Как страховая взыскивает ущерб с виновника ДТП?
Avtodoks.ru

Автомобильный юрист

Как страховая взыскивает ущерб с виновника ДТП?

В каких случаях страховая компания может взыскать деньги с виновника ДТП?

Главная » ДТП » Возмещение ущерба от ДТП » В каких случаях страховая компания может взыскать деньги с виновника ДТП?

Для некоторых водителей является полной неожиданностью, когда их страховая компания сообщает им о взыскании денег. Такие случаи бывают не слишком часто, так как СК может сделать это не всегда. Лучший выход из данной ситуации – не допустить таких процессов, как регресс и суброгация.

Когда страховая компания может взыскать деньги с виновника ДТП

Для начала следует разобраться с такими понятиями, как «регресс» и «суброгация». Некоторым непосвященным гражданам может показаться, что они означают одно и то же. Но это далеко не так. Отличие этих двух процессов друг от друга серьезно сказывается на политике выплат компенсации.

Итак, суброгация означает право страховой компании взыскать затраты, понесенные на оплату страховки лицу, потерпевшему в аварии, с водителя, которого признали виновником данного ДТП.

Процедура регресса подразумевает под собой истребование страховой компанией средств, выделенных клиенту компании, являющемуся виновником ДТП. Данная процедура происходит в том случае, если данный клиент допустил нарушения условий договора.

Нарушениями условий договора считаются действия водителя, которые признаны незаконными и грозят ему гражданской ответственностью.

Такие действия страхователя перечислены в статье 14 Закона об ОСАГО:

  • Умышленное нанесение вреда жизни и здоровью граждан (например, сбил пешехода на переходе намеренно);
  • Водитель, находясь за рулем автомобиля в алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении, совершил ДТП. Факт наличия в крови водителя алкоголя, наркотиков или токсических веществ должен быть зафиксирован в документах;
  • Водитель-виновник аварии управлял автомобилем, не имея на это никакого права. То есть, у него отсутствовало водительское удостоверение или не было доверенности на управление данным транспортным средством;
  • Совершив аварию, водитель скрылся с места преступления;
  • Когда в договоре страхования, среди всех остальных лиц, имеющих право воспользоваться данным страховым полисом, фамилии водителя – виновника аварии, нет.

Наличие доверенности не является подтверждением того, что виновник аварии имеет право воспользоваться договором ОСАГО.

  • Когда авария произошла в период, который не предусмотрен страховым полисом. Что это означает? Обычно договор страхования заключается на один год. Но есть еще один период, который может быть от трех месяцев до года, в зависимости от того, сколько было заплачено за страховку. Если авария произошла вне данного периода, страховая компания может предъявить водителю требования о регрессе;
  • В том случае, когда срок действия талона технического обслуживания ТС, которое используется для перевозок, завершился. Данное условие не имеет отношения к другим транспортным средствам.

Существует ли возможность избежать регресса?

Избежать материальных потерь можно очень легко – соблюдать правила дорожного движения и условия договора страхования.

Садясь за руль автомобиля проверьте:

  • Не истек ли срок действия договор автострахования, если вы вносили оплату не за весь период (год);
  • Обратите внимание, есть ли ваше имя среди лиц, которые вписаны в ОСАГО. Позаботьтесь о том, чтобы ваши данные также были занесены в страховой полис;
  • Удостоверьтесь, что у вас есть действующая доверенность на управление данным транспортным средством;
  • Никогда не садитесь за руль в состоянии алкогольного или другого опьянения. Умейте отвечать за совершенные поступки, не покидайте место аварии.

Если вы будете соблюдать все перечисленные выше правила, вам не грозит никакой регресс.

Есть ли возможность у виновника аварии избежать суброгации?

  • Если вы попали в ДТП, во время его оформления инспекторами ГИБДД, поинтересуйтесь, есть ли у других участников аварии действующие договоры страхования. Дело в том, что сотрудники полиции могут и не вносить эту информацию в справку о ДТП, поэтому подобные сведения следует получить самому. Запишите себе реквизиты полисов, а также названия страховых компаний;
  • Если ситуация, вследствие которой произошло ДТП, неоднозначная, не торопитесь признавать свою вину. Иногда в ситуации, когда повреждение машины незначительно, водитель признает себя виновным в аварии, тем самым, возможно, принимая на себя вину другого участника дорожно-транспортного происшествия;
  • Если вы четко понимаете, что виновными в аварии являются оба участника, добивайтесь от инспектора ГИБДД составления протокола на обоих водителей. Если к вашей просьбе не прислушаются – обжалуйте незаконные действия во всех вышестоящих инстанциях;
  • Когда потерпевшая в аварии сторона имеет страховой полис КАСКО, примите участие в определении ущерба от аварии. В дальнейшем данный ущерб может повлечь процедуру суброгации. Сделать это можно направив заявление в страховую компанию, которая застраховала риск повреждения автомобиля по договору КАСКО. В заявлении укажите, что вы желаете присутствовать при экспертизе транспортного средства, поврежденного в ДТП. Ваше присутствие при осмотре состояния машины не позволит страховщикам подтасовать некоторые выгодные для них факты осмотра;
  • Обязательно сообщите об аварии в свою страховую компанию. Ваш страховщик также выступает субъектом ответственности по требованиям о выплате ущерба в порядке суброгации;
  • Насколько бы грамотными вы ни были в вопросах страхования и выплат материальной компенсации при ДТП, лучше всего будет обратиться за помощью к специалистам.

Особенно важно, если юристы занимаются именно решением спорных вопросов, связанных с договорами автострахования. Страховые компании, как правило, имеют в своем штате квалифицированных юристов, которые с легкостью добьются в процессе судебного разбирательства удовлетворения требований своей страховой компании.

Как написать досудебную претензию виновнику ДТП без ОСАГО?

Что делать, если виновник ДТП не застрахован по ОСАГО, читайте тут.

Как действовать виновнику аварии, если он не имеет материальной возможности вернуть средства страховщикам?

В данной ситуации суд выносит решение, в соответствии с которым у виновника аварии будет удерживаться определенная сумма из его месячного дохода.

Удерживать из зарплаты виновника аварии могут не более 50 %.

В том случае, если данное лицо уже выплачивает какие-то суммы на алименты или еще какие-то долги, то сумма выплат страховой компании должна быть учтена с учетом данного обстоятельства. То есть, в общем, у человека не могут вычитывать более 50 % от общего месячного дохода.

Суброгация и регрессия

Не имеет значения, какую страховку имеет виновник аварии, КАСКО или ОСАГО. И в том и в другом случае, с него могут взыскать необходимые средства. Только основания для этого будут разными.

  • Страховой полис КАСКО. Если водитель заключил договор страхования КАСКО, страховая компания имеет право взыскать с него средства, которые были уплачены пострадавшей стороне. Взысканию подлежит только та сумма, которая была выплачена пострадавшему по факту. В том случае, если возмещение ущерба производилось по ОСАГО, то возмещение средств, при наличии у вашего оппонента договора КАСКО, производиться не может;
  • Страховой полис ОСАГО. Автовладельцы, заключившие договор по ОСАГО не застрахованы от того, что компания может обязать их выплатить ущерб потерпевшему из собственных средств. Таким образом, страховщики реализуют свое право на регресс. Просто так такая процедура регресса не проводится. Она возможна только в том случае, если со стороны виновника аварии были нарушения условий договора страхования;
  • Например, если речь идет об управлении транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или вождение без прав.

Если страховая компания выдвинула вам подобные требования, оставлять без внимания данную ситуацию нельзя. Дело в том, что так вы можете только навредить сами себе.

Прежде всего, следует разобраться, насколько правомочными являются требования страховщиков. Страховые компании могут воспользоваться своим правом регресса или суброгации только в том случае, если для этого есть веские основания.

Когда вы уверенны, что страховщики злоупотребляют своим положением – отстаивайте свои права в суде. В этом деле стоит заручиться помощью квалифицированных юристов. Дело в том, что в вопросах, касающихся выяснения отношений со страховыми компаниями довольно много нюансов, которые известны только профессионалам.

Какой размер иска, предъявляемого виновнику аварии страховщиками?

В большинстве случаев иск приравнивается к сумме выплат по КАСКО за вычетом предельного лимита по ОСАГО. Но учтите, что выплата по КАСКО осуществляется на основании условий договора, а не в соответствии с ГК РФ. В остальных случаях порядок возмещения вреда регламентируется именно ГК.

Часто выплаты по КАСКО осуществляются без учета износа деталей автомобиля, на основании цен конкретных СТО (указываются в договоре страхования). Кроме этого, к выплатам могут добавляться услуги эвакуатора, экспертиза, вызов аварийного комиссара, прочее.

В соответствии с ГК РФ лицо, виновное в ДТП, должно возместить потерпевшему вред, в том размере, который необходим для полного восстановления транспортного средства с учетом износа деталей автомобиля.

Что делать при получении иска от страховой компании

Вы получили иск от вашей страховой компании – не переживайте, не начинайте надумывать себе различные варианты решения проблемы. Сразу же обращайтесь к адвокату.

В большинстве случаев регресс или суброгация осуществляются страховщиками через некоторое время, а не сразу же после аварии. Это можно назвать специальным тактическим ходом, который не позволяет клиенту собраться с мыслями от неожиданного известия.

Если вы получили подобное извещение, не паникуйте, а постарайтесь внимательно изучить документы, которые были присланы вам страховой компанией вместе с иском.

Обязательно сравните их с теми бумагами, которые должны были остаться у вас после ДТП. Скорее всего, в них обязательно найдутся какие-либо различия.

Если вам повезло, и нечестный маневр страховщиков разгадан, подавайте через своего адвоката апелляционной иск в арбитражный суд по ДТП со страховой компанией.

Если факт различия сведений в документах подтвердиться, результат предпринятых вами действий будет положительным. В крайнем случае, вы сможете добиться снижения суммы компенсации.

Как страховые компании пытаются обмануть своих клиентов?

Материальное благополучие страховщиков зависит от того, насколько честно они будут вести себя со своими клиентами. В делах о регрессе и суброгации компании стараются сделать все возможное, чтобы получить максимальную прибыль.

Иногда они идут даже в разрез с моралью, подделывая документы, необоснованно завышая суммы компенсации, запугивая своих клиентов тем, что им кроме выплат придется оплачивать судебные издержки.

Чтобы не попасться в расставленные страховщиками сети, следует правильно вести себя при наступлении страхового случая, и обязательно консультироваться в таких вопросах с адвокатом.

Так, если вы попали в ДТП, будьте в курсе всех событий и расследований, которые проводятся, присутствуйте на экспертизе, а еще лучше, возьмите с собой на процедуру осмотра автомобиля своего эксперта.

Читать еще:  Как узнать о страховом случае по ОСАГО?

Что говорит по данному вопросу судебная практика?

Сумму компенсации, которую требует страховая компания, можно уменьшить, хотя, как показывает судебная практика, сделать это будет не очень легко.

Полис КАСКО имеет одну особенность, которая позволяет выплачивать пострадавшим сумму, большую, чем того требует ситуация. Дело в том, что в соответствии с данной страховкой, возмещается полный ущерб без учета износа запчастей автомобиля, поврежденного при ДТП.

Например, если в результате аварии в машине пострадавшего была разбита фара, виновнику придется заплатить за абсолютно новую фару, хотя на момент аварии она была уже довольно изношена.

Если говорить о страховании по ОСАГО, то там картина совсем другая. Часто в суде возникают спорные моменты именно по этому поводу.

В данном случае все зависит от того, насколько высок профессиональный уровень вашего адвоката. Если он действительно хороший специалист, то, скорее всего, его действия помогут вам снизить сумму компенсации. В судебной практике таки ситуации встречаются довольно часто.

Взыскание денег с виновника ДТП по ОСАГО страховщиком – когда возможно?

Нередки случаи, когда страховая взыскивает с виновника ДТП некоторую сумму денег, которой старается возместить убытки, возникшие в результате выплаты автолюбителю, пострадавшему в этом происшествии. Страховщики осуществляют регресс.

Не все водители знают, что делать, когда применяется этот специфический правовой механизм. Мы подробно рассмотрим нюансы этой процедуры и дадим конкретные рекомендации по защите своих прав.

Загадочный регресс

Регресс – это специфический правовой механизм, применяемый в страховании. Суть, которого в том, что страховая компания выплачивает компенсацию за причиненный при дорожно-транспортном происшествии ущерб, потерпевшему участнику аварии, а потом требует у виновника столкновения возместить сумму выплаты.

Часть 1 статьи 1079 Гражданского кодекса РФ гласит, что виновник автомобильной аварии должен возместить ущерб, который был причинен в результате столкновения. Заключение договора ОСАГО предусматривает, что при ДТП потерпевшему автолюбителю, причиненный вред возместит страховщик виноватого в происшествие водителя.

Другими словами, после дорожно-транспортного происшествия страховая компания сначала выплатит компенсацию причиненного ущерба потерпевшему автовладельцу, а потом потребует выплаченную сумму с виновника происшествия. Страховщик заменил собой должника, которым является виновник автоаварии, и возместил вместо него нанесенный вред.

Следует знать, что ключевое слово в механизме регресса – это «виновник ДТП». Согласно, действующего законодательства установить лицо, виновное в причинении вреда может только суд. Поэтому, для того чтобы страховая компания могла выдвинуть регрессные требования к водителю необходимо чтобы суд признал его виновным в конкретной автомобильной аварии.

Таким образом, если страховая компания имеет только протокол об административном правонарушении и справку о ДТП, оформленные на месте столкновения сотрудником ГИБДД, то виновность водителя в автоаварии по закону не установлена. Страховщик не сможет применить к такому владельцу транспортного средства процедуру регресса.

Когда могут выдвинуть регрессные требования?

Может ли страховая компания взыскивать деньги с виновника ДТП по ОСАГО? Полный перечень ситуаций, при которых страховая компания может предъявить виновному в автомобильной аварии водителю регрессные требования изложен в статье 14 Федерального закона «Об ОСАГО». Применить регресс в каких-то других случаях страховщик не сможет.

Рассмотрим детально все случаи:

  1. Если виновный участник ДТП имел умысел причинить вред жизни или здоровью потерпевшего человека. Например, специально наехал на пешехода или «врезался» с предварительным умыслом в конкретную машину.
  2. Когда водитель управлял автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также находился под воздействием психотропных препаратов. Обязательное условие, что состояние опьянения подтверждено документально и не оспорено виновником столкновения в суде.
  3. Виновный автолюбитель скрылся с места дорожно-транспортного инцидента.
  4. Водитель не имел права управлять автомобилем, который причинил вред. Этот пункт предусматривает, что автолюбитель не имел удостоверения, или не был вписан в страховку ОСАГО, которая оформлена на ограниченное число лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Также, когда автовладелец оформил полис на определенный период (например, три месяца) и управлял машиной в непредусмотренное страховкой время.

Кроме этих случаев, регресс предусмотрен, если авария произошла на территории, на которой полис ОСАГО не действителен. Еще регрессные требования могут предъявляться к водителям, которые занимаются перевозкой пассажиров (такси, автобусы) и спровоцировали ДТП, имея просроченный техосмотр.

Напомним, что транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров, имеют диагностическую карту со сроком действия только шесть месяцев. Во всех остальных случаях страховая компания не имеет права применять регресс. Например, когда водитель уснул за рулем и тем самым спровоцировал автоаварию.

Практические советы от юристов

Практикующие юристы всегда напоминают, что права есть не только у потерпевших автолюбителей, а также у спровоцировавших аварию водителей. Кроме того, компенсационные выплаты за уплаченный ущерб могут не всегда законно взыскиваться страховщиками.

Поэтому, не бойтесь защищать в суде свои права. Рассмотрим, что делать автовладельцам при регрессионных требованиях советуют юристы.

Пытаемся снизить размер ущерба

Несмотря на то, что страховая компания уже выплатила компенсацию за причиненный при ДТП ущерб потерпевшему автолюбителю, виновник столкновения имеет право оспорить размер этой выплаты. Такое право предусмотрено Гражданским кодексом. Страховщик может требовать возместить ущерб только в размере реально причиненного вреда.

Другими словами, правильно рассчитанной суммы денег необходимой для выполнения полного восстановительного ремонта машины. Для этого нужно очень внимательно сделать анализ всех документов, на основании которых была начислены страховые выплаты. Необходимо изучить акт о страховом случае, акт осмотра машины и калькуляцию стоимости ремонта.

Помните, что с 01.12.2014 года все эксперты, работающие по системе ОСАГО, перешли на обязательный единый стандарт проведения расчета размера ущерба повреждённых при ДТП машин. В частности, эксперты, работающие при страховых компаниях; независимые эксперты и специалисты, выполняющие судебную экспертизу.

Эксперт должен был использовать при расчете цены восстановительного ремонта поврежденной машины единые ценовые справочники стоимости деталей, материалов и нормо-часов всех ремонтных работ, которые разработаны Российским союзом страховщиков. При проведении расчетов должен учитывается износ деталей. Проверив все данные можно снизить требуемую сумму денег.

Оспаривание законности страховых выплат

Необходимо провести полную юридическую экспертизу всех документов, на основании которых страховая компания выплатила компенсацию причиненного вреда потерпевшему при автомобильной аварии водителю. Если выполнить это задание самостоятельно не в мочь, то можно обратиться к опытным автоюристам. Они знают, что делать в этой ситуации.

Стоимость услуг адвоката будет значительно меньшей суммой, нежели размер компенсации по регрессу страховщика. При обнаружении недостаточного количества документов или ошибок в документах юристу удастся признать выплату «нестраховой». В таком случае страховщик лишается возможности предъявлять регрессные требования к виновнику ДТП.

Оспаривание виновности

Опытные автоюристы часто применяют такую стратегию защиты, и это позволяет им получать положительный вердикт суда. Ведь, в подавляющем числе автомобильных аварий была обоюдная вина водителей. Иногда, при проведении экспертизы обнаруживается, что автолюбитель, который признан виновником ДТП, на самом деле не виновен.

Если страховая компания прислала претензию, в которой указано, что автолюбитель виноват в дорожно-транспортном происшествии и делается ссылка на протокол об административном правонарушении, а также справку о ДТП, составленные инспектором ГИБДД, то адвокат будет доказывать в суде его невиновность.

Таким образом, автоюристы советуют при получении претензии от страховой компании с регрессными требованиями возместить уплаченную потерпевшему водителю при автоаварии компенсацию за причиненный ущерб не спешить платить. Примерно в девяти случаях из десяти юристам удается снизить размер выплат.

Как можно избежать регресса по ОСАГО?

Каждый автолюбитель должен помнить, что неукоснительное выполнение Правил дорожного движения и законов позволит ему избежать ситуации, когда страховая компания путем регресса пытается взыскать с него компенсацию страховых выплат для потерпевшего участника дорожно-транспортного происшествия.

Прежде всего, следует быть внимательным к своим документам. Ведь, каждый автовладелец самостоятельно несет за них ответственность.

  1. Периодически проверять действительность удостоверения, чтобы не пропустить срок его действия. Просроченные права приравниваются к ситуации, что у автолюбителя отсутствует документ совсем.
  2. Следить за сроком действия полиса ОСАГО для того чтобы вовремя приобрести новую страховку.
  3. Не садиться за руль машины до начала или после окончания срока действия автогражданки, оформленной не на календарный год, а на 3 месяца или другой период.

Кроме соблюдения этих советов автолюбителям нужно взять за правило никогда не садится за руль после выпитого алкоголя. Не стоит преуменьшать влияние на организм нескольких бокалов вина или пива. Алкоголь очень медленно выветривается из организма человека.

Особенности вердикта суда

Если у виновника автомобильной аварии нет средств для того чтобы компенсировать страховщику уплаченные потерпевшему водителю страховые выплаты, то суд вынесет постановление об удержании денег в счет долга из заработной платы или других доходов.

Следует знать, что по закону можно удерживать сумму, не превышающую 50% заработной платы.

Когда виновный в дорожно-транспортном происшествии автовладелец уже сплачивает алименты или другие проценты от заработной платы по какому-то долгу, то суд учитывает этот факт при вынесении постановления. После всех взысканий у человека должно остаться не меньше половины его доходов.

Подводя короткий итог, можно сказать, что страховая компания может взыскать с автолюбителя, признанного судом виновным в ДТП через регресс компенсацию в размере страховых выплат, перечисленных потерпевшему водителю только в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об ОСАГО».

Суброгация по КАСКО: за все платит виновник

Что бы там не говорили про тяготы автогражданки, автовладелец, оказавшись однажды виновником ДТП, испытывает «чувство глубокого удовлетворения» от наличия у себя полиса ОСАГО . Обычно водителя, причинившего вред, волнует единственный вопрос – размер нанесенного им ущерба. Вдруг он окажется значительным, и положенных по полису ОСАГО 400 000 рублей на ремонт не хватит? Поэтому, когда выясняется, что потерпевший является счастливым обладателем страховки КАСКО (которая, конечно же, «покроет» любой ущерб), виновник облегченно вздыхает: «Повезло!»

«Письмо счастья» или неожиданный поворот

Далее события неизбежно развиваются следующим образом. Пострадавший в аварии автовладелец, не имея к виновнику никаких претензий, обращается в свою страховую компанию и с помощью КАСКО спокойно решает все свои финансовые проблемы. Виновник ДТП, в свою очередь, чувствует себя в полной безопасности, будучи уверенным, что разбитый из-за него автомобиль благополучно отремонтирован. Но спустя некоторое время, может быть год или два, он внезапно получает так называемое «письмо счастья» – претензию от страховой компании потерпевшего с требованием возместить ей в порядке суброгации денежные средства, выплаченные клиенту по полису КАСКО .

Читать еще:  Как вернуть дополнительную страховку по ОСАГО?

Понятие «суброгация» регламентируется статьей 965 ГК РФ и означает, что страховщик после компенсации убытков автовладельцу, пострадавшему в аварии не по своей вине, имеет законное право вернуть потраченные деньги.

Денежные средства должно возместить лицо, причинившее ущерб, т.е. с виновник ДТП. Проще говоря, если в нашем примере ущерб потерпевшему составил 600 000 рублей, страховая компания выплачивает своему клиенту означенную сумму по полису КАСКО. После этого, воспользовавшись своим правом на суброгацию, требует всю сумму с виновника ДТП. Правда, поскольку у виновника всё-таки имелась действующий полис «автогражданки», сначала последовало обращение к его страховщику. Тот возместил 400 000 рублей в рамках лимита выплаты по ОСАГО. Но вот остальные 200 000 рублей виновнику придется компенсировать из собственных средств.

Рассчитать КАСКО – в 17 компаниях за 2 минуты

Что делать, если случилось неизбежное

С 2011 года абсолютно все страховые компании повсеместно пользуются своим правом на суброгацию. Поэтому любой участник дорожного движения (и водитель, и пешеход), ставший виновником ДТП, может столкнуться с необходимостью платить по счетам страховой компании. Поэтому, нужно быть не только морально готовым к подобному развитию событий, но и примерно ориентироваться в теме. Это непременно поможет отстоять свои права и свести материальные потери к минимуму. Итак, важно понимать следующие моменты:

Срок исковой давности

Прежде всего, следует знать, что срок исковой давности по суброгации составляет три года с момента ДТП. Но при этом ни в коем случае нельзя надеяться на то, что если страховщик обратился в суд позже обозначенного срока (редко, но случается), то ему автоматически откажут в иске. Претензию страховой компании игнорировать нельзя. Как правило, при молчании или отсутствии ответчика суд склонен удовлетворять требования страховой компании, хотя прекрасно понимает, что та нарушила сроки.

Для того чтобы страховщик получил 100-процентный отказ, необходимо заявить в суде об истечении срока исковой давности суброгации, причем сделать это до вынесения постановления.

Досудебное разбирательство

При суброгации в КАСКО, как правило, применяется досудебный порядок разбирательства. То есть, страховщик не вызывает виновника непосредственно в суд, а для начала отправляет ему досудебную претензию, в которой предлагает возместить ущерб добровольно. Причем делается это обычно спустя 2 – 2,5 года после происшествия, когда виновник окончательно расслабился и позабыл не только все обстоятельства, но и сам факт ДТП. Тем не менее, ему предстоит решить, насколько требуемая сумма реальна и обоснована. Стоит ли бороться за свои права или целесообразнее попытаться, например, попросту договориться о рассрочке платежа. В этом вопросе страховщики обычно охотно идут навстречу. Еще надо заметить, что иногда для демонстрации серьезности своих намерений бывает достаточно обратиться к юристу, который не только сумеет договориться с компанией о рассрочке, но и убедит ее «скостить» определенную сумму.

Адекватным страховщикам лишние судебные разборки со строптивыми ответчиками ни к чему, так как гораздо проще переключить свое внимание на более «перспективных» клиентов.

Претензия должна быть правильно оформлена

Нередко страховая компания, выдвигая претензию, ограничивается скромным листочком, в котором напоминает об аварии, невнятно перечисляет соответствующие статьи закона, а в заключении неожиданно резюмирует, что «задолженность перед компанией составляет энную сумму». Такое требование считается необоснованным, потому что страховщик обязан предоставить полный пакет документов, как то:

  1. Документы, которые подтверждают размер ущерба: акт осмотра ТС независимыми экспертами с полным описанием повреждений и фотографиями в оригинале, расчет стоимости ремонта или квитанции об его оплате.
  2. Документы, подтверждающие виновность в аварии: справку о ДТП, постановление об административном правонарушении или постановление суда.
  3. Документы, подтверждающие право на суброгацию: копия ПТС транспортного средства, копия полиса и квитанция об оплате, копия заявления страхователя о наступлении страхового случая.

Другие моменты

  • Страховщик получает право на суброгацию только после выплаты компенсации потерпевшему.
  • Соответственно, размер денежной претензии к виновнику должен находиться в пределах оплаченной ранее суммы ущерба.
  • Еще один важный момент: водитель, ставший виновником ДТП при исполнении служебных обязанностей, не должен платить по суброгации, эта ответственность лежит на его работодателе.

Коварство страховщиков

По статистике, в каждом третьем случае обращения в порядке суброгации страховые компании так или иначе пытаются завысить требуемую с виновника сумму возмещения ущерба. Для этого они, например, предоставляют калькуляции сомнительного происхождения, которые грамотный специалист легко оспорит в досудебном разбирательстве или непосредственно в суде. Поэтому не надо без вопросов идти на поводу у страховщика. Если есть хоть малейшие сомнения в реальности суммы ремонта, нужно тщательно проанализировать все документы, касающиеся оценки убытка, и проверить правильность всех расчетов:

  • Соответствуют ли произведенные ремонтные работы повреждениям, указанным в справке о ДТП. Может обнаружатся ничем необоснованные повреждения?
  • Не фигурируют ли в перечне заменяемых деталей лишние запчасти?
  • Не посчитаны ли одни и те же запчасти несколько раз?
  • Соответствуют ли реальности стоимость деталей/запчастей и стоимость нормо-часа и прочее.

Случается, что надеясь на юридическую и техническую некомпетентность виновника ДТП, страховые компании, выдвигая суброгационные требования, идут на прямой подлог документов. Так, например, пострадавший автовладелец, недовольный выплатой, проводит свою независимую экспертизу, согласно которой ущерб оценивается в разы больше. Но страховая компания, заплатив клиенту по оценочному акту своего, «карманного», эксперта, в порядке суброгации предъявляет документы от независимой экспертизы, организованной именно клиентом.

Оказавшись однажды виновником ДТП, нельзя обольщаться, что КАСКО пострадавшей стороны избавит вас от всех расходов, потому что его страховая компания оплатит стоимость ремонта вместо вас.

Если на момент аварии у вас имелся полис ОСАГО и есть подозрение, что ущерб превысит 400 000 рублей, разумнее всего взять ситуацию под свой контроль, чтобы в дальнейшем максимально обезопасить себя от завышенных требований чересчур прытких страховщиков. Для этого надо постараться:

  • Поддерживать постоянную связь с потерпевшим.
  • Присутствовать на всех проводимых осмотрах поврежденного авто, причем лучше всего делать это вместе со своим специалистом-оценщиком. Можно сделать копию отчета эксперта и обратиться с ней к другому оценщику, чтобы в дальнейшем иметь возможность оспорить акт осмотра потерпевшего и ходатайствовать о назначении судебной экспертизы.
  • По возможности контролировать процесс составления калькуляции.

Не попадайтесь в ловушку

Никто не застрахован от мошенников. Если вы принимаете решение добровольно возместить пострадавшей стороне убытки, нужно обязательно взять расписку о передаче денег и отсутствии претензий. В противном случае, может оказаться, что в дальнейшем потерпевший автовладелец получит деньги по полису КАСКО от своей СК, которая, в свою очередь, выставит вам через пару лет счет в порядке суброгации. Таким образом, придется возмещать убытки в двойном размере.

До недавнего времени гарантией не оказаться под бременем суброгации в случае виновности в ДТП являлся полис ДСАГО (добровольного страхования автогражданской ответственности), который расширял ответственность по автогражданке до 500 000 рублей и более. Но в настоящий момент, когда ситуация с ОСАГО напряженная, практически все страховые компании приостановили продажи страховок ДСАГО. Хотя, возможно, когда-нибудь ситуация вернется в привычное русло. Пока же, если дело дошло до суброгации, не отчаивайтесь и используйте все шансы, чтобы минимизировать сумму, затребованную страховой компанией.

Е-ОСАГО по выгодной цене

Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
10 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail

В каких случаях страховая может заставить виновника ДТП оплачивать его?

Мы уже касались случаев, когда виновник ДТП может быть призван к ответу, получив обязательство оплатить часть или полный объем ущерба, причиненного им в ДТП. В частности, мы рассматривали случаи, когда сумма выплат по ОСАГО может не совпадать с реальной компенсацией потерпевшим, а также когда автомобилем управляет водитель, не вписанный в полис ОСАГО. И последнее относится как раз к той категории нарушений, которые интересуют нас сегодня: это случаи, когда страховая компания вправе получить от виновника ДТП полную компенсацию выплат, осуществленных ей по договору ОСАГО. Ведь на самом деле, таких условий немало, и все они гарантируют, что закон окажется на стороне страховщика. Давайте рассмотрим их все.

П раво страховщика требовать компенсации выплаченного им ущерба регламентируется Федеральным законом № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а конкретно – соответствующей статьей 14, которая фиксирует «право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред». Теперь давайте рассмотрим эту статью по пунктам и выясним все случаи, когда виновника ДТП могут заставить компенсировать затраты страховой компании.

Подпункт «а» пункта 1 статьи 14 указывает, что «к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего». Иными словами, если при изучении обстоятельств ДТП будет установлено, что виновник ДТП с пострадавшими или погибшими действовал умышленно, страховая вправе через суд в полном объеме взыскать с него все компенсационные выплаты, которые она осуществила.

Подпункт «б» устанавливает право страховщика на регрессное требование к виновнику ДТП, если «вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного)». То есть, пьяные виновники ДТП будут платить за все сами – во-первых, страховая истребует с них все выплаченные потерпевшим деньги, а во-вторых, потерпевшие вправе потребовать от них дополнительной компенсации ущерба, который не был покрыт максимальной страховой выплатой.

К сожалению, на данный момент у пьяных водителей еще есть лазейка: к пьяным не причисляют тех, кто отказался от освидетельствования или специально употребил алкоголь после совершения ДТП. Однако с 29 октября 2019 года вступят в силу поправки, которые устранят эту недоработку: в подпункт «б» будут включены случаи, когда «указанное лицо не выполнило требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или оно не выполнило требование Правил дорожного движения Российской Федерации о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен».

Подпункт «в» гласит, что страховщик может требовать компенсации от виновника ДТП, если он «не имел права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред». Формулировка довольно широкая: в нее входят как водители, лишенные прав, так и те, кто, к примеру, управлял автомобилем категории, не открытой в действующих правах.

Читать еще:  Какие документы нести в страховую после ДТП?

В подпункте «г» указана возможность регрессного требования к виновнику аварии, если он скрылся с места дорожно-транспортного происшествия. Разумеется, для этого потребуется установить личность виновника, чем и пользуются некоторые малодушные личности, стремящиеся избежать заслуженного наказания. Тем не менее, если виновник ДТП будет найден, на него ляжет полная финансовая ответственность за содеянное.

Об этом варианте мы упоминали в отдельном материале: подпункт «д» устанавливает право страховщика на компенсацию его расходов, если автомобиль виновника был застрахован, но сам виновник не был вписан в действующий страховой полис. Разумеется, речь идет только так называемых «закрытых» или «ограниченных» полисах ОСАГО – если он был заключен в отношении неограниченного круга лиц, страховая компания обязана компенсировать ущерб самостоятельно.

Статья 11 закона об ОСАГО устанавливает обязанности водителей при ДТП: в частности, виновник обязан в течение 5 рабочих дней уведомить свою страховую компанию об аварии и не приступать к ремонту или утилизации пострадавшего автомобиля в течение 15 дней после нее, поскольку страховщик в этот период вправе потребовать проведения его осмотра или технической экспертизы. Подпункт «з» статьи 14 устанавливает возможность регрессного иска от страховой в виновному лицу, если «до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы». Проще говоря, если виновник ДТП начнет ремонт или утилизацию машины, на которой он попал в аварию, до истечения срока в 15 рабочих дней, страховая может потребовать от него компенсации своих выплат потерпевшим.

Еще один подпункт под буквой «к» устанавливает ответственность виновника ДТП, даже если он был вписан в действующий полис ОСАГО, но при покупке этого полиса онлайн были указаны недостоверные данные, чтобы уменьшить его цену. Как известно на итоговую стоимость полиса влияют разные коэффициенты – территориальный, возрастной и так далее, и если какой-то из них оказался неверным, что сделало полис дешевле, то такая небольшая «экономия» может обернуться куда боле серьезными затратами при ДТП.

Помимо рассмотренных выше случаев пункт 1 статьи 14 содержит еще два подпункта, которые не актуальны для владельцев легковых автомобилей. Так, подпункт «и» устанавливает возможность регрессного требования страховой к виновнику ДТП, если им стал водитель легкового такси, автобуса, грузового автомобиля, оборудованного для пассажироперевозок, или автомобиля для перевозок опасных грузов, если на указанное транспортное средство нет действующей диагностической карты. Владельцы указанных выше машин обязаны проходить техосмотр дважды в год, а актуальная диагностическая карта – обязательное условие для осуществления страховых выплат.

Второй подпункт, который мы упомянем здесь, еще не вступил в силу: абзац под буквой «л» станет актуален с 29 октября 2019 года. Он указывает, что страховая имеет право на регрессное требование к лицу, ставшему виновником ДТП, если «вред был причинен указанным лицом при использовании транспортного средства с прицепом при условии, что в договоре обязательного страхования отсутствует информация о возможности управления транспортным средством с прицепом, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям». Обратить внимание стоит на самый конец формулировки: прицепы к легковым автомобилям не входят в число поводов для судебного разбирательства – здесь речь идет о грузовых машинах и прицепах к ним, которые должны фигурировать в полисе ОСАГО.

В каких случаях страховая может заставить виновника ДТП оплачивать его?

Мы уже касались случаев, когда виновник ДТП может быть призван к ответу, получив обязательство оплатить часть или полный объем ущерба, причиненного им в ДТП. В частности, мы рассматривали случаи, когда сумма выплат по ОСАГО может не совпадать с реальной компенсацией потерпевшим, а также когда автомобилем управляет водитель, не вписанный в полис ОСАГО. И последнее относится как раз к той категории нарушений, которые интересуют нас сегодня: это случаи, когда страховая компания вправе получить от виновника ДТП полную компенсацию выплат, осуществленных ей по договору ОСАГО. Ведь на самом деле, таких условий немало, и все они гарантируют, что закон окажется на стороне страховщика. Давайте рассмотрим их все.

П раво страховщика требовать компенсации выплаченного им ущерба регламентируется Федеральным законом № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а конкретно – соответствующей статьей 14, которая фиксирует «право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред». Теперь давайте рассмотрим эту статью по пунктам и выясним все случаи, когда виновника ДТП могут заставить компенсировать затраты страховой компании.

Подпункт «а» пункта 1 статьи 14 указывает, что «к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего». Иными словами, если при изучении обстоятельств ДТП будет установлено, что виновник ДТП с пострадавшими или погибшими действовал умышленно, страховая вправе через суд в полном объеме взыскать с него все компенсационные выплаты, которые она осуществила.

Подпункт «б» устанавливает право страховщика на регрессное требование к виновнику ДТП, если «вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного)». То есть, пьяные виновники ДТП будут платить за все сами – во-первых, страховая истребует с них все выплаченные потерпевшим деньги, а во-вторых, потерпевшие вправе потребовать от них дополнительной компенсации ущерба, который не был покрыт максимальной страховой выплатой.

К сожалению, на данный момент у пьяных водителей еще есть лазейка: к пьяным не причисляют тех, кто отказался от освидетельствования или специально употребил алкоголь после совершения ДТП. Однако с 29 октября 2019 года вступят в силу поправки, которые устранят эту недоработку: в подпункт «б» будут включены случаи, когда «указанное лицо не выполнило требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или оно не выполнило требование Правил дорожного движения Российской Федерации о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен».

Подпункт «в» гласит, что страховщик может требовать компенсации от виновника ДТП, если он «не имел права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред». Формулировка довольно широкая: в нее входят как водители, лишенные прав, так и те, кто, к примеру, управлял автомобилем категории, не открытой в действующих правах.

В подпункте «г» указана возможность регрессного требования к виновнику аварии, если он скрылся с места дорожно-транспортного происшествия. Разумеется, для этого потребуется установить личность виновника, чем и пользуются некоторые малодушные личности, стремящиеся избежать заслуженного наказания. Тем не менее, если виновник ДТП будет найден, на него ляжет полная финансовая ответственность за содеянное.

Об этом варианте мы упоминали в отдельном материале: подпункт «д» устанавливает право страховщика на компенсацию его расходов, если автомобиль виновника был застрахован, но сам виновник не был вписан в действующий страховой полис. Разумеется, речь идет только так называемых «закрытых» или «ограниченных» полисах ОСАГО – если он был заключен в отношении неограниченного круга лиц, страховая компания обязана компенсировать ущерб самостоятельно.

Статья 11 закона об ОСАГО устанавливает обязанности водителей при ДТП: в частности, виновник обязан в течение 5 рабочих дней уведомить свою страховую компанию об аварии и не приступать к ремонту или утилизации пострадавшего автомобиля в течение 15 дней после нее, поскольку страховщик в этот период вправе потребовать проведения его осмотра или технической экспертизы. Подпункт «з» статьи 14 устанавливает возможность регрессного иска от страховой в виновному лицу, если «до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы». Проще говоря, если виновник ДТП начнет ремонт или утилизацию машины, на которой он попал в аварию, до истечения срока в 15 рабочих дней, страховая может потребовать от него компенсации своих выплат потерпевшим.

Еще один подпункт под буквой «к» устанавливает ответственность виновника ДТП, даже если он был вписан в действующий полис ОСАГО, но при покупке этого полиса онлайн были указаны недостоверные данные, чтобы уменьшить его цену. Как известно на итоговую стоимость полиса влияют разные коэффициенты – территориальный, возрастной и так далее, и если какой-то из них оказался неверным, что сделало полис дешевле, то такая небольшая «экономия» может обернуться куда боле серьезными затратами при ДТП.

Помимо рассмотренных выше случаев пункт 1 статьи 14 содержит еще два подпункта, которые не актуальны для владельцев легковых автомобилей. Так, подпункт «и» устанавливает возможность регрессного требования страховой к виновнику ДТП, если им стал водитель легкового такси, автобуса, грузового автомобиля, оборудованного для пассажироперевозок, или автомобиля для перевозок опасных грузов, если на указанное транспортное средство нет действующей диагностической карты. Владельцы указанных выше машин обязаны проходить техосмотр дважды в год, а актуальная диагностическая карта – обязательное условие для осуществления страховых выплат.

Второй подпункт, который мы упомянем здесь, еще не вступил в силу: абзац под буквой «л» станет актуален с 29 октября 2019 года. Он указывает, что страховая имеет право на регрессное требование к лицу, ставшему виновником ДТП, если «вред был причинен указанным лицом при использовании транспортного средства с прицепом при условии, что в договоре обязательного страхования отсутствует информация о возможности управления транспортным средством с прицепом, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям». Обратить внимание стоит на самый конец формулировки: прицепы к легковым автомобилям не входят в число поводов для судебного разбирательства – здесь речь идет о грузовых машинах и прицепах к ним, которые должны фигурировать в полисе ОСАГО.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector