Закон о утилизации авто в России
Утилизация автомобилей в 2020 году
Для чего была введена программа утилизации автомобилей
Суть проекта заключается в том, что автовладелец, имеющий автомобиль старше 10 лет, после сдачи ее на утилизацию получает специальный сертификат на сумму 50 000-350 000 рублей.
С 2010 года в программе многое изменилось:
1. Сейчас деньги вручаются в виде субвенций регионам, которые сами выплачивают автозаводам денежные компенсации. Зависит это от результатов продаж года;
2. В программе могут участвовать как физлица, так и юрлица (сюда же входят лизинговые компании);
3. Помимо легковых автомобилей на утилизацию можно сдать автобусы и грузовики;
4. Расширился список автозаводов, которые участвуют в программе. Когда ее только ввели, в 2010-2011 годах участвовала только «Лада». Сейчас же подключились «Рено», «Ниссан» и другие марки.
5. Появился принцип «Трейд-ин». Смысл принципа заключается в том, что машина сдается дилеру не просто на слом, а для перепродажи. Только есть один момент – машина, которая сдается по этой программе, должна быть не старше 6 лет. Этот автомобиль будет капитально отремонтирован и продан.
Как купить авто по программе утилизации?
Купить новую машину можно в том же салоне, куда вы сдадите старую. Но это не единственное место, совершать сделку можно в разных местах. Также есть возможность оформления кредита. При его оформлении ко всем другим документам вам нужно будет приложить свидетельство об утилизации автомобиля.
Инструкция «Как приобрести машину по программе утилизации»:
1. Нужно составить договор о покупке автомобиля;
2. Собрать документы для утилизации (свой паспорт и справку о снятии т/с с учета в ГИБДД);
3. Утилизировать машину и получить свидетельство о данной процедуре;
4. Передать сертификат в салон и оплатить услуги дилера.
Скидка по сертификату будет вычтена при расчете конечной стоимости нового средства передвижения.
Чтобы утилизировать старое авто в 2020 году, владельцу необходимо предоставить в дилерский салон следующие документы:
- паспорт гражданина РФ (владельца ТС);
- паспорт транспортного средства;
- свидетельство о снятии ТС с учета в ГИБДД;
- акт сдачи утилизатору транспортного средства.
Оригинал или копии документов к предъявлению в дилерский центр определяются в зависимости от выбранного владельцем утилизируемого автомобиля формата обмена авто (утилизация или trade-in).
Требования к автомобилям по программе утилизации
Согласно условиям федеральной программы утилизации автомобилей в 2020 году в России определены обязательные требования к сдаваемому в утиль транспортному средству.
- наличие документов, устанавливающих право владения автомобилем;
- полная техническая база ТС с наличием всех агрегатов и узлов;
- автомобиль должен находиться в собственности владельца не менее шести месяцев.
Закон предусматривает возможность предъявления к утилизируемому транспортному средству дополнительных требований, устанавливаемых дилерским центром. Также представительство заводов-производителей автомобилей может в обязательные условия участия в программе включить пункт о необходимости утилизации транспортного средства исключительно в компаниях-утилизаторах, включенных в их собственный перечень.
Программа утилизации может быть недоступна владельцам старых автомобилей по следующим параметрам:
- несоответствие транспортного средства условиям федеральной программы либо предложению дилерского центра;
- отсутствие гражданства Российской Федерации;
- ложные предоставленные документы на ТС или несоответствующая техническая база автомобиля, умышленно укомплектованная от разных моделей и марок;
- автомобиль является абсолютно новым, либо купленным в лизинг, кредит, банковскую рассрочку и на момент утилизации находящийся в залоге у банка.
Отказ в предоставлении скидки дилерским центром определяется им самостоятельно и может иметь не аргументированный повод, так как формат взаимного сотрудничества дилерского центра и автовладельца не регламентирован и находится исключительно в договорной плоскости.
Размер скидки по программе утилизации
Прежде чем принять решение об утилизации автомобиля, необходимо убедиться, что желаемое транспортное средство, которое владелец планирует приобрести взамен старого, участвует в программе утилизации или Trade-In. Действие сертификата компенсационного возмещения часто распространяется на определенные модели автомобилей, каждая из которых имеет свой максимальный размер скидки.
Минимальный порог денежной компенсации на приобретение нового автомобиля взамен утилизированного транспортного средства зависит от производителя автомобиля и формата утилизации (программа или Trade-In). Так, компания «ВАЗ» предлагает минимальную сумму скидки в 20000 рублей, в то время как максимальный размер компенсационного возмещения составляет 80000 рублей.
Действующий сертификат на скидку по программе утилизации максимально может достигать 600000 тысяч рублей, предлагается дилерскими центрами-партнерами Mitsubishi и распространяется исключительно на автомобили модели Mitsubishi Pajero Sport.
В среднем размер компенсационного вознаграждения варьирует от 50000 до 350000 тысяч в зависимости от приобретаемого автомобиля. Действовать скидка будет только в конкретном дилерском центре, и ее размер определяется в индивидуальном порядке. Часто владельцу утилизируемого автомобиля предлагается участие в специальных акциях, которые при соблюдении дополнительных требований предполагают более выгодные условия для приобретения нового транспортного средства.
Заключение
В заключение стоит отметить, что программа утилизации автомобилей в России будет работать и в последующие годы. Государственное субсидирование авто производителей, расположенных в России, позволяет убрать с дорог аварийно-опасный и неисправный автотранспорт, заменяя его новыми более безопасными и комфортными автомобилями.
Утилизация автомобилей в 2020 году
Сдав на утилизацию старый автомобиль, можно не только освободить место в гараже, но и заработать. О том, какие правила утилизации старых автомобилей в 2020 году в России, какие организации в Москве принимают авто на утиль, сколько это стоит, как правильно утилизировать автомобиль в ГИБДД, и можно ли поставить на учет утилизированное ТС, читайте в материале ниже.
Как сдать старое авто на утилизацию в 2020 году в России
Если Вы решили сдать старую машину на утилизацию, чтобы приобрести новую, Вы можете принять участие в государственной программе утилизации и получить скидку на новый автомобиль. Подробнее о государственном проекте читайте в статье “Программа утилизации автомобилей в 2020 году”.
Чтобы утилизировать машину без участия в программе, придерживайтесь данного алгоритма:
1 Снимите авто с учета в ГИБДД.
Снять авто с регистрации можно и после утилизации авто, однако большинство пунктов приема автомобилей на утиль требуют справку из ГИБДД о снятии авто с учета, поэтому лучше это сделать сразу. Порядок действий по утилизации автомобилей в ГИБДД в Москве в 2020 году или в любом другом городе РФ, читайте ниже.
2 Сдайте авто в пункт приема.
Чтобы списать машину в утиль найдите организацию, которая оказывает подобные услуги, и заключите с ней договор на утилизацию.
Пункты приема автомобилей на утилизацию в Москве
Компаний, предоставляющих услуги по утилизации авто в Москве, достаточно много, поэтому найти, где утилизировать автомобиль, труда не составит. К таким организациям, например, относится ГУП:
“Инженерный центр – Полигон”.
Что касается того, как сдать автомобиль в центр бесплатной утилизации, то обычно услуга предоставляется компаниями бесплатно. Однако в некоторых случаях компании взимают плату за прием транспортных средств с малой массой (например, менее 800 кг).
При выборе центра утилизации, куда сдать автомобиль, необходимо также учитывать затраты на его транспортировку. Некоторые компании предоставляют услуги эвакуатора бесплатно, однако чаще это стоит денег, поэтому выбирать лучше ближайшую площадку приема авто.
Снять с учета автомобиль на утилизацию
Если Вы решили сдать автомобиль, сперва снимите его с учета в ГИБДД. Процесс снятия машины с учета в ГИБДД для утилизации, достаточно прост и много времени не займет, к тому же Вам больше не придется платить транспортный налог.
Порядок снятия автомобиля с учета для утилизации согласно Приказу МВД России от 07.08.2013 N 605 таков:
1 Соберите пакет документов;
Чтобы снять авто с учета Вам понадобится паспорт РФ, а также документы на авто (свидетельство о регистрации (СТС), паспорт ТС) и номерные знаки.
2 Напишите заявление;
Заявление на снятие с учета авто необходимо составлять по установленному шаблону. Информацию о том, где скачать бланк заявления, читайте в статье “Документы для регистрации автомобиля в ГИБДД в 2020 году”.
3 Посетите регистрационное отделение ГИБДД и получите справку о снятии авто с учета.
Чтобы сэкономить свое время, запишитесь на прием в ГИБДД онлайн или через терминал в регистрационном подразделении. Пошаговую инструкцию о том, как записаться онлайн на снятие авто с учета в Москве, Вы найдете в статье Правила постановки автомобиля на учет в ГИБДД в 2020 году.
Машину привозить в ГИБДД не нужно. При снятии авто с учета по утилизации предоставлять авто на осмотр не требуется.
Как и по какой цене сдать машину в утиль за деньги
Вариантов, как сдать авто в утиль за деньги, всего два:
Получить деньги за каждый килограмм металлолома;
Стоимость за 1 кг металла в центрах приема авто на утиль составляет от 4 до 8 руб. Некоторые компании выплачивают компенсации только за машины весом более 1,5 т. При этом на стоимость влияет комплектация авто, расстояние до площадки сбора и пр.
Получить компенсацию на покупку нового авто по государственной программе утилизации.
В 2020 году сдать авто на утилизацию за деньги также можно по специальной госпрограмме. В этом случае деньги не выдаются на руки, их можно использовать только для покупки нового автомобиля. Размер компенсации составляет от 50000 до 350000 руб. в зависимости от авто, которое Вы желаете приобрести. Подробнее о госпрограмме и условиях участия читайте в статье “Программа утилизации автомобилей в 2020 году”.
Сколько стоит утилизация автомобиля
Что касается стоимости утилизирования автомобиля в ГАИ, то эта услуга предоставляется бесплатно.
Госпошлина за утилизацию автомобиля в 2020 году в ГИБДД отсутствует. Но так как управлять снятым с учета автомобилем запрещено, то цена, чтобы сдать автомобиль на утилизацию, равняется затратам на эвакуатор до площадки приема авто.
Согласно п. 9 ст. 24.1 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89 лицензированные центры приема предоставляют услугу по утилизации авто бесплатно, когда за данный автомобиль был уплачен утилизационный сбор.
Не допускается взимание платы с собственников (владельцев) транспортных средств, в отношении которых указанными в пункте 3 настоящей статьи лицами уплачен утилизационный сбор, в связи с передачей отходов, образовавшихся в результате утраты такими транспортными средствами своих потребительских свойств, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, либо представителям данных организаций.
п. 9 ст. 24.1 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89
Утилизационный сбор не уплачивается за транспортные средства, паспорта на которые выданы до 2012 года:
Действие положений статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (в редакции настоящего Федерального закона) не распространяется на колесные транспортные средства, на которые паспорта транспортных средств выданы до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Федеральный закон от 28.07.2012 N 128
В случае, если утилизационный сбор уплачен не был, то владельцу авто придется оплатить услуги по расценкам компании. Чаще всего стоимость металлолома утилизируемого авто покрывает затраты организации, и услуга предоставляется бесплатно. Однако во избежание недоразумений перед передачей авто на утиль обязательно уточняйте вопрос оплаты.
Можно ли списать авто на утиль в ГИБДД без документов на авто или с запретом регистрационных действий
Правила снятия авто с учета по причине утилизации требуют наименьшего набора документов. Согласно официальному сайту ГИБДД фактически владелец ТС может отменить регистрацию авто, имея при себе только паспорт РФ и заявление, поэтому ответ на вопрос, можно ли утилизировать автомобиль по договору купли продажи, не имея на руках других документов на ТС, положительный.
Чтобы снять ТС с учета по причине утилизации, владелец авто предоставляет те документы на машину, которые у него сохранились. Если номерные знаки, ПТС и СТС отсутствуют, то владелец машины предоставляет только заявление и свой паспорт.
Что касается того, можно ли утилизировать автомобиль с запретом регистрационных действий, то в снятии такого авто с учета откажут. Согласно п. 24 Приказа МВД России от 07.08.2013 N 605 основанием для отказа в предоставлении услуги является наложенный на авто запрет регистрационных действий. Чтобы утилизировать такой автомобиль, необходимо сначала снять запрет.
Зачем утилизируют новые автомобили
Утилизируют не только старые, непригодные к использованию, но и новые автомобили. Новый авто подлежит утилизации в случае:
ДТП, если утилизация пострадавшего авто обязательна по условиям контракта со страховой компанией;
Если в новом авто был обнаружен опасный технический брак, покупателю выдается новый автомобиль, а авто с дефектом подлежит утилизации.
Можно ли поставить на учет утилизированное транспортное средство
Согласно п.13 Приказа МВД России от 24.11.2008 N 1001 поставить на учет утилизированное авто нельзя:
Не производится восстановление регистрации утилизированных транспортных средств.
п.13 Приказа МВД России от 24.11.2008 N 1001
Однако это касается автомобилей, которые фактически были сданы на утилизацию. Это означает, что груду металлолома зарегистрировать в ГИБДД нельзя, а восстановить регистрацию автомобиля, который был снят с учета по утилизации, но в центр приема автохлама сдан не был, можно.
Алгоритм того, что делать, если машина в утиле, не отличается от обычной постановки авто на учет. Владелец (или доверенное лицо) обращается в регистрационное отделение ГИБДД с заявлением, документами и готовой для осмотра машиной. Подробно о том, как проходит регистрация авто, читайте в статье “Правила постановки автомобиля на учет в ГИБДД в 2020 году”.
Закон о утилизации авто в России
Процесс переработки старого автомобиля (то есть полная разборка и
отправка под пресс) раньше не несла автолюбителям никакой выгоды. Но с
2012 года заработала государственная программа утилизации транспортных
средств, которая ставила перед собой цель стимулирования покупки новых
автомобилей. Таким образом, автовладелец мог избавиться от своей старой
машины и со скидкой приобрести новую. Данная программа действует и в
2018 году. Какими законодательными актами она регулируется? Каковы их
основные положения? Постараемся ответить на эти вопросы в данной статье.
Нормативно-правовая база
Главным законом, который регулирует процесс утилизации старого транспортного средства и регламентирует его порядок, является Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления». Последние поправки, связанные с процедурой утилизации, были внесены в него Федеральным законом № 393-ФЗ от 05.12.2017 «О внесении изменений». Но помимо этого в той или иной степени вопросы утилизации затрагиваются в следующих нормативно-правовых актах:
- Приказ МВД России № 1001 от 24.11.2008 (ред. от 20.03.2017) «О порядке регистрации транспортных средств»;
- Приказ МВД России № 605 от 07.08.2013 (ред. от 06.09.2017) «Об утверждении Административного регламента»;
- Налоговый кодекс Российской Федерации;
- Письмо Минфина России № 03-03-06/1/65024 от 05.10.2017 г.;
- Письмо Минэкономразвития России N Д28и-2716 от 05.10.2016 и т.д.
Так, в Приказах Министерства внутренних дел оговаривается необходимость снимать транспортное средство с учета (регистрации) перед утилизацией. Налоговый кодекс регламентирует вопросы включения в налоговую базу субсидий, перечисляемых государством организациям в качестве потери доходов при реализации новых транспортных средств в рамках программы утилизации (п.2 ст.154 и пп.2 п.1 ст.162). Письма государственных ведомств отвечают на более частные вопросы, например, о заключении контракта с утилизирующей организацией или передачей ей в собственность списанного автомобиля по предложенной цене.
Основные положения закона
В законодательстве четко сказано, что автомобиль должен быть снят с
учета посредством подачи в ГИБДД соответствующего заявления с указанием
причины прекращения регистрации. Для осуществления данной процедуры
необходимо убедиться, что нет долгов по административным штрафам ГИБДД, а
также просрочек в уплате транспортного налога на данный автомобиль. В
принципе нормативные акты не запрещают снимать с учета после
непосредственной утилизации авто, но в таком случае пакет необходимых
документов для процедуры нужно будет дополнить свидетельством об
утилизации, которое выдается организацией-утилизатором.
Согласно положениям законодательства факт уплаты утилизационного сбора
должен быть отражен в паспорте транспортного средства (в графе «Особые
отметки»). Такие записи стали указываться после 31 августа 2012 года. В
соответствии с этим положением утилизация транспортного средства будет
осуществлена на безвозмездной основе, если будет доказан факт уплаты
госсбора. При этом утилизировать автомобиль собственник не должен
самостоятельно, он может передать эту обязанность на уполномоченные
Минпромторгом организации. Если же утильсбор не был уплачен, то всю
процедуру владелец авто должен осуществить самостоятельно — найти
специализирующуюся на таких услугах организацию, оплатить процесс
утилизации. Некоторые юридические лица не требуют оплаты, поскольку само
транспортное средство может себя окупить.
Последние нововведения
Последние изменения в закон об утилизации транспортных средств были внесены в 2017 году и касались вопросов свободной таможенной зоны. Так, пункт 3 статьи 24.1 Федерального закона №89 был дополнен абзацем, указывающим, что плательщиками утилизационного сбора являются лица, которые ранее его не уплатили из-за положений, действующих в свободной таможенной зоне, при перемещении такого транспортного средства под иную таможенную процедуру. Кроме того, был дополнен пункт 6 той же статьи, указывающий, что нет необходимости уплачивать утилизационный сбор, если автомобилю менее 3 лет и он находится на территории Особой экономической зоны в Калининградской области.
В 2015 году Федеральным законом № 392-ФЗ «О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона №89» был изменен пункт 1 указанной статьи, а именно добавлены положения об обязанности уплаты утилизационного сбора за самоходные машины и прицепы к транспортным средствам в целях обеспечения не только экологической безопасности, но и охраны здоровья людей. Также был изменен пункт 7, согласно которому ПТС или паспорта самоходных машин стало необходимым выдавать в соответствии с правом Евразийского экономического союза.
Заключение
Таким образом, сразу несколько нормативно-правовых актов регламентируют
процедуру утилизации старого транспортного средства. Большее внимание в
законодательстве уделено порядку и правилам уплаты утилизационного
сбора, который в дальнейшем позволяет произвести уничтожение машины
бесплатно и в соответствии со всеми требованиями экологической
безопасности.
С 1 января 2020 года увеличат утилизационный сбор на автомобили в РФ. Запрет на старые авто
Минпромторг предложил существенно повысить утилизационный сбор на автомобили в РФ с 1 января 2020 года, пишет во вторник газета «Коммерсант». Ставки утильсбора на машины могут вырасти в России, поднимутся ли цены на автомобили? К чему приведет запрет на “старые автомобили”.
«В среднем ставки сбора, по предварительным расчетам, могут вырасти на 80%, в легковом сегменте — на 110%. В последний раз утильсбор повышали в 2018 году, что привело к росту цен на автомобили», – отмечает издание.
Индексация ставок на утилизацию нужна для сохранения нагрузки на импорт автомобилей после сентябрьского снижения ввозных пошлин. Повышение ставок призвано сохранить барьер для импорта на уровне 30% от стоимости, то есть на уровне исходной ставки пошлин.
Утильсбор ввели в 2012 году, на рынке его всегда трактовали как компенсацию снижения пошлин после вступления России в ВТО. Сначала сбор платили только импортеры, но с 2014 года его формально распространили на весь рынок, а локализованным в РФ автоконцернам выписали взамен промышленные субсидии. Компенсация происходит автоматически при каждом увеличении сбора.
Повышение ставок утильсбора в 2019 году, по оценкам Минпромторга, в среднем составит около 80%, сообщил один из источников газеты. Другие собеседники уточнили, что индексация вновь будет неравномерной. Так, на легковые автомобили рост составит в среднем 110%, минимальной индексация будет для машин с объемом двигателя меньше литра (около 46%), максимальная — с двигателем более 3,5 литров (145%).
Сергей Удалов из «Автостата» считает, что на фоне снижения доходов населения резкое повышение цен отпугнет покупателей, поэтому ряд концернов пойдет на постепенное повышение — в целом на 2-4%.
Запрет на “старые автомобили”. Мнение экспертов
В России могут запретить ездить на старых автомобилях. С таким предложением выступил комитет Государственной думы по экономической политике и промышленности. Уточняется, что речь идет о машинах, которые достигли «предельных сроков эксплуатации». Инициатива уже была направлена в министерство транспорта, а также министерство промышленности и торговли. Известно, что такая идея появилась у парламентариев по итогам круглого стола, на котором в июне обсуждались вопросы экологии.
Именно с точки зрения экологии по словам председателя общественного объединения «Движение автомобилистов России» Виктора Похмелкина в этой инициативе есть здравый смысл. Однако он уточнил, что в России принять такое решение невозможно из-за уровня жизни значительной части населения страны.
Собеседник пояснил, что из-за низкого дохода граждане просто не смогут заменить старый автомобиль на тот, который бы соответствовал нормам, описанным в инициативе. По его словам, разрешить этот вопрос можно было бы с помощью программы, схожей по своей структуре с проектом по утилизации авто.
«Я вообще не думаю, что эта инициатива имеет какие-то шансы на успех. Это какая-то инициатива отдельных депутатов и ясно, что без поддержки правительства, администрации президента голосовать за нее никто не будет, во всяком случае большинство. И без того сейчас много проблем власть людям создает. Если сейчас еще запретят эксплуатацию старых автомобилей, то тем самым по самой малообеспеченной части автомобилистов будет нанесен сокрушительный удар. Есть вариант гибкий. Как когда была утилизация. Вот этот вариант вполне приемлем, когда людям давали определенные скидки на новые автомобили в случае, если они сдавали на утилизацию старые. Но у нас ничего не сделано для того, чтобы наладить утилизационный процесс. И в массовых масштабах, как политическая компания, это тоже сегодня нереально», – объяснил он.
Однако, заверил Похмелкин, гражданам не стоит беспокоиться о том, что инициатива комитета Госдумы по экономической политике и промышленности вступит в силу. По его словам, в запрете на эксплуатацию старых авто не заинтересованы ключевые люди, в интересах которых и принимается большинство подобных законов.
«Власть может пойти на ограничения граждан, когда это кому-то сильно выгодно, как это было, скажем, с “Платоном” (российская система взимания платы с грузовиков, имеющих разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн). Тогда стояли сильнейшие коммерческие интересы, наплевали на дальнобойщиков и их протесты, в конце концов их продавили. Или те же самые видеокамеры. Тоже сильный интерес. Люди протестуют, возмущаются, но частников туда допускают, потому что это кому-то выгодно. Кому выгодно убрать старые автомобили? Честно говоря, прямого бенефициара я не вижу. А значит, такого мощного лоббизма этого проекта не будет. Следовательно, у этой коррумпированной власти нет мотивации для того, чтобы это решение принять. Политически это плохо, коррупционной составляющей нет или она минимальна, а других мотивов наша власть не понимает. Поговорят и на этом все закончится. По крайней мере в ближайшее время», – заключил собеседник.
Ранее стало известно, что в Москве и Санкт-Петербурге планируют определить зоны, куда будет запрещен въезд старым, неэкологичным машинам. Формой дополнительного налога для не самых богатых автомобилистов назвал новый запрет первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков . Он также призвал «оздоравливать воздух Москвы» другими методами.