответ письменный отказ.

После того, как доказательства собраны, нужно подать жалобу на сотрудника.

В первую очередь составьте текст жалобы, основываясь на имеющихся у Вас доказательствах, а также на пунктах нормативных правовых документов.

Дела по статье 12.35 КоАП рассматриваются судьями. Поэтому в данном случае можно подать жалобу либо в прокуратуру, либо в суд.

Если все сделать верно, судья примет Вашу сторону и должностное лицо получит штраф в размере 20 000 рублей.

Статья 12.35 КоАП РФ. Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию

Новая редакция Ст. 12.35 КоАП РФ

Применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, или нарушение установленного порядка применения предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию,-

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц – двадцати тысяч рублей.

Комментарий к Статье 12.35 КоАП РФ

1. Объект правонарушения – правила дорожного движения, право на управление транспортным средством и его эксплуатацию. Основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются истечение срока действия водительского удостоверения, ухудшение здоровья водителя, подтвержденное медицинским заключением, лишение права на управление транспортными средствами.

Меры, осуществление которых должностными лицами влечет за собой ограничение прав участников дорожного движения на управление, пользование транспортным средством, предусмотрены Законом РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 “О милиции” (с изм. от 8 июня 2006 г. N 80), Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации” (с изм. от 22 августа 2004 г.).

По смыслу п. 2 ст. 28 Федерального закона “О безопасности дорожного движения” ограничение прав на управление транспортным средством может быть обусловлено и совершением правонарушений, виды которых устанавливаются федеральным законом. Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона “О безопасности дорожного движения” основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются:

– истечение установленного срока действия водительского удостоверения;

– ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением;

– лишение права на управление транспортными средствами.

Согласно ст. 27 – 28 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации” (с изм. от 30 декабря 2004 г.) военнослужащие внутренних войск имеют право применять специальные средства для остановки транспортных средств, водители которых не выполнили законные требования сотрудников милиции или военнослужащих внутренних войск остановиться.
——————————–
СЗ РФ. 1997. N 6. Ст. 711; 2000. N 26. Ст. 2730, N 46. Ст. 4537; 2002. N 19. Ст. 1794; 2003. N 2. Ст. 164, N 27. Ст. 2700.

2. Объективная сторона правонарушения выражается в незаконном ограничении права на управление транспортным средством и его эксплуатацию. Незаконным ограничением права на управление транспортным средством признается запрет управлять транспортным средством и использовать его по назначению в случаях, не предусмотренных законом.

3. Субъектом данного правонарушения может быть специальный субъект – должностное лицо.

Другой комментарий к Ст. 12.35 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объект правонарушения – Правила дорожного движения, право на управление транспортным средством и его эксплуатация.

Водитель транспортного средства имеет право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения; получать информацию от должностных лиц о причинах установления ограничения или запрещения движения по дорогам; получать полную и достоверную информацию о качестве продукции и услугу, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения; на бесплатную медицинскую помощь, спасательные работы и другую экстренную помощь при дорожно-транспортном происшествии от организаций и (или) должностных лиц, на которых законом, иными нормативными правовыми актами или требованиями, предусмотренными в выданной им лицензии, возложена обязанность оказывать такую помощь.

Читать еще:  Как восстановить утерянные водительские права

Основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение установленного срока действия водительского удостоверения; ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением; лишение права на управление транспортными средствами.

2. Объективная сторона правонарушения находит свое выражение в незаконном ограничении права на управление транспортным средством и его эксплуатацию.

Под незаконным ограничением прав на управление транспортным средством следует понимать запрет управлять транспортным средством и использовать его по назначению в случаях, не предусмотренных законом.

Диспозиция не содержит перечень таких противоправных действий, применяемых к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию. Их перечень может быть весьма широким. Исходя из того, что ограничение такого права регламентируется КоАП РФ, в каждом конкретном случае следует устанавливать, в чем выразилось ограничение должностным лицом права управления транспортным средством или его эксплуатация с указанием нормы КоАП РФ.

Сравнительный анализ данной нормы с другими, предусмотренными гл.12 КоАП РФ, приводит к заключению о том, что указанный юридический состав дублирует ст.12.36 КоАП РФ (см. комментарий).

3. Субъективная сторона незаконного ограничения прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

5. Субъектами данного правонарушения указываются: граждане и должностные лица. Однако очевидно, что правом ограничения обладают должностные лица в силу предоставленных им должностных полномочий. Это означает, что субъектом комментируемого административного правонарушения во всех случаях может быть только специальный субъект – должностное лицо.

Статья 12.35 КоАП РФ. Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию (действующая редакция)

Применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, или нарушение установленного порядка применения предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц – двадцати тысяч рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 12.35 КоАП РФ

1. Меры, осуществление которых должностными лицами влечет за собой ограничение прав участников дорожного движения на управление, пользование транспортным средством, предусмотрены Законом РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 “О милиции”, Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации”.

По смыслу п. 2 ст. 28 Федерального закона “О безопасности дорожного движения” ограничение прав на управление транспортным средством может быть обусловлено и совершением правонарушений, виды которых устанавливаются федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона “О безопасности дорожного движения” основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются:

– истечение установленного срока действия водительского удостоверения;

– ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением;

– лишение права на управление транспортными средствами.

В соответствии с решением Верховного Суда РФ от 13 марта 1998 г. перечень оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами, установленный п. 1 ст. 28 Федерального закона “О безопасности дорожного движения”, является исчерпывающим.

Согласно ст. 27 – 28 Федерального закона “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации” военнослужащие внутренних войск имеют право применять специальные средства для остановки транспортных средств, водители которых не выполнили законные требования сотрудников милиции или военнослужащих внутренних войск остановиться.

Военнослужащие внутренних войск имеют право применять оружие для остановки транспортного средства в условиях режима чрезвычайного положения путем повреждения транспортного средства, если водитель отказывается остановиться, несмотря на законные требования сотрудников милиции или военнослужащих внутренних войск.

В соответствии со ст. 29 вышеуказанного Федерального закона боевая и специальная техника, состоящая на вооружении внутренних войск, применяется для остановки транспортного средства в условиях режима чрезвычайного положения, если водитель отказывается остановиться, несмотря на законные требования сотрудников милиции или военнослужащих внутренних войск.

О временном изъятии транспортных средств и об их досмотре в условиях чрезвычайного положения см. соответственно абз. 1 п. 3 и абз. 1 п. 4 комментария к ст. 20.5.

Ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра возможны в условиях военного положения (см. подп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ “О военном положении”). О легитимном ограничении прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию в случаях, предусмотренных законом РФ “О Государственной границе Российской Федерации”, а также при исполнении военно-транспортных мобилизационных обязанностей см. п. 2 комментария к ст. 18.2, комментарии к ст. 18.4 (применительно к ограничениям в условиях пограничного режима), к ст. 19.25.

2. Права собственника на управление, пользование транспортным средством могут быть ограничены при принудительном изъятии у собственника имущества в случаях реквизиции, конфискации имущества, а также в иных случаях, исчерпывающий перечень которых предусмотрен п. 2 ст. 235 ГК.

Ограничение указанных прав является следствием применения к владельцам и водителям транспортных средств мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: досмотра транспортного средства (ст. 27.9 КоАП), отстранения от управления транспортным средством и медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 27.12 КоАП), задержания транспортного средства, запрещения его эксплуатации (ст. 27.13 КоАП), ареста транспортного средства (ст. 27.14 КоАП).

Согласно ст. 11 Закона РФ “О милиции” должностные лица милиции вправе:

– временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их остаться там или покинуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан, проведения следственных и розыскных действий;

– запрещать эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, а также транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности; останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а также документы на транспортные средства и перевозимые грузы; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов; производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях; отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности.

3. Применительно к отношениям, существовавшим до введения в действие КоАП, решением Верховного Суда РФ от 2 декабря 1999 г. N ГКПИ 99-689 было установлено, что изъятие водительского удостоверения является мерой обеспечения производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и может применяться только до уплаты водителем штрафа. Ограничения прав граждан на управление транспортными средствами в этот период не происходит, поскольку до уплаты штрафа (в том числе при удержании штрафа в принудительном порядке) право на управление транспортными средствами подтверждается временным разрешением.

4. Порядок осуществления мер по ограничению рассматриваемых прав участников дорожного движения определяется подзаконным актом в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом, устанавливающим данные ограничения прав. В частности, согласно ч. 5 ст. 27.13 КоАП задержание транспортного средства, помещение его на стоянку, хранение, а также запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.

Ограничение рассматриваемых прав участников дорожного движения по основаниям, не предусмотренным федеральным законом, либо осуществление указанных мер гражданами, должностными лицами в нарушение порядка, установленного подзаконным актом, квалифицируется в качестве рассматриваемого административного правонарушения.

5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями.

Дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов, а в случаях, не требующих проведения административного расследования, – мировыми судьями (ср. ч. 1, абз. 2 и 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП).

Статья 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством

Статья 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством

1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 12.7, является порядок управления транспортным средством. При этом виновный нарушает не только ст. 25-28 и иные нормы Закона о безопасности дорожного движения, но также ПДД и иных правовых актов в области дорожного движения (см. коммент. к ст. 12.1).

Читать еще:  Парковка грузового транспорта на придомовой территории

2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в:

1) ч. 1 ст. 12.7 состоит в том, что виновный фактически управляет транспортным средством, несмотря на то, что у него нет на это прав. Это возможно в случаях, когда лицо:

а) вообще никогда не имело прав на управление транспортным средством;

б) имеет право управления транспортным средством, но иной категории (например, он управляет грузовиком “КАМАЗ”, в то время как имел право управления лишь легковым автомобилем).

Состав данного административного правонарушения отсутствует, если лицо управляет транспортным средством во время учебной езды (см. об этом также коммент. к ст. 12.22);

2) ч. 2 ст. 12.7 состоит в том, что виновный управляет транспортным средством, несмотря на то, что он был лишен права на это в порядке административной ответственности. Даже если он предъявит другое водительское удостоверение (к сожалению, некоторые граждане умудряются иметь несколько таких документов), его действия охватываются ч. 2 ст. 12.7. Верховный Суд разъяснил (в п. 6 Пост. N 18) применяя правила частей 1 и 2 ст. 12.7 необходимо иметь в виду, что действия водителей, не имеющих права управления ТС и управлявших ими (до 01.01.08 – А.Г.) в состоянии опьянения не подлежат дополнительной квалификации по ст. 12.8 или 12.26, поскольку к этим лицам не может быть применено предусмотренное этими ст. 12.8 и 12.26 наказание в виде лишения права управления ТС. Однако данное разъяснение следует применять с учетом новых редакций ст. 12.8 и 12.26 (вступающих в силу с 01.01.08). Поэтому действия водителей, лишенных права управления ТС и управляющих ТС в состоянии опьянения допущенные ими после 01.01.08 – следует квалифицировать исходя из новых редакций ст. 12.8 и 12.26 (см. коммент. к ним). В п. 9 Обзора от 07.03.07 Верховный Суд обратил внимание на то, что в случае управления ТС лицом, находящимся в состоянии опьянения и лишенным права управления ТС присутствуют два самостоятельных состава правонарушений, предусмотренных ст. 12.8 и ч. 2 ст. 12.7. Следовательно действия такого лица следует квалифицировать по вышеуказанным статьям. При этом протокол об административном правонарушении в отношении такого лица составляется отдельно за каждое совершенное им правонарушение. Рассмотрение дел об административном правонарушении предусмотренном в ст. 12.8, отнесено к компетенции судьи, а ч. 2 ст. 12.7 – к компетенции должностного лица органов внутренних дел (до 01.01.08 – А.Г.).

3) ч. 3 ст. 12.7 состоит в том, что виновный передает управление транспортным средством лицу:

а) заведомо не имеющему прав управления (например, он знает, что у брата нет водительского удостоверения, но вручает ключи от своего транспортного средства и разрешает совершить поездку);

б) лишенному такого права, о чем виновный осведомлен.

Однако если он передает управление транспортным средством обучаемому, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ст. 12.7, отсутствует.

Оконченными данные правонарушения считаются с момента совершения любого из упомянутых действий.

Применяя ст. 12.7 после 01.01.08 следует учитывать следующие разъяснения ВС:

– лицо в отношении которого имеются достаточные основания, что оно находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения предусмотренные в ч. 1 и 2 ст. 12.7 – подлежат отстранению от управления ТС в присутствии 2 понятых о чем составляется протокол установленной формы (п. 10 Обзора от 05.12.08);

– при совершении водителем, не имеющим права управления ТС (либо лишенным такого права) других правонарушений, предусмотренных в главе 12 КоАП, его действия следует квалифицировать по ч. 1 или 2 ст. 12.7 и соответствующим статьям главы 12. Однако, если указанное лицо управляло ТС в состоянии опьянения либо не выполнило законное требование сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования, их действия подлежат квалификации соответственно по ч. 3 ст. 12.8 либо ч. 2 ст. 12.26. С учетом того, что водителям, не имеющим права управления ТС, не может быть применено наказание в виде лишения прав управления ТС, их действия подлежат квалификации только по ч. 1 ст. 12.7 и в случае совершения ими административных правонарушений, устанавливающими в качестве единственного основного наказания лишение права управления ТС (например, ч. 4 ст. 12.2, частями 3-6 ст. 12.5, ч. 3 ст. 12.10, ч. 4 ст. 12.15, ч. 3 ст. 12.27) (п. 6 Пост. N 18);

– при совершении военнослужащими по призыву правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 12.7 и ч. 3 ст. 12.8, суд не вправе ни назначить предусмотренные их санкциями наказания (арест или штраф) ни заменить наказание другим, более мягким. Суд должен вынести определение о передаче дела командиру части, для применения иных мер воздействия в соответствии с законодательством РФ. При этом дисциплинарная ответственность должна применяться не за административное правонарушение, а по основаниям и в порядке, предусмотренном Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ (п. 11 Обзора от 28.05.08);

– в случае управления автомобилем лицом, находящимся в состоянии опьянения и лишенным права управления ТС, присутствуют 2 самостоятельных состава правонарушений, предусмотренных в ст. 12.8 и ч. 2 ст. 12.7. При этом протокол об административном правонарушении составляется отдельно за каждое правонарушение. Рассмотрение дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.8, отнесено к компетенции судьи, а ч. 2 ст. 12.7 – к компетенции должностного милиции (п. 9 Обзора от 07.03.07).

3. Субъектом данных деяний являются только водители (т.е. субъект – специальный).

4. Субъективная сторона анализируемых административных правонарушений характеризуется либо умыслом, либо неосторожной формой вины. Правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 12.7, может быть совершено только умышленно.

5. Виновному может быть назначен только один вид наказания – административный штраф, который налагается органами внутренних дел (см. коммент. к ст. 3.5, 23.3). Размеры штрафов существенно повышены Федеральным законом от 21.03.05 “О внесении изменений в ст. 12.7 КоАП РФ” (он вступил в силу с 04.04.05). Если же административные правонарушения предусмотренные в ст. 12.7 будут совершены после 01.01.08 (т.е. после вступления в силу изменений внесенных в ст. 12.7 Законом N 210 от 24.07.07) то подлежат применению новые возросшие многократно штрафы. Кроме того, после 01.01.08 за управление ТС лицом уже лишенным права управления ТС судьей назначается такое наказание как административный арест на срок до 15 суток (а лицо, которому арест не может быть назначен (например, беременной женщине) судья назначает административный штраф в размере 5000 рублей).

Наказание за езду без прав после лишения в 2020 году: какой грозит штраф водителю

Спросить юриста быстрее, чем читать!

Задайте вопрос прямо сейчас и получите бесплатную консультацию. Ответим в течение 5 минут и решим даже самую сложную ситуацию.

Если водитель садится за руль, не имея при себе водительских прав, он нарушает закон, независимо от того, есть ли у него водительское удостоверение, просрочен срок его действия или он его вовсе не получал. А если его лишили прав, то ситуация ещё больше усугубляется. Управление транспортным средством (ТС)водителем, лишенным права управления – это правонарушение, за которое он может быть привлечён к административной ответственность. Конечно, водитель может успокаивать себя тем, что прав-то его уже не лишат, потому что это уже произошло, но данное мнение ошибочно. Севший за руль и попавшийся «лишенец» будет наказан способом, который выберет суд, в соответствии с совершённым правонарушением.

Наказание за езду без прав после лишения в 2020 году

Если водитель лишен водительских прав и его поймали за рулем, то наказание ему практически гарантировано. При отсутствии других нарушений (например, нахождение за рулём в состоянии опьянения) за езду без прав после лишения нарушителю грозит административная ответственность, предусмотренная п.2 ст. ст.12.7 КоАП. Наказание за управление автомобилем водителем, лишенным прав, может быть наложено в виде:

Административный штраф за управление автомобилем без водительского удостоверения накладывается в размере 30 тыс руб. По другим вариантам наказания за вождение без прав после лишения водителя могут арестовать на срок до 15 суток или назначить ему обязательные работы от 100 до 200 часов. При этом не имеет значения, за руль какого ТС сел «лишенец» – своего или чужого.

Штраф за езду без прав в трезвом виде

Выбор наказания за управление ТС лицом, лишенным водительского удостоверения, будет зависеть от сопутствующих обстоятельств. Если поймают лишенного прав на машине трезвым и без других нарушений, то ему грозит стандартное для этого случая наказание: действия водителя (езда без прав) подпадают под п.2 ст.12.7 КоАП. Штрафы ГИБДД за управление автомобилем лицом, лишенным права управления ТС, накладываются в фиксированном размере. Поэтому штраф за езду без прав после лишения в трезвом виде составит 30 тыс руб, не больше и не меньше. Впрочем, и два других варианта наказания нарушителя (арест до 15 суток и обязательные работы от 100 до 200 часов) тоже не исключены.

Читать еще:  Можно ли восстановить документы на списанную машину

Чем грозит езда без прав в нетрезвом виде после лишения

Ситуация несколько поменяется, если лишенный прав сел за руль пьяным в первый раз после изъятия у него удостоверения. Сесть за руль, будучи лишенным прав, в нетрезвом виде означает совершить правонарушение, предусмотренное п.3 ст.12.8 КоАП. Если сотрудникам ГИБДД попался за рулем водитель, лишенный прав и к тому же в состоянии опьянения, то ему могут «впаять» арест или штраф (лицу, в отношении которых не может применяться арест). Штраф назначается в размере 30 тысяч рублей, административный арест – на срок от 10 до 15 суток. Эти санкции практически идентичны тем, которые грозят трезвому водителю, севшему за руль без прав.

Однако ситуация окажется гораздо серьёзнее для водителя, если он попадётся сотрудникам ГИБДД в состоянии опьянения без прав, которые ранее были у него изъяты за вождение ТС в пьяном виде. В этом случае действия водителя являются уголовно наказуемыми (ст.264.1 УК РФ). За это преступление предусмотрены следующие варианты наказания:

  • штраф за езду без прав в нетрезвом виде после лишения за пьянкув размере от 200 тыс до 300 тыс руб или в размере дохода осуждённого за период от 1 года до 2 лет;
  • обязательные работы до 480 часов;
  • принудительные работы до 2 лет;
  • лишение свободы до 2 лет.

К каждому из вариантов наказания также добавляется запрет занимать некоторые должности или заниматься определёнными видами деятельностью до трёх лет.

Управление чужим автомобилем без прав

За управление чужим автомобилем без прав может быть наказан не только «лишенец», о чём рассказано выше, но и водитель, не получавший права. Наказание для таких случаев установлено п.1 ст.12.7 КоАП в виде штрафа в размере от 5 тыс до 15 тыс руб.

Правонарушение совершает и лицо, передавшее водителю без прав управление ТС. Причём не имеет значения, сидит ли собственник в этой же машине или доверил её водителю без прав и не поехал вместе с ним.

Наказание за передачу управления лицу, лишенному права управления, накладывается в виде штрафа в размере 30 тыс руб.

Исключением является случай, когда езда без водительского удостоверения осуществляется в рамках обучения автовождению, эта ситуация не считается правонарушением.

Наказание за езду с поддельным удостоверением

Бывают такие ситуации, когда отсутствие водительского удостоверения является более безобидным нарушением, чем его наличие, а штраф за вождение без прав – чисто символическим наказанием. Речь в данном случае идёт о том, что у водителя права с собой есть, но не подлинные, а поддельные (подложные). Соблазн изготовить, достать или купить такой документ относительно недорого у некоторых перевешивает доводы разума. На такой вариант могут пойти водители, которые хотят сэкономить время и деньги на законной процедуре получения прав или намеренные продолжать садиться за руль при их лишении. Кроме того, таким способам кто-то пытается обойти ограничения по медицинским показаниям.

За езду с подложными правами ни в КоАП, ни в УК наказание не предусмотрено. Зато в УК есть ст.327 (ч. 1, 3, 5), которой устанавливается уголовная ответственность за подделку, приобретение, хранение и использование заведомо поддельных документов.

За подделку документов (ч.1 ст.327) предусмотрены следующие варианты наказания:

  • ограничение свободы до 2 лет;
  • принудительные работы до 2 лет;
  • арест до 6 мес;
  • лишение свободы до 2 лет.

За приобретение, хранение, перевозку и использование поддельных документов (ч.3 ст.327) суд может «впаять»:

  • ограничение свободы;
  • принудительные работы;
  • лишение свободы,

по каждому из этих вариантов может быть установлен срок до 1 года.

За использование подделки нарушителю (исключая случаи, перечисленные в ч.3) грозит один из следующих видов наказания (ч.5 ст.327):

  • штраф до 80 тыс руб или в размере дохода нарушителя за период до 6 мес;
  • обязательные работы до 480 часов;
  • исправительные работы до 2 лет;
  • арест до 6 мес.

Конечно, существует вероятность того, что подделка не будет обнаружена, но рассчитывать на это неразумно. Ведь если такие права «пробьют» по базе ГИБДД и будет выявлено, что они подложные, то последствия будут очень серьёзными. Поэтому лучше всего найти законную альтернативу езде по поддельным правам и не пребывать в постоянном напряжении от страха быть пойманным.

Сколько можно ездить после лишения прав после суда

Ездить после решения суда о лишении прав можно до вступления постановления суда в законную силу. Такое право водителя в законодательстве напрямую не прописано, но оно следует из п.1 ст.32.7 КоАП, которая устанавливает начало отсчёта срока лишения специального права, к которому относится и право управления ТС. Этот срок отсчитывается со дня вступления постановления о лишении специального права в законную силу.

Согласно ст.31.1 КоАП, в законную силу постановление вступает после истечения срока, установленного для его обжалования. Он составляет 10 суток с момента получения правонарушителем копии постановления (ст.30.3 КоАП).

Поэтому ездить, если лишили водительских прав, можно до истечения срока обжалования постановления о лишении прав. Если водитель обжалует постановление в вышестоящей инстанции, то его вступление в силу будет отложено до момента вынесения решения этой инстанцией. В течение 3-х рабочих дней со дня вступления в силу постановления о лишении прав водитель обязан сдать их в ГИБДД.

После вступления постановления в законную силу езда без прав на машине после лишения будет противоправна. Правда, если очень захочется, можно попробовать это сделать, сев за руль без прав. Некоторые водители прибегают к хитростям, которые помогут ездить без прав после лишения:

  • при встрече с сотрудниками ГИБДД просят последних представиться, предъявить документы, тем самым отвлекая внимание от собственной персоны;
  • предъявляют свои документы исключительно по просьбе инспектора;
  • если сотрудник просит предъявить документы, показывают те, которые имеются в наличии в надежде, что инспектора интересует конкретный документ, например, полис ОСАГО;
  • если инспектор обнаруживает отсутствие прав, объясняют причину их отсутствия (забыли дома, потеряли, срочно требуется доставить человека в больницу и т.д.) в надежде на то, что сотрудник воспримет такое объяснение с пониманием и «простит» нарушителя.

Но рассчитывать на то, что эти уловки сработают, не следует. В ГИБДД работают далеко не наивные люди, готовые принимать на веру всё, что они слышат от водителей, и проявлять сочувствие в ответ на попытку словчить. В итоге водитель не только может получить протокол о правонарушении, но и быть уличённым во лжи, что отнюдь не облегчит его положение.

Можно ли повторно лишить прав после лишения

Лишение водительских прав, как способ наказания за административное правонарушение, прописана более чем в 10-ти статьях КоАП. А если инспектор ГИБДД остановил лишенного прав и вменил ему в вину правонарушение, по которому предусмотрено лишение водительского удостоверения, его могут лишить прав повторно.

Лишить водительских прав уже лишенного их водителя может суд на основании протокола об административном правонарушении, составленного сотрудником ГИБДД. Отличие же от ситуации, когда права у водителя имеется, заключается в следующем:

  • водительское удостоверение не сдаётся, поскольку оно уже было изъято и находится на хранении в подразделении ГИБДД;
  • новый срок не будет накладываться на прежний, а прибавится к нему, то есть лишение прав будет продлено на срок, указанный в новом постановлении суда.

Как вернуть права досрочно

Наверняка многие водители, лишённые прав, испытывают сильное чувство дискомфорта из-за невозможности сесть за руль своих автомобилей. Кто-то из них продолжает ездить без водительского удостоверения, а кто-то решается и на подделку. Но всё это чревато неприятностями. Единственной законный способ сесть за руль, не опасаясь последствий – досрочно вернуть изъятое удостоверение. Для того, чтобы вернуть права прежде, чем истечёт установленный судом срок наказания, должны быть выполнены несколько условий:

  • отсутствие задолженности по штрафам ГИБДД и нанесению ущерба пострадавшей в ДТП стороне (если была авария);
  • отсутствие зафиксированных правонарушений со стороны водителя после лишения прав, включая езду без водительского удостоверения;
  • истечение половины срока лишения прав.

Для досрочного возврата водительского удостоверения следует подать ходатайство в суд. При этом следует иметь в виду, что вернуть права до истечения срока наказания можно не во всех случаях. Если они были изъяты за езду в состоянии опьянения, то досрочный их возврат будет невозможен. В остальных случаях суд может удовлетворить ходатайство.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector