Подкатегория B1 в водительском удостоверении
Avtodoks.ru

Автомобильный юрист

Подкатегория B1 в водительском удостоверении

Категории водительских удостоверений

Транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности для окружающих, поэтому право на управление ими предоставляется лицам, отвечающим определенным требованиям (таблица 1 “Категории водительских прав”). Для того чтобы получить водительское удостоверение определенной категории, требуется сдать экзамен. Стоит отметить, что для того, чтобы управлять велосипедом, сдавать такой экзамен не требуется, хотя не стоит забывать об установленных возрастных ограничениях для движения на нем по дорогам – 14 лет (п. 24.1 ПДД).

Таблица 1. “Категории водительских прав”

Категория Подкатегория Право на управление Для лиц К экзаменам на получение прав соответствующей категории после подготовки допускаются лица, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение и достигшие
“М” Мопедами и легкими квадрициклами Не моложе 16 лет 16 лет
“А” Мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами Не моложе 18 лет 18 лет
“А1” Мотоциклами с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт Не моложе 16 лет 16 лет
“В” Автомобилями (за исключением транспортных средств категории “А”), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобилями категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобилями категории “В”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов Не моложе 18 лет 17 лет
“В1” Трициклами и квадрициклами Не моложе 18 лет 18 лет
“ВЕ” Автомобилями категории “В”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобилями категории “В”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов Не моложе 19 лет 19 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории “В” не менее 12 месяцев
“С” Автомобилями, за исключением автомобилей категории “D”, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобилями категории “С”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов Не моложе 18 лет 17 лет
“С1” Автомобилями, за исключением автомобилей категории “D”, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобилями подкатегории “С1”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов Не моложе 18 лет 18 лет
“С1Е” Автомобилями подкатегории “С1”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов Не моложе 19 лет 19 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории “С” или “С1” не менее 12 месяцев
“СЕ” Автомобилями категории “С”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов Не моложе 19 лет 19 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории “С” не менее 12 месяцев
“D” Автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобилями категории “D”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов Не моложе 21 года 21 года
“DЕ” Автомобилями категории “D”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененными автобусами Не моложе 22 лет 22 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории “D” не менее 12 месяцев (за исключением транспортных средств Вооруженных Сил РФ)
“D1” Автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобилями подкатегории “D1”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов Не моложе 21 года 21 года
“D1Е” Автомобилями подкатегории “D1”, сцепленными с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов Не моложе 22 года 22 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории “D” или “D1” не менее 12 месяцев (за исключением транспортных средств Вооруженных Сил РФ)
“Tm” Трамваями Не моложе 21 года 21 года
“Tb” Троллейбусами Не моложе 21 года 21 года

Экзамены принимаются на транспортных средствах с механической или автоматической трансмиссией. Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с механической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории с любым видом трансмиссии. Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией.

Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории “А”, подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории “А1” и подкатегории “В1” с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории “В” – подкатегории “В1” (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории “С” – подкатегории “С1”, категории “D” – подкатегории “D1”, категории “СЕ” – подкатегории “С1E”, категории “DE” – подкатегории “D1E”. Российское национальное водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортными средствами, подтверждающие право на управление транспортными средствами любой из этих категорий или подкатегорий, подтверждает право на управление транспортными средствами категории “М” (п. 7 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”).

Лица, проходящие военную службу, после соответствующего профессионального обучения допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категории “D” и подкатегории “D1” по достижении девятнадцатилетнего возраста.
До достижения указанными лицами двадцатиоднолетнего возраста выданные им по результатам сдачи экзаменов российские национальные водительские удостоверения подтверждают право на управление транспортными средствами категории “D” и подкатегории “D1”, принадлежащими только Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба (п. 4 ст. 26 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”).

Водительское удостоверение любой категории выдается на срок 10 лет, за исключением лиц, временно пребывающих на территории России и не имеющим иностранных национальных водительских удостоверений. В этом случае выдача российского водительского удостоверения производится на общих основаниях на срок действия регистрации их документов на право временного пребывания в Российской Федерации.

Квадрициклы, трициклы и мопеды

Не следует путать понятия “КвадрОцикл” и “КвадрИцикл”. К легким квадрициклам относятся четырехколесные транспортные средства, ненагруженная масса которых не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся:

  • в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием – рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб.см.;
  • в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа – максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт;
  • в случае электродвигателя – номинальный максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

Категория В1 разрешает управление не только легкими, но и прочими квадрициклами, к которым относятся четырехколесные транспортные средства, ненагруженная масса которых не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.

Трицикл – это трехколесное транспортное средство с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб.см. и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

Мопед – это двухколесное или трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, характеризующееся: – в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием – рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб.см., или – в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа – максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или – в случае электродвигателя – номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

Читать еще:  Как посмотреть аварии по машине?

Категория В1: какие машины можно водить

Нынешнее многообразие транспортных средств наконец-то нашло своё отражение в российском законодательстве. В 2016 году у нас появилось несколько новых категорий для управления ТС – в частности, категория В1. Однако далеко не все водители успели узнать в подробностях о внедрённых новациях. Что же изменилось в старой категории В, какие машины можно водить с категорией В, и зачем она вообще нужна? Давайте разбираться вместе что это такое.

Категория В1 в водительских правах: что это?

На самом деле всё очень просто: старая, привычная категория В теперь обзавелась дополнительными подкатегориями:

  • собственно категория В – разрешает управление легковой машиной весом до 3,5 тонны, в которой могут ехать до 8-ми пассажиров;
    • подкатегория ВЕ – разрешает управление легковой машиной весом до 3,5 тонны, к которой прикреплён прицеп весом до 0,75 тонны, а в салоне могут ехать не более чем 8 пассажиров;
    • подкатегория В1 – разрешает управление трициклом либо квадрициклом, на котором стоит двигатель объёмом более 50 кубических сантиметров и весом меньше 0,55 тонны.

Как выглядит категория В1 в водительском удостоверении

Если ваш трицикл либо квадрицикл обладает более низкими характеристиками, то он соответствует требованиям, предъявляемым к мопедам. В этом случае для его управления понадобится открывать категорию М, а не В1.

Также нужно отметить, что если вы открываете категорию В1 , то в её 12-й графе у вас может быть проставлена пометка: буквы AS либо MS. Что это значит?

  • AS, или Automotive Steering, означает возможность управления ТС, которое оснащено автомобильным рулём. Кроме того, пометка предполагает наличие в вашем квадрицикле или трицикле настоящего автомобильного сидения, а не мотоциклетного седла.
  • MS, или Motorcycle Steering, означает управление квадрициклом либо трициклом, в котором вместо автомобильного руля установлен мотоциклетный руль и мотоциклетное же седло вместо сидения.

Машины, которые можно водить с категорией B1

Итак, водительские права для подкатегории В1 необходимы для управления квадрициклами и трициклами. Это достаточно экзотичные для нашей страны автомобили, хотя их количество на дорогах России в последние годы, несомненно, увеличилось.

  • Трицикл, который необходимо зарегистрировать в ГИБДД и получить права на его вождение, представляет собой трёхколёсный мототранспорт, оснащённый двигателем с объёмом камеры не меньше 50 кубических сантиметров. Впрочем, это может быть и электрический трицикл.

Как может выглядеть трицикл

  • Квадрицикл – это четырёхколёсный мототранспорт, двигатель которого развивает мощность до 20 лошадиных сил, и который подлежит регистрации в ГИБДД. Если на нём вместо ДВС установлен электродвигатель, то его мощность не должна превышать 15 КВт. Масса квадрицикла должна быть не более 400 кг (до 550 кг, если квадрицикл предназначен для перевозки грузов), а скорость передвижения может превышать 25 км/ч.

Как может выглядеть квадрицикл

Нередко квадрициклы в нашей стране путают с квадроциклами. Между тем, разница есть: квадрОциклы – это внедорожные лёгкие мотосредства без кабины, на которых не разрешается ездить по дорогам общего пользования. КвадрИцикл же вполне может иметь кабину, и специально предназначен для движения по автомобильным дорогам: фактически это либо мотоколяска, либо микроавтомобиль.

Как открыть категорию В1 в водительских правах?

Для открытия подкатегории В1 не нужно сдавать никаких специальных экзаменов. Она присваивается водителям, которые прошли полноценное обучение и сдали экзамены:

  • по категории В – одновременно присваивается подкатегория В1 с пометкой AS;
  • по категории А – одновременно присваивается подкатегория В1 с пометкой MS.

Если вы являетесь опытным водителем и восстанавливаете свои действующие в настоящее время водительские права по причине их утери, то подкатегорию В1 вам откроют автоматически, без экзаменов, при получении дубликата удостоверения. Пометка об открытии подкатегории В1 проставляется на оборотной стороне бланка.

Если же вам необходимо получить удостоверение с категорией В1, то придётся проходить обучение и сдавать экзамен либо на категорию В, либо на категорию А, в зависимости от того, каким ТС вы собираетесь управлять. Одновременно с категорией В либо А вам откроют подкатегорию В1, о чём будет свидетельствовать запись в новеньком водительском удостоверении.

Категория B1 в водительском удостоверении

B1 категория прав, что это? Действительно, не все знают о данном нововведении. Новые поправки в ПДД ввели в 2016 году, когда появились дополнительные категории – не просто А, B, С, D, как раньше, а их разновидности, включая категорию В1. По поводу данной категории (точнее, подкатегории) прав очень часто возникают разногласия с инспекторами ГИБДД. Давайте разбираться, что к чему.

Для чего категории прав B1?

Получив права категории «А», что является допуском к вождению мототехники, водитель не вправе управлять мототранспортом с тремя и более колесами, которые отныне приравниваются к легковому автомобилю.

Новая категория прав B1 в, в отличие от A, дает право на управление квадрициклами и трициклами. Водитель такого транспортного средства без соответствующей категории в правах получит штраф в размере от 5 до 15 тыс. рублей, согласно Административному Кодексу РФ, что приравнивается к управлению ТС без прав.

На новых «корочках» присутствует специальная графа о присвоении категории В1. Если же у вас права старого образца, придется обратиться в ГИБДД для их замены.

Такая категория может присваиваться как со сдачей соответствующего экзамена, при наличии низшей, например, А1 категории, так и без него, при уже открытой категории «А».

Почему ввели категорию B1

Развитие техники привело к тому, что большому числу водителей стали доступны ранее штучные экземпляры необычных транспортных средств, таких как трициклы, квадрициклы.

Имея двигатель солидного объема и массу, более значительную, чем у мотоцикла, они становятся полноправными участниками дорожного движения, наравне с легковыми автомобилями.

Категории B1 водительских прав призваны повысить безопасность дорожного движения, приравнивая такие транспортные средства к легковому автотранспорту, т.к. навыков вождения скутера или мопеда будет явно недостаточно для полноценного управления более широкого транспортного средства, которое занимает целую полосу.

Таким образом, в качестве первопричины, введение новой подкатегории выступает забота о безопасности дорожного движения и приведение категорий в соответствие с европейскими стандартами, где полногабаритные транспортные средства на мотоциклетной тяге достаточно распространены и имеют равные права.

Вождение в категории B1

Права В1 разрешают водить квадрициклы и трициклы. Данные средства передвижения для россиян пока что являются экзотическими. Многим, наверно, будет полезно узнать официальную формулировку этих понятий.

  • Трицикл – транспортное средство, обладающее двигателем до 50 куб.см и имеющем три колеса. В любом случае, такие ТС должны регистрироваться в ГАИ.
  • Квадрицикл – четырехколесный вариант мототехники, ограниченный лишь снаряженной массой, которая не должна превышать 550 кг.

И одна, и вторая техника требует регистрации в ГАИ и получения прав на управление в виде категории B1. В обоих случаях, если номинальная скорость передвижения мотосредства менее 25 км/ч, оно попадает в другую «весовую категорию», мопеды, и не требует такой квалификации – достаточно категории М.

Заметим, что в таких средствах передвижения все чаще используются электродвигатели, поэтому, в отличие от двигателей внутреннего сгорания, мощность зависит не от кубатуры двигателя, а от тяговой силы. Трицикл с электрическим двигателем не должен потреблять мощность более 10 кВт, а квадрицикл – более 15 кВт, иначе техника переходит в разряд «электромобили».

Не следует путать квадрацикл с квадрициклом, т.к. первый не имеет права передвижения по дорогам общего пользования, и подлежит учету в Технадзоре, не являясь, по сути, транспортным средством. К тому же квадрацикл не имеет салона, а квадрицикл, как правило, оснащен полноценной кабиной.

Что означает категория прав B1 с пометкой AS и MS?

В третьей графе таблички категорий водительского удостоверения указываются дополнительные отметки, уточняющие, какого типа трицикл, либо квадрицикл имеет право водить их обладатель.

  • Если против категории B1 прав стоит отметка AS, это означает, что их владелец имеет право управлять транспортным средством максимально похожим на автомобиль, с «баранкой» и полноценным сидением.
  • Если против категории B1 прав стоит отметка MS – это означает, что их владелец имеет право управлять транспортным средством, у которого мотоциклетное сидение и руль, как у мотоцикла.
  • Если открыты обе категории, A и В, то таких отметок не будет стоять, так как подразумевается, что владелец удостоверения может управлять любым транспортным средством: и трициклом, и квадрициклом.

Отличия категории B1 от B и BЕ

Права категории В1 не предоставляют право управления легковым автомобилем, как категория В, и тем более легковым автомобилем с прицепом, как это предусмотрено категорией ВЕ. Хотя, очень часто, имеющие категорию B1, получают ее вместе с В.

Читать еще:  Порядок получения нового водительского удостоверения

Но если это не указано в удостоверении, управлять легковым автомобилем строжайше запрещено. И ещё. Запрещено использование автоприцепа грузоподъёмностью более 750 килограмм, не обладая подкатегорией BЕ, даже если открыта основная – категория B.

Какие машины можно водить с категорией B1

Получая эту категорию в ГАИ, стоит упомянуть, что вы собираетесь открыть также и М категорию для управления мототранспортом. Иначе в документе вам поставят пометку «ML» – то есть, вождение мопедов запрещено.

Как было сказано выше, с категорией B1 можно ездить на квадрицикле или трицикле. Ограничение к трициклам – объем двигателя не более 500 куб.см, скорость может превышать 50 км/ч. Для квадрициклов скорость ограничена 50 км/ч, а вес – до 550 кг.

Также, получив категорию B, водитель может управлять легковым автомобилем, а с правами категории В1, к тому же, с «автоматом», плюс, B1 дает право на управление двухколесным мотоциклом.

Как открыть категорию B1

Получение данной категории происходит автоматически, при открытии категории B. Считается, что водитель, обладающий навыками вождения легкового автомобиля, справится с управлением и трицикла, и квадрицикла.

Если же категории B нет, сдавать на нее придется в общем порядке, с получением медсправки, учебой в автошколе и сдачей экзамена в ГАИ. Возрастное ограничение на получение категории B – не менее 18 лет.

Заключение

Категория B1 в водительских правах будет весьма полезна, так как малолитражный транспорт мотоциклетного типа в последнее время приобретает всё большую популярность у молодежи и людей пожилого возраста. Он экономичен, имеет значительную грузоподъемность и достаточно комфортен.

Если раньше такие транспортные средства вызывали удивление и их владельцам часто задавали вопросы, то сейчас трициклы и квадрициклы появились, даже в сельской местности. Открыв данную категорию прав, в дальнейшем, вы по достоинству оцените её преимущества.

Категория В1 в правах – квадрициклы и трициклы

При получении водительского удостоверения на автомобиль или мотоцикл многие заметили в них пополнение арсенала транспортных средств, доступных к управлению. Возникает закономерный вопрос: что за категория В1 водительских прав, что это и что обозначает. При поверхностном поиске информации водителей одолевает радость, что можно управлять квадроциклами, но дело обстоит иначе – квадрицикл и квадроцикл это совершенно разные понятия. Кроме того, встречаются ВУ B1 с пометкой AS и MS. Что все это значит будем разбираться дальше

Категория прав В1: что это

Официальный документ, а точнее постановление правительства № 1098 “О допуске к управлению ТС” классифицирует категорию В1 как подкатегорию и позволяет ездить на трициклах и квадрициклах. Довольно сухое и размытое определение, не правда ли? Чтобы иметь более точное понимание необходимо дать классификацию этим ТС.

Квадрицикл и квадроцикл, в чем разница


Категория В1 позволяет сесть за руль квадрицикла, который внешне может быть похож на квадроцикл, но является дорожной техникой и эксплуатируется по дорогам общего пользования наравне с другими средствами передвижения. Он подлежит постановке на учет в ГИБДД, имеет 4 колеса и несколько модификаций посадок и руля. Кузов может быть как открытым, так и закрытым. Но все же, к главным характеристикам квадрициклов на которых можно ездить с водительским удостоверением категории В1 относятся:

  • Масса не более 400 килограмм (грузовые квадрициклы до 550);
  • Мощность двигателя не превышает 20 лошадиных сил или 15 киловатт;
  • Наличие ПТС для регистрации в ГИБДД;
  • Соответствие вредных выбросов в атмосферу “мотоциклетным” стандартам.

Квадроцикл, в свою очередь, относится к внедорожной технике повышенной проходимости, не предназначенной для использования на дорогах общего пользования. Категория В1 в водительских правах не позволяет управлять такими транспортными средствами. Разница между квадрициклами и квадроциклами в том, что для второго из них потребуется прохождение обучения в Ростехнадзоре на водительское удостоверение для трактора категории А1. К главным отличиям квадроцикла можно отнести:

  • Посадка мотоциклетного типа;
  • Мощность двигателя больше 15 киловатт и 20 лошадиных сил;
  • Вместо ПТС у них ПСМ – паспорт самоходной машины;
  • Они не подлежат регистрации в ГИБДД, их ставят на учет в Ростехнадзоре на основании ПСМ.

Трицикл

Трицикл – это трехколесное транспортное средство, которым может управлять водитель с открытой категорией В1 в правах. При этом ось с двумя колесами может быть расположена как сзади, так и спереди. Трициклы должны иметь ПТС и соответствовать характеристикам квадрициклов, описанным выше.

Что обозначает категория прав B1 с пометкой AS и MS

На самом деле все просто. При получении или замене водительского удостоверения на автомобиль (B), у вас будут открыты категории прав B B1 M. При этом, напротив B1 будет пометка AS в графе под номером 12. Сокращенно, эта аббревиатура обозначает “Automotive Steering” – наличие рулевого колеса (в форме круга) и автомобильная посадка на кресло или диван.

Мотоциклисты с правами “A” будут иметь открытые подкатегории B1 A1 M. Но в 12 графе уже будет отметка MS, обозначающая “Motorcycle Steering”. У квадрициклов и трициклов такого типа должен быть руль “мотоциклетного” типа (в форме перекладины) и посадка верхом, как на мотоцикл.

Водители с открытыми категориями B и A имеют право управлять транспортными средствами с обоими видами рулевого управления и посадкой, кроме того, у них отсутствуют пометки AS и MS подкатегории B1 в водительских правах.

Как открыть B1 в ВУ

Ответ будет кратким и лаконичным – никак. При обучении на права категории A или B подкатегория B1 откроется автоматически. Тоже самое касается замены водительского удостоверения старого образца на новое: Б1 откроется без дополнительного обучения и сдачи квалификационных экзаменов в Госавтоинспекции.

Подведем итоги

Таким образом, категория B1 в водительских правах позволяет ездить на квадрициклах и трициклах, которые подлежат регистрации в органах МРЭО ГИБДД в качестве полноправного участника дорожного движения. Производители внедорожных самоходных машин уже начали подстраиваться под реалии Российского законодательства и начали выпускать практически полноценные квадроциклы, которые подходят под определение квадрициклов. Их без труда можно найти и купить в магазинах, зарегистрировать в Госавтоинспекции и ездить по дорогам на вполне законных основаниях, без обучения и получения ВУ на трактор.

Что значит водительское удостоверение категории b1

С каждым годом автотранспортный мир пополняется новинками, для управления которыми требуются соответствующие навыки. Водители с обычной категорией В садились за руль транспорта, не соответствующего их навыкам и умениям. Создавались помехи в дорожном движении. Во избежание недопонимания на дорогах и создания аварийных ситуаций принято решение внести больше конкретики в самый главный документ водителя. Так появилась категория В1. Для большей конкретизации ввели специальные отметки, значение которых должен знать каждый водитель.

Причины введения новой категории

С 2016 г. водительское удостоверение претерпело ряд изменений. Были введены незнакомые ранее водителям аббревиатуры, а известные категории дополнились. Теперь водители интересуются, почему введена B1 – новая категория прав.

Основные причины изменений главного водительского документа:

  • забота о повышении уровня безопасности на дорогах;
  • увеличение уровня продаж новых видов ТС в связи с повышенным интересом со стороны населения.

Дело в том, что внешний вид трициклов и квадрициклов уравнивает их с легковыми авто, а не с мотоциклами. На одной доске они оказываются и по своим техническим характеристикам.

До введения нового приказа об изменениях в водительском удостоверении на дорогу выезжали тысячи неподготовленных участников дорожного движения.

Ещё с 2009 г. рассматривали закон о введении поправок. В 2011 г. Государственная дума одобрила внесение новых подкатегорий и специальных отметок. Через несколько месяцев изменённые водительские удостоверения стали выдавать в нескольких регионах для проработки новой идеи на практике. Пилотный проект получил одобрение, и с 2014 г. изменённые водительские удостоверения получили широкое распространение по вступившему в силу приказу МВД. С 4 апреля 2016 г. графы дополнились и специальными отметками. Меры приняты для повышения ответственности водителей и ужесточения дисциплины.

Отличия категории В1 от В и ВЕ

На основании уже существующей категории В образованы названия В1 и ВЕ. Подробнее о категории В1 в правах – что она обозначает. Отличаются по допуску к управлению, под В и В1 подразумевается разный транспорт.

Уже знакомая водителям категория В разрешает управление легковой машиной со следующими характеристикам:

  • массой до 3,5 тонн;
  • наличием не более 8-ми мест.

Значение ВЕ в правах позволяет управлять ТС категории В с прицепом:

  • вес до 3,5 тонны;
  • число сидячих мест может быть меньше или равно 8-ми;
  • прицеп не более 0,75 тонн.

Категория b1 разрешает водить два вида автотранспорта:

Категория б1 открывает доступ к управлению трициклами и квадрицикалами.

Транспорт, разрешённый к вождению по категории В1 должен обладать следующими особенностями:

  1. весом менее 0,55 тонн;
  2. иметь объём двигателя свыше 50 см 3 .

Если трицикл и квадрицикл имеют характеристики ниже вышеуказанных (массу менее 400 кг и мощность двигателя до 15 кВт) – для их управления необходимо открыть категорию «А». ТС, у которого объём двигателя меньше 50 см 3 называется мопедом, и для вождения необходимо получить категорию «М».

Транспорт, разрешённый к вождению в категории В1

В последние годы на дорогах России увеличилось количество трициклов и квадрициклов, хотя они всё ещё выглядят экзотично для некоторых водителей. Тем не менее, они имеют свои отличительные характеристики.

Квадрициклом считается мототранспортное средство передвижения с четырьмя колёсами. На нём можно ездить по городским дорогам. Так же, как и легковой автомобиль, его необходимо зарегистрировать в ГИБДД, получив соответствующий ПТС.

Трицикл, как и квадрицикл, считается мототранспортным средством, только у него три колеса, а не четыре. Регистрируется в том же государственном органе (ГИБДД), документы на него необходимо оформить такие же, что и на вышеуказанное средство передвижения.

Квадрициклы и трициклы представляют собой нечто среднее между мини-автомобилем и крупным мотоциклом.

Отличаются следующими характеристиками:

  1. масса ТС должна быть не более 400 кг без груза и 550 кг с грузом;
  2. имеют объём двигателя не более 50 см 3 ;
  3. могут развивать скорость не более 50 км/ч.

Не путать квадрицикл и квадроцикл – это два разных транспорта.

Для управления последним нужно удостоверение тракториста-машиниста категории «А1».

  1. Квадроциклы регистрируются в органах Гостехнадзора, а квадрициклы – в органах ГИБДД.
  2. Квадроцикл – внедорожное мотосредство без кабины, а квадрицикл может её иметь.
  3. На квадроциклах нельзя передвигаться по автомобильным дорогам общего пользования, а на квадрицикле можно.

Фактически квадрицикл – это среднее между мотоколяской и микроавтомобилем.

Как получить категорию В1

Сдача экзаменов и получение специальных навыков не потребуется. Категорию б1 автоматически откроют вместе с категорией В при получении нового водительского удостоверения. Считается, что если водитель умеет управлять легковым автомобилем, то и за рулём трицикла проблем не будет.

Категория сразу окажется в правах и при замене их в случае утери или истечении срока годности.

Пошаговая инструкция для получения категории В1:

  1. Пройти обучение в лицензированной автошколе.
  2. Сдать внутренний теоретический экзамен.
  3. Правильно ответить на вопросы электронных билетов в ГИБДД.
  4. Пройти автодром с инструктором от автошколы.
  5. Преодолеть отведённый участок дорожного движения с инспектором.
  6. Уплатить госпошлину за получение удостоверения (в 2018 г. – 2000 руб.).
  7. Обратиться в медицинское учреждение и пройти всех необходимых специалистов.
  8. Подготовить документы и обратиться в местное отделение МРЭО.

При обращении за получением прав не забыть подготовить личную фотографию, копию документов.

При прохождении мед. осмотра придётся посетить следующих специалистов:

  • терапевта – для оценки общего состояния организма;
  • офтальмолога – посмотрит состояние глаз;
  • хирурга – исключит наличие патологий, связанных с опорно-двигательной системой.
  • лора – проверит, насколько хорошо будущий водитель способен реагировать на звуковые сигналы;
  • невропатолога и психиатра – оценят, способен ли человек справиться со стрессом на дорогах;
  • нарколога – для осмотра на наличие пагубно влияющих на здоровье вредных привычек.

В дополнение к этому можно пройти флюорографию грудной клетки для проверки есть ли искривление позвоночника и если да, то насколько. При вождении автомобиля на позвоночник ложится большая нагрузка.

Кстати, если при проверке глаз не сказать о своём намерении управлять мопедом, то в категорию «М» автоматически ограничат спец отметкой «ML», запрещающей вождение.

Стоп-сигналом к допуску до руля считаются следующие заболевания:

  • плохое зрение, слепота одного глаза, косоглазие, наличие воспалительного процесса в слёзном мешке и иные хронические болезни;
  • односторонняя глухота;
  • недостаток пальцев или фаланги;
  • недостаточный рост (до 150 см);
  • повышение уровня сахара в крови;
  • болезни сердца и сосудов.

Как правило, медицинский осмотр проходит без проблем, и водители получают доступ к вождению ТС.

Категорию В1 проставляют сразу вместе с категорией В или А.

Отдельно выучиться только на категорию В1 не получится. После обучения в автошколе и сдачи теоретического и практического экзамена водители сразу получают права:

  • с открытой категорией В и пометкой «AS» в подкатегории В1;
  • с открытой категорией А и пометкой «MS» в подкатегории В1.

Отметка проставляется в зависимости от сданной категории.

Особые отметки в категории В1

Разобравшись с категорией В1 в водительских правах, водитель задаётся вопросом – что это за отметки латинскими символами, связанные с ней.

Нововведённые аббревиатуры могут быть проставлены в строго определённом месте. В водительском удостоверении есть 14 граф, из них первые девять находятся на лицевой стороне, а на оборотной с 10 по 14. Для записи информации в графах 10 – 12 используется табличная форма, и крайний столбец (№12) отведён для внесения особых отметок.

Чаще всего встречаются две латинские аббревиатуры:

  1. AS (расшифровка – Automotive Steering) даёт разрешение на управление транспортом, оснащённым автомобильным типом сиденья и таким же рулём. Как шутят некоторые водители, «AS» означает ас на дороге, но это не так.
  2. MS (расшифровка – Motorcycle Steering) делает возможным управление квадрициклом или трициклом, оснащённым мотоциклетным рулём и сиденьем.

Таким образом кодировка «AS» напротив категории прав В1 означает, что это допуск к управлению только легковыми автомобилями или ТС с рулём и сиденьем как у машины. Проставление значения «MS» на том же месте будет значить, что к управлению доступны ТС с рулём и посадкой мотоциклетного типа.

Такие значения можно увидеть в категории В или А если открыта только одна. При доступе к обеим, никаких спецотметок (ни «AS», ни «MS») не будет.

Также в графе 12 может стоять ограничение «ML» напротив М, что означает ограничения, обоснованные медицинскими предписаниями.

Графа 14 помимо стажа вождения может содержать специальные кодировки. Чаще всего они являются медицинскими ограничениями. Кодировки в графе 12 относятся к конкретной категории (той, напротив которой проставлены), а пометки в строке 14 имеют отношение ко всем открытым категориям, в том числе и пометка AT. Такая метка – AT – означает, что водить можно только ТС с АКПП – автоматической коробкой передач. Пометка стоит на правах, если сдавать экзамен в автошколе и учиться на вождение машины с автоматом. Тем, кто обучен водить механику, разрешено управлять автомобилями независимо от коробки передач – механической или автоматической.

Ответственность

Трициклы и квадрициклы должны быть зарегистрированы в органах ГИБДД, иметь ПТС. Для их управления обязательна категория В1. Если есть специальные пометки, то их надо соблюдать. Кодировки могут стоять напротив открытой категории, в графе 12, либо могут относиться ко всем сразу, тогда им место в графе 14.

Сев за руль транспортного средства, не относящегося к открытой в правах категории, водитель рискует попасть под штрафные санкции.

Если сотрудник ГАИ остановит человека, сидящего за рулём неподходящего транспорта, будет:

  • составлен протокол;
  • наложен штраф.

Езда в несоответствии с открытыми категориями и специальными отметками расценивается законом как езда без права управления транспортным средством.

Размер штрафа может составлять от 5000 до 15000 руб. в зависимости от тяжести нарушения. Водитель будет отстранён от управления, а ТС отвезут на штрафстоянку. На плечи водителя ляжет обязанность оплаты услуг эвакуатора.

Самые частые нарушения происходили в богатых семьях, где трициклы и квадрициклы расценивали как игрушку для подростков. Подросшие дети садились за руль транспорта, увеличивая тем самым статистику аварий в ГИБДД. По этой причине введена новая категория, особые кодировки и ужесточено наказание. Данные меры призваны дисциплинировать водителей.

Поскольку в последнее время автомобильный рынок активно пополняется новинками, трициклы и квадрициклы всё чаще появляются на дорогах. Хотя данный автотранспорт всё ещё выглядит немного экзотично, власти уже задумались над поддержанием уровня безопасности в ходе дорожного движения. Для того чтобы отсеять водителей, не имеющих соответствующих навыков управления, была разработана новая категория и специальные отметки. Под категорию В1 попадают трициклы и квадрициклы. Не путать квадрицикл и квадроцикл – это разные транспортные средства, регистрируются в разных государственных органах и имеют разный внешний вид. Квадрицикл может иметь кабину, а квадроцикл – нет. Кроме того, они передвигаются по разным дорогам. Для езды по городу подходит только квадрицикл.

С 2016 г. повсеместно выдаются права нового образца.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector