Правила дорожного движения выезд с парковки
Avtodoks.ru

Автомобильный юрист

Правила дорожного движения выезд с парковки

ДТП при выезде с парковки | Особенности движения задним ходом пункт 8.12 ПДД

Выезжал с парковки, находящейся вдоль дороги (автомобили на парковке стоят под 45 градусов относительно дороги). Выезжал задним ходом. Помех не было никаких, однако внезапно появилась и въехала мне в заднюю правую часть женщина, выезжавшая на главную дорогу со второстепенной. Правая полоса главной и была эта парковка, откуда я выезжал. Второстепенная дорога была от меня через 1 автомобиль, так же припаркованный под углом 45 градусов, из-за чего ни я, ни женщина на выезжавшем на главную дорогу автомобиле, друг друга не заметили. Вину не признали оба. Искренне считаю себя невиновным с первой секунды дтп, поскольку почти закончил свой маневр выезда с парковки и уже практически остановился чтобы ехать вперед, а второй участник дтп надо полагать посмотрела налево, и убедилась в отсутствии помех, но не убедившись что впереди все нормально, начала движение, что и закончилось столкновением.

Выезжал с парковки, находящейся вдоль дороги (автомобили на парковке стоят под 45 градусов относительно дороги). Выезжал задним ходом. Помех не было никаких, однако внезапно появилась и въехала мне в заднюю правую часть женщина, выезжавшая на главную дорогу со второстепенной. Правая полоса главной и была эта парковка, откуда я выезжал. Второстепенная дорога была от меня через 1 автомобиль, так же припаркованный под углом 45 градусов, из-за чего ни я, ни женщина на выезжавшем на главную дорогу автомобиле, друг друга не заметили. Вину не признали оба. Искренне считаю себя невиновным с первой секунды дтп, поскольку почти закончил свой маневр выезда с парковки и уже практически остановился чтобы ехать вперед, а второй участник дтп надо полагать посмотрела налево, и убедилась в отсутствии помех, но не убедившись что впереди все нормально, начала движение, что и закончилось столкновением. «Разбор полетов» через 10 дней. На всякий случай В объяснении написал, что выехал — остановился (т.е. СТОЯЛ НА МЕСТЕ) — собирался начать движение вперед, но не успел. Подскажите, какое решение может принять комиссия? Есть свидетель — мой пассажир.

Константин П. г. Москва

Ответ

Пока будете продвигаться по территории парковочной площадки к месту выезда на дорогу, следует руководствоваться правилом «правой руки». На парковке нет «главной» дороги, поэтому нужно уступать «помехе» справа. Также ПДД обязывают уступать дорогу всем пешеходам на этой площадке – это могут быть такие же, как и вы, водители и их пассажиры, идущие к своим машинам.

Перед выездом на дорогу нужно обозначить свое намерение – включить соответствующий «поворотник» (если направо, то правый, если нужно налево, то, соответственно, левый), и сначала смотрим налево – в ту сторону, откуда движется поток машин.

Если дорога свободна – выезжаем, если поток машин плотный – пропускаем и ждем, когда появится возможность выезда. Указатель поворота все это время должен работать! Как только появится «окно» для выезда, возможно, какой-нибудь вежливый водитель сбавит скорость или остановится, чтобы «выпустить» вас, еще раз убеждаемся в том, что явной опасности нет, и выезжаем на дорогу.

Выключаем «поворотник» — на всех современных машинах при возврате руля в положение «прямо», он сам выключится – и сразу производим разгон с переключением на высшие передачи. Необходимо как можно быстрее набрать скорость движения потока, иначе едущие сзади машины очень быстро «сядут» вам на бампер. Ситуацию сзади вашего автомобиля контролируем короткими взглядами в зеркало заднего вида.

Отъезд от тротуара или от обочины

Очень часто на дорогах с проезжей частью, имеющей четыре полосы (по две в каждом направлении), крайние полосы можно использовать для остановки или стоянки. И как обычно бывает, припаркованные таким образом автомобили, стоят параллельно тротуару, очень близко друг к другу.

Рассмотрим вариант начала движения автомобиля в подобной ситуации. По-другому такое начало движения на автомобиле можно еще назвать «выезд с параллельной парковки». Как заезжать на парковку в этих условиях — в этой статье.

Так как трогаться будем с правой стороны дороги, то все внимание налево назад. Перед выездом, для начала следует оценить обстановку впереди и сзади вашего автомобиля на предмет наличия свободного пространства для выезда. Если расстояния до впереди стоящей машины не достаточно для маневра, тогда медленно задним ходом приблизьтесь к заднему автомобилю. Если у вас есть пассажиры, то пусть один из них выйдет из машины и подкорректирует ваше движение. Если вы один (одна), то очень близко приближаться не стоит.

После этого включаем левый «поворотник». Затем выворачиваем руль влево, включаем первую передачу и готовимся стартовать. Если дорога имеет небольшой уклон, ставим машину на ручной тормоз. В этот момент уже можно приотпустить педаль сцепления до точки схватывания.

Правый ряд занят стоящими машинами, поэтому выезжать будем во второй, левый ряд. Но сначала следует убедиться в том, что мы не создадим помех транспортным средствам, движущимся по этой полосе. Для этого поворачиваем голову влево и наблюдаем за потоком машин. Пропускаем всех!

Как только появляется «окно», например, к вам приближается «последний» автомобиль, а следующий за ним находится еще далеко, оцениваем его скорость – движется не очень быстро, значит, мы никому не помешаем. Выключаем «ручник» и начинаем медленное движение на полувыжатом сцеплении и, как только последняя машина проедет мимо, добавляем «газ» и полностью отпускаем сцепление.

Читать еще:  Водительское удостоверение официальный документ или нет?

При правильном выезде автомобиль по отношению к проезжей части будет находиться под углом примерно в 45 градусов. Если этот угол будет меньше, то вы не сможете выехать, так как будет мешать передний автомобиль. Если больше – то сильно перегородите дорогу слева от вас.

Как только задние колеса вашего автомобиля пересекут линию заднего бампера стоящей впереди машины, поворачиваем руль правее, и плавно стремимся занять левый (второй) ряд. Когда выезжаете, нужно всегда следить за правым передним крылом своей машины, чтобы на выруливании не зацепить передний автомобиль. И еще нужно иметь ввиду, что дверца у впереди стоящего автомобиля в любой момент может открыться.

Выезжаем во второй ряд, выпрямляем колеса и выключаем левый «поворотник». Далее, ускоряемся, и включаем повышенную передачу. Набираем скорость, контролируя ситуацию сзади машины в зеркалах — едущий сзади автомобиль может очень быстро нас догнать.

Продолжаем движение. Не следует близко прижиматься к машинам, которые стоят в первом (правом) ряду. Помним про двери стоящих машин, которые внезапно могут открыться, а также про то, что в любой момент может появиться пешеход на проезжей части (другой водитель или чей-то пассажир) и вы не успеете затормозить или увильнуть. Поэтому держитесь от припаркованных машин на некотором расстоянии.

Выезд с парковки задним ходом

Очень распространен метод постановки автомобиля на стоянку под углом к дороге. Если с заездом на парковку вопросов почти не возникает, то выезжать с парковки задним ходом гораздо сложнее. Но, если по соседству с вами нет других припаркованных машин, то задача упрощается, так как зона видимости в этом случае увеличивается.

Если другая машина припаркована только с левой стороны – тоже неплохо, так как при выезде с парковки в первую очередь необходимо смотреть назад направо. Стоящий слева автомобиль может помешать лишь с той точки зрения, что его можно задеть левым передним крылом собственной машины. Но труднее всего будет выехать, если автомобили припаркованы с обеих сторон, особенно, если справа от вас стоит крупная машина.

Главная особенность в том, что вам придется выезжать на дорогу задним ходом при очень небольшой зоне видимости. Перед началом маневра посмотрите вокруг и оцените дорожную обстановку, а во время выполнения маневра будьте готовы в любой момент остановиться.

Если в вашей машине есть пассажиры, попросите одного из них выйти и подсказывать о движении на дороге. Если помочь некому, то и страшного ничего нет – выехать все равно нужно. Помните о том, что перед тем, как выехать, вы обязаны пропустить все автомобили, что движутся по проезжей части.

Убедившись в отсутствии препятствий, включаем заднюю передачу, правый «поворотник» и медленно выезжаем со стоянки. Первые два-три метра лучше проехать на прямых колесах (вспоминаем, что такое динамические габариты автомобиля), далее – по обстановке. Постоянно следим за передним левым и задним правым крыльями своего автомобиля, так как ими легко можно зацепить левую и правую машины.

Когда задний бампер вашего автомобиля поравняется с задним бампером правой машины, лучше остановиться и еще раз оценить дорожную обстановку. По-возможности можно использовать окна стоящего справа автомобиля. Если такое не возможно (например, тот автомобиль высокий или у него задние стекла сильно затонированны), т.е. обзор закрыт полностью, не поленитесь, выйдите из машины, предварительно поставив ее на стояночный тормоз (ручник) и посмотрите на дорогу. Если препятствий нет – можно продолжать выезд.

Когда ваше заднее стекло (спинка заднего сиденья) поравняется с задним бампером правой машины, начинаем поворачивать руль вправо, одновременно смотрим за левым передним крылом своей машины. Как только автомобиль выехал и полностью оказался на полосе движения, включаем левый указатель поворота и начинаем движение вперед, контролируя обстановку сзади автомобиля короткими взглядами в зеркало заднего вида. Нужно быть готовым к тому, что по ходу нашего движения с парковки может выезжать кто-то еще и у него тоже может быть ограниченный обзор.

Иногда водители, чтобы помочь другому водителю спокойно выехать с парковки, поступают таким образом: увидев, что кто-то выезжает с парковки задним ходом, они останавливаются, не доезжая до него, включают аварийную сигнализацию и спокойно ждут. Выезжающий, увидев, что его выпускают, спокойно завершает маневр, в знак благодарности «моргает» аварийками и уезжает. Это водительская солидарность.

Рассмотренные варианты начала движения автомобиля (выезд с парковок и встраивание в транспортный поток) – это случаи из тех, когда поток прерывается и у нас появляется «окно». А что делать, когда поток движения очень плотный и непрерывный? Такое часто случается, особенно в часы пик.

Выход есть. В этой ситуации включаем левый «поворотник», выворачиваем колеса влево и начинаем медленное движение на полувыжатом сцеплении в сторону едущих машин. Смотрим в левое окно, чтобы случайно не задеть какую-нибудь из проезжающих машин и потихоньку приближаемся к потоку, мигая «поворотником». В такой ситуации кто-нибудь обязательно остановится, чтобы пропустить нас. И тогда спокойно выезжаем во вторую полосу и не забываем поблагодарить пропустившего нас водителя, помигав ему аварийками.

Примерно таким же образом совершается выезд на дорогу с обочины. Стоя на обочине необходимо сначала пропустить все попутные транспортные средства, которым можете создать помеху своим движением, и только потом, убедившись в безопасности маневра, можно начинать движение.

Навигация по серии статей >”>Движение в потоке >>

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 09.04.2020

Как выехать задним ходом с парковки: инструкция для начинающих

Поставить транспортное средство на парковку – непростая задача для начинающего автомобилиста. Однако в этом случае человек за рулем может выбирать место, видит обстановку. Еще сложнее новичку выехать со стоянки, не повредив собственное и чужие авто. Для этого необходимо чувствовать габариты машины, уметь управлять ею. Как выехать задним ходом с парковки? В статье содержится ответ на этот вопрос.

Учим правила

Итак, что нужно знать об этом? Как выехать задним ходом с парковки начинающему автолюбителю? Для начала стоит обратить внимание на правила дорожного движения. Пункт 8.12 ПДД РФ разрешает движение задним ходом лишь при условии максимальной безопасности маневра. Также водителю запрещается создавать помехи другим участникам движения.

Другие участники – это лица, которые принимают непосредственное участие в процессе движения. К этой категории относятся водители, пассажиры, пешеходы. Кто и кому должен уступать во время движения на парковке? В отношении автомобилей сохраняет актуальность правило помехи справа. Также водитель обязан пропускать абсолютно всех пешеходов.

В первую очередь

Как выехать с парковки задним ходом новичку? Человек должен понимать, какие неприятности может повлечь за собой неаккуратное движение. Скажем, позади транспортного средства, в слепой зоне зеркал, могут внезапно появиться люди. Также там может ехать другой автомобиль, находиться чей-то багаж.

Главная задача автомобилиста – обезопасить себя от всего этого. Для начала нужно хотя бы бегло осмотреть свою машину, обратить внимание на колеса и удостовериться, что они не спущены. Затем следует уделить время «соседям» по парковке. Возможно, что именно в этот момент кто-то также готовится выезжать.

Перед началом движения

Как выехать задним ходом с парковки без ущерба для себя и других? Для начала стоит наметить свой маршрут. Новичку стоит заранее продумать то, как выехать, как вырулить, куда повернуть. Далее следует оглядеть обе стороны проезда (справа и слева), а также пространство сзади машины. Это поможет удостовериться в отсутствии движения на парковке.

Если выезд свободен, разрешается приступать к движению. Обязательно нужно включить соответствующий указатель поворота.

Как выезжать с парковки задним ходом: пошаговая инструкция

На этом этапе от водителя также требуется предельная внимательность. Он должен быть готов к тому, чтобы в любую минуту надавить на педаль тормоза и остановить машину. Итак, как выезжать задним ходом с парковки правильно?

  • Нужно включить заднюю передачу. Затем можно начинать медленно выезжать из кармана.
  • Следует дождаться, пока лобовое стекло авто расположится напротив заднего бампера транспортного средства, расположенного справа.
  • Теперь следует выворачивать вправо руль. Необходимо при этом следить за левым крылом машины. Это нужно для того, чтобы не задеть ближайший автомобиль.
  • Чем больше автолюбитель выезжает из кармана, тем больше ему необходимо выворачивать вправо колеса.
  • Когда выезд завершен, следует остановиться. После этого нужно развернуть в противоположную сторону колеса и приступать к движению вперед. Двигаться стоит медленно.

Это важно знать

Как научиться выезжать с парковки задним ходом? Для этого также необходимо помнить о простых правилах.

  • Полноприводный автомобиль имеет максимальный радиус поворота. Тогда как транспортное средство с задним приводом – минимальный.
  • При параллельной парковке желательно сохранять небольшой промежуток между автомобилями. Такой подход оставляет пространство для маневра владельцу транспортного средства и другим водителям.
  • Доступ к пассажирским дверям должен оставаться свободным. Важно обращать внимание на высоту ограждений или бордюра.

Обращайтесь за помощью

Заезжая на парковочное место и покидая его, водитель должен сохранять максимальную сосредоточенность на выполнении маневров. Держать ситуацию под контролем человеку за рулем помогают боковые и внутренние зеркала. Также наблюдение за окружающим пространством легко осуществлять поворотом головы. Зеркала далеко не всегда позволяют увидеть все препятствия. Некоторые из них могут быть расположены ниже их уровня.

Как начинающим, так и опытным водителям не стоит стесняться обращаться за помощью. Держать ситуацию под контролем во время выезда помогут работники парковки или другие автолюбители. Однако нужно помнить о том, что помощь третьих лиц ни в коей мере не снимает ответственность с того, кто находится за рулем.

Читать еще:  Что такое дорожная разметка определение

Как выработать навыки?

Как научиться правильно выезжать задним ходом с парковки? Лучше всего справиться с этой задачей помогут занятия с профессиональным инструктором. Этот человек объяснит новичку, как осуществить маневр правильно и максимально быстро. Также инструктор сделает замечания по технике выполнения, обратит внимание на основные ошибки, которые допускаются в процессе движения и перед его началом.

Конечно же, отработать маневр можно и самостоятельно. Для тренировки лучше отдать предпочтение максимально свободному пространству. На выбранной площадке можно выставить картонные коробки или конусы, которые будут имитировать другие автомобили.

Как научиться чувствовать габариты авто?

Как правильно выехать с парковки задним ходом тому, кто сел за руль относительно недавно? Успех операции во многом зависит от того, чувствует ли человек габариты своего транспортного средства. Конечно же, необходимые навыки приобретаются автоматически в ходе вождения. Однако каждому новичку принесут пользу упражнения, которые позволят ускорить этот процесс.

  • Визуализация. Для начала нужно мысленно нарисовать положение своего авто относительно стен бокса. Затем следует выйти из машины и сравнить реальную и представленную картины. Новичкам традиционно кажется, что края авто гораздо ближе к стенам условного гаража, чем это есть в действительности. Упражнение поможет справиться с этой иллюзией.
  • Маячки. Нужно установить антенну на крайнюю точку капота авто. Этот маячок позволит водителю понять, где заканчивается корпус транспортного средства. В процессе движения в любой момент можно остановить машину, выйти из нее и посмотреть, насколько близко располагается препятствие. Это упражнение помогает правильно оценивать габариты авто и дистанцию.
  • Попадание под колеса. Для выполнения этой техники потребуется небольшой кусок картона. Нужно расположить изделие на дороге, а затем поочередно наехать на него каждым колесом. Такое упражнение необходимо для выработки ощущения линии колес. Практиковаться желательно не только при движении вперед, но и при езде задним ходом.
  • Змейка. Для выполнения упражнения можно использовать конусы, флажки, пластиковые бутылки. Преграды необходимо расположить на проезжей части. Затем автолюбитель должен попытаться объехать препятствия и не коснуться их. Чем ближе к маячкам проезжает автомобиль, тем лучше. Задание можно постепенно усложнять, ставя флажки теснее. Автомобиль можно направлять между преград «змейкой» и «восьмеркой».
  • Препятствие. В роли преграды можно использовать конусы, флажки, пластиковые бутылки. Человек за рулем должен максимально приблизиться к препятствию. Чем ближе от него он остановится, тем лучше. Аналогично выполняется движение задним ходом, при этом контроль осуществляется по зеркалам.

Вместо вывода

Как выезжать с парковки задним ходом, не задевая препятствия? Отработать необходимые навыки новичку помогут регулярные тренировки.

Основные правила езды задним ходом в 2020 году: причины ДТП, запрет и зона ответственности водителей

Ведущий центр экспертизы Allianz Center for Technology опубликовал результаты своих исследований. Так, эксперты подсчитали, что 8 из 10 автоаварий происходит при движении задним ходом на парковках. При этом общее количество ДТП при движении задним ходом, которые случились за последние 10 лет, увеличилось на 40 %. Причинами такой картины специалисты называют изменения в форме транспортных средств и процессы урбанизации. Автомашины больших размеров попадают в аварии на 30 % чаще, чем компактные или автомобили стандартных размеров. О том, как минимизировать возможность автостолкновения в рамках езды задним ходом, читайте в нашей статье.

Основные правила при движении задним ходом

ДТП при движении задним ходом — это один из самых коварных манёвров, ввиду общей сложности мероприятия. К сожалению, в действующих правилах ДД уделено мало внимания данной теме. Вся информация заложена в п. 8.12 и заключается в следующем:

  • начиная движение задним ходом, водитель берёт ситуацию под свой контроль и под свою ответственность;
  • автоводитель может осуществлять движение «задом» только на тех участках дорог, где это не запрещено по ПДД;
  • он обязан убедиться в безопасности будущего манёвра;
  • он должен удостовериться в том, что его действия не создают помехи другим участникам движения, будь то авто-, мототранспорт или пешеходы;
  • движение его автомобиля задним ходом не должно привести к изменению траектории, направления или скорости других авто, имеющих право преимущественного проезда;
  • для заднего хода нужно выбирать пониженную передачу и скорость;
  • если шофёр понимает, что видимость ограничена или он не справляется с ситуацией самостоятельно, он может прибегнуть к помощи третьих лиц.

Где разрешено двигаться задним ходом?

Опираясь на действующие нормы ПДД можно сказать, что движение автомобиля задним ходом разрешено на всех участках дорог, кроме тех мест, которые перечислены в правилах как места запретов.

Кроме того, кратковременный проезд на проезжей части задним ходом также не запрещается ПДД. При этом нужно быть максимально внимательными и оценивать поведение окружающих.

Запрет на движение задним ходом

Участки дорог, на которых категорически нельзя (запрещено) производить манёврирование задним ходом, чётко описаны в российских нормах дорожного движения, а именно в пунктах 16.1 и 8.11. Согласно им введён запрет на движение автотранспорта задним ходом на перекрёстках и на мостах, путепроводах, эстакадах, туннелях и под ними, также на пешеходных переходах и в местах остановок регулярного общественного транспорта. Кроме того, категорически нельзя автомобилям двигаться «задом» в местах железнодорожных переездов, на автомагистралях и на тех участках дорог, где наблюдается ограниченная видимость (менее 100 м). Кроме того, введён запрет на маневрирование задним ходов в тех местах, где запрещён разворот. Для того чтобы не попасть под административное наказание, водители должны знать вышеуказанные положения дорожных правил и обращать внимание на разметку и дорожные знаки запрета.

Нюансы выезда с парковки

ДТП при движении задним ходом на парковке – это самое распространённый вид автомобильных аварий. Их количество просто поражает: 80 % городских аварий совершается именно на парковках. Как правило, причинами является невнимательность, спешка и непривычные габариты машины. Большие по размерам машины попадают в аварии на парковках на 30 % чаще, чем стандартные и мини-авто.

Нюансы выезда с парковки:

  • водитель должен знать габариты (размеры) своего автомобиля и управлять им в соответствии с этим;
  • выезжать с парковки задним ходом можжно, только убедившись в безопасности манёвра. При этом главным фактором является круговая (на 360 градусов) видимость ситуации. Оценивать уровень безопасности нужно справа, слева и позади своего авто;
  • если водитель видит, что другой автомобиль пятится прямо на него, нужно начать сигналить с помощью клаксона. При этом нецелесообразно начинать движение задним ходом, лучше увести авто в сторону или вперёд, не прекращая сигналить;
  • также нужно реагировать на звуковой сигнал из других машин, если шофёр начал «выпарковываться задом»;
  • на парковке нельзя спешить и включать повышенную передачу (для авто с механической коробкой передач);
  • если автоводитель затрудняется выполнить выезд с парковки самостоятельно, то он может прибегнуть к помощи (совету) другого человека. При этом ответственность за действия возлагаются исключительно на водителя авто.

ДТП при движении задним ходом — кто виноват?

«Я сдавал назад, ударил машину, кто виноват?», «Мне въехали в задний бампер, кто виноват?» — такие вопросы чаще всего задают неопытные водители на автомобильных форумах. Как правило, виновником ДТП определяется тот водитель, который двигался задним ходом, так как он нарушил пункт 8.12 действующих российских правил дорожной безопасности. Это означает, что автоводитель не убедился в безаварийности своего манёвра и допустил создание столкновения автомашин. Штраф за подобное деяние на территории автопарковок составляет 500 рублей. А право на страховые выплаты в рамках ОСАГО имеет второй участник ДТП. В том случае, если у виновника ДТП отсутствует полис «автогражданки», то материальная ответственность за причинённый ущерб имуществу и здоровью людей будет возлагаться на него в полном объёме. Кроме того, в случае причинения вреда человеческим жизням в отношении виновника могут применяться нормы уголовного права.

Причины аварий

Самыми часто повторяющимися причина ДТП являются:

  • ситуация, когда автомобиль осуществляет «европарковку». Он пытается заехать на парковочное место, а другое авто подъезжает слишком близко;
  • в виду отсутствия достаточного водительского опыта езда задом часто приводит к ДТП;
  • ситуация на парковке, когда одна машины выезжает задом с места, другая видит, что намечается авария и начинает уходить от столкновения ездой задом. В результате невнимательности, спешки и нервной обстановки водитель второго авто не замечает третий автомобиль, который выезжает с парковочного места;
  • плохая видимость, неудовлетворительное состояние дорожного покрытия, дождь/ливень/снегопад – все эти факторы становятся катализаторами дорожных аварий. Однако степень ответственности водителя не смягчается при движении задом;
  • крайне ограниченное пространство, как, например, во дворах многоквартирных домов, часто становится местом ДТП. При парковке «тютелька в тютельку» нужно учитывать возможность безаварийного выезда;
  • спешка и нервозное эмоциональное состояние водителя. Эти факторы приводят к печальным последствиям.

Как избежать столкновения при движении задним ходом?