В Правилах используются следующие основные понятия и термины
— дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.
— механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).
— транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
— лицо, управляющее велосипедом.
— конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1
— территория, предназначенная для движения велосипедистов, начало и конец которой обозначены соответственно знаком 5.33.1 и знаком 5.34.1 .
— лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
— прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
— транспортное средство, имеющее не менее 2 различных преобразователей энергии (двигателей) и 2 различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства.
— дорога, обозначенная знаками
по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
— внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.
— обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
— совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
— событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
— пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.
— транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
— транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
— двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
— двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.
— застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками:
— видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
— опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
— элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2 , используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами дорожного движения России (РФ).
— педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, квалификация которого отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (при наличии), обучающий управлению транспортным средством.
— лицо, проходящее в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, имеющее первоначальные навыки управления транспортным средством и освоившее требования Правил.
— видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
— ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.
— вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.
— движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.
— перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.
— группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.
— обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.
— преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
— элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения (в том числе полосы для велосипедистов), а также полосы движения и трамвайные пути, конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.
— специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью под эстакадных или под мостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
— лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
— место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
— выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
— лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или вело-пешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
— обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1 .
— территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаком 5.33 и знаком 5.34 .
— конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками:
Парковка — определение в ПДД
Есть вопросы? Проконсультируйтесь у юриста (бесплатно, круглосуточно, без выходных):
8 (499) 938-42-45 – Москва и Московская обл.
8 (812) 425-64-57 – Санкт-Петербург и Лен. обл.
Каждый автовладелец в процессе управления транспортным средством должен придерживаться установленных законом правил. При обучении в автошколе все необходимые нюансы преподносятся в виде теоретических и практических занятий. Но нередко возникают ситуации, когда водитель не знает или не понимает, в чем разница между парковой и стоянкой. В связи с этим происходят правонарушения, влекущие наложение штрафных санкций или изъятие ТС специализированной службой. Основные моменты, касающиеся данной темы, рассмотрены далее.
Понятие
Для начала следует определить суть понятий «парковка» и «стоянка». Они схожи, но не являются одним и тем же:
Парковка – это зона, в которой автомобиль может быть переведен в нерабочий режим и оставлен на недолгий срок. Основным моментом является то, что такую остановку водитель вправе осуществлять бесплатно.
Стоянка – это территория, на которой автомобилист может поставить свою машину и оставить ее на длительный период. За установленную плату ответственность за безопасность и сохранность автомобиля передается сотруднику автостоянки.
Сравнительные характеристики
Ниже произведено сравнение двух рассматриваемых понятий по нескольким основным параметрам: оплата, ответственность за хранение, территория.
В первую очередь следует понять, что определение парковки в ПДД не подразумевает платность услуги. Ее можно осуществлять в любом месте: у торгового центра, учреждений здравоохранения, супермаркета и пр. Но автомашина не должна долга оставаться без движения. Обычно данное понятие чаще применимо к общественному транспорту. Но и обычное ТС может припарковаться возле нужного места для посадки/высадки пассажиров или погрузки/выгрузки товара. Автостоянка же, наоборот, предполагает возможность постановки машины на автоместо на длительный срок. Для этого функционируют специализированные места около общественно значимых пунктов. В данном случае оплату производить не требуется, но и охрана автомобиля будет отсутствовать.
Еще одним вариантом паркинга и стоянки является платная охраняемая зона. В первом случае автомобилист должен внести плату охранной компании за определенные период, но ответственность за машину остается на водителе (в том числе и за личные вещи в салоне). На автостоянке действуют иные правила: за плату ответственность за сохранность авто перекладывается на охранника данной территории. То есть, если машина будет повреждена или угнана, за это будет отвечать сотрудник. Но такие случаи происходят исключительно редко, так как зона обычно закрыта, и попасть в нее можно только через КПП.
Еще одним важным моментом является то, что водитель вправе осуществлять стоянку только в отведенных для этого местах. Нарушение данного порядка означает наложение взыскания. Кратковременная остановка может быть произведена практически в любом месте: если автомобилист находиться в салоне, а двигатель не выключен.
Порядок выполнения остановки и стоянки
Правила выполнения стоянки и парковки (и чем отличаются) зафиксированы в главе 12 ПДД. Согласно данного документа, ставить ТС разрешается на следующих участках:
Останавливать или оставлять на долгий срок машину можно на правой стороне проезжей части на обочине.
Если она отсутствует – на краю дороги.
В некоторых случаях, оговоренных действующим законодательством, водитель вправе выполнить парковку или стоянку машины на тротуаре.
Важно знать: Последние два варианта допустимы только в случае отсутствия обочины. При этом, если этот участок дороги занят другими ТС, то ставить машину на проезжей части недопустимо.
У левого края дороги возможно останавливаться только на территории населенного пункта в следующих случаях:
На автодорогах с двумя полосами (по одной в каждом направлении), но трамвайные пути посередине должны отсутствовать (при их размещении справа или слева запрет отсутствует).
На участках, где действует одностороннее движение. В подобной ситуации наличие трамвайных путей не имеет значения. Но тут введено разрешение для грузовиков: они могут останавливаться на левой стороне автодороги для загрузки или погрузки груза. При этом время ограничено 5 минутами.
Ставить машины допускается в один ряд параллельно окраине проезжей части, максимально близко к ней. То есть, важно, чтобы водитель умел выполнять маневр «параллельная парковка». При постановке авто под углом к дороге, на него может быть наложен штраф.
Справка: Двухколесные ТС без прицепа сбоку разрешается ставить в два ряда.
Таким образом, рассмотрены два важнейших понятия из области правил передвижения на автодорогах – парковка и стоянка в ПДД.
Остались вопросы?
Проконсультируйтесь у юриста (бесплатно, круглосуточно, без выходных):
8 (499) 938-42-45 – Москва и Московская обл.
8 (812) 425-64-57 – Санкт-Петербург и Лен. обл.
Остановка и стоянка в ПДД
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о различиях понятий остановка и стоянка, а также о правилах дорожного движения, относящихся к выполнению остановки и стоянки. Кроме того, будут рассмотрены и возможные штрафы за неправильную парковку транспортных средств.
Различия понятий остановка и стоянка
В первую очередь давайте разберем разницу между понятиями остановка и стоянка. Это позволит в дальнейшем рассматривать правила для каждого из маневров по отдельности.
Если говорить максимально просто, то эти понятия различаются по своей длительности. Остановка – короткий маневр, а стоянка – маневр длинный. Однако это не все их различия, поэтому обратимся к пункту 1.2 правил дорожного движения:
“Остановка” – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
“Стоянка” – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
В первую очередь и остановка, и стоянка являются преднамеренным прекращением движения, то есть они осуществляются по желанию водителя. Не нужно путать их с прекращением движения в соответствии с ПДД (например, чтобы пропустить пешеходов на переходе) и с вынужденной остановкой:
Преднамеренное прекращение движения транспортного средства является остановкой в двух случаях:
Если автомобиль не двигался менее 5 минут. При этом не имеет никакого значения, чем занимались в это время водитель и пассажиры.
Если транспортное средство остановилось для посадки или высадки пассажиров либо для погрузки или разгрузки грузов. При этом не имеет значения длительность маневра.
Все остальные преднамеренные прекращения движения (длительностью 5 минут и более и не связанные с посадкой пассажиров и выгрузкой грузов) являются стоянкой.
Длительность менее 5 минут
Длительность более 5 минут
Происходит посадка/высадка пассажиров или загрузка/разгрузка грузов
остановка
остановка
Отсутствует посадка/высадка пассажиров или загрузка/разгрузка грузов
остановка
стоянка
Еще раз про длительность маневра. 4 минуты 59 секунд – остановка. 5 минут 0 секунд – стоянка.
Еще раз про загрузку/разгрузку грузов. Если водитель вышел покурить на 10 минут, то имеет место стоянка. Если водитель вышел покурить на 10 минут и достал для удобства из багажника табуретку (груз), то имеет место остановка.
Правила выполнения остановки и стоянки в 2020 году
Правила дорожного движения, относящиеся к выполнению остановки и стоянки, располагаются в главе 12:
Где можно ставить транспортное средство?
На правой стороне дороги
Рассмотрим пункт 12.1 ПДД:
12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии – на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, – на тротуаре.
1. Если справа от проезжей части есть обочина, то автомобили разрешается ставить только на обочине. Если обочина занята другими автомобилями или чем-то еще, то ставить автомобили на проезжей части не разрешается.
2. Ставить автомобили на проезжей части можно только в случае отсутствия обочины. При этом машина должна стоять у края проезжей части, то есть у бордюра.
В населенных пунктах паркуется огромное количество автомобилей и чтобы встать рядом с бордюром придется выполнить парковку задним ходом. Водитель, который не умеет выполнять параллельную парковку и оставляет машину в метре от края проезжей части, является нарушителем.
3. В исключительных случаях можно ставить автомобили и на тротуаре. Ниже данная ситуация будет рассмотрена более подробно.
На левой стороне дороги
Рассмотрим вторую часть пункта 12.1:
На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).
На левой стороне дороги можно останавливаться только в населенных пунктах и только в следующих случаях:
1.На двухполосных дорогах (по одной полосе в каждом направлении) без трамвайных путей посередине. Если трамвайные пути расположены слева или справа, то они не запрещают остановку на левой стороне дороги.
Примечание. На практике на дороге может быть нанесена сплошная линия разметки, которая не позволит выполнить остановку или стоянку на левой стороне дороги.
2.На дорогах с односторонним движением также разрешена стоянка на левой стороне. В данном случае наличие или отсутствие трамвайных путей не играет абсолютно никакого значения.
Грузовые автомобили тяжелее 3,5 тонн (категория С) могут останавливаться на левой стороне дорог с односторонним движением только для загрузки или разгрузки. Т.е. на дороге с односторонним движением грузовик не может на левой стороне дороги:
выполнить стоянку;
остановиться на время менее 5 минут (без погрузки);
остановиться для посадки или высадки пассажиров.
Однако водитель грузовика может встать на стоянку на правой стороне дороги с односторонним движением.
Как ставить транспортное средство?
Параллельно краю проезжей части
Ответ на вопрос как ставить транспортное средство дается в пункте 12.2 правил дорожного движения:
12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.
Таким образом транспортные средства должны стоять параллельно краю проезжей части и при этом как можно ближе к этому самому краю.
Если водитель не умеет выполнять параллельную парковку и попытается припарковаться передом на небольшом расстоянии, то с большой долей вероятности он поставит автомобиль под углом. Такая парковка является нарушением правил дорожного движения, и за нее предусмотрен штраф, речь о котором пойдет ниже.
Отдельно стоит рассмотреть правила парковки двухколесных транспортных средств (мотоциклов, скутеров, мопедов, велосипедов). Их разрешается ставить в 2 ряда, т.е. один из мотоциклов может стоять и не у края проезжей части.
Под углом к краю проезжей части
Отдельный абзац пункта 12.2 регламентирует постановку транспортных средств под углом:
Сочетание знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4 – 8.6.9, а также линиями дорожной разметки допускает постановку транспортного средства под углом к краю проезжей части в случае, если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение.
Ставить транспортные средства под углом к проезжей части разрешается только в тех местах, где имеется местное уширение проезжей части, и только в том случае, если на это указывают одновременно дорожные знаки и дорожная разметка.
На тротуаре
Последний абзац пункта 12.2 посвящен остановке и стоянке транспортных средств на тротуарах:
Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 – 8.6.9.
Речь идет о следующих знаке и табличках:
8.4.1 – 8.4.8 “Вид транспортного средства”. Указывают вид транспортного средства, на который распространяется действие знака.
8.6.1 – 8.6.9 “Способ постановки транспортного средства на стоянку”. 8.6.1 указывает, что все транспортные средства должны быть поставлены на стоянку на проезжей части вдоль тротуара; 8.6.2 – 8.6.9 указывают способ постановки легковых автомобилей и мотоциклов на околотротуарной стоянке.
Обратите внимание на то, что на тротуаре могут стоять только легковые автомобили, мотоциклы, мопеды и велосипеды. Причем только при наличии соответствующих знаков.
Кроме того, транспортные средства должны стоять именно так, как это изображено на табличке:
Обратите внимание, только на 6 из 9 табличек изображена постановка автомобиля на тротуаре. 3 таблички предусматривают остановку около тротуара. Однако на все транспортные средства распространяется только первая табличка.
Запрещается ставить на тротуар любые грузовые автомобили, причем не только категории C, но и категории B. При этом все грузовые автомобили должны останавливаться только параллельно краю проезжей части, а при наличии на дороге одной из табличек 8.6.2 – 8.6.9 не могут останавливаться вообще.
Также нарушением правил является и остановка легкового автомобиля или мотоцикла на тротуаре при отсутствии соответствующей таблички.
Перейдем к штрафам за нарушение правил остановки и стоянки.
Штрафы за неправильную парковку в 2020 году
Штрафы за нарушения правил парковки, рассмотренные в этой статье, могут быть наложены по статье 12.19 кодекса об административных правонарушениях:
Остановка или стоянка
В Москве или Санкт-Петербурге
В других регионах
на железнодорожном переезде
1 000 рублей или лишение прав на 3-6 месяцев
на месте для инвалидов
5 000 рублей
на пешеходном переходе
3 000 рублей
1 000 рублей
на тротуаре
3 000 рублей
1 000 рублей
на остановке общественного транспорта или такси
3 000 рублей
1 000 рублей
на трамвайных путях
3 000 рублей
1 500 рублей
далее первого ряда
3 000 рублей
1 500 рублей
в тоннеле
3 000 рублей
2 000 рублей
с созданием препятствий для других ТС
3 000 рублей
2 000 рублей
в зоне действия запрещающих знаков
3 000 рублей
1 500 рублей
в других случаях
2 500 рублей
предупреждение или 500 рублей
В 2020 году наказания за неправильную остановку и стоянку являются не слишком высокими, поэтому многих водителей они не останавливают. Даже на “самых дорогих” местах для инвалидов нередко стоят автомобили нарушителей.
Также следует сказать и о том, что существует дополнилеьный перечень мест, в которых запрещаются остановка и стоянка. Они рассмотрены в отдельной статье:
Разница между стоянкой и остановкой по ПДД
Как ни странно, вопрос, чем отличается стоянка от остановки, на протяжении многих лет являлся существенной проблемой.
Различение этих понятий нередко ставили в затруднительное положение многих автолюбителей, хоть они и подробно описаны в правилах дорожного движения.
Тем не менее, водители часто вступают в конфликты с сотрудниками дорожной полиции.
Проблема существует и для ее решения каждому водителю следует четко понимать, чем отличается стоянка от остановки с позиции ПДД.
Определение понятий и их различия
Для того, чтобы выявить различия между этими понятиями, нужно знать, что такое остановка и что такое стоянка, определение каждого маневра по отдельности.
Если говорить простым языком, эти термины отличаются по своей длительности. Остановка – короткий маневр. Стоянка — длинный. Но существуют и другие различия.
Остановка представляет собой преднамеренное прекращение движения автомобильного средства, на время до 5 минут, но правила дорожного движения допускают и превышение этого срока.
Обязательным условием остановки является необходимость погрузки или выгрузки товаров, или посадки и высадки пассажиров.
Стоянка — это тоже намеренное прекращение движение автомашин, но на время больше 5 минут по причинам не связанным с обязательными для остановки условиями.
Если стоянка длилась не более 5 минут, то такое действие считается остановкой. В данном случае не имеет значения, чем занимаются в это время пассажиры и водитель.
Если движение было прекращено намеренно для посадки или высадки пассажиров, либо для разгрузки или загрузки транспортного средства — такой маневр считается остановкой. При этом длительность маневра значения не имеет.
Все остальное предумышленное прекращение движения длительностью 5 минут и более и не связанное с обязательным условием остановки, являются стоянкой.
Таким образом, разница между стоянкой и остановкой заключается в следующем:
Стоянка подразумевает длительность, а остановка — краткосрочный маневр.
Остановка не всегда запрещена там, где нельзя ставить машину на стоянку.
Стоянка всегда будет нарушением в тех местах, где запрещена остановка.
Чтобы различать данные маневры, нужно понимать, чем отличаются знаки «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена».
При наличии знака «Остановка запрещена» — 3.27 (в старой версии ПДД 3.34), запрещается осуществлять и остановку, и стоянку.
Данный знак имеет форму круга синего цвета с двумя скрещенными красными полосами.
А знак «Стоянка запрещена» — 3.28, разрешает сделать остановку при потребности.
Знак круглой формы с одной красной полосой на синем фоне.
Видео: Остановка и стоянка
Правила выполнения стоянки и остановки
В главе 12 правил дорожного движения описываются правила остановки и стоянки транспорта. В соответствии с ними транспортное средство можно ставить в таких местах:
Остановки и стоянка транспортных средств разрешена на правой стороне дороги на обочине.
При ее отсутствии — у края проезжей части.
В определенных случаях, установленных ПДД — на тротуаре.
Прежде всего, транспортное средство следует ставить на обочине. Другие варианты допускаются только в случае ее отсутствия.
При этом важно учитывать, что если обочина занята другими автомобилями или еще чем-то, то ставить машину на проезжей части не разрешается.
Ставить автомобильные средства на проезжей части у ее края можно лишь тогда, когда обочина отсутствует.
Довольно часто возникают ситуации, когда водитель, не умеющий выполнять парковку задним ходом между автомобилями, ставит свою машину в метре от края проезжей части. Это считается нарушением правил дорожного движения, так делать не нужно.
На левой стороне дороги можно останавливаться только в населенных пунктах и только в таких случаях:
На двухполосных дорогах по одной стороне в каждом направлении, но при отсутствии трамвайных путей посредине. Если трамвайные пути расположены справа или слева, то это не запрещает остановки на левой стороне дороги. Но в таких участках часто нанесена сплошная линия разметки, не позволяющая выполнить стоянку или остановку на левой стороне дороги.
На участках с односторонним движением. В таком случае наличие или отсутствие трамвайных путей не играет никакой роли. Но грузовые автомобили могут останавливаться на левой стороне дорог с односторонним движением только для загрузки или разгрузки работ. Это значит, что в данной ситуации грузовой автомобиль не может выполнить стоянку, остановиться на время менее 5 минут, остановиться для посадки или высадки пассажиров.
В главе 12.2 ПДД описано, как нужно правильно ставить транспорт. Ставить автомобили разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части и максимально близко к этому краю.
Таким образом, если водитель не умеет выполнить параллельную парковку и пытается парковаться передом на маленьком расстоянии, то скорее всего, он поставит машину под углом. Такое действие считается нарушением ПДД и за него предусмотрен штраф.
Двухколесные автомобильные средства без бокового прицепа можно ставить в два ряда. Это значит, что один из мотоциклов может стоять не у края проезжей части.
Ставить автомобили под углом к проезжей части разрешается только там, где имеется местное уширение проезжей части. Кроме того, на это должны указывать дорожные знаки и разметка одновременно.
Остановка и стоянка транспорта на тротуаре
Стоянка на краю тротуара, что граничит с проезжей частью, разрешается только автомобилям легкового типа, мотоциклам, мопедам, велосипедам в тех местах, которые обозначены знаком 6.4 вместе с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 — 8.6.9.
Данные знаки и таблички обозначают следующее:
«Место стоянки» — 6.4.
«Вид транспортного средства» — 8.4.1 — 8.4.8, обозначают вид ТС, на которые распространяется действие знака.
«Способ постановки машин на стоянку» — 8.6.1 — 8.6.9.
Следует учитывать, что на тротуаре имеют право стоять исключительно легковые авто, мотоциклы, мопеды и велосипеды. А грузовую газель поставить на тротуар уже нельзя.
В соответствии с правилами, при отсутствии определенной таблички, остановка легкового транспорта на тротуаре будет считаться нарушением. А остановка грузового автомобиля на тротуаре – в любом случае.
Штрафы за неправильную стоянку или остановку
За нарушение правил остановки и стоянки в 2020 году законом предусмотрены штрафные санкции:
За несоблюдение правил остановки или стоянки, кроме предусмотренных случаев, грозит предупреждение или административный штраф в размере 500 рублей. А за такое нарушение в городах федерального значения — 2500 рублей.
За нарушение правил стоянки и остановки в местах, предназначенных для стоянки и остановки ТС инвалидов, грозит штраф в размере 5000 рублей.
Остановка или стоянка автотранспорта на переходе для пешеходов и ближе 5 метров перед ним, кроме случаев, которые предусмотрены ПДД — административный штраф составит 1000 рублей. В городах федерального значения — 3000 рублей.
Несоблюдение правил остановки и стоянки на проезжей части, из-за которого создаются препятствия на дороге, так же, как и остановка или стоянка машин в тоннеле, за исключением предусмотренных случаев, наказывается административным штрафом в размере 2000 рублей. В таких городах, как Москва и Санкт-Петербург — 3000 рублей.
Понятие стоянки и остановки по ПДД, а также различия между ними, следует знать каждому водителю. Остановка — это короткий маневр, а стоянка подразумевает длительность намеренного прекращения движения.
Стоянка не обязывает водителя иметь конкретные причины. А остановка, как правило, длится не больше 5 минут и имеет обязательные условия.
Основные понятия и термины
Правила дорожного движения (ПДД) — это основной документ, регулирующий дорожное движение на всей территории Российской Федерации.
Основные понятия и термины
Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
Текст ПДД содержит 24 раздела, каждый из которых определяет правила поведения участников дорожного движения. Разделы разбиты на пункты. Кроме того, Правила имеют два приложения:
Приложение 1 «Дорожные знаки»;
Приложение 2 «Дорожная разметка».
Изучая Правила дорожного движения, необходимо, в первую очередь, ознакомиться с некоторыми понятиями и терминами, которые встречаются в тексте ПДД. В пункте 1.2 Правил даются их определения, которые приведены ниже в алфавитном порядке.
Основные понятия и термины
А Автомагистраль Автопоезд В Велосипед Водитель Вынужденная остановка Г Главная дорога Д Дневные ходовые огни Дорога Дорожно-транспортное происшествие Дорожное движение Ж Железнодорожный переезд М Маршрутное транспортное средство Механическое транспортное средство Мопед Мотоцикл
Н Населенный пункт Недостаточная видимость О Обгон Обочина Ограниченная видимость Опасность для движения Опасный груз Опережение Организованная перевозка группы детей Организованная пешая колонна Организованная транспортная колонна Остановка П Парковка Пассажир Перекресток Перестроение Пешеход Пешеходный переход Полоса движения
П Преимущество (приоритет) Препятствие Прилегающая территория Прицеп Проезжая часть Р Разделительная полоса Разрешенная максимальная масса Регулировщик С Стоянка Т Темное время суток Транспортное средство Тротуар У Уступить дорогу (не создавать помех) Участник дорожного движения
Автомагистраль
Знак 5.1 — Автомагистраль
Дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.
Движению по автомагистралям посвящена 16 глава ПДД.
Автопоезд
Механическое транспортное средство (ТС), сцепленное с прицепом (прицепами).
Велосипед
ТС, кроме индивидуальных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
Водитель
Лицо, управляющее каким-либо ТС, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
Вынужденная остановка
Прекращение движения ТС из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
Вынужденная остановка всегда обусловлена какой-то уважительной причиной, которая не позволяет транспортному средству продолжить движение. Она может произойти в любой момент вопреки желанию водителя и пассажиров. Если преднамеренную остановку можно запретить в определенных местах, то на вынужденную остановку такой запрет не распространяется.
К вынужденной остановке не относится предписанное Правилами прекращение движения на запрещающий сигнал светофора (регулировщика), а также остановка с целью уступить дорогу другому участнику движения. Остановка транспортного средства в заторе тоже не соответствует данному определению.
Обязанность водителя при вынужденной остановке — обозначить свое ТС аварийной сигнализацией и знаком аварийной остановки, а если это возможно — откатить транспортное средство к краю проезжей части или на обочину дороги.
Главная дорога
Дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы, и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
На знаках 2.3.1 — 2.3.7 и 8.13 главная дорога обозначена толстой линией, а второстепенные дороги — тонкими линиями. Водители, движущиеся по главной дороге, имеют преимущество перед теми, кто движется по второстепенной дороге.