Закон о регистрации автотранспортных средств
Avtodoks.ru

Автомобильный юрист

Закон о регистрации автотранспортных средств

Обзор нового закона о государственной регистрации транспортных средств с 1 января 2020 года

Автомобилистам, приобретающим новые транспортные средства, упростили жизнь. В России утвердили новые правила регистрации автомобиля – с 2020 года новые положения и принципы, анонсированные больше года назад, должны применяться на практике.

Правила госрегистрации транспортных средств (далее по тексту также ТС) были существенно усовершенствованы. Это произошло после того, как вступил в силу закон «О государственной регистрации транспортных средств» с 01.01.2020 года. Расскажем подробнее.

Общие положения

Новый закон о регистрации транспортных средств в 2020 году применяется в полной мере, без каких-либо ограничений по территории или субъектам. Федеральный закон №283-ФЗ от 03.08.2018г., как указано в первой его статье, определяет как правовую, так и организационную основы такой обязательной для всех автовладельцев процедуры, как государственная регистрация транспортного средства.

Главное нововведение – установление возможности участия в процедуре, ранее выполняемой исключительно государственными органами, специализированных, коммерческих организаций. Последние получили не только чисто представительские функции, но и организационные. Они могут быть как доверенными лицами во взаимодействиях собственника с подразделениями ГИБДД при регистрации ТС, так и исполнять другие, более важные функции.

В МВД разъяснили новые правила регистрации автомобиля с 1 января 2020 года (информация представлена на официальном сайте ведомства): законом введена возможность постановки на учет транспортного средства с выдачей регистрационных знаков как непосредственно в момент регистрации, так и после окончания процедуры путем обращения за их изготовлением к уполномоченным организациям. Выбор остается за автовладельцем.

Участие специализированных организаций в госрегистрации

Регистрация авто с 1 января 2020 года могут производить следующие лица (при соблюдении установленных законом требований и включении в специальный реестр специализированных организаций):

  • официальные дилеры, то есть, российские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие представительство иностранного завода-производителя на территории РФ в форме реализации машин по договору с ним;
  • сами заводы-изготовители.

Специализированная организация также получает право на участие в госрегистрации и на территории иностранного государства в двух случаях:

  • если производится регистрация произведенных ею транспортных средств;
  • если производится регистрация реализуемых ею на основании договора с их изготовителем транспортных средств, при условии, что они выпущены в обращение на территории ЕЭС и ранее в дорожном движении или эксплуатации не участвовали.

Функции специализированной организации

Такая организация от имени владельца вправе осуществлять следующие действия по организации регистрации:

  • сбор и подготовка пакета документов от имени владельца ТС;
  • проверка регистрационных данных на машину и их подтверждение;
  • идентификация личности собственника ТС и идентификация самого транспортного средства;
  • передача необходимых для регистрации сведений в подразделение ГИБДД в установленном законодательством порядке;
  • осмотр транспортного средства;
  • при наличии соответствующих полномочий — производство регистрационных знаков;
  • передача собственнику документов о регистрации и транспортного средства с госзнаками.

За нарушение правил производства процедуры специализированные организации могут лишиться своего статуса. Контроль за их деятельность осуществляет Госавтоинспекция.

Иные важные нововведения в законе

Среди важных нововведений можно отменить следующие:

  • законодатели решили вернуться к действовавшей в 1993-2013 годах привязки кода региона к месту регистрации собственника автомашины. Таким образом, поставить машину можно на учет в любом отделении, однако код все равно будет привязан к месту жительства;
  • если «родной» VIN (идентификационный номер), номера кузова или кабины невозможно прочесть по каким-либо причинам (машина не идентифицируется) ТС обязательном порядке маркируется. Маркировка производится ГИБДД, но за счет владельца ТС;
  • машины, принадлежащие гражданам, не достигшим 16-летнего возраста, регистрируются от их имени законными представителями — родителями;
  • при проведении регистрационных действий у представителя владельца ТС обязательно должен быть оригинал паспорта собственника, либо доверенность от него, удостоверенная нотариально;
  • для временного допуска к дорожному движению на территории РФ вновь вводятся знаки «Транзит». Они выдаются на срок до 30 дней для вывозимых или перегоняемых машин;
  • отказ возможен в том случае, если ТС находится розыске или регистрационные данные или данные конструкции ТС не соответствуют сведениям, указанным в документах.

Вывод

Ранее существовали только Правила постановки ТС на учет, эту сферу взаимоотношений регулирует отдельный Федеральный закон. Что говорит о значимости правоотношений, складывающихся в процессе госрегистрации машин как для граждан, так и для государства. Представители Госавтоинспекции считают, что принятие нового закона будет способствовать повышению качества оказываемых государственных услуг, совершенствованию системы госрегистрации. Одновременно владельцы ТС получат больше возможностей для реализации своих прав.

Также отметим, что ряд подзаконных актов, необходимых для применения закона на практике (например, о реестре специализированных организаций) пока не принят.

Ставим на учет по-новому: главные изменения правил регистрации автомобиля с 2020 года

С 1 января 2020 года в России вступил в силу новый порядок регистрации транспортных средств в ГИБДД. Он введен Федеральным законом № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств…» и несколькими подзаконными актами, принятыми правительством. Разбираем, что реально изменилось для покупателей автомобилей при их постановке на учет.

Отметим, что для большинства новых владельцев подержанных машин процедура регистрации не изменилась. Если на автомобиле есть номера с кодом региона, в котором зарегистрирован новый собственник, то постановка на учет будет происходить в обычном порядке, действующем с 2008 года. Если это условие не соблюдается, то новому владельцу придется получать другие номера.

Привязка к региону

В Россию вернулась привязка регистрационных знаков автомобиля к региону, в котором проживает его собственник. Поэтому если у приобретенной машины на номере код другой области, то, кроме оформления нового свидетельства о регистрации (СТС) и внесения соответствующей записи в ПТС (или получения нового, если закончилось место или документ обветшал), при постановке на учет нужно получить новые регистрационные знаки.

При этом новому владельцу можно поставить машину на учет в любом межрайонном регистрационно-экзаменационном отделе (МРЭО). В ГИБДД выдадут новые документы и номера, если вдруг в подразделении оказались таблички с нужным региональным кодом. Но скорее всего иногородним автомобилям лишь присвоят значение номерного знака. А изготавливать его нужно будет в сторонней организации.

Изготовление номеров у сторонних изготовителей

Список компаний, которые имеют право печатать регистрационные знаки, есть на сайте ГИБДД. Нужно выбрать удобный адрес и предоставить в организацию СТС, на основании которого будут изготовлены номера.

Стоимость изготовления регистрационных знаков может быть разной и часто зависит от количества изготовителей в регионе и от формата номера. Но в любом случае комплект номеров должен стоить не более 2000 рублей. Эту цену установила Федеральная антимонопольная служба. Другое дело, что компании могут предоставлять дополнительные услуги, например, по срочной доставке, и за них плата взимается отдельно.

В связи с тем, что у некоторых автовладельцев возникает желание зарегистрировать автомобиль, но не получать номера, ГИБДД опубликовала разъяснение. «Госавтоинспекция МВД России обращает внимание автовладельцев на необходимость изготовления государственных регистрационных знаков после присвоения государственных регистрационных номеров и недопустимость управления зарегистрированным транспортным средством без установки на нем государственных регистрационных знаков». Напоминаем, что за управление автомобилем без номеров грозит наказание в виде лишения прав на срок до трех месяцев или штраф в размере 5000 рублей (ч. 2. ст. 12.2 КоАП РФ).

Про типы номеров

Новые форматы регистрационных знаков описывает ГОСТ Р 50577-2018, который уже начал действовать с 4 августа 2019 года. Согласно этому документу, к существующему размеру 520х112 мм (тип 1) добавились «квадратные» номера – 290х170 мм (тип 1А) для автомобилей и применяются номера меньшего формата (190х145 мм) для мотоциклов (тип 4). «Мотоциклетные» номера прежнего формата (288х206 мм) предназначены для тракторов и прочей самоходной техники (тип 3).

Для того, чтобы получить «квадратный» номер, нужно в списке компаний, имеющих право печатать регистрационные знаки, обратить внимание на последний столбик в таблице, где указаны типы изготавливаемых табличек. Их получение происходит в обычном порядке.

Но даже если у автомобиля стандартное место крепления регистрационных знаков, лучше проверить форматы производимых номеров с точки зрения кодов городов: таблички для двузначных и трехзначных кодов отличаются по формату. Соответственно, у выбранной компании должны быть заготовки для той комбинации, которую присвоили в МРЭО.

Если на автомобиле уже установлены регистрационные знаки, их код соответствует регистрации собственника и владелец хочет поменять их формат, то ему достаточно просто оплатить изготовление новых табличек.

Читать еще:  Что бывает за тонировку передних стекол

Номерные знаки, которые остались у владельца взамен купленных в новом формате, хранит сам собственник неограниченное время.

Хранение номеров

Автовладелец, как и прежде, может сохранить регистрационные знаки со своего автомобиля, написав заявление в ГИБДД. Это возможно не только перед продажей транспортного средства, когда выдаются новые номера, но и при прекращении его регистрации по инициативе ГИБДД. Например, при выявлении поддельных или недействительных документов. Только с 2020 года владелец будет сам хранить регистрационные знаки. Зарегистрировать с ними вновь купленный автомобиль он сможет в любом МРЭО при условии совпадения кода региона с его регистрацией. Если в течение года собственник не использовал сохраненные госномера при постановке на учет, то комбинация «сгорает» – возвращается в оборот.

Дополнительная маркировка при повреждении идентификационных номеров

Если у автомобиля не читается идентификационный номер (VIN), номер кузова или рамы, то на него наносят специальную полицейскую маркировку. Это делается после проведения экспертиз, которые исключают противоправные действия с автомобилем. Новое правило касается не только тех транспортных средств, у которых номера были повреждены по естественным причинам, но и тех, что прошли через криминал.

Маркировку наносят в соответствии с правилами, утвержденными постановлением правительства № 1653. Список компаний, которые имеют право это делать, размещен на сайте Минпромторга. Оплачивает нанесение маркировки владелец транспортного средства.

Из автосалона уже с номерами

А вот покупателям новых автомобилей в автосалонах, возможно, вообще не придется обращаться в ГИБДД и суетиться с изготовлением номеров – за них все сделает продавец. При этом он будет представлять автовладельца в МРЭО, получать за него документы и одновременно выступать представителем регистрирующего подразделения. С 1 января официальные дилеры могут получить статус специализированных организаций, которые будут регистрировать транспортные средства. Для этого официальный дилер должен быть включен в реестр ГИБДД (на момент публикации таковой еще не был создан) и иметь квалифицированных специалистов, которые будут осматривать автомобили, удостоверять личность клиента, готовить документы и вносить данные в реестр транспортных средств.

Пока таких автосалонов мало – требования к ним большие, обязанностей много, а с клиента, помимо обязательных пошлин и стоимости изготовления номера за услуги по регистрации, дилер сможет получить не более 500 рублей (тариф установила Федеральная антимонопольная служба – ФАС). К тому же пока не утвержден приказ МВД, который описывает квалификационные требования «к уполномоченным на проведение осмотра транспортных средств лицам специализированных организаций, участвующих в государственной регистрации транспортных средств».

С 1 января 2020 года все зарегистрированные в России автомобили будут вносить в государственный реестр транспортных средств.

Новые свидетельства о регистрации транспортных средств

Вне зависимости от того, кто и где ставит машину на учет, новому собственнику выдадут СТС нового образца, которое было утверждено приказом МВД № 267 в апреле 2019 года. Его размер остался прежним (74×105 мм), как и большая часть содержания, в котором лишь появились некоторые уточнения. Например, в строке с номером шасси появилось слово «рама». Заменены понятия «Разрешенная max масса, kq» и «Масса без нагрузки, kq» на более популярные в мире «Технически допустимая макс. масса, кг» и «Масса в снаряженном состоянии, кг». Хотя эти две формулировки пока не зафиксированы в Правилах дорожного движения и в других нормативных актах, но их определение есть в Техническом регламенте «О безопасности транспортных средств».

Одним из примечательных изменений СТС стало исчезновение строки с указанием мощности двигателя. При этом появились строки «Тип ТС», «Категория ТС (ABCD, прицеп)» и «Одобрение типа ТС N». Примечательно, что в строке «категория» подразумевается не только деление для водительских удостоверений, но и классификация из технического регламента с буквами L, M, N, O и индексами для них. Подразумевается, что на основе этих данных сотрудник ГИБДД сможет сам понять, какой перед ним автомобиль. Владелец же сможет узнать характеристики своего автомобиля из данных ПТС.

Технические ошибки, допущенные при государственной регистрации транспортного средства, исправляются бесплатно в трехдневный срок на основании заявления от владельца в письменной или электронной форме.

Представительство по паспорту

Проводить регистрационные действия может представитель владельца. Для этого будет достаточно простой рукописной доверенности, но только если к ней будет прилагаться оригинал паспорта владельца. Если собственник не может дать свой документ представителю, то придется оформлять доверенность у нотариуса.

Собственником автомобиля могут быть только граждане, достигшие 16 лет. Если ребенок получил транспортное средство в дар или по наследству, то его регистрирует на себя официальный представитель (один из родителей, опекун или попечитель).

Возвращение «транзитов»

Если владелец выезжает на своем автомобиле за границу для того, чтобы его там продать, то он получает регистрационные номера «Транзит». Также эти номера выдаются иностранцам, которые вывозят приобретенную в России машину. На транзитных номерах можно перегнать базовое транспортное средство или шасси от первичного производителя до завода-изготовителя надстроек. Номера «Транзит» действительны в течение 30 дней с момента выдачи.

Прекращение учета

Вернулась возможность прекратить регистрацию автомобиля просто по желанию собственника. Такая мера может понадобиться тем, кто не может или не хочет пользоваться автомобилем (требуются большие вложения после ДТП, автомобиль выставлен на продажу, но «завис», и т. п.). Она поможет сэкономить на транспортном налоге, который не будет начисляться, пока машина стоит на приколе. При снятии с учета документы на автомобиль считаются недействительными, а номера попадают в «разыскные учеты утраченной специальной продукции ГАИ». То есть передвигаться на таком автомобиле нельзя.

Возобновить регистрацию с получением новых документов можно в любой момент. Это может сделать как прежний собственник (после завершения ремонта), так и новый – после покупки. Напомним, что раньше снятие с учета было связано исключительно с отчуждением транспортного средства – продажей или утилизацией, после которых невозможно было восстановить регистрацию.

Все эти изменения должны в первую очередь создать для МВД больше порядка при регистрации транспортных средств и их дальнейших передвижениях. Во вторую – упростить жизнь автовладельцев, по крайней мере ее формальную сторону. Возможно, что в ближайшие пару лет выпустят не один приказ МВД, уточняющий применение закона.

Обзор нового закона о государственной регистрации транспортных средств с 1 января 2020 года

Автомобилистам, приобретающим новые транспортные средства, упростили жизнь. В России утвердили новые правила регистрации автомобиля – с 2020 года новые положения и принципы, анонсированные больше года назад, должны применяться на практике.

Правила госрегистрации транспортных средств (далее по тексту также ТС) были существенно усовершенствованы. Это произошло после того, как вступил в силу закон «О государственной регистрации транспортных средств» с 01.01.2020 года. Расскажем подробнее.

Общие положения

Новый закон о регистрации транспортных средств в 2020 году применяется в полной мере, без каких-либо ограничений по территории или субъектам. Федеральный закон №283-ФЗ от 03.08.2018г., как указано в первой его статье, определяет как правовую, так и организационную основы такой обязательной для всех автовладельцев процедуры, как государственная регистрация транспортного средства.

Главное нововведение – установление возможности участия в процедуре, ранее выполняемой исключительно государственными органами, специализированных, коммерческих организаций. Последние получили не только чисто представительские функции, но и организационные. Они могут быть как доверенными лицами во взаимодействиях собственника с подразделениями ГИБДД при регистрации ТС, так и исполнять другие, более важные функции.

В МВД разъяснили новые правила регистрации автомобиля с 1 января 2020 года (информация представлена на официальном сайте ведомства): законом введена возможность постановки на учет транспортного средства с выдачей регистрационных знаков как непосредственно в момент регистрации, так и после окончания процедуры путем обращения за их изготовлением к уполномоченным организациям. Выбор остается за автовладельцем.

Участие специализированных организаций в госрегистрации

Регистрация авто с 1 января 2020 года могут производить следующие лица (при соблюдении установленных законом требований и включении в специальный реестр специализированных организаций):

  • официальные дилеры, то есть, российские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие представительство иностранного завода-производителя на территории РФ в форме реализации машин по договору с ним;
  • сами заводы-изготовители.
Читать еще:  Как правильно установить ксеноновую лампу в фару

Специализированная организация также получает право на участие в госрегистрации и на территории иностранного государства в двух случаях:

  • если производится регистрация произведенных ею транспортных средств;
  • если производится регистрация реализуемых ею на основании договора с их изготовителем транспортных средств, при условии, что они выпущены в обращение на территории ЕЭС и ранее в дорожном движении или эксплуатации не участвовали.

Функции специализированной организации

Такая организация от имени владельца вправе осуществлять следующие действия по организации регистрации:

  • сбор и подготовка пакета документов от имени владельца ТС;
  • проверка регистрационных данных на машину и их подтверждение;
  • идентификация личности собственника ТС и идентификация самого транспортного средства;
  • передача необходимых для регистрации сведений в подразделение ГИБДД в установленном законодательством порядке;
  • осмотр транспортного средства;
  • при наличии соответствующих полномочий — производство регистрационных знаков;
  • передача собственнику документов о регистрации и транспортного средства с госзнаками.

За нарушение правил производства процедуры специализированные организации могут лишиться своего статуса. Контроль за их деятельность осуществляет Госавтоинспекция.

Иные важные нововведения в законе

Среди важных нововведений можно отменить следующие:

  • законодатели решили вернуться к действовавшей в 1993-2013 годах привязки кода региона к месту регистрации собственника автомашины. Таким образом, поставить машину можно на учет в любом отделении, однако код все равно будет привязан к месту жительства;
  • если «родной» VIN (идентификационный номер), номера кузова или кабины невозможно прочесть по каким-либо причинам (машина не идентифицируется) ТС обязательном порядке маркируется. Маркировка производится ГИБДД, но за счет владельца ТС;
  • машины, принадлежащие гражданам, не достигшим 16-летнего возраста, регистрируются от их имени законными представителями — родителями;
  • при проведении регистрационных действий у представителя владельца ТС обязательно должен быть оригинал паспорта собственника, либо доверенность от него, удостоверенная нотариально;
  • для временного допуска к дорожному движению на территории РФ вновь вводятся знаки «Транзит». Они выдаются на срок до 30 дней для вывозимых или перегоняемых машин;
  • отказ возможен в том случае, если ТС находится розыске или регистрационные данные или данные конструкции ТС не соответствуют сведениям, указанным в документах.

Вывод

Ранее существовали только Правила постановки ТС на учет, эту сферу взаимоотношений регулирует отдельный Федеральный закон. Что говорит о значимости правоотношений, складывающихся в процессе госрегистрации машин как для граждан, так и для государства. Представители Госавтоинспекции считают, что принятие нового закона будет способствовать повышению качества оказываемых государственных услуг, совершенствованию системы госрегистрации. Одновременно владельцы ТС получат больше возможностей для реализации своих прав.

Также отметим, что ряд подзаконных актов, необходимых для применения закона на практике (например, о реестре специализированных организаций) пока не принят.

Новый закон о регистрации транспортных средств 283-ФЗ

В 2018 году был принят новый закон 283-ФЗ, получивший известность под кратким названием «О регистрации транспортных средств». Он вступит в силу 4 августа 2019 г. и внесёт определённые изменения в сложившийся порядок учёта автомобилей. Рассмотрим, какие именно.

Сразу отметим, что для большинства людей ничего кардинально не изменится. Законодатели придумали много новшеств, но они касаются частных ситуаций. Проще говоря, после вступления закона в силу не придётся заново проходить регистрацию или платить значительные суммы.

Сам закон «О регистрации транспортных средств» содержит 34 статьи. Некоторые из них носят исключительно «технический» характер (описывают цели регистрации и т.д.), но во многих разделах вводятся новые правила или меняются ранее действующие порядки. Чтобы не создавать путаницу, рассмотрим важные статьи закона строго по порядку.

Статья 4: на подростка нельзя регистрировать автомобиль

В четвёртой статье закона, где перечислены основные понятия, говорится, что владельцем транспортного средства может быть:

  • собственник старше 16 лет;
  • лицо, которое имеет право им распоряжаться по доверенности или договору лизинга;
  • родитель/опекун/попечитель лица, не достигшего 16 лет.
  • опекун недееспособного лица.

Получается, что, если ребёнку нет 16 лет, его нельзя сделать владельцем авто, т.е. ТС придётся регистрировать на родителя или опекуна. Ранее таких строгих ограничений не было, поэтому можно было регистрировать автомобили на детей младше 16 лет и избегать таким нехитрым способом административных штрафов за нарушение ПДД. Законодатели решили устранить эту коллизию.

Статьи 7, 21 и 22: появилась регистрация авто не через ГИБДД

В седьмой статье ФЗ названы субъекты, имеющие право проводить госрегистрацию ТС. Чтобы не терялся смысл, который законодатель вкладывает в термины, приведём полную расшифровку ст. 7:

Статья 7. Субъекты, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств

п.1 Государственную регистрацию транспортных средств осуществляют регистрационные подразделения регистрирующего органа (далее – регистрационные подразделения) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

п.2 Регистрационные подразделения осуществляют государственную регистрацию транспортных средств как самостоятельно, так и во взаимодействии со специализированными организациями, участвующими в государственной регистрации транспортных средств (далее – специализированные организации).

Отсюда следует, что регистрировать ТС с 4 августа можно будет не только в ГИБДД, но и через специализированные организации. Понятие этих субъектов подробно раскрывается в статье 21, но если выражаться простыми словами, в сухом остатке получаем:

  • специализированной организацией могут быть юр. лица и ИП, выполняющие функции официального дилера производителя автомобилей;
  • сам производитель ТС.

Таким образом, если автомобиль приобретается у перекупщика или с рук, регистрацию, как и прежде, придётся осуществлять через ГИБДД. А вот когда новое ТС покупается у официального дилера, клиент сможет избавить себя от лишней головной боли, т.е. всю работу за него сделает салон/производитель.

Отдельно хотим обратить внимание на тот факт, что эта поправка касается именно новых ТС. Данная норма содержится в ст. 22 закона, где говорится о том, что автомобиль ранее не должен был допускаться к движению или эксплуатации. В случае, когда официальный дилер продаёт автомобиль с пробегом, перерегистрацию придётся делать через ГИБДД.

Здесь нужно отметить ещё один важный нюанс. Очевидно, что после вступления закона в силу появятся мошеннические компании, которые будут представляться официальными дилерами и станут предлагать регистрацию авто. Законодатели учли этот момент и добавил в закон положения, предусматривающие создание единого реестра «белых дилеров».

Статья 9: появление реестра ТС

Одним из ключевых новшеств принятого закона является намерение государства создать единый реестр, в котором будут фиксироваться все операции с транспортным средством. Конкретные детали и порядок функционирования этой базы пока не разработаны, они будут утверждены позже специальным Постановлением Правительства.

Сейчас подобная база уже есть, но доступ к ней имеют только сотрудники ГИБДД, а после вступления закона в силу информацию из реестра сможет получить любое заинтересованное лицо, подавшее официальный запрос. Не исключено, что такой подход откроет пространство для злоупотреблений и упростит доступ к конфиденциальным сведениям владельца ТС для потенциальных «недоброжелателей», но с другой стороны, через реестр станет удобно проверять автомобиль перед покупкой с рук.

Статья 11: ГИБДД за три дня будет исправлять ошибки

В четвёртом пункте ст.11 нового закона отмечено, что техническая ошибка, допущенная при регистрации ТС, исправляется сотрудниками ГИБДД в течение трёх дней с момента её обнаружения или подачи заявления от владельца ТС, при этом госпошлина за повторную выдачу правильного свидетельства не взимается.

В принципе, здесь практически ничего не изменилось, так как ГИБДД и раньше после внесения корректировок бесплатно выдавало новое свидетельство, но по новому закону уточняются сроки исправления ошибок, чего в старой нормативной базе не было.

Статья 13: разграничение понятий знака и номера ТС

До принятия 283-ФЗ под знаком и номером владельцы авто подразумевали одно и тоже – табличку на кузове. Теперь законодательство проводит чёткое разделение понятий:

п.1 ст. 13 Государственный регистрационный номер транспортного средства – индивидуальное буквенно-цифровое обозначение, присваиваемое транспортному средству регистрационным подразделением.

п.2 ст.13 Государственный регистрационный знак транспортного средства – изделие, изготовленное в соответствии с требованиями национального стандарта и содержащее государственный регистрационный номер транспортного средства.

Возникает вопрос – зачем это нужно? Ответ – по новому закону ГИБДД будет лишь присваивать владельцам ТС номера, которые указываются в свидетельствах о регистрации авто. Раньше данная служба сразу выдавала и знак.

После 4 августа 2019 года знак придётся получать отдельно, обратившись к специализированной организации-изготовителю знаков. Если автомобиль покупается у официального дилера, данную функцию берёт на себя продавец, т.е. покупателю остаётся просто прийти в салон и забрать готовое ТС.

Читать еще:  Как оспорить лишение прав за алкоголь?

Поскольку никаких уточняющих инструкций и постановлений на этот счёт ещё не поступало, остаётся нерешённым один вопрос – как ездить на новом авто, если номер уже выдан, а знак ещё не изготовлен? Судя по всему, никак, так как за езду без знака положен штраф или лишение прав на срок до 3 месяцев.

Получается, что, если закон «О регистрации транспортных средств» вступит в силу и не будет к этому моменту дополнен уточняющими нормативными актами, новым владельцам ТС, купившим их после 04.08.19, придётся ездить за знаками на общественном транспорте, другом автомобиле или ходить пешком. Для всех остальных лиц, которые успеют получить знаки до 4 августа, ничего не меняется, т.е. перевыпускать их не требуется.

Статья 15: когда нужен полис ОСАГО

В настоящее время полис ОСАГО необходим при совершении любых действий, так или иначе связанных с регистрацией ТС, например, при восстановлении утраченного свидетельства. Новый закон смягчает требования, вот что на этот счёт отмечено в пункте 1 ст. 15:

Должностное лицо регистрационного подразделения вправе потребовать от обратившегося в регистрационное подразделение лица для совершения регистрационных действий представления следующих документов:

– страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств – в случае постановки транспортного средства на государственный учет и в случае совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средств.

Это значит, что в прочих случаях полис ОСАГО не требуется. Кроме этого, в этой же статье даётся важное утонение – предъявлять бумажные оригиналы документов не нужно, если доступ к ним можно получить электронно.

Статья 18: владелец автомобиля имеет право снять его с учёта

В п.1 ст. 18 нового закона подробно перечисляются основания, по которым ТС снимается с учёта, и самой первой строчкой там упоминается заявление владельца автомобиля. Это очень большой шаг вперёд, поскольку раньше этого пункта в нормативных документах не было.

Вот простейший пример того, когда данная норма может пригодиться – авто долгое время стоит в гараже и не эксплуатируется, но владелец при этом по текущему законодательству вынужден исправно платить транспортный налог. Причины для такого простоя могут быть самыми разными, начиная от болезни и заканчивая подготовкой к продаже ТС.

Но новым правилам владелец имеет право подать заявление о снятии авто с учёта на период простоя. Затем, когда появится потребность в транспортном средстве, можно возобновить учёт.

Статья 20: появилась возможность восстановить номер кузова/двигателя

В новом законодательстве отмечено, что при невозможности считать номер кузова или двигателя возможно нанесение дополнительной маркировки. Также её разрешается добавлять на те авто, у которых её не было изначально (что особенно актуально для старых моделей).

К сожалению, подробности этой важной процедуры пока не известны, а утверждены они будут отдельным Постановлением Правительства.

Дополнительные поправки

В конце декабря прошлого года МВД РФ выложило на портал нормативных актов проект ПП, в котором предложило ряд уточняющих дополнений к новому закону (т.е. они должны вступить в силу вместе с самим 283-ФЗ), а именно:

  1. сделать привязку номера ТС к региону регистрации владельца авто (при этом само заявление можно будет подать где угодно);
  2. разрешить владельцам оставлять за собой номера после продажи ТС;
  3. продавать номера с ТС;
  4. приобретать номера на открытом аукционе.

Резюме: закон «О регистрации транспортных средств» принципиально не изменит сложившийся порядок учёта транспортных средств и в некоторой степени даже упростит его. Единственный нюанс, который добавит автолюбителям дискомфорта, связан с получением знаков не в ГИБДД.

Подписано постановление о регистрации транспортных средств прямо в автосалонах

С 1 января граждане смогут зарегистрировать новый автомобиль прямо в автосалоне — без посещения ГИБДД. Соответствующее постановление, как выяснил “Ъ”, подписал премьер Дмитрий Медведев. Документ вступит в силу одновременно с законом «О государственной регистрации транспортных средств». Новую услугу клиентам смогут предоставить не все автодилеры, а только включенные в полицейский реестр «специализированные организации», имеющие специально обученных для осмотра машин сотрудников.

“Ъ” удалось ознакомиться с текстом постановления правительства №1764 от 21 декабря 2019 года «О государственной регистрации транспортных средства в регистрационных подразделениях ГИБДД». В аппарате Белого дома “Ъ” подтвердили, что документ подписан премьером Дмитрием Медведевым. Постановление вступит в силу 1 января 2020 года с принятым еще в 2018 году законом «О государственной регистрации транспортных средств».

Услугу смогут предоставлять гражданам компании, получившие статус специализированной организации и включенные в государственный реестр МВД (он будет опубликован на сайте ГИБДД). Осматривать транспортные средства и проверять документы у владельца машины будет ответственный сотрудник автосалона. Всю информацию с результатами осмотра компания передаст в подразделение (документы нужно будет хранить три года) через портал госуслуг. ГИБДД проверит сведения и примет решение о допуске автомобиля к движению. Сотрудник автосалона сможет получить в подразделении СТС и номера для передачи автовладельцу. Предельная стоимость этой услуги составит 500 руб., тарифы ограничены приказом ФАС от 12 апреля №448/19.

Важные изменения касаются номеров. Вводятся два новых понятия: государственный регистрационный номер (ГРН, состоит из сочетаний букв и цифр) и государственный регистрационный знак (ГРЗ, железная пластина, на которой печатается ГРН).

К примеру, жители Республики Коми и Севастополя смогут получить номера с кодом 11 и 92 соответственно независимо от того, где регистрируют машину. Причем если гражданин обратится в подразделение по региону регистрации, у него будет выбор: получить знак по стандартной процедуре (как сегодня) или напечатать в фирме, имеющей статус изготовителя номеров (для них создадут отдельный реестр). При обращении в подразделение «неродного» региона, например когда москвич регистрирует автомобиль во Владивостоке, напечатать ГРЗ можно будет только у частника. При продаже автомобиля номер можно сохранить за собой в течение года (для установки на другую машину), по окончании этого срока ГРН переходит в резерв. Номера типа «Транзит» остаются для случаев, когда машина снимается с учета в РФ и уезжает за пределы страны в связи с продажей иностранному гражданину и юрлицу.

Чего ждать автовладельцам от нового закона о регистрации транспортных средств

Вводится также запрет на регистрацию транспортных средств на лиц младше 16 лет. Нередко граждане регистрируют машины на несовершеннолетних детей, поскольку тех нельзя привлечь к ответственности как собственников ТС (при получении штрафа с камеры). С шести месяцев до одного года увеличивается срок, в течение которого можно регистрировать в ГИБДД автомобиль, временно ввезенный в РФ из другого государства. Вводится также особый порядок регистрации заводских прототипов новых моделей, которые проходят испытания на дорогах общего пользования перед выходом на российский рынок.

Подробности процедур запишут в регламенте МВД (будет закреплен ведомственным приказом), который находится на регистрации в Минюсте, он также вступает в силу с 1 января. В этот же день вступят еще пять приказов МВД и еще четыре постановления правительства, на которые ссылается новый закон. В документах подробно описаны порядок изготовления ГРЗ, требования к дополнительной маркировке, требования к сотрудникам автосалонов, которые будут осматривать машины, порядок включения автодилеров и изготовителей номеров в реестр МВД и другие нюансы.

Почему закон о регистрации автомобилей в автосалонах был перенесен на полгода

«Дилеры пока не получали разъяснений по поводу проведения процедуры регистрации автомобилей,— заявил “Ъ” гендиректор группы компаний “Автоспеццентр” Денис Петрунин.— Можно предположить, что вступление закона в силу будет отложено, на организацию технических и бизнес-процессов дилерам потребуется определенное время. Мы еще не получали статус специализированной организации, но, когда процедура получения данного статуса станет ясна, мы, конечно, рассмотрим вариант организации сервиса в наших дилерских центрах». «В настоящий момент правовая и техническая базы не до конца готовы,— добавляет операционный директор АГ “Авилон” Александр Никонов.— Однако мы принимаем участие в ряде пилотных проектов. Мы начнем участвовать в процедуре регистрации нового автомобиля, как только появится такая возможность».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector